Психолого педагогические основы оргонизации дейтельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возроста с книжной культурой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 30 30 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 11.11.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ 6
1.1 Особенности психического развития детей среднего возраста 6
1.2 Особенности знакомства детей с книжной культурой 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 16
2.1 Программное содержание деятельности педагога по организации ознакомления детей с книжной культурой 16
2.2 Критерии к показателю овладения уровнем книжной культуры 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЯ 29
Фрагмент для ознакомления

Именно метод медленного чтения имеет много достоинств, так как в этом случае происходит изменение в процессе восприятия текста и изменяется характер рассмотрения деталей при формировании целостной картины произведения: «Путем медленного, внимательного, неоднократного прочтения текста вдумчивый читатель может проникнуть в его изобразительное пространство (город, село, «вещный» мир, быт, занятия, досуг, развлечения, пейзажные структуры, соотношения хронотопа и исторического времени) и знаковое (язык, универсальные приемы изобразительности и выразительности, символы, мифологемы), персонажный слой, мир авторских ощущений». Чтение приводит непосредственно к выявлению «повторяющегося цитатного слоя текста, но каждый повтор раскрывает некий новый аспект в фрагментах и сам факт повтора свидетельствует об особой их роли в смысловом целом текста». Таким образом, именно медленное чтение помогает непосредственно проникнуть внутрь внетекстового пространства. Продуктивность метода медленного чтения в изучении художественных текстов подтверждена работами многих исследователей эффекта такого рода деятельности, все они отмечаю, что только так читатели (учащиеся) как можно больше погружаются: «в семантику и образную структуру произведения, лучше понимают тон и фон культурного пространства авторской картины мира». На уроке чтения, сегодня, таким образом, принципиально важна исследовательская направленность работы, которая побуждает детей осмысливать текст, а также выразительно читать отдельные фрагменты текста.Ставя перед учениками проблемные вопросы перед прочтением текста, нужно говорить просто и ясно. Успех урока зачастую зависит от умения вести диалог, поэтому я стремлюсь слушать и слышать учеников, находить верные решения в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускать при этом излишней категоричности и нетерпимости к иным суждениям.Таким образом, для того чтобы сформировать познавательные учебные действия на уроках литературного чтения, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как для них, - «язык является своеобразным путеводителем в реальной или вымышленной в литературном произведении социальной действительности, так как именно язык существенно влияет на все наши представления о социальных процессах и проблемах» (12, c. 62). Дело в том, что люди живут не только в окружающем их материальном мире и также не только в социальном мире, как это принято думать, а в очень значительной степени они находятся во власти конкретного языка, который становиться средством выражения когнитивной картины мира в данном обществе. Поэтому очень важно понимать, что представление о том, что индивид ориентируется непосредственно во внешнем мире без помощи языка, а язык, в свою очередь, является лишь средством решения задач мышления и коммуникации, является всего лишь иллюзией. В реальной действительности именно окружающий «реальный мир» в значительной степени неосознанно строится, прежде всего, на основе языковых стереотипов той или иной социальной группы, тоже самое касается и языка художественных произведений. Сама процедура медленного чтения, при которой требуется постоянно в деталях интерпретировать текст, должна коренным образом отличаться от быстрой интерпретации, которую предполагает чтение произведения в обычном режиме. Дело в том, что «литературно-критический аспект медленного чтения - это детальная интерпретация, или, иными словами, специальная операция, при которой даже в игре расплывчатых и противоречивых форм сразу придается определенная структура, раскрывается глубинный смысл, и дается некое «истинное» объяснение авторского замысла. Вот почему при медленном чтении интерпретация работает на раскрытие, «истинной структуры» и устанавливает причины игры целого множества структур». ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕIIИменно в акте медленного чтения субъект должен, прежде всего, отрешиться полностью от самого себя, так как только в этом случае полнее будет восприятие истинной структуры произведения:Позволяя произведению непосредственно читателя «увлечь» себя ярким сюжетом, и, при этом, экономно и выразительно изображаемыми «характерами», читательские «переживая» за судьбу персонажей, подчиняются выверенной организации в воображении. Дело в том, что читатель совершенно бессознательно - усваивает тот «порядок культуры», манифестацией которого и является определенное произведение. В этой ситуации вместе с мотивацией интереса к захватывающей интриге страстей читатель оказывается в центре всех культурных стереотипов, которые были собраны и, сфокусировавшись, излучаются на читателя повестью, стихотворением или пьесой». С этой точки зрения, литературное произведение непосредственно представляет собой не что иное как эффективный механизм внушения стереотипов, которые были закодированы на языке определенной культуры и были нужны этой культуре в целях активного регулирования поведения своих представителей.Таким образом, при чтении интерпретация текста читателем, его декодирование и осмысление на идеальном уровне управляется, так как при медленном чтении и автор и читатель, даже живущие в одном временном срезе и пользующиеся одним естественным языком, не обладают «тождественным кодом»: у них не совпадает языковой опыт, ни объем языковой памяти, по-разному проявляется активность речевой деятельности. Расхождение еще более усиливается, если время создания текста и его восприятия разделяется рамками, разводящими автора и читателя по разным культурным традициям и языкового развития. Медленное чтение позволяет эти расхождения минимизировать, что приближает читателя к недосягаемому уровню интерпретации художественного текста авторского замысла.