Обеспечение жильем отдельной категории граждан в рамках оказания им социальной помощи.
Заказать уникальную дипломную работу- 100 100 страниц
- 64 + 64 источника
- Добавлена 23.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ4
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ ЖИЛОГО
ПОМЕЩЕНИЯ 8
1.1 Правовое значение социальной помощи8
1.2 Основания предоставления жилья по договору социального найма16
2 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ОТДЕЛЬНЫМ
КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН36
2.1 Обеспечение жильем военнослужащих36
2.2 Обеспечение жильем детей-сирот57
2.3 Обеспечение жильем инвалидов68
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДИТЕРАТУРЫ97
ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ99
Причины проблем, возникающих в сфере обеспечения инвалидов жильем, необходимо искать в условиях их предоставления, как необходимо лечить не последствия болезни, а ее причину. Для этого следует рассмотреть, каким образом законодательно закреплены принципы обеспечения инвалидов жилыми помещениями.В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов) Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки должна определяться нормативными правовыми актами субъекта РФ.Для того чтобы более точно оценить фактически складывающуюся картину с обеспечением инвалидов жильем, необходимо вспомнить, что установленный федеральным законодательством механизм улучшения их жилищных условий различается для очередников, вставших на официальный учет до 01.01.2005 и вставших на учет позже этой даты.Для первой категории инвалидов-очередников, нуждающихся в жилье, из федерального бюджета регионам ежегодно выделяются целевые денежные субвенции. Регулируется этот процесс Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» [17]. Субвенции на указанные цели предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.В дополнение к положениям, содержащимся в Правилах расходования и учета предоставляемых регионам жилищных субвенций, на федеральном уровне утвержден порядок определения размера средств, выделяемых в расчете на каждого инвалида-очередника, вставшего на жилищный учет до 01.01.2005. При этом уполномоченный федеральный орган для каждого региона устанавливает свой норматив денежных средств, приходящихся на одного инвалида-очередника. Делается это по следующей формуле: рассчитанная федеральным агентством средняя стоимость 1 кв. м жилья в данном регионе умножается на принятый федеральный норматив обеспеченности жилой площадью одного инвалида (18 кв. м). Путем деления суммы выделенных региону субвенций на норматив средств, приходящихся на одного инвалида, устанавливается численность очередников, включенных в программу обеспечения жильем в текущем календарном году.В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 15.10.2005 органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлены конкретные формы и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, подпадающих под программу федеральных жилищных субвенций. Региональными органами социальной защиты составлен и регулярно уточняется сводный реестр лиц, принятых на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и имеющих право на получение государственной социальной помощи. Персональное распределение полученных регионом средств осуществляется обычно в порядке очередности, сформированной в хронологическом порядке по дате постановки на учет граждан, нуждающихся в получении жилья. Исходя из этой очередности, региональные органы власти производят перечисление целевых денежных сумм под конкретное число инвалидов-очередников в бюджеты соответствующих муниципальных образований.Таким образом, для обеспечения жильем инвалидов-очередников «до 2005 года» регионами могут применяться следующие способы решения проблемы:- предоставление безвозмездных субсидий инвалидам-очередникам (в размере расчетных сумм, выделенных на одного человека из федерального фонда субвенций) для самостоятельной покупки ими жилья на первичном или вторичном рынке недвижимости;- покупка муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке жилья малогабаритных квартир (с площадью жилья 18 кв. м по цене федерального норматива за 1 кв. м) с возможной последующей бесплатной передачей их в собственность инвалидам-очередникам (по желанию последних);- участие муниципальных образований (в пределах перечисленной им доли жилищных субвенций) в инвестировании строительства жилья для инвалидов-очередников с дополнительным привлечением средств инвесторов и также с последующей бесплатной передачей построенных квартир в собственность инвалидам-очередникам (по их желанию).Согласно, к примеру, Закону Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формой социальной поддержки инвалидов в данном регионе является предоставление выплаты на приобретение жилья. А в соответствии с Законом Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» мера социальной поддержки по обеспечению жильем может быть реализована путем предоставления жилого помещения по договору социального найма (в том числе предоставления жилого помещения большего размера взамен жилого помещения, занимаемого гражданином по договору социального найма) или путем предоставления жилого помещения в собственность при условии заключения договора мены предоставляемого жилого помещения и жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, или же путем предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений. Постановлением же администрации Волгоградской области от 14.09.2009 N 334-п утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета. В соответствии с этим Порядком предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов осуществляется в форме социальной выплаты, которая предоставляется только один раз.Как уже было сказано выше, в действующем российском законодательстве право инвалидов на обеспечение жилой площадью зависит не только от положений федерального и регионального законодательства, но и от времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. И в этом случае у соответствующих служб вполне могут возникать причины для отказа инвалидам в реализации своего права на жилье.