психология половых различий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 08.11.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Обзорно-теоретическая часть 6
1.1. Общая характеристика ситуации неопределенности 6
1.2.Толерантность к неопределенности 9
1.3 Гендерные исследования толерантности к неопределенности. Предпосылки гипотезы 11
Эмпирическая часть 13
2.1.Методы и организация исследования 14
Методика определения толерантности к неопределенности Баднера (TAS) 14
2.2.Описание выборки 16
2.3.Анализ статистических результатов 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Приложение 1 26
Приложение 2 28

Фрагмент для ознакомления

График №1. Средний групповой показатель по шкалам методикиВывод:На основании всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что основная гипотеза подтверждена: существует зависимость уровня толерантности к неопределенности от гендерной принадлежности. Женщины имеют более низкий уровень толерантности к неопределённости (более интолерантны). Причем женщины более интолерантны к неопределенности по всем шкалам: «новизна», «сложность» и «неразрешимость». Это значит, что женщины больше стремятся к определенности, последовательности и упорядоченности. Больше стремятся нормировать свой день (например, придерживаться расписания). Перед чем-то новым и неизведанным у них появляется страх, они не могут сосредоточиться, чтобы принять решение и испытывают дискомфорт и напряжение, попадая в новые для себя ситуации. Чтобы не испытывать напряжение, тревожность, связанные с чем-то новым и неизвестным, женщины стремятся избегать неопределенных ситуаций. Нужно понимать, что мы говорим только об общей тенденции, то есть не все женщины интолерантны к неопределённости, есть те, которые чувствую себя в новых, сложных и неразрешимых ситуациях вполне комфортно (такие были и в нашей выборке).ЗаключениеЗа тем, что мы видим в повседневной жизни:затрудненность женщин при принятии решений на дороге, во время вождения автомобиля; затрата женщинами большого количества времени в магазинах; слезы и истерики, когда меняется время сдачи работы (контрольной, заказа). За всем этим стоят глубокие психологические личностные особенности. В частности - интолерантность личности к неопределенности.Так человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации, способен объективно оценить ситуацию и рационально подойти к рассмотрению альтернатив. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков.Если человек интолерантен к неопределенности, это значит, что он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. При столкновении с неопределённостью, с новыми и неразрешимыми ситуациями у интолерантной личности возникает тревожность, напряженность, новые ситуации могут вызвать длительный стресс. Эмоциональная сторона реагирования на неопределенность более характерна для женщин, у мужчин преобладает когнитивный компонент при столкновении с неопределенностью.В нашем исследовании мы доказали, что женщины более интолерантны чем мужчины, но это не значит, что не существует женщин, которые не могут положительно воспринимать неопределенность и эффективно с ней справляться (если посмотреть Приложение №1 – результаты методики Баднера), то можно увидеть, что и в нашей выборке были женщины толерантные к неопределенности. Так Луковичкая в своих исследованиях доказала, что показатель толерантности к неопредленности у женщин во многом зависит от их самооценки и степени удовлетворенности жизнью в целом и оценкой значимого окружения. Я считаю, что женщины больше боятся неопределенности, меньше хотят с ней столкнуться, но это не значит, что они не способны продуктивно разрешить ситуацию, когда успокоят свои эмоции и адаптируются. Так Е.С.Балабанова, Д.А. Жуков, И.С. Клецина подчеркивают, что женщины лучше приспосабливаются, оказавшись уже в ситуации неопределенности, они не замыкаются в себе как мужчины, а прибегают к социальной поддержке и активноищут выход с помощью своих связей. Возможно, толерантность мужчин к неопределенности связана с влиянием гендерных стереотипов, о том, что мужчина не должен ничего бояться (даже неопределенности) и гендерных стереотипах родителей. «Они по-разному относятся к страхам девочек и мальчиков: первых надо защищать и жалеть, а вторых — подбадривать для преодоления этой эмоции, нежелательной для «настоящего мужчины»» [6].Данная работа это только начальный этап в раскрытии этой темы. Для того, чтобы сделать исследование более объективным можно прибегнуть к эксперименту: искусственно создать ситуацию неопределенности и диагностировать эмоциональные составляющие, например, ситуативную тревожность. Также стоит разбить понятие толерантность к неопределенности на две составляющие: отношение к неопределенности (аффективный компонент) и эффективность действий, когда человек уже оказался в ситуации неопределенности (поведенческий компонент).Список использованной литературыАсмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.Аллахвердов В.М., Е.Ю. Воскресенская Е.Ю., О.В. Науменко О.В.«Сознание и когнитивное бессознательное»//Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12, 2008. Выпукс №2., с. 10-19.Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. (Экспериментальнаяпсихологика, т. 1) — СПб: «Издательство ДНК», 2000. — 528 с. Анастази А., Урбина С./ Психологическое тестирование // 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегии совладания с жизненными трудностями  // Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 26-35. Бендас Т.В. Гендерная психология // СПб.: Питер, 2006. — 431 с.Бутенко Т.П. «Субъективная неопределенность жизненных ситуаций: когнитивно-эмоциональные оценки и стратегии поведения»/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. 2009.Гусев А.И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности. Практическая психология и социальная работа. Выпуск №1, 2007.Корнилова Т.В. Преодоление субъектом неопределенности при принятии решений / Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева и др. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 325−338.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины // Сер. "Мастера психологии"// СПб.: Питер, 2003 - 366 с.Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии.http://www.cognitivepsy.ru/Pubs/2010_PrincipleofUncertainty_Kornilova.pdfКорнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. 2005.Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений// Психол. журн. 2005. Т.26. №1. С. 7−17.Кувалдина М.Б. Существует ли индивидуальная константа реагирования на неопределенность? http://www.cogpsy.ru/index.php/books.Ларичев «Теория и методы принятия решений».2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. — 392 с.Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук: спец. 19.00.05 / -   СПб., 1998. - 18 с.Сборник материалов «Человек в условиях неопределенности». Всероссийской конференции 18–19 мая. Новосибирск. 2006 г.Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности — М.:Смысл, 2008 - 172 с.Солнцева Г.М, Смолян Г.Л. «Принятие решений в ситуации неопределенности и риска (психологический аспект)».Труды ИСА РАН, 2009. Спиридонов В.Ф. «Функциональная организация процесса решения мыслительной задачи»/диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва.2006.Факторная структура русскоязычной версии Шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна / Е. Н. Осин // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 65–86.Фетискин  Н.П., Филатов О.А. Стратегии поведения в ситуации социальной неопределенности// Вестник интегративной психологии. – 2009. -№7. – 212 с.Филоник М.С. К обоснованию понятия «личностно значимый выбор» - Психологическая наука и образование – 2009. №5.Приложение №1Обработанные результаты по методике TAS (Баднера). Мужчины    НовизнаСложностьНеразрешимостьОбщий показатель толерантности№11722948№215231149№313251149№415291054№51423946№6620733№714251049№81623948№915291155№1013251048№1118301462№1215261051№1314251251№14818632№151222842№161320942№1717321362№181020838№1915261051№2012231550№211620844№2220341569№2316281054№2413201144№2510251247№261527951№2717301057№2812221044№2914221046№3011301556 Женщины    НовизнаСложностьНеразрешимостьОбщий показатель толерантности№117401168№215321461№312291354№416351566№520361874№615281154№717301158№813281455№917401168№1016361062№1114291659№1213241148№1319341669№1415301560№1513251048№1614281254№1720401171№1819351367№1916271457№2015291357№2112251249№2214241351№2316291257№2418381066№2515401166№2613291254№2718341668№2820361672№2917291460№3012241046Приложение №2Методика определения толерантности к неопределенности Баднера (TAS)Инструкция: Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. Оценку производите по семибалльной шкале следующим образом:7 — абсолютно согласен;6 — согласен;5 — скорее согласен;4 — не знаю;3 — скорее не согласен;2 — не согласен;1 — абсолютно не согласен.Текст опросникаСпециалист, который не может дать четкий ответ,видимо, не слишком много знает.Я бы хотел пожить за границей какое-то время.Нет такой проблемы, которую нельзя решить.Люди, которые подчинили свою жизньрасписанию, наверное, лишаютсебя большинства радостей жизни.Хорошая работа - это та, в которой всегда ясно,что нужно делать и как это нужно делать.Интереснее заниматься сложной проблемой, чем решать простую.В долговременной перспективе большего можно добиться, решая маленькие, простые проблемы, чем большие и сложные.Часто наиболее интересные люди - это те, кто не боится быть оригинальным и непохожим на других.Привычное всегда предпочтительнее незнакомого.Люди, которые настаивают на ответе либо «да», либо«нет», просто не знают, насколько все на самом деле сложно.Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь без особых сюрпризов и неожиданностей, на самом деле должен быть благодарен судьбе.Многие из наиболее важных решений основаны на неполной информации.Я больше люблю вечеринки со знакомыми людьми, чем те, накоторых большинство людей совершенно мне незнакомы.Учителя и наставники, которые нечетко формулируют задания, дают шанс проявить инициативу и оригинальность.Чем скорее мы все придем к единым ценностям и идеалам, тем лучше.Хороший учитель - это тот, кто заставляет тебя размышлять о твоемвзгляде на вещи.

Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
2. Аллахвердов В.М., Е.Ю. Воскресенская Е.Ю., О.В. Науменко О.В. «Сознание и когнитивное бессознательное»//Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12, 2008. Выпукс №2., с. 10-19.
3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т. 1) — СПб: «Издательство ДНК», 2000. — 528 с.
4. Анастази А., Урбина С./ Психологическое тестирование // 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
5. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегии совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 26-35.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология // СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
7. Бутенко Т.П. «Субъективная неопределенность жизненных ситуаций: когнитивно-эмоциональные оценки и стратегии поведения»/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. 2009.
8. Гусев А.И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности. Практическая психология и социальная работа. Выпуск №1, 2007.
9. Корнилова Т.В. Преодоление субъектом неопределенности при принятии решений / Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева и др. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 325−338.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины // Сер. "Мастера психологии"// СПб.: Питер, 2003 - 366 с.
11. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии. http://www.cognitivepsy.ru/Pubs/2010_PrincipleofUncertainty_Kornilova.pdf
12. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал. 2005.
13. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений// Психол. журн. 2005. Т.26. №1. С. 7−17.
14. Кувалдина М.Б. Существует ли индивидуальная константа реагирования на неопределенность? http://www.cogpsy.ru/index.php/books.
15. Ларичев «Теория и методы принятия решений». 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. — 392 с.
16. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук: спец. 19.00.05 / - СПб., 1998. - 18 с.
17. Сборник материалов «Человек в условиях неопределенности». Всероссийской конференции 18–19 мая. Новосибирск. 2006 г.
18. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности — М.:Смысл, 2008 - 172 с.
19. Солнцева Г.М, Смолян Г.Л. «Принятие решений в ситуации неопределенности и риска (психологический аспект)». Труды ИСА РАН, 2009.
20. Спиридонов В.Ф. «Функциональная организация процесса решения мыслительной задачи»/диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва.2006.
21. Факторная структура русскоязычной версии Шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна / Е. Н. Осин // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 65–86.
22. Фетискин Н.П., Филатов О.А. Стратегии поведения в ситуации социальной неопределенности// Вестник интегративной психологии. – 2009. -№7. – 212 с.
23. Филоник М.С. К обоснованию понятия «личностно значимый выбор» - Психологическая наука и образование – 2009. №5.

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ федерации,

Федеральное агентство по образованию

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина

Курсы по психологии социальной

"половые различия в проявлении агрессии"

План

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии

1.1 Понятие "агрессия", виды, особенности проявления

1.2 половые различия в проявлении агрессии

1.3 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей

Вывод

Список используемой литературы

Введение

В последнее время тема агрессии был, вероятно, самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено великое множество статей и книг. В Европе и Америке стали регулярные международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Ответ, на наш взгляд, является вполне адекватной и современной. Пока трудно сказать, является ли привело значительное число исследований и публикаций на эту тему до появления нового качества в новых, более глубокому и непротиворечивому пониманию нашей сущности агрессивного поведения человека.

явления Кризиса в современном обществе резко возросла криминализацию и связанной с этим агрессии. Рост криминальных преступлений среди подростков отражает эту общую тенденцию. Желание иметь то, что имеют другие, но не от него, приводит подростков в состояние ярости и агрессии.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В то же время обеспокоен тем, что рост числа преступлений против личности, влечет за собой тяжкие телесные повреждения. Имели место случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ как в стране, так и за рубежом. Я, в частности, посвящена специальные монографии и значительное число экспериментальных работ. Однако, Кауфман имел достаточно оснований, чтобы сказать, что в этом вопросе "мы еще совсем неведомой почве".