Юрисдикционные полномочия Федеральной антимонопольной службы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 35 35 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.11.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1.Федеральная антимонопольная служба: понятие, структура, функции. 4
Глава 2. Юрисдикционные полномочия Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации 10
2.1 Юрисдикционные полномочия в сфере соблюдения антимонопольного законодательства. 14
2.2 Юрисдикционные полномочия в сфере деятельности субъектов естественных монополий 17
2.3 Юрисдикционные полномочия в области соблюдения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики 19
2.4 Юрисдикционные полномочия в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 23
Заключение 28
Список используемых источников 30



Фрагмент для ознакомления

Согласно докладу ФАС РФ за 2014 год в 2014 году ФАС России рассмотрено 4 840 жалобына действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Из них 1 701 жалоба признана обоснованными и выдано 1 022 предписания, исполненных в установленные в них сроки. 2 514 жалоб признано необоснованными и выдано 229 предписаний. 625 жалоб оставлены без рассмотрения. Наибольшее количество жалоб рассмотрено ФАС России при неразмещении на сайте zakupki.gov.ru положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению на указанном сайте, или нарушения сроков такого размещения (310 жалоб). Количество рассмотренных жалоб ФАС России жалоб в 2014 году составляет 4 840 жалоб (в 1,5 раза больше рассмотренных жалоб за 2013 год), наибольшее количество жалоб рассмотрено в Центральном федеральном округе (32,9 % от общего количества рассмотренных территориальными органами ФАС России жалоб), Приволжском федеральном округе (21,2 %), Сибирском федеральном округе (12,2 %). В юридической литературе уделяется определенное внимание характеристике правовой природы указанных полномочий антимонопольного органа. Так, например, отмечается, что приостановление торгов в случае принятия жалобы на порядок проведения торгов и заключения договора по его итогам до рассмотрения жалобы по существу, а также выдача предписаний организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии относятся к числу административных пресекательно-обеспечительных мер защиты конкуренции. Другие авторы процедуру рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, характеризуют в целом как административно-юрисдикционную процедуру, по итогам которой могут быть приняты меры ответственности, а также специальные пресекательные меры (к числу которых относится и обращение с иском в суд о признании торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными). Несколько иную позицию высказывает О.Н. Садиков, по мнению которого антимонопольные органы, используя такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующих предписаний, осуществляют защиту гражданских прав в административном порядке с применением предусмотренных ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав. Н.И. Клейн деятельность антимонопольного органа оценивает как "административный способ защиты публичного порядка и частных (гражданских) прав", подчеркивая при этом, что "публичные и гражданско-правовые отношения, возникающие в рыночной среде, находятся на стыке, тесно связаны. Решения антимонопольного органа, направленные на обеспечение публичного порядка, в то же время служат средством защиты гражданских прав конкретных лиц или неопределенного числа лиц".Несмотря на многочисленные споры в этой области, статистика показывает, что деятельность ФАС РФ при осуществлении этих полномочий имеет положительную динамику. Так, в 2014 году ФАС России было возбуждено 8 982 дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения выдано 5 964 постановления о наложении административных штрафов.При этом в 2014 году ФАС России возбуждено 4 946 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о размещении заказов. По итогам рассмотрения выдано 3 077 постановлений о наложении административных штрафов.За аналогичный период в 2013 году ФАС России возбуждено 18 589 дел об административных правонарушениях и вынесено 12 673 постановления о наложении административных штрафов.В рамках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за 2014 год наибольшее количество дел возбуждено по части 4.2 статьи 7.30 КоАП в связи с утверждением заказчиками документации о закупках, не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, то есть за нарушение порядка отбора участников конкурсов, аукционов.В целом, давая общую оценку полномочиям антимонопольного органа по защите прав и законных интересов субъектов в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и анализируя приведенные выше позиции, необходимо отметить, что выдача соответствующих предписаний, как и обращение в суд с исковыми заявлениями, представляет собой деятельность антимонопольного органа по защите гражданских прав и законных интересов субъектов, осуществляемую в соответствии с действующим законодательством о защите конкуренции и в рамках положений п. 2 ст. 11ГК РФ. Согласно данной норме в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке.Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность ФАС РФ по защите прав и законных интересов субъектов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд имеет важное практическое значение. О ее значимости свидетельствует огромное количество обращений, поступающих в антимонопольные органы, в том числе и от лиц, участвующих в организации и проведении торгов.ЗаключениеВ настоящее время антимонопольным органом России является «Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».Его основными юрисдикционными полномочиями являются полномочия в области контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: полномочия в сфере соблюдения антимонопольного законодательства; полномочия в сфере деятельности субъектов естественных монополий; полномочия в области соблюдения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики; полномочия в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.В процессе исследования мы выяснили, что существуют определенные коллизии между нормами Закона о защите конкуренции и иных нормативных актах, в части установления полномочий антимонопольного органа. В связи с этимзаконодателем постоянно проводится работа по совершенствованию антимонопольного законодательства. В 2015 году принят «четвертый антимонопольный пакет», который направлен на расширение предупредительных полномочий ФАС РФ.На наш взгляд качество антимонопольного законодательства оказывает прямое влияние на эффективность реализации антимонопольным органом своих полномочий, тем самым способствует реализации антимонопольной политики государства.Список используемых источниковНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // «Российская газета» № 237 от 25.12.1993г.;Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собр. законодательства Российской Федерации. –1994. - N 32. - ст. 3301.;Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике»// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции»// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6236;Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652;Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 04.09.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 (ред. от 04.09.2015) «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2015)// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;Приказ ФАС РФ от 19.10.2009 N 695 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие ФАС России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 2009. 02 декабря; Приказ ФАС РФ от 24.02.2010 N 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 19;Приказ ФАС России от 25.05.2012 №340 ( ред. от 21.03.2013) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 № 24593)// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;Приказ ФАС РФ от 05.12.2007 N 415 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 12;Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.Научная литература:Башлаков-Николаев И.В. Административно-правовые меры в сфере защиты конкуренции// Законы России: опыт, анализ, практика.- 2014. - №2.Башлаков-Николаев И.В. О конкуренции между участниками торгов. // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2015. - №4.Братановский С.Н., Вознесенский К.Л. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Монография. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 162с. Борисов, А.А. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. (11-е издание). – М.: Книжный мир, 2011. 1152с. ISBN 978-5-8041-0559-5.Борисов А.Б. Большой юридический словарь // -М.: Книжный мир. – 2010.Еременко В.И. Очередные изменения в антимонопольном законодательстве Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. N 2. Клейн Н.И. Антимонопольное законодательство РФ - комментарии автора первого Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 года // Административное право. 2009. N 1. Клейн Н.И. Защита публичного правопорядка и гражданских прав при нарушении антимонопольного законодательства // Закон. 2008. N 2.Клейн Н.И. Рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства арбитражными судами и антимонопольными органами // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / Под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2008.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный): 3-е изд., испр., перераб. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. "КОНТРАКТ": "Инфра-М", 2005.Ожегов С.И. Словарь русского языка.// -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. -1960. Оводов А.А. Федеральная антимонопольная служба: актуальные вопросы административно-правового статуса// Административное право и процесс. -2011. -№12Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Антимонопольное (конкурентное) право: учебник// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru, -2014.Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций/ Под ред. С.В. Запольского. –М.: Российская академия правосудия: Статут, -2010.Трофимов В.Н. Аналитический обзор применения судами антимонопольного законодательства за III квартал 2004 года. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.Цыганов А.Г., Давыдова Л.Е., Позднякова А.В. Изменение институционального дизайна российского конкурентного ведомства// Российское конкурентное право и экономика. Научно-практический электронный журнал. – 2015. -№1 (14).

