Психолого- педагогические основы организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 09.11.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности речевого развития ребенка 12
1.3 Основные подходы в организации деятельности педагога в развитии речи 14
1.4 Содержание деятельности педагога по развитию звуковой культуры дошкольников 20
1.5 Критерии и показатели речевого развития 24
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Звуковой состав слова детям непостоянен, а артикуляция звуков может постоянно меняться, таким образом, способность воспроизводить слоговые элементы слова у таких детей, нарушена.Второй уровень развития характеризуется тем, что различные речевые возможности детей уже значительно возрастают. Запас слов более разнообразный. Дети пользуются различными местоимениями, а также простыми предлогами и союзами. Таким образом, у ребенка возникает возможность рассказать о знакомых событияхс помощью простых предложений.Существительные употребляются, как правило, в именительном падеже, глаголы употребляются в инфинитиве, а также наблюдаются ошибки в употреблении числа и рода глаголов. Прилагательные непосредственно встречаются в речи очень редко и, как правило, не согласуются в предложении с другими словами. Что касается воспроизведения слоговой структуры слова, то она становится более доступной, так как дети повторяют слоговой контур слова, однако звуковой состав слова остаётся неточным.Третий уровень характеризуется тем, что речь становится развёрнутой, в ней нет грубых лексико-грамматических, а также фонетических отклонений уже нет. Дети пользуются, как правило, простыми распространёнными предложениями из трёх – четырёх слов. В самостоятельных высказываниях детей отсутствует грамматическая связь, а также логика событий. Звуковая сторона речи более сформированана данном уровне, теме не менее дефекты произношения касаются особенно шипящих и сонорных.Четвёртый уровень характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики, а также грамматического строя предложения. Учебный материал, тем не менее, воспринимается слабо, а степень его усвоения является очень низкой, правила грамматики ребенком не усваиваются[Левина 2006]..Отставание в обучении речи на всех четырех уровнях, остро переживаются детьми.Трудности в обучении способны образовать своего рода «порочный круг», где каждый нежелательный фактор сначала вызывается внешними обстоятельствами, а потом порождает уже другие внутренние нежелательные факторы, которые последовательно усиливают друг другаПод трудностями в учебной деятельности в этом возрасте сегодня понимаются те сложности, которые ребенок испытывает в результате рассеивания внимания, вследствие активной деятельности и психической активности в самых разных направлениях.Сегодня отмечается, на основании ряда исследований, что в большей степени трудности в обучении касаются детей с отклонениями от индивидуального оптимума в учебной деятельности.В многочисленных исследованиях современных отечественных психологов выделены существенные условия, которые должны помочь родителям и педагогам сформировать у ребенка способности к самостоятельному управлению как своим поведением, так и процессом обучения. К данным условиям относятся:- Развитие у ребенка сильного и длительно воздействующего мотива поведения;- Отработку введения ограничительной цели в деятельности, с целью избежать рассеивания внимания;- Отработка навыков членения информации при усвоении сложных форми развития способности деления деятельности на относительно самостоятельные и небольшие действия;Важнейшим условием для развития произвольного поведения у ребенка является активное участие взрослого человека, родителя или педагога, который непосредственно направляет усилия школьника и обеспечивает его необходимыми средствами овладения знаниями [Зубков, 2003., с. 81].Неуспеваемость, которая связана, как правило, с неадекватными способами в учебной работе, может носить как ярко выраженный, так и избирательный характер и непосредственно проявляться лишь только по отношению к отдельным предметам или разделам школьной программы. Однако она может носить и более общий характер, и тогда она будет проявляться в пробелах в знаниях, а также недостатках в усвоении многих или сразу всех учебных дисциплин.Если не обращать внимания на развитие неправильных навыков и приемов учебной работы, то они могут закрепляться и приводить к стойкому отставанию ребенка в учебе. Это, свою очередь, будет способствовать постепенному закреплению недостатков в учебной деятельности.Поэтому, необходимо исключить такие особенности у обучении, которые могут быть связаны с относительной легкостью учебного труда в самом начале обучения, несмотря на кажущуюся на первых порах эффективность использование облегченных способов усвоения материала без заметного отставания в учебе ребят испытывающих трудности в обучении, и, во-вторых, не допустить отсутствие реального контроля со стороны учителя и родителей за теми способами учебной работы, которые использует ученик в своей учебной деятельности.1.5Критерии и показатели речевого развитияСловарная работа — представляет собой планомерное расширение активного словаря дошкольников за счет незнакомых или трудных слов. Расширение словаря дошкольников активно идет вместе с ознакомлением их с окружающим миром, а также в процессе воспитания правильного отношения к окружающему миру.Процесс усвоения значений словдетьми, особенно их семантики был изучен Л. С. Выготским, который в ходе исследований установил, что ребенок по ходу своего непосредственного развития переходит от случайных, или несущественных признаков предметовк существенным. Поэтому с изменением возраста изменяются полнота, а такжеадекватность отражения ребенком в своей речи фактов окружающей действительности, а также различных признаков и связей, которые существуют в реальности [Выготский, 2004, с. 78].Особенности развития процесса мышления определяют особенности постепенно складывающегося детского словаря. Как наглядно-действенное, так и наглядно-образное мышление объясняют постепенное преобладание слов, которые обозначают названия предметов, а также явлений, качеств. Это является следствием развития словесно-логического мышления, которое вызывает усвоение детьми все новых элементарных понятий.Языкознание и психология непосредственно раскрывают такой важный вопрос, который имеет отношение к методике развития речи, как формирование активного и пассивного словаря.Активный словарь — представляет слова, которые говорящий непосредственно не только понимает, но и постоянно употребляет, этот процесс происходит более или менее часто. Активный словарь человека во многом и определяет богатство и культуру его речи[Стародубова 2006, с. 47].