В качестве примера можно привести реальный случай. Проживающий в Санкт-Петербурге инвалид II-й группы с 1986 года состоит на очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Инвалидность ежегодно переоформлял (в 2004 году присвоена III-я группа), но в 2007 году пройти переосвидетельствование инвалидности не смог в связи с длительной болезнью и бумажной волокитой в учреждениях здравоохранения. Инвалидность вновь подтверждена бессрочно в 2009 году. В 2010 году гражданин обратился в жилищный отдел администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений по льготе «инвалидность». В ответе жилищного отдела было указано, что по причине отсутствия документального подтверждения инвалидности в 2007 году он не имеет права на получение государственной субсидии на приобретение жилья как инвалид, а может подать документы на субсидию на общих основаниях.В Санкт-Петербурге действует Положение о порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 (далее - Положение). Поддержка инвалидов в жилищной сфере производится в том числе путем предоставления бюджетных субсидий. В силу пункта 1.3 Положения инвалиды имеют право на получение безвозмездных субсидий за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета в составе Федерального фонда компенсаций.В соответствии с пунктом 2.2 Положения бюджетные субсидии предоставляются инвалидам в порядке очередности исходя из даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Для предоставления безвозмездной субсидии гражданин подает в администрацию района Санкт-Петербурга по месту принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий заявление о предоставлении безвозмездной субсидии, подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи, и документы, подлежащие рассмотрению при предоставлении безвозмездных субсидий (условия субсидии - пункт 5.2 Положения).Из приведенных норм законодательства следует, что неподтверждение инвалидности гражданином по уважительным причинам в 2007 году правового значения не имеет, как и установление группы инвалидности (II-й или III-й). Поэтому подобный отказ жилищного отдела в предоставлении безвозмездной субсидии по причине отсутствия документального подтверждения инвалидности в 2007 году незаконен.В данном случае отказ в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья не только противоречит статьям 17, 28.2 Закона о защите инвалидов и пункту 1.3 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, но нарушает право инвалида на получение предусмотренной законодательством льготы и незаконно лишает его возможности улучшить свои жилищные условия.Таков в общих чертах механизм обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.Что касается инвалидов, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, то их проблемы решаются в соответствии с Жилищным кодексом РФ без участия средств федерального бюджета. Основной формой улучшения жилищных условий этой категории инвалидов является строительство нового социального жилья за счет средств регионального и муниципальных бюджетов.С учетом описанных выше механизмов основной интерес представляет, естественно, ситуация с обеспечением жильем инвалидов, вставших на жилищный учет до 01.01.2005.Действующий Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность предоставления дополнительных мер по обеспечению жильем инвалидов. В свою очередь, вышеуказанный Закон о защите инвалидов не регулирует правоотношения по льготному обеспечению жильем инвалидов, которые не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.Безусловно, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне. Но данная форма реализации права на предоставление вне очереди жилого помещения не корреспондирует с Законом о защите инвалидов. Так, фактически с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок: жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма рассматриваемая категория граждан не обладает, что и является подчас причиной отказа в льготном предоставлении жилого помещения.Однако Верховный суд РФ рассудил иначе. В Обзоре судебной практики за I квартал 2010 года он указал, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом приведенных в данном абзаце положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 01.03.2005 право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ [13] следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01.01.2005 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов и людей с ограниченными возможностями в России [61]. При этом одной из важнейших остается проблема обеспечения инвалидов жильем [54, c. 61-62].Следует отметить, что в России принято не разделять инвалида-взрослого и инвалида-ребенка. Следовательно, когда в нормативно-правовых актах идет речь об инвалиде и о социальных гарантиях, которые предоставляются ему, аналогичные социальные гарантии относятся и к ребенку-инвалиду. Все они обладают общим юридическим статусом [46, c. 25].Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с предоставлением жилья инвалидам-колясочникам, страдающим детским церебральным параличом (ДЦП). Чтобы более детально разобраться в том, какие же жилищные гарантии предоставляет наше государство инвалидам с диагнозом ДЦП, проведем небольшой экскурс в ранее действовавшее законодательство.Во времена существования СССР лица, страдающие органическими поражениями центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов, имели право на первоочередное получение жилой площади. Между тем согласно действующему Жилищному кодексу Российской Федерации, введенному в действие с 1 марта 2005 г., первоочередное предоставление жилья не предусматривается.До 2005 г. инвалиды, в числе которых были и страдающие органическим заболеванием центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214, имели право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты [19]. Однако данный Перечень в настоящее время фактически не применяется, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 вышеуказанное Постановление N 214 было признано утратившим силу.Так постепенно сужался круг жизненно важных гарантий, направленных на удовлетворение потребностей инвалидов-колясочников с диагнозом ДЦП в жилище.При этом Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 г. было закреплено право отдельных категорий инвалидов, к числу которых относятся и инвалиды-колясочники, страдающие ДЦП (органическим заболеванием центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующим применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями тазовых органов) на дополнительную жилую площадь [18]. В настоящее время данное право регламентируется Перечнем заболеваний, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 991н [22]. Однако, чтобы реализовать его, инвалиду порой приходится долго обивать пороги жилищных органов, обращаться в суд, который также не всегда выносит решение в пользу истцов. Ведь, чтобы получить дополнительную жилую площадь, инвалиду сначала надо встать на учет по улучшению жилищных условий, что вполне логично. С введением в действие Жилищного кодекса РФ инвалиды-колясочники с диагнозом ДЦП не только утратили право на первоочередное предоставление жилья (право на предоставление жилого помещения в виде отдельной комнаты), но и фактически оказались исключены из числа лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий в связи с заболеванием. Можно сделать вывод о том, что наличие законодательно закрепленного права у инвалида-колясочника на дополнительную жилую площадь еще не является основанием для его постановки на учет по улучшению жилищных условий. И получается, что, имея данное право, инвалиды-колясочники фактически не могут его реализовать, что подтверждается и примерами из судебной практики.