Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан в России
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 05.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования системы управления занятостью населения 6
1.1 Основные принципы управления занятостью населения 6
1.2. Анализ системы управления занятостью населения и ее основные элементы 10
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования занятости 17
ГЛАВА 2.Особенности правового статуса безработного 22
2.1 Понятие безработного 22
2.2 Порядок и условия признаниям граждан безработными 26
2.3 Права и обязанности безработного 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Конъюнктурная безработица может принимать застойный характер, сопряженный с разрушением навыков к труду, а нередко - с распадом социально-психологических основ личности.Структурная безработица - это безработица, связанная со структурными сдвигами в спросе, с несоответствием характеристик спроса на рабочую силу и ее предложении. Структурная безработица отличаетсяпродолжительностью и высоким удельным весом безработных, при том что рынок труда может испытывать острую потребность в работниках определенных профессий. Она существует в периоды резких экономических спадов, депрессий и стагнаций, порождается несоответствием существующих структур (производства, оплаты труда и т. д.) новым требованиям рынка. В развитых странах около 40% увольнений связаны со структурными факторами, перепрофилированием предприятий. В политике занятости преодоление именно этой, а также конъюнктурной безработицы, должны занимать существенное место. Необходимо заранее готовиться к обеспечению занятости тех, кто рискует потерять работу на срок дольше года.Несмотря на отдельные сведения о скрытой безработице ее масштабы сложно оценить. Они плохо поддаются точному анализу и учету, в том числе и потому что, несмотря на обязанность работодателей заявлять о предстоящем переходе предприятия на режим нестабильного рабочего дня (простои, неполный рабочий день, отпуск без сохранения заработной платы), делают это далеко не все. Таким образом, оценка реального масштаба скрытой безработицы затруднена и не является целиком и полностью достоверной.2.2Порядок и условия признаниям граждан безработнымиСогласно Закону «О занятости населения» безработными признаются граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.Решение о признании гражданина безработным принимают органы службы занятости населения по месту жительства гражданина. Такое решение должно быть принято не позднее 11 дней со дня предъявления им в органы службы занятости следующих документов: паспорта, трудовой книжки либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о средней зарплате за последние три месяца по последнему месту работы. Если гражданин ищет работу впервые и не имеет специальности, он должен предъявить паспорт и документ об образовании.При этом, если выплачивают пособие в связи с ликвидацией организации, или в связи с сокращением, данное пособие не является основанием для отказа в постановки на учет в качестве безработного.Если же гражданин обратившийся в центр занятости ищет работу в первый раз, то есть у него нет стажа, тогда ему необходимо предоставить паспорт и документ об образовании (аттестат, диплом). Если же гражданин является инвалидом, тогда ему необходимо еще предоставить индивидуальную программу реабилитации. Делается это с целью поиска подходящей ему работы в соответствии с теми ограничениями и рекомендациями, которые дали врачи.Указанным ФЗ-№1032-1 устанавливается так же перечень лиц, которые не могут быть признаны безработными (ст.3 Закона). К их числу относятся: не достигшие 16 лет, осужденные к исправительным работам, обучающиеся по очной форме в учебных заведениях и т.д., а так же иные лица, признание которых безработными невозможно, на основании правил их трудоустройства службой занятости:лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от 2 вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. При этом, гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка и т.д.) дважды.не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.Не могут быть признаны безработными:граждане моложе 16 лет;пенсионеры;те, кто в течение 10 дней с момента регистрации отказался от двух вариантов подходящей работы, в том числе временного характера;граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии, в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации по одной и той же специальности);граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации в качестве безработного;осужденные к исправительным работам без лишения свободы и к лишению свободы;представившие документы, содержащие ложные сведения об отсутствии работы и зарплаты и другие недостоверные данные для признания их безработными.Следует знать, что граждане, получившие отказ признать их безработными, имеют право обратиться в службу занятости повторно — через один месяц после получения отказа.Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного); выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости (в том числе в период временной нетрудоспособности); возможность участвовать в оплачиваемых общественных работах.2.3Права и обязанности безработногоБезработные граждане являются участниками правоотношений в сфере занятости и обладают совокупностью определенных прав и обязанностей, а также каждый признанный в установленном порядке безработный получает социальные выплаты в виде пособия по безработице, материальной помощи и стипендий.Безработный имеет право:на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;на бесплатную консультацию, профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;на бесплатное получение информации в органах службы занятости;на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;на добровольное участие в оплачиваемых общественных работах.Государство гарантирует безработным:выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;бесплатное медицинское освидетельствование при направлении на обучение;обеспечение социальной поддержки;возмещение затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению службы занятости.