Список используемых источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // «Российская газета» № 237 от 25.12.1993г.;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собр. законодательства Российской Федерации. –1994. - N 32. - ст. 3301.;
3. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике»// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции»// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;
5. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6236;
6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652;
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 04.09.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;
8. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 (ред. от 04.09.2015) «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2015)// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;
9. Приказ ФАС РФ от 19.10.2009 N 695 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие ФАС России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 2009. 02 декабря;
10. Приказ ФАС РФ от 24.02.2010 N 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 19;
11. Приказ ФАС России от 25.05.2012 №340 ( ред. от 21.03.2013) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 № 24593)// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru;
12. Приказ ФАС РФ от 05.12.2007 N 415 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 12;
13. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.
Научная литература:
1. Башлаков-Николаев И.В. Административно-правовые меры в сфере защиты конкуренции// Законы России: опыт, анализ, практика.- 2014. - №2.
2. Башлаков-Николаев И.В. О конкуренции между участниками торгов. // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2015. - №4.
3. Братановский С.Н., Вознесенский К.Л. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Монография. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 162с.
4. Борисов, А.А. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. (11-е издание). – М.: Книжный мир, 2011. 1152с. ISBN 978-5-8041-0559-5.
5. Борисов А.Б. Большой юридический словарь // -М.: Книжный мир. – 2010.
6. Еременко В.И. Очередные изменения в антимонопольном законодательстве Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. N 2.
7. Клейн Н.И. Антимонопольное законодательство РФ - комментарии автора первого Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 года // Административное право. 2009. N 1.
8. Клейн Н.И. Защита публичного правопорядка и гражданских прав при нарушении антимонопольного законодательства // Закон. 2008. N 2.
9. Клейн Н.И. Рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства арбитражными судами и антимонопольными органами // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / Под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2008.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный): 3-е изд., испр., перераб. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. "КОНТРАКТ": "Инфра-М", 2005.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка.// -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. -1960.
12. Оводов А.А. Федеральная антимонопольная служба: актуальные вопросы административно-правового статуса// Административное право и процесс. -2011. -№12
13. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Антимонопольное (конкурентное) право: учебник// КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru, -2014.
14. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций/ Под ред. С.В. Запольского. –М.: Российская академия правосудия: Статут, -2010.
15. Трофимов В.Н. Аналитический обзор применения судами антимонопольного законодательства за III квартал 2004 года. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
16. Цыганов А.Г., Давыдова Л.Е., Позднякова А.В. Изменение институционального дизайна российского конкурентного ведомства// Российское конкурентное право и экономика. Научно-практический электронный журнал. – 2015. -№1 (14).