Так, администрацией Новошаткинского сельского совета инвалиду-колясочнику I группы со стойким поражением опорно-двигательного аппарата было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по причине того, что он обеспечен нормой жилой площади, превышающей учетную норму площади жилого помещения для соответствующего региона, а условия для признания инвалида нуждающимся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), закрепленные в ст. 51 ЖК РФ, не относят его к данной категории граждан. Доводы истца о том, что основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий явилось заболевание, в связи с которым ему предоставлено право на дополнительную площадь, судом не были приняты во внимание как не основанные на законе для признания лица нуждающимся в жилом помещении. Как установлено судом, заболевание, которым страдает истец и в соответствии с которым ему назначена инвалидность, не относится к числу заболеваний, при наличии которых совместное проживание с ним в одной квартире иных граждан невозможно. Суд также посчитал, что если решением жилищной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат[38].Следует сказать несколько слов о программе социальной реабилитации инвалида. Данная программа разрабатывается для каждого инвалида индивидуально, после чего на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы ему выдается карта индивидуальной программы реабилитации (карта ИПР). Карта ИПР включает следующие разделы: медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация; психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет). В реабилитационной программе инвалида может быть предусмотрено и его право на предоставление благоустроенного жилья, с учетом состояния здоровья, а также замену этажа с верхнего на нижний и др.Как отмечают специалисты в области жилищных правоотношений, в Российской Федерации законодательство, регулирующее обеспечение жильем уязвимых групп населения, крайне запутанно, противоречиво, что создает объективные предпосылки для фактического нарушения жилищных прав граждан при формальном соблюдении закона [58, c. 44].Поэтому, как думается, ввиду недостаточно четкой позиции законодателя по вопросу предоставления жилья инвалидам-колясочникам, страдающим ДЦП, каждый индивидуальный случай должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела.3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАНС 01.03.2005 вступил в силу действующий Жилищный кодекс РФ, работа над которым продолжалась более 10 лет. Жилищный кодекс РФ был принят в пакете законов «Доступное жилье», в числе которых также были законы о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [9] и другие. По договорам социального найма жилые помещения могут предоставляться только малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном соответствующим законом субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).По договорам социального найма жилье предоставляется также иным определенным законом гражданам, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом РФ, федеральным законом или законом субъекта РФ нормам нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).Этими нормами не охватываются случаи предоставления жилья в соответствии со специальными программами, принятыми на соответствующих уровнях, о которых хотелось бы упомянуть отдельно. Так, 12.07.2012 был принят Закон Краснодарского края N 2542-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года».В соответствии с этим Законом право на получение государственной поддержки имеют граждане, чьи жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, и члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих жилых помещениях по состоянию на 06.07.2012.В целях реализации положений Закона Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.07.2012 N 821 был утвержден Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам (далее - Порядок).Согласно пункту 2.2 Порядка списки граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в натуральной форме в виде строительства жилого помещения за жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на вышеуказанных территориях муниципальных образований в июле 2012 года, формируются и утверждаются соответствующими органами местного самоуправления в разрезе городских (сельских) поселений из числа граждан, утративших жилые помещения и предоставивших до 01.09.2012 в соответствующий орган местного самоуправления заявление о включении их в списки граждан на получение меры государственной поддержки.При этом необходимо иметь в виду, что если жилье предоставляется в соответствии со специальными программами, то положения о нормах предоставления, установленные в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ, определяются в соответствии с этими программами [32].Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.Жилищный кодекс РФ, закрепив за вышеуказанными гражданами право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Это может говорить только о том, что жилье должно предоставляться им вне очереди после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им права на получение жилья, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Данная позиция поддерживается не только специалистами [45, c. 23], но находит поддержку и в судах.Истец в интересах своего несовершеннолетнего сына обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения вне очереди. В обоснование заявленных требований истец указал, что его сын является инвалидом-колясочником, они вместе с сыном и еще двумя членами их семьи проживают в общежитии и приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилое помещение, в котором они проживают, признано непригодным для проживания инвалида-колясочника: в доме отсутствует грузовой лифт, кухня, умывальник и туалет находятся на этаже, а душ расположен в подвале.