Понятие, структура и виды административно-правовых норм.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 30.10.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ – ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 6
1.1. Сущность административно-правовых норм 6
1.2. Роль административно-правовых норм в российской системе права 12
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ 17
2.1. Структура административно-правовых норм 17
2.2. Виды административно-правовых норм 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
И, наконец запрещающие диспозиции содержат вид и меру поведения лица, за которое предусматривается юридическая ответственность. К примеру, Кодекс об административных преступлениях Российской Федерации устанавливает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Третьей и заключительной частью нормы права является санкция, которая определяет вид и меру последствий соблюдения либо нарушения диспозиции субъектом правоотношения. Существует классификация санкций по нескольким основания.
По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий различают следующие виды санкций:
Абсолютно - определенные, в которых точно указан вид и размер неблагоприятных последствий;
Относительно – определенные санкции, в которых вид неблагоприятного последствия указан точно. А размер в относительных пределах. Например, в соответствии с кодексом об административных отношениях повреждение телефонов – автоматов, наказывается штрафом в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
Альтернативные, которые содержат набор неблагоприятных последствий, из которых правоприминитель имеет возможность выбора.
По характеру последствий выделяют санкции штрафные, которые содержат неблагоприятные последствия для правонарушителя, и правовосстановительные, направленные на восстановление нарушенного права. Пример штрафной санкции: распитие алкогольной продукции на улицах или в парках влечет административную ответственность в виде наложения штрафа.
Чаще все элементы правовой нормы – гипотеза, диспозиция и санкция содержаться в одной статье нормативного правового акта, но встречаются и случае, где, например, гипотеза и санкция указываются, а диспозиция является логическим путем.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что административно-правовая норма представляет собой сложную структуру взаимосвязанных частей, которые в свою очередь могут быть классифицированы по различным основаниям.
2.2. Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы направлены на целый ряд общественных отношений, которые могут быть отрегулированы и определены благодаря определенной направленности конкретных норм. Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Существуют несколько критериев выделения различных видов административно-правовых норм. Рассмотрим каждый из них.
- Во-первых, нормы административного права подразделяются по целевому назначению. В данном случае выделяют регулятивные, охранительные, дефинитивные и декларативные административно-правовые нормы. В основе регулятивных правоотношений лежит взаимосвязь права и нравственности, так как в данном случае нормы права возникают и действуют именно на основе морального восприятия деятельности человека. Главными регуляторами человеческого поведения в обществе являются право и мораль. При помощи регулятивных правоотношений осуществляются меры юридической ответственности и защита субъективных прав.
Охранительные нормы направлены на вытеснение и уничтожение таких общественных отношений, которые чужды современному общественному строю и стоят на страже различных правонарушений, регламентированных действующим уголовным законодательством нашего государства. Охранительные нормы возникают на основе противоправных действий и отражают аномальные отношения в процессе правового регулирования. Законодательство любого государства, в том числе и Российской Федерации обязывает каждого человека, в отношении которого были применены те или иные санкции юридического характера претерпевать данные меры государственного принуждения, так как именно государство является гарантом общественной и государственной безопасности.
Дефинитивные нормы представляют собой нормы, определяющие характерные черты и признаки юридического понятия. Другими словами дефинитивные нормы административного права дают конкретную характеристику тем или иным юридическим терминам и понятиям.
Декларативные нормы административного права обычно содержат принципы административного права и носят рекомендательный характер.
- Во-вторых, по способу правового воздействия административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие, управомочивающие и рекомендательные.
Обязывающие нормы административного права содержат властное предписание государственных органов власти, которые фактически выступают в качестве регулятора общественных отношений и избирают меру поведения конкретных лиц в конкретных правоотношениях. Обязывающие нормы указывают лицу на обязательное совершение определенных действий, которые предусмотрены данной административно-правовой нормой.
Запрещающие административно-правовые нормы содержат абсолютный либо относительный запрет на конкретные действия или права человека. Данные нормы содержат запрет на совершение определенных действий, которые указаны в тексте нормы. Прежде всего, запрещающими являются нормы, в которых предусмотрены составы административных правонарушений.
Управомочивающие нормы права представляют собой такие правовые нормы, которые в силу тех или иных действий передают конкретному лицу те или иные права.
В качестве рекомендательных административно-правовых норм следует указать нормы, которые предоставляют возможность выбора определенного правила поведения.
- В-третьих, по юридическому содержанию административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы определяют содержание и объем прав и обязанностей конкретных участников правоотношений. Процессуальные же административно-правовые нормы определяют порядок реализации данных прав и обязанностей.
Рассмотренная классификация является общей для всего курса административного прав. Также существуют иные виды классификации административно-правовых норм, которые разделяют их по уровню обобщенности правила, по территории применения, по времени действия, по кругу адресатов, по порядку принятия и по способу реализации.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что российское административное право содержит определенную классификацию административно-правовых норм по целому ряду критериев, из которых наиболее значимыми являются целевое назначение, способ правового воздействия и юридическое содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе перед нами стояла цель исследования вопросов о понятии, видах и структуре административно-правовых норм.
Исходя из этого, перед нами стояли конкретные задачи, а именно:
- изучение административно-правовых норм как регулятора общественных отношений;
- определение сущности и роли административно-правовых норм в системе правового регулирования;
- выявление основных видов административно-правовых норм;
- изучение структуры административно-правовых норм.