Безработный обязан:являться в Центр занятости на перерегистрацию строго в назначенное специалистом время, имея при себе паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию (при наличии), для инвалидов - индивидуальную программу реабилитации;активно содействовать своему трудоустройству, т.е. постоянно заниматься самостоятельным поиском работы;своевременно информировать Центр занятости о своем трудоустройстве (в том числе на временную работу), назначении пенсии по старости, выслуге лет, переезде в другую местность и других событиях, от которых зависит право на получение пособия по безработице;являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня выдачи направления на работу органами службы занятости;оформлять листок временной нетрудоспособности в случае заболевания самого гражданина или справку при уходе за больным членом семьи.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ статье 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 подчеркивается, что занятость - как деятельность граждан, связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и приносит, заработок, трудовой доход.Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом комплексного преобразования экономики регионов. Колебания спроса и предложения рабочей силы на рынке труда демонстрируют свою зависимость от целой совокупности факторов: демографической ситуации в регионе, развития экономических, инвестиционных и миграционных процессов, реализация мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения.Последовательное проведение государственной политики в области содействия занятости населения в регионе является одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития. Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Целью государственной политики по регулированию занятости населения является содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.Высокая численность занятых и низкий уровень безработицы – одни из важнейших показателей экономического и социального развития регионов и страны в целом. Важной составляющей региональной политики занятости населения являются региональные программы содействия занятости населения и прогноз баланса трудовых ресурсов как средство оценки трудового потенциала и состояния занятости населения на текущий момент и на перспективу. Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом экономического развития региона. Принятие стратегических решений в области борьбы с безработицей и обеспечения полной и эффективной занятости в регионе невозможно без комплексного анализа ситуации на рынке труда, в том числе без формирования прогноза баланса трудовых ресурсов в регионе. Вместе с тем, в сфере особого внимания государства должен находиться ряд ключевых проблем в сфере занятости населения:диспропорция спроса и предложения рабочей силы; сохранение потенциала высококвалифицированных рабочих кадров (повышение конкурентоспособности безработных); неразвитость малого бизнеса, самозанятости; низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан; невысокая эффективность системы переподготовки безработных граждан; значительный уровень безработицы среди молодежи и сельского населения. Для создания условий роста занятости населения необходимо активизировать и сделать более эффективной работу по предоставлению государственных услуг по информированию граждан о положении на рынке труда, реализация мероприятий активной политики в области занятости населения.Наиболее эффективными являются направления активной политики занятости по организации профессионального обучения по профессиям, а также самозанятость граждан.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11 ФЗК) // «Собрание законодательства РФ». - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ с изм. от 2 мая 2015г. № 122-ФЗ// РГ, 31 декабря 2001г., 6 мая 2015г.Стратегия 2020: Новая модель ростановая социальная политика: промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. М.,2011.517с.Астахов П. Пособия и льготы. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / П. Астахов. – М.: Эксмо, 2012. – 288 с.Арбатский Д. В. Проблема занятости и безработицы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2010. № 20. С. 43-45.Бочарова О.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 152 с.Берлин Л.В., Вукович Г.Г. Региональные аспекты управления трудом // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 44–48.Безработица. Детали мозаики [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon.kz/129593-bezrabotica-v-ssha.-posobija.html (дата обращения: 01.10.2015).Вукович Г.Г., Магомедов К.У. Развитие южно-российских регионов в условиях активизации их социально-трудовой компоненты // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 154–158.Захаров Н.Л.Управление социальным развитием организации / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2013. – 208 с.Занятость и безработица [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d07/3-2.htm (дата обращения: 01.10.2015).Кабышев В.Т. Защита прав человека – главное направление правовой политики России // Государство и право. 2007. №1Кобзева С. И.Источникиправа социального обеспечения России / С. И. Кобзева. – М.: Проспект, 2013. – 266 с.Локтюхина Н.В. Профилактика безработицы. Перспективы системы защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 4. – С. 15-17.МустаеваФ.А. Взаимодействие институтов общества в социальном сопровождении самоопределения семьи как социологическая проблема// EuropeanSocialScienceJournal («Европейский журнал социальных наук»). 2012. №4(20). С.335-342.Мальцев Г. В.Социальные основания права / Г. В. Мальцев. – М.: Норма, 2013. – 800 с.Снежко О. А. Защита социальных прав граждан. Теория и практика / О. А. Снежко. – М.: Инфра-М, 2013. – 274 с.Седых Д.Д., Горшкова В.И. Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики [Электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/182/2004 (дата обращения: 01.10.2015).Холостова Е. Правовое обеспечение социальной работы / Е. Холостова, О. Прохорова. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 256 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ с изм. от 2 мая 2015г. № 122-ФЗ// РГ, 31 декабря 2001г., 6 мая 2015г.