Судом первой инстанции исковые требования были удовлетворены. В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное.Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда в законной силе и указал следующее.В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и субъектов РФ.Из материалов дела следует, что ответчик не оспаривал право истца и членов его семьи на получение жилья и изложенное мотивировал тем, что распоряжение о признании непригодным для проживания жилого помещения, в котором проживает инвалид-колясочник, не содержит сведений о том, что комната не подлежит ремонту или реконструкции. Кроме того, ответчик ссылался на то, что он не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение в связи с отсутствием жилых помещений соответствующей площади. Вместе с тем судом установлено, что реконструкция либо ремонт жилого помещения, позволяющие сделать его пригодным для проживания инвалида-колясочника, невозможны, поскольку общежитие, в котором оно расположено, в силу конструкции здания не приспособлено для оборудования грузовым лифтом.Суд также указал, что положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди [33].Встречаются также и случаи, когда после вступления в силу Жилищного кодекса РФ гражданина с внеочередного (первоочередного, преимущественного, своевременного) предоставления ставили в общую очередь на получение жилья [34]. Очень часто очередникам предлагают жилое помещение, которое не удовлетворяет установленным требованиям (аварийное, ветхое и тому подобное), а в случае отказа в заключении договора работники муниципалитета грозят снять таких граждан с очереди на получение жилья. Подобные отказы не являются законными, поэтому в таких случаях необходимо отстаивать свои права в судебном порядке. Анализ судебной практики показывает, что таких споров немного, но, например, при предоставлении жилья меньшей площади (нормы предоставления) суды признают незаконными действия по снятию граждан с учета [35].Следует отметить, что законодательством некоторых субъектов РФ (в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ) предусмотрена возможность выбора жилья. Так, например, на территории столицы РФ действует Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» [20], который принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с нормами, содержащимися в Жилищном кодексе РФ.Согласно пункту 3 статьи 21 этого Закона «в случае отказа от трех различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, жители подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы на следующий год. Жителям, включенным в программу, предлагается не более трех жилых помещений». В общем-то, все вполне оправданно, но все ли согласны с такими формулировками Закона?Истцы обратились в суд к Префектуре Западного административного округа Москвы, Управе района Раменки Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе с заявлением о признании незаконными распоряжений и об обязании устранить допущенное нарушение их жилищных прав. Их заявление мотивировано тем, что их семья из шести человек <...> была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, однако позже была снята с жилищного учета в связи с утратой оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях.Данное распоряжение истцы считают незаконным по следующим основаниям: о вынесении данного распоряжения истцы узнали случайно, за весь период нахождения в очереди им было предложено для осмотра два смотровых талона и утраты оснований нахождения на очереди по улучшению жилищных условий не имеется.Как установлено в судебном заседании, распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от <...> семье Б.Т.В. были предложены три варианта улучшения жилищных условий, от которых она отказалась, в связи с чем исключена из Программы обеспечения жилыми помещениями в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона города Москвы N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», снята с жилищного учета и переведена в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения Программы.В связи с этим суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено при наличии предусмотренных законом оснований. Судом также было указано, что он признает несостоятельными доводы Б.Т.В. о том, что ей не предлагались два последних варианта в <...>, так как факт направления смотровых талонов по почте подтверждается описями почтовых отправлений со штампом почты и квитанциями об их направлении, и, поскольку на заключение договора социального найма никто из членов семьи не явился, это было расценено как отказ [39].Кстати говоря, Закон города Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» подобных положений не содержит [21]. В статье 12 Закона N 407-65 указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.Также следует иметь в виду, что восстановление нарушенных прав граждан в случае их незаконного снятия с учета следует производить путем не новой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а путем восстановления на соответствующем учете [33].Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2012 году в статью 57 Жилищного кодекса РФ были внесены изменения: Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступающим в силу с 01.01.2013, они были исключены из перечня внеочередников. Смысл принятия этого Закона состоял в том, чтобы создать специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оберегая их тем самым от мошенников.В настоящее время установлено, что жилые помещения предоставляются в виде жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, установленным региональным законодательством, на срок до пяти лет. Срок может быть продлен не более одного раза, если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости содействовать нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока такого договора и при отсутствии названных факторов это жилье передается на условиях социального найма.Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ также было установлено, что на возникшие до 01.01.2013 правоотношения действие поправок, внесенных в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот», а также в Жилищный кодекс РФ, распространяется, если такие лица не реализовали право на обеспечение жильем до дня вступления в силу данного Закона.Прокурор обратился в суд в интересах К.А.В. к городской администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований он указал, что К.А.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на полном государственном обеспечении с 01.02.1995, с 2007 по 2012 года обучалась в <...