Таким образом, подводя итог нашему исследованию, необходимо сделать следующие выводы.
Административно-правовые нормы представляют собой меры административного контроля и регулирования общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования административного права. Общим признаком всех общественных отношений, на которые распространено действие административно-правовых норм, является то, что в совокупности они представляют собой общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Административно-правовая норма представляет собой сложную структуру взаимосвязанных частей, которые в свою очередь могут быть классифицированы по различным основаниям.
Российское административное право содержит определенную классификацию административно-правовых норм по целому ряду критериев, из которых наиболее значимыми являются целевое назначение, способ правового воздействия и юридическое содержание.
Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, а ее актуальность доказана полностью.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993 г. с внесенными поправками от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант
Литература
Алексеев С.С., Теория права. М.: Юридическая литература - 2005 г. – 345 с.,
Бахрах Д.Н. Административное право: Уч. для вузов. – М.: Норма, 2004. – 572
Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007.
Габричидзе Б.Н. Административное право: учебник. – М.: Проспект, 2009.
Курс общего административного права. - Старилов Ю. Н. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М),2002 г.
Малеин Н.С.Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985
Общая теория государства и права. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2005. – 590 с.
Теория государства и права под редакцией Бабаева В. К. М.: Юристъ, 2003
Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002,
Теория государства и права 3-е изд., дополн. и испр - Хропанюк В.Н. - М.: Омега-Л, 2008.
Теория государства и права: учебник / А.Н. Чашин. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 688 с
Теория государства и права: учебник / А.Н. Чашин. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 688 с
Алексеев С.С., Теория права. М.: Юридическая литература - 2005 г. – 345 с.,
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 5.42
Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М.: Издательство «Проспект», 2005 г. – 435 с
Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
Теория государства и права под редакцией Бабаева В. К. М.: Юристъ, 2003 - стр. 485
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 1.1
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 4.2
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 6.11
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 7.27
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 7.11
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 8.8
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 5.42
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 5.35
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант – ст. 30.1
3
1. Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993 г. с внесенными поправками от 21.07.2014 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. – с изм- и доп-ми от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ // Справочно-правовая система Гарант
Литература
3. Алексеев С.С., Теория права. М.: Юридическая литература - 2005 г. – 345 с.,
4. Бахрах Д.Н. Административное право: Уч. для вузов. – М.: Норма, 2004. – 572
5. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007.
6. Габричидзе Б.Н. Административное право: учебник. – М.: Проспект, 2009.
7. Курс общего административного права. - Старилов Ю. Н. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М),2002 г.
8. Малеин Н.С.Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985
9. Общая теория государства и права. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2005. – 590 с.
10. Теория государства и права под редакцией Бабаева В. К. М.: Юристъ, 2003
11. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002,
12. Теория государства и права 3-е изд., дополн. и испр - Хропанюк В.Н. - М.: Омега-Л, 2008.
13. Теория государства и права: учебник / А.Н. Чашин. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 688 с
Вопрос-ответ:
Что такое административно-правовые нормы?
Административно-правовые нормы - это нормы, устанавливающие правила и порядок деятельности государственных органов и учреждений, а также регулирующие отношения государства с гражданами и организациями в сфере административного права.
Зачем нужны административно-правовые нормы в российской системе права?
Административно-правовые нормы играют важную роль в российской системе права. Они позволяют регулировать деятельность государственных органов и учреждений, устанавливают ответственность за нарушение правил и порядка, а также защищают права и интересы граждан и организаций.
Какова структура административно-правовых норм?
Структура административно-правовых норм состоит из двух основных элементов: гипотезы и диспозиции. Гипотеза содержит условия, при наличии которых применяется норма, а диспозиция определяет содержание и правовые последствия применения нормы.
Какие виды административно-правовых норм можно выделить?
Виды административно-правовых норм можно разделить на различные категории в зависимости от их предмета и сферы применения. Например, можно выделить нормы, регулирующие организационную деятельность государственных органов, нормы, устанавливающие права и обязанности граждан, нормы, регулирующие ответственность за нарушение правил и т.д.
Какие источники и литература рекомендуется использовать при изучении административно-правовых норм?
При изучении административно-правовых норм рекомендуется использовать различные источники, такие как законы, постановления, методические указания и т.д. Кроме того, полезно ознакомиться с соответствующей литературой, в которой подробно рассматриваются основные аспекты административного права.
Каково понятие административно-правовых норм в российской системе права?
Понятие административно-правовых норм в российской системе права определяет совокупность правил, установленных государством, которые регулируют отношения в сфере административного права. Они определяют права и обязанности государственных органов, должностных лиц, граждан, а также юридических лиц в этой сфере.
Какова роль административно-правовых норм в российской системе права?
Административно-правовые нормы играют важную роль в российской системе права. Они позволяют обеспечить эффективное функционирование государства, установить порядок и правила деятельности государственных органов, а также регулировать отношения государства с гражданами, организациями и другими субъектами права.
Каковы структура и виды административно-правовых норм?
Структура административно-правовых норм включает в себя такие элементы, как правовая форма, правовая система, нормативные элементы и санкции. Виды административно-правовых норм могут быть различными и включать запрещающие, разрешающие, устанавливающие и регулирующие нормы. Они определяют права и обязанности субъектов административного права и регулируют их взаимодействие.