3. Стратегия 2020: Новая модель ростановая социальная политика: промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. М.,2011.517с.
4. Астахов П. Пособия и льготы. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / П. Астахов. – М.: Эксмо, 2012. – 288 с.
5. Арбатский Д. В. Проблема занятости и безработицы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2010. № 20. С. 43-45.
6. Бочарова О.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 152 с.
7. Берлин Л.В., Вукович Г.Г. Региональные аспекты управления трудом // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 44–48.
8. Безработица. Детали мозаики [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon.kz/129593-bezrabotica-v-ssha.-posobija.html (дата обращения: 01.10.2015).
9. Вукович Г.Г., Магомедов К.У. Развитие южно-российских регионов в условиях активизации их социально-трудовой компоненты // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 154–158.
10. Захаров Н.Л.Управление социальным развитием организации / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2013. – 208 с.
11. Занятость и безработица [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d07/3-2.htm (дата обращения: 01.10.2015).
12. Кабышев В.Т. Защита прав человека – главное направление правовой политики России // Государство и право. 2007. №1
13. Кобзева С. И.Источникиправа социального обеспечения России / С. И. Кобзева. – М.: Проспект, 2013. – 266 с.
14. Локтюхина Н.В. Профилактика безработицы. Перспективы системы защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 4. – С. 15-17.
15. МустаеваФ.А. Взаимодействие институтов общества в социальном сопровождении самоопределения семьи как социологическая проблема// EuropeanSocialScienceJournal («Европейский журнал социальных наук»). 2012. №4(20). С.335-342.
16. Мальцев Г. В.Социальные основания права / Г. В. Мальцев. – М.: Норма, 2013. – 800 с.
17. Снежко О. А. Защита социальных прав граждан. Теория и практика / О. А. Снежко. – М.: Инфра-М, 2013. – 274 с.
18. Седых Д.Д., Горшкова В.И. Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики [Электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/182/2004 (дата обращения: 01.10.2015).
19. Холостова Е. Правовое обеспечение социальной работы / Е. Холостова, О. Прохорова. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 256 с.
Вопрос-ответ:
Какие принципы лежат в основе управления занятостью населения?
Основными принципами управления занятостью населения являются: принцип равенства возможностей, принцип предоставления доступа к труду, принцип социальной защищенности и принцип содействия трудоустройству.
Какие элементы входят в систему управления занятостью населения?
Система управления занятостью населения включает в себя следующие элементы: антикризисная программа, государственное регулирование занятости, государственные программы поддержки занятости, информационно-аналитическую систему управления занятостью, службы занятости населения.
Какие нормативно-правовые акты регулируют занятость в России?
Занятость граждан в России регулируется нормативно-правовыми актами, такими как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О занятости населения", Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от безработицы", и другими.
Что означает понятие безработный?
Безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации считается гражданин, который не имеет работы, готов и способен трудиться, активно ищет работу, и зарегистрирован в установленном порядке в службе занятости населения как безработный.
Какие права имеют безработные граждане?
Безработные граждане имеют ряд прав, включая право на получение пособия по безработице, право на профессиональную подготовку и переквалификацию, право на услуги службы занятости населения и другие социальные гарантии.
Какие принципы лежат в основе управления занятостью населения?
Основными принципами управления занятостью населения являются принцип социальной защиты, принцип равных возможностей, принцип государственного регулирования, принцип приоритета выполнения обязательств перед работниками.
Какие элементы входят в систему управления занятостью населения?
Основными элементами системы управления занятостью населения являются государственные органы, агентства занятости, социальные партнеры, образовательные учреждения, службы занятости, программы и меры поддержки занятости.
Как определяется статус безработного?
Статус безработного определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и признается гражданином, который не имеет работы, готов приступить к работе и активно ищет подходящую вакансию.