Как правило, в активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, однако в отдельных случаях —это может быть ряд специфических слов, употребление которых объясняется уже сложившимися условиями его жизни. Например, детив военном городке, обычно употребляютв обыденной речи слова армейской терминологии: плац, старшина, полигон, капитан, смотр, а дети с лесосплавного пункта, используют профессиональную лексику родителей: рубка, затон, топляк.Следовательно при определении содержания работы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста, педагогуважно учитывать потребности постоянной речевой практики детей, а также условия их речевого окружения. Необходимо постоянно помнить основные цели обучения языку, который необходимо сделать для ребенка средством общения.Пассивный словарь — представляет собой слова, которые человек понимает, однако сам не употребляет или употребляет редко. Пассивный словарь шире активного, потому что в него входят слова, о значении которых человек догадывается по контексту, а также те которые, отображаются в сознании когда человек их слышит [Стародубова 2006, с. 49].Переход слов из пассивного в активный словарь представляет собой особенную задачу. Таким образом, введение в речь детей различных слов, которые они сами усваивают с трудом, или употребляют в искаженном виде, требует значительных педагогических усилий. Для реализации этих задач в процессе словарной работы, воспитатели придерживаются обычно следующих принципов:Во-первых, работа над словом должна приводиться при ознакомлении детей с окружающим пространством на основе активной познавательной деятельности;Во-вторых, формирование словаря детей всегда происходит непосредственно с развитием психических процессов, а также их умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;В-третьих, все задачи по развитию словаря решаются обязательно в единстве и в определенной последовательности, для эффективности усвоения.ЗаключениеДетство — важный этап формирования личности человека: именно в этот период ребенок получает первые представления о жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, навыки и привычки, поведение и черты характера.Ведущий вид деятельности детей этого возраста, особенно дошкольного — игра, которая выполняет важнейшие функции воспитания и образования:- с помощью игры получают развитие духовные и физические силы ребенка: внимание, память, фантазия, дисциплинированность и пр.;- формируются многие положительные качества и черты характера ребенка;- познавательные способности (интерес и готовность к учению);- игра – это своеобразный, присущий детскому возрасту способ усвоения общественного опыта, познания ребенком окружающего мира, путем активного участия в повседневной жизни людей. Игра важна еще и потому, что готовит ребенка к будущему, для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полноценной и счастливой.Задача взрослых (родителей и педагогов) – создать все необходимые условия для разнообразной игровой деятельности и внимательно, умело управлять ею, особенно в процессе развития речи.Нужно привлекать детей к игре, но надо помнить: успех в передаче знаний и культуры следующим поколениям будет зависеть от того, как взрослые будут строить игры, какое содержание в них вкладывать. От этого зависит и успешный процесс развития творческих способностей детей, требующий грамотного, педагогического руководства, а именно установления таких способов руководства этим процессом, где применяются методы и приемы, содействующие правильному развитию и раскрытию творческого потенциала детей. Подобное руководство игровой деятельностью осуществляется, в основном, с применением творческих упражнений и заданий. Цель такой работы – достижение определенного уровня формирования детских навыков и проверка эффективного использования творческих упражнений и заданий на практике, без применения методов принуждения. В ходе данной экспериментальной деятельности мы убедились, что организация полноценного театрализовано атмосферы детской игры создают все возможности для активизации обогащения детского словаря.Таким образом, являясь основой его творческого развития, игра - это еще и своеобразный мостик от мира детей к миру взрослых: эти миры воздействуют друг на друга – в играх дети зачастую исполняют определенные социальные роли взрослых, а взрослые, в свою очередь, часто используют игры, чтобы лучше познать мир (деловые игры – кейсы), повысить самооценку (спортивные игры) и уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры).Список литературы1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М.: 2006. – 317 с.2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 2005. – 195с.3. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.4. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М.: Академия, 2007. – 128 с.7. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1978.8. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003.9. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа)/ Г. Клименко // Дошк. воспитание.- 2003.-№5. С.34-35.10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А.Колунова. - М.: Дар, 1994. С. 28 – 32.11. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.12. Левина Е.А. Школьный логопед.- М.: Образование Плюс, 2006.- 264 с.13. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т.II. - М.: 1952.14. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005.15. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.16. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Владос, 2006.- 367 с.17. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М.: 2006. – 317 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 2005. – 195с.
3. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М.: Академия, 2007. – 128 с.
7. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1978.
8. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003.
9. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа)/ Г. Клименко // Дошк. воспитание.- 2003.-№5. С.34-35.
10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А.Колунова. - М.: Дар, 1994. С. 28 – 32.
11. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
12. Левина Е.А. Школьный логопед.- М.: Образование Плюс, 2006.- 264 с.
13. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т.II. - М.: 1952.
14. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005.
15. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
16. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Владос, 2006.- 367 с.
17. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития детей младшего дошкольного возраста влияют на формирование звуковой культуры речи?