>, собственного жилого помещения не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с 27.03.2012, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.Ответчик не согласился с исковыми требованиями и указал, что истица утратила право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, а также указал, что списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления специализированного жилья в порядке очередности еще не сформированы, поэтому отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие наличие оснований для предоставления истице жилого помещения.Решением суда первой инстанции требования прокурора были удовлетворены.Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение районного суда, указал, что суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что К.А.В. имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении ею 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была [36].ЗАКЛЮЧЕНИЕЖилищный вопрос в нашей стране в самые разные времена всегда стоял довольно остро, а для семей, где есть инвалиды, он актуален вдвойне. Ведь когда человек ограничен в степени свободы жизнедеятельности, то и жилое помещение, которое он занимает, должно соответствовать его уникальным потребностям. Государство должно предоставлять и в настоящее время предоставляет инвалидам и лицам пожилого возраста дополнительные гарантии жилищных прав. Однако хотелось бы рассмотреть, насколько они реальны, в какой степени указанные гарантии, в частности обеспечения их жилыми помещениями, реализуются и с какими проблемами данной категории людей приходится сталкиваться на практике.Так же, современная общественно-политическая ситуация в России потребовала пристального внимания к проблемам семьи и детства. Соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет приоритетное значение, поскольку лица этой категории по достижении 18 лет либо по окончании учебного заведения, не имея места для проживания, оказываются на улице. Отсутствие жилья влечет нарушение и иных прав гражданина Российской Федерации, в том числе на труд, на медицинское обслуживание, на социальную помощь.Как видно из проведенного исследования, вопросы предоставления жилья по договору социального найма - одни из самых сложных и злободневных.Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ, законами и нормативными актами субъектов. Отсюда и полная неразбериха с нормативными актами. Это осложняется еще и тем, что у субъектов РФ и муниципалитетов (в основном по финансовым причинам) отсутствуют свободные жилые помещения.Подводя итог исследования можно констатировать, что правовой режим государственного регулирования жилищного обеспечения граждан за последние годы претерпел существенные изменения и развивается во взаимосвязи со стоящими перед Российским государством задачами социально-экономического развития, но общая концепция данного правового режима не сложилась. Представляется, что основными структурными элементами правового режима жилищного обеспечения граждан являются: 1) закрепление права на выбор организационно-правовых форм удовлетворения жилищных потребностей при минимальных материальных условиях; 2) закрепление права на улучшение жилищных условий в зависимости от достижений социально полезной деятельности граждан, но до определенного предела;3) закрепление права на жилищное обеспечение в зависимости от конкретных социально-экономических задач, стоящих перед обществом и государством (проблемы демографии, исполнения профессиональных обязанностей в особых условиях, необходимость учета исторических заслуг).В заключение следует отметить, что реализация права на получение постоянного жилья, например, военнослужащим не должна длиться годами и десятилетиями. Не секрет, что в военных ведомствах существуют многотысячные очереди на получение жилья, в некоторых населенных пунктах военнослужащие ждут получения заветных квартир десятилетиями. Таким образом, именно государство в лице органов военного управления чаще всего первым нарушает условия заключенного с военнослужащим контракта о прохождении военной службы в части своевременного обеспечения его жилым помещением, в том числе с учетом права на дополнительную жилую площадь. И в идеале при выполнении государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих в установленные сроки не было бы и многочисленной судебной практики по вопросу обеспечения их дополнительной жилой площадью; данный вопрос решался бы в период исполнения ими обязанностей на соответствующих должностях.Невыполнение военным ведомством в отношении военнослужащего в период прохождения им военной службы требований закона в части обеспечения его надлежащим жильем не освобождает государство от взятых на себя обязательств. Во-первых, Россия провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации). Более того, в ст. 2 Конституции Российской Федерации продекларировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Поэтому вряд ли соответствует названным статьям Конституции Российской Федерации правоприменительная деятельность по отказу в предоставлении военнослужащим, ранее имевшим все основания для получения дополнительной жилой площади, в ее предоставлении после зачисления их в распоряжение командования по независящим от них причинам.Во-вторых, нарушенное первоначально именно государством право военнослужащего на жилище подлежит защите и восстановлению судами в полном объеме, в каждой из составляющих: и как право на обеспечение жильем от военного ведомства в установленные сроки, и как право на получение жилья с учетом неполученной ранее из-за нарушения условий контракта со стороны государства дополнительной жилой площади. Подводя итог, следует сделать вывод, что:1) Существующий в настоящее время порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, по сравнению с ранее действовавшими правилами, содержит следующие важные новации:- командиры воинских частей и начальники военных гарнизонов, которые в силу своих должностных обязанностей ответственны перед военнослужащими за их надлежащее жилищно-бытовое размещение, отстранены от распределения жилых помещений;- отсутствует коллегиальность в процедуре распределения жилых помещений. Ранее в распределении непосредственное участие принимали жилищные комиссии или иные общественные контрольные органы;- для всех очередников, независимо от места их жительства, провозглашена единая очередь;- допустимы предложения жилья в иных местах, нежели хотят очередники;- отсутствует учет особых жилищных прав первоочередников и внеочередников;- установлен дистанционный и обезличенный (виртуальный, почтово-бумажный), предельно жесткий алгоритмизированный механизм общения уполномоченного органа с адресатами права;- имеют место чрезмерные бюрократические требования к документальному подтверждению права на жилищное обеспечение;- имеют место строгие ограничения по срокам выполнения предписаний с наличием множества условий, позволяющих отказывать очередникам в реализации их прав даже в отношении уже предложенного жилья;2) С позиции военнослужащих такое положение с порядком предоставления жилых помещений вполне адекватно воспринимается ими в качестве не совсем правильных, проблемных элементов нового правового механизма по сравнению с привычными правилами решения их жилищных вопросов.