11. Этнокультурное воспитание и развитие дошкольников, средства и методы этнокультурного воспитания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 10.11.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Воспитание и развитие дошкольников 5
1.1. Понятие воспитания и развития в педагогике 5
1.2. Особенности развития словаря дошкольников 8
1.3. Особенности малых форм фольклора 10
1.4. Возможности использования фольклора для развития словаря дошкольников 15
Глава 2. Развитие ребенка при помощи этнокультурного воспитания 20
2.1. Рекомендации 20
2.2. Подборка конспектов 22
2.3. Памятка для родителей по использованию малых форм фольклора 24
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Введение: На протяжении всей истории изучения развития семьи, особенно пристально рассматривается участие взрослых в развитии ребенка раннего возраста. Показателями заинтересованности во всестороннем развитии ребенка является рост центров развития младенцев, детей раннего возраста.
Сегодня родители проявляют активную заинтересованность в эмоциональном развитии подрастающего поколения и начинают принимать участие в становлении личности своих детей с самого раннего возраста. Отсюда следует, то, что психологам важно знать и участвовать в работе с родителями детей раннего возраста, знать специфику деятельности родительского взаимодействия основанную на объективных знаниях.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Актуальность данной работы заключается в том, что зачастую родители уделяют недостаточно внимания процессу становления словаря ребенка в раннем возрасте. При этом фольклор предоставляет для этого достаточно широкие возможности.
Именно в этом возрасте формируются основные направления развития психики и коммуникативной ребенка, что в последствии скажется на уровне и качестве его дальнейшего развития в более старшем возрасте.
Анализ психолого-педагогической и философской литературы, посвященной проблемам развития ребенка в семье, позволил установить наличие обобщенного знания о том, как складывается система развивающих мероприятий в рамках исследуемой темы.
Объектом исследования является развитие ребенка 3-х лет.
Предметом исследования является изучение динамики развития словаря ребенка 3-х лет при помощи фольклорных жанров.
Цель исследования: изучить и выделить особенности развития словаря детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие воспитания в педагогике.
2. Выделить особенности развития словаря детей 3 - го года жизни.
3. Определить особенности использования малых форм фольклора.
4. Рассмотреть возможности использования фольклора для развития словаря детей 3-го г. ж.
5. Подготовить рекомендации, конспекты и памятку для родителей по использованию малых форм фольклора.
По композиционной структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение

Основным средством воспитания в раннем возрасте является игра, которая в данном аспекте активно изучалась как в зарубежной, так и отечественной педагогике.
С одной стороны это предметно - манипулятивная деятельность ребенка в предметно-пространственной среде, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет), и игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
Под развивающей предметно-пространственной средой понимается комплекс определенных эстетических, а также психолого-педагогических условий, которые необходимы для организации педагогического процесса. Эта среда формируется на основе рационально организованного пространства и времени, которые насыщены различными предметами, а также игровыми материалами.
В данной среде ребенок активно включается в познавательную и творческую деятельность, у него начинает развиваться любознательность, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, воображение. Все эти действия в совокупности приводят к гармоническому развитию личности.
Гармоничное развитие личности, в свою очередь, способствует установлению психологической гармонии, утверждению чувства уверенности в себе, которое дает возможность ребенку испытывать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметно-развивающая среда обеспечивает различные виды деятельности ребенка и становится основой его активности. Доминантным видом деятельности в предметно-развивающей среде ребенка является игровая деятельность.
При помощи игр детей готовят к школе, а также закладывают фундамент личностных качеств, которые необходимы каждому человеку. Предметно-развивающая среда активно способствует развитию творческого воображения детей при создании ими определенного игрового замысла, а также отвечает за формирование культуры взаимоотношений. Так как ее содержание также влияет на тематику игр, и определяет выбор детьми и использование в ходе игры определенных социальных ролей.
В ходе экспериментальной деятельности мы убедились, что организация полноценного театрализовано атмосферы детской игры создают все возможности для активизации обогащения детского словаря.