Основные особенности развития детей дошкольного возраста, такие как усиление роли речи в мышлении и коммуникации, развитие активности и познавательного интереса, формирование основных речевых навыков и умений, оказывают влияние на процесс формирования звуковой культуры речи у детей.

Каковы особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста?

В этом возрасте дети активно учатся говорить и пополнять словарный запас. Они начинают активно использовать свою звуковую систему для общения и выражения своих мыслей. Развитие фонетической стороны речи, фонематической слуховой дискриминации и звукоподражательной деятельности являются важными аспектами речевого развития в этом возрасте.

Какие подходы используются в организации деятельности педагога по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста?

В организации деятельности педагога по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста используются различные подходы, такие как игровой подход, систематический подход, дифференцированный подход и др. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и направлен на достижение определенных целей в формировании звуковой культуры речи у детей.

Что включает в себя деятельность педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста?

Деятельность педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста включает в себя различные задачи и методы работы. Это включает проведение занятий по развитию фонематического слуха, звукоподражательной деятельности, артикуляционной гимнастики, игр с звуками и словами, а также создание языковой обстановки и стимулирование коммуникативной активности детей.

Какие особенности развития детей дошкольного возраста влияют на формирование звуковой культуры речи?

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием речи у детей. Именно в этом возрасте формируется базисная звуковая культура, которая будет использоваться ребенком на протяжении всей жизни. Дети дошкольного возраста активно осваивают новые звуки и слова, а также начинают осознавать и манипулировать звуковыми структурами в речи.

Какие особенности речевого развития ребенка важны для организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи?

Речевое развитие ребенка имеет несколько стадий, на каждой из которых есть свои особенности и задачи для педагога. Важно учитывать, что дети в этом возрасте еще малообразованны и не могут правильно произносить некоторые звуки. Педагог должен помочь ребенку развивать артикуляционные и слуховые навыки, а также учить его правильно слышать звуки и слова.

Какие подходы используются при организации деятельности педагога для развития речи?

Педагог может использовать различные подходы и методы при работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста. Некоторые из них включают игры со звуками и словами, чтение и рассказывание сказок, проведение занятий по артикуляционной гимнастике и другим речевым упражнениям. Важно создать атмосферу взаимодействия и общения, чтобы дети могли практиковать и повторять новые звуки и слова.

Какая роль педагога в формировании звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста?

Педагог имеет важную роль в формировании звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Он должен создать условия для развития речи, поддерживать интерес детей к звукам и словам, организовывать игры и упражнения, которые помогут детям осозревать и манипулировать звуковыми структурами языка. Педагог также должен быть готовым помочь детям с проблемами произношения и слуховым восприятием.