Помимо прямого ущемления жилищных прав военнослужащих, указанные выше нововведения создают условия для возникновения коррупционных отношений в данной сфере. На это в юридической литературе указывалось неоднократно.Все это актуализирует проблему дальнейшего совершенствования системы правового регулирования жилищного обеспечения отдельных категорий граждан в рамках оказания им социальной помощи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Российская газета, N 1, 12.01.2005.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Российская газета, N 220, 20.11.2002.Федеральный закон от 03.12.2011 N 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, N 278, 09.12.2011.Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета, N 168, 30.07.2010.Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // Российская газета, N 182, 25.08.2004.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Российская газета, N 209-210, 02.11.2002.Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Российская газета, N 137, 22.07.1998.Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Российская газета, N 104, 02.06.1998.Федеральный закон от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета, N 145, 30.07.1997.Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета, N 248, 27.12.1996.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета, N 234, 02.12.1995.Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов, N 1, 1992.Указ Президента РФ от 06.07.1995 N 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // Российская газета, N 133, 12.07.1995.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно».Постановление Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» // Российская газета, N 241, 27.10.2005.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» // Российская газета. N 289. 2004. 29 декабря (утратило силу с момента вступления в силу Перечня заболеваний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 991н).Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты» // Российская газета. 1996. 14 марта.Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 42, 26.07.2006.Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» // Санкт-Петербургские ведомости, N 137, 28.07.2005.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 991н «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» // Российская газета. N 6. 2013. 16 января.Приказ Министра обороны РФ от 13.10.2011 N 1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512» (вместе с «Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства») // Российская газета, N 29, 10.02.2012.Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П // Вестник Конституционного Суда Российской Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 322-О // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2005.Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 112-О // Право в Вооруженных Силах, 2005, N 11.Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 2009.Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 г. N 937-О-О // СПС «Гарант».Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О // СПС «КонсультантПлюс».Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 11, 1993.Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2002 N 82-В02пр-6 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.10.2013 N 33-10080/2013 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 21.11.2013 N 33-25653/2013 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Псковского областного суда от 12.11.2013 N 33-1854/2013 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.10.2013 N 33-15903/2013 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Томского областного суда от 25.06.2013 N 33-1822/2013 // СПС «КонсультантПлюс».Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.08.2013 N 33-18259/2013 // СПС «КонсультантПлюс».Кассационное определение СК Пензенского областного суда от 17 января 2012 г. N 33-15 // СПС «Гарант».Решение Никулинского районного суда города Москвы от 12.03.2013 по делу N 2-991/13 // СПС «КонсультантПлюс».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВасильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 1(7). С. 179.Воробьев Е.Г. О праве на государственное жилищное обеспечение в избранном месте жительства в связи с увольнением с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11.Воробьев Е.Г. Об институте субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 7. С. 42 - 62; N 8. С. 33 - 49; N 9. С. 26 - 36.Воробьев Е.Г. Прежний правовой механизм обеспечения военнослужащих постоянным жильем заменен принципиально новым. Что далее? (краткий научно-практический комментарий к Федеральным законам N 298-ФЗ и N 405-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 3. С. 32 - 43.Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2012. С. 14.Карибян С.О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 1. С. 26 - 31.Ковтков Д.И. Предоставление служебных жилых помещений военнослужащим - участникам накопительно-ипотечной системы, приобретшим жилые помещения за счет средств целевого жилищного займа в населенном пункте, не являющемся местом военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4. С. 28 - 35.Лейба А. О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма // Жилищное право. 2014. N 7. С. 7 - 17.Огурцова М. Жилищные права детей-сирот // ЭЖ-Юрист. 2013. N 48. С. 4.Огурцова М.Л. Плата за принадлежащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги // Адвокат. 2014. N 6. С. 28 - 32.Петрова Л.Р. Социальная защита населения как фактор регулирования дифференциации общества (региональный аспект): Дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2000. С. 128.Подласенко О.А. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Законность. 2014. N 7. С. 31 - 36.Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / В.В. Андропов, Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридическиенауки. 2014. Вып. 2(24). Сергей Пирогов. Квартирный вопрос портит и военных // Военно-промышленный курьер. 2013. 23 окт.Тишин Р. Право инвалидов на жилье: есть ли препятствия, преодолимы ли они? // Жилищное право. 2012. N 1. С. 91 - 96.Трофимов Е.Н. К вопросу о праве военнослужащего на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в случае, когда он и (или) члены его семьи имеют в собственности жилое помещение (жилые помещения), полученное (полученные) им (ими) в порядке приватизации // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 3. С. 43 - 49.Трощенко Р.А. 20 лет военной службы как "жилищный рубикон" (к вопросу о равенстве прав военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями в избранном месте жительства) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 9. С. 48 - 56.Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. С. 53.Шелудякова Т.В., Соломаха Д.В. Право на жилище и государственная жилищная политика в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовой аспект // Семейное и жилищное право. 2013. N 1. С. 44.Garcia A. Bonilla, Gruat J.V. Social protection. Geneva, 2003. Р.20.Webster's Desk Dictionary of English Language. N.Y., 1990. 1078 p. Цит. по: Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Гос. власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 27 - 38.ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫИнвалиды в большом городе // Радио «Свобода». URL:http://www.svoboda.org [электронный ресурс].Судебные документы Верховного Суда Российской Федерации // Сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru/[электронный ресурс].Газета Известия // URL: http://izvestia.ru/news/543766 [электронный ресурс].
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Российская газета, N 1, 12.01.2005.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Российская газета, N 220, 20.11.2002.
5. Федеральный закон от 03.12.2011 N 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, N 278, 09.12.2011.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета, N 168, 30.07.2010.
7. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // Российская газета, N 182, 25.08.2004.
8. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Российская газета, N 209-210, 02.11.2002.
9. Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Российская газета, N 137, 22.07.1998.
10. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Российская газета, N 104, 02.06.1998.
11. Федеральный закон от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета, N 145, 30.07.1997.
12. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета, N 248, 27.12.1996.
13. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета, N 234, 02.12.1995.
14. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов, N 1, 1992.
15. Указ Президента РФ от 06.07.1995 N 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // Российская газета, N 133, 12.07.1995.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно».
17. Постановление Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» // Российская газета, N 241, 27.10.2005.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» // Российская газета. N 289. 2004. 29 декабря (утратило силу с момента вступления в силу Перечня заболеваний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 991н).
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты» // Российская газета. 1996. 14 марта.
20. Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 42, 26.07.2006.
21. Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» // Санкт-Петербургские ведомости, N 137, 28.07.2005.
22. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 991н «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» // Российская газета. N 6. 2013. 16 января.
23. Приказ Министра обороны РФ от 13.10.2011 N 1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512» (вместе с «Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства») // Российская газета, N 29, 10.02.2012.
24. Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П // Вестник Конституционного Суда Российской
25. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 322-О // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2005.
26. Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 112-О // Право в Вооруженных Силах, 2005, N 11.
27. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 2009.
28. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 г. N 937-О-О // СПС «Гарант».
29. Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 11, 1993.
31. Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2002 N 82-В02пр-6 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.10.2013 N 33-10080/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
33. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 21.11.2013 N 33-25653/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
34. Апелляционное определение Псковского областного суда от 12.11.2013 N 33-1854/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
35. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.10.2013 N 33-15903/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
36. Апелляционное определение Томского областного суда от 25.06.2013 N 33-1822/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
37. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.08.2013 N 33-18259/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
38. Кассационное определение СК Пензенского областного суда от 17 января 2012 г. N 33-15 // СПС «Гарант».
39. Решение Никулинского районного суда города Москвы от 12.03.2013 по делу N 2-991/13 // СПС «КонсультантПлюс».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
40. Васильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 1(7). С. 179.
41. Воробьев Е.Г. О праве на государственное жилищное обеспечение в избранном месте жительства в связи с увольнением с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11.
42. Воробьев Е.Г. Об институте субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 7. С. 42 - 62; N 8. С. 33 - 49; N 9. С. 26 - 36.
43. Воробьев Е.Г. Прежний правовой механизм обеспечения военнослужащих постоянным жильем заменен принципиально новым. Что далее? (краткий научно-практический комментарий к Федеральным законам N 298-ФЗ и N 405-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 3. С. 32 - 43.
44. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2012. С. 14.