1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М.: 2006. – 317 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000 - 400 с.
3.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор – М., 1957г. – 240с.
4.Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки – М., 1988г. – 176 с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 2005. – 195с.
6. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.
8. Батурина Г.И. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М.: «Школьная Пресса», 2003. – 144 с.
9. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
10. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор – Иркутск., - 1930
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М.: Академия, 2007. – 128 с.
13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1978.
14. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003.
15. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа)/ Г. Клименко // Дошк. воспитание.- 2003.-№5. С.34-35.
16. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А.Колунова. - М.: Дар, 1994. С. 28 – 32.
17. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
18. Левина Е.А. Школьный логопед.- М.: Образование Плюс, 2006.- 264 с.
19. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т.II. - М.: 1952.
20. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005.
21. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
22. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Владос, 2006.- 367 с.
22. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Вопрос-ответ:

Зачем нужно этнокультурное воспитание и развитие дошкольников?

Этнокультурное воспитание и развитие дошкольников необходимо для формирования у них уважительного отношения к своей культуре, понимания национальных традиций, развития речи и расширения словарного запаса.

Какие особенности развития словаря у дошкольников?

У дошкольников характеризуется активное наблюдение и интерес к окружающему миру, быстрое запоминание новых слов и выразительное использование речи. Однако их словарный запас ещё ограничен и нуждается в постоянном развитии.

Какие возможности предоставляет фольклор для развития словаря дошкольников?

Фольклор предлагает широкий выбор разнообразных текстов, песен и стихов, которые могут быть использованы для расширения словарного запаса у дошкольников. Знакомство с народной литературой позволяет им узнать новые слова, выражения и смысловые обороты.

Какие методы и средства могут быть использованы для этнокультурного воспитания дошкольников?

Для этнокультурного воспитания и развития дошкольников можно использовать методы игры, чтения народных сказок, пению и танцам народных песен, организацию различных праздников и тематических мероприятий, а также создание коллективных проектов и изготовление народных ремесел.

Какие рекомендации можно дать для развития ребенка при помощи этнокультурного воспитания?

Для развития ребенка с помощью этнокультурного воспитания можно рекомендовать активное использование народной литературы и фольклора, организацию творческих мастерских и театральных постановок, проведение экскурсий по местам исторического и культурного значения, а также общение с представителями различных народностей.

Какие средства и методы можно использовать для этнокультурного воспитания и развития дошкольников?

Средства и методы этнокультурного воспитания и развития дошкольников могут быть разнообразными. Например, можно использовать фольклорные игры, песни, сказки, легенды, народные танцы, викторины, конкурсы и многое другое. Главное в этом процессе - познакомить детей с национальной культурой, традициями и обычаями своей страны.

Какие особенности развития словаря у дошкольников?

Особенности развития словаря у дошкольников связаны с их возрастными особенностями. В этом возрасте дети активно усваивают новые слова и пытаются использовать их в своей речи. Они также начинают учиться понимать значения слов и употреблять их в правильном контексте. Однако их словарный запас еще ограничен и не всегда соответствует их познавательным возможностям.

Какие возможности предоставляет использование фольклора для развития словаря дошкольников?

Использование фольклора, такого как игры, песни, сказки и т.д., предоставляет множество возможностей для развития словаря дошкольников. Через эти материалы дети могут узнавать новые слова, изучать их значения и правильное употребление. Они могут пополнить свой словарный запас и научиться использовать слова в разных ситуациях. Кроме того, использование фольклора способствует развитию речи и языковых навыков детей.

Какие средства и методы используются для этнокультурного воспитания и развития дошкольников?

Для этнокультурного воспитания и развития дошкольников используются различные средства и методы, такие как использование народных игр и песен, знакомство с народными сказками и преданиями, обучение ребенка традиционным ремеслам и народным промыслам и другие. Главная цель данных методов - передача культурного наследия разных народов и развитие интереса к народным традициям и обычаям.