Вопрос-ответ:

Какие основные функции у Федеральной антимонопольной службы?

Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за исполнением антимонопольного законодательства, разрабатывает предложения и проводит антимонопольную политику, осуществляет регистрацию и рассмотрение соглашений, контроль за деятельностью субъектов естественных монополий и многое другое.

Какие юрисдикционные полномочия у Федеральной антимонопольной службы в сфере соблюдения антимонопольного законодательства?

В сфере соблюдения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба имеет полномочия проводить проверки, искать и устранять нарушения, выносить предписания о прекращении нарушений, возбуждать дела, привлекать к ответственности нарушителей и др.

Какие юрисдикционные полномочия у Федеральной антимонопольной службы в сфере деятельности субъектов естественных монополий?

В сфере деятельности субъектов естественных монополий Федеральная антимонопольная служба имеет полномочия устанавливать тарифы, контролировать организацию работы субъектов естественных монополий, рассматривать жалобы на действия или бездействие таких субъектов, а также обеспечивать конкуренцию и защиту интересов потребителей.

Какие юрисдикционные полномочия у Федеральной антимонопольной службы в области соблюдения антимонопольного законодательства?

В области соблюдения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба может проводить расследования, определять доминирование на рынке, препятствовать концентрации, разрабатывать и внедрять механизмы по стимулированию конкуренции и противодействию монополизации.

Какова структура Федеральной антимонопольной службы?

Федеральная антимонопольная служба имеет следующую структуру: Аппарат Федеральной антимонопольной службы, Главное управление по борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства и его региональные управления. Каждое региональное управление обеспечивает контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в своем регионе.

Какие полномочия имеет Федеральная антимонопольная служба?

Федеральная антимонопольная служба имеет широкие полномочия в сфере соблюдения антимонопольного законодательства. Она осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, возможность предотвращения и пресечения монополистической деятельности, защита прав потребителей и другие функции. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба имеет юрисдикционные полномочия в области деятельности субъектов естественных монополий и в области соблюдения антимонопольного законодательства.

Какие полномочия Федеральной антимонопольной службы в сфере соблюдения антимонопольного законодательства?

В сфере соблюдения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба имеет следующие полномочия: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрение жалоб и заявлений, проведение проверок, привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства, наложение административных штрафов, заключение и прекращение договоров, осуществление мониторинга рынков и другие. Все эти полномочия направлены на предотвращение и пресечение монополистической деятельности и защиту прав потребителей.

Какие полномочия Федеральной антимонопольной службы в области соблюдения антимонопольного законодательства?

В области соблюдения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба имеет следующие полномочия: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществление расследования, обнаружение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по защите прав потребителей, проведение анализа рынков и оценку конкуренции, установление и прекращение нарушений антимонопольного законодательства и другие. Все эти полномочия позволяют Федеральной антимонопольной службе эффективно бороться с монополистической деятельностью и обеспечивать справедливую конкуренцию на рынке.