45. Карибян С.О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 1. С. 26 - 31.
46. Ковтков Д.И. Предоставление служебных жилых помещений военнослужащим - участникам накопительно-ипотечной системы, приобретшим жилые помещения за счет средств целевого жилищного займа в населенном пункте, не являющемся местом военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4. С. 28 - 35.
47. Лейба А. О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма // Жилищное право. 2014. N 7. С. 7 - 17.
48. Огурцова М. Жилищные права детей-сирот // ЭЖ-Юрист. 2013. N 48. С. 4.
49. Огурцова М.Л. Плата за принадлежащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги // Адвокат. 2014. N 6. С. 28 - 32.
50. Петрова Л.Р. Социальная защита населения как фактор регулирования дифференциации общества (региональный аспект): Дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2000. С. 128.
51. Подласенко О.А. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Законность. 2014. N 7. С. 31 - 36.
52. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / В.В. Андропов, Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012.
53. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридическиенауки. 2014. Вып. 2(24).
54. Сергей Пирогов. Квартирный вопрос портит и военных // Военно-промышленный курьер. 2013. 23 окт.
55. Тишин Р. Право инвалидов на жилье: есть ли препятствия, преодолимы ли они? // Жилищное право. 2012. N 1. С. 91 - 96.
56. Трофимов Е.Н. К вопросу о праве военнослужащего на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в случае, когда он и (или) члены его семьи имеют в собственности жилое помещение (жилые помещения), полученное (полученные) им (ими) в порядке приватизации // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 3. С. 43 - 49.
57. Трощенко Р.А. 20 лет военной службы как "жилищный рубикон" (к вопросу о равенстве прав военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями в избранном месте жительства) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 9. С. 48 - 56.
58. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. С. 53.
59. Шелудякова Т.В., Соломаха Д.В. Право на жилище и государственная жилищная политика в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовой аспект // Семейное и жилищное право. 2013. N 1. С. 44.
60. Garcia A. Bonilla, Gruat J.V. Social protection. Geneva, 2003. Р.20.
61. Webster's Desk Dictionary of English Language. N.Y., 1990. 1078 p. Цит. по: Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Гос. власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 27 - 38.
ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Инвалиды в большом городе // Радио «Свобода». URL: http://www.svoboda.org [электронный ресурс].
2. Судебные документы Верховного Суда Российской Федерации // Сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru/ [электронный ресурс].
3. Газета Известия // URL: http://izvestia.ru/news/543766 [электронный ресурс].
Вопрос-ответ:
Кто имеет право на социальное жилье?
Право на социальное жилье имеют отдельные категории граждан, такие как военнослужащие, дети-сироты и инвалиды.
Каково правовое значение социальной помощи в предоставлении жилья?
Социальная помощь играет важную роль в обеспечении жильем отдельных категорий граждан. Она позволяет предоставить им жилье по договору социального найма на специальных условиях.
Какие основания позволяют предоставить жилье по договору социального найма?
Основаниями для предоставления жилья по договору социального найма являются наличие социальной нужды у гражданина, отсутствие другого жилья и соответствие установленным нормам.
Каким образом обеспечивается жильем военнослужащих?
Жилье для военнослужащих предоставляется в рамках программы государственного жилищного обеспечения, которая предусматривает предоставление военнослужащим жилых помещений или компенсацию затрат на аренду жилья.
Как происходит обеспечение жильем детей-сирот?
Дети-сироты имеют право на приоритетное обеспечение жильем. Для этого предусмотрены специальные меры социальной поддержки, такие как предоставление жилья по договору социального найма или социальная субсидия на приобретение или строительство жилья.
Кто имеет право на получение социальной помощи в виде жилья?
Право на получение социальной помощи в виде жилья имеют отдельные категории граждан, такие как военнослужащие, дети-сироты, инвалиды и другие.
Какие основания предоставления жилья по договору социального найма?
Основаниями предоставления жилья по договору социального найма могут быть социально-экономические условия, наличие малоимущих семей, жилищная безнадегность и другие.
Как обеспечивается жильем военнослужащих?
Военнослужащие могут получить жилое помещение как военнослужащие по контракту, через службу социальной защиты населения, так и по другим программам и льготам, предоставляемым государством.
Как обеспечивается жильем детей-сирот?
Дети-сироты могут получить жилье в семьях-опекунах, в приюте для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через программу социально-наймных жилых помещений и другими способами, направленными на обеспечение их жильем.
Как обеспечивается жильем инвалидов?
Инвалиды могут получить жилье по программе социально-наймных жилых помещений, через службу социальной защиты населения, а также имеют право на получение жилой площади в социальных государственных учреждениях.
Какое правовое значение имеет социальная помощь?
Социальная помощь имеет правовое значение и является государственной поддержкой определенной категории граждан, в том числе в форме предоставления жилья.