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие познавательных учебных действий у школьников на уроках литературного чтения и в целом в учебном процессе сегодня является одной из ключевых проблем образования. Таким образом, главной задачей учителя сегодня является знакомство детей с реальной действительностью, окружающим миром, научить понимать его закономерности. На уроках литературного чтения непосредственно происходит восприятие детьми окружающего их мира посредством анализа прочитанного. Сегодня в образовательном процессе тенденции потери интереса детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому вопросу формирования познавательных учебных действий в средней школе уделяется большое внимание, особенно в стандарте второго поколения, а значит, это определяет и её важность. Кроме того, методически грамотно обоснованное использование различных информационно-коммуникационных технологий, начиная от построения урока с применением определенных электронных образовательных ресурсовдо реализации программ индивидуализированного дистанционного обучения, позволяет в современных условиях добиватьсяповышения общего качества обучения.В современной науке отмечается, что эффективное формирование познавательных учебных действий у школьников на уроках литературного чтения непосредственно обуславливает необходимость обязательно учитывать возрастные особенности учащихся.Необходимо учитывать особенности мышления и речи, общий уровень развития мыслительных операций. В частности, сравнения, классификации, обобщения, репродуктивности, инертности, развитие монологической речи, уровень расширения словарного запаса; воображения.Необходимо учитывать аспекты формирования воссоздающего воображения, свободного фантазирования, подверженности внушению.Тренировать память, как произвольную память, так и обобщенность представлений, повышения роли логической памяти, улучшения запоминания сходного, чем различного.В ходе исследования можно сделать вывод, что в средней школе для формирования познавательных учебных действий важно обеспечить выработку системы упражнений, которые направлены на формирование познавательных учебных действий школьников. Кроме того, важно отметить, что содержание обучения языку должно ориентироваться на опережение развития общества, а также личностного развития, которое предполагает преемственность,как общего, так и профессионального образования на уровне личностного опыта коммуникации. БИБЛИОГРАФИЯАндреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - Просвещение, 1991. - 160 с.Асмолов А.Г. «Психология личности: культурно историческое понимание развития человека» М., Смысл -2007.Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Нач. шк. 2010. - №1. - с. 60 – 63.Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления среднего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. – М., 1999. 22с.Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. - с. 41 – 44.Выготский Л. С. Проблема возраста// Выготский Л. С. Психология, Москва 2000.Гальперин П. Я. Введение в психологию. — Москва, 1976.Гальченко М.Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси: Избранные работы. — СПб.: Алетейя, 2001. — 495 с.Гульчинский В.И. Книжная культура и ее источники // Шестая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. — М., 1988. — C. 11-13Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79.Ефросина Л.А. Литературное чтение в свете современных требований//Начальная школа, №11,2010,с.73-77.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение в средней школе». М.: Вентана-Граф, 2010.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. – 1997. – 480с.Катович, Н.К. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания школьников– 2004.с. 39-46.Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 4 частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. - 176 с.Литературное чтение в средней школе: Метод. рекомендации./Сост.О.Ф. Талаш. – Калининград, 2001. – 121с. Леонтьев А.Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2003.Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,1983.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983. Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.—2012.—№10.—с.6-12.Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. Спинул А.Л. Формирование навыка чтения литературных произведений // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования. – Калининград, 2012. – 218с.Столяренко Л.Д., Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону, «Феникс», 1996. – 736с.Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. Топоровский В. П., Т.Н.Балобанова,Г.М.Голубенко Педагогический поиск: проблемы и пути решения: материалы IV научно-практической конференции «Школы молодого ученого»- СПб ЛОИРО, 2008г. Терешонок Г.В. Литературное чтение среднего школьника. Анализ художественных произведений в средней школе. – СПб, 1997. – 80с.Типологические особенности высшей нервной деятельности человека/Под ред. Б.М. Теплова. - М., 1956.Тихомирова Н.Ф. Кроссворды к уроку природоведения // Начальная школа, 2004, № 1. С – 11-13Улицкая И.Л. Для развития познавательной активности // Начальная школа, 1996, № 6. С – 22-30Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63Хуторской А.В. Личностно ориентированная направленность модернизации образования в российской школе // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - Просвещение, 1991. - 160 с.
2. Асмолов А.Г. «Психология личности: культурно историческое понимание развития человека» М., Смысл -2007.
3. Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Нач. шк. 2010. - №1. - с. 60 – 63.
4. Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления среднего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. – М., 1999. 22с.
5. Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. - с. 41 – 44.
6. Выготский Л. С. Проблема возраста// Выготский Л. С. Психология, Москва 2000.
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — Москва, 1976.
8. Гальченко М.Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси: Избранные работы. — СПб.: Алетейя, 2001. — 495 с.
9. Гульчинский В.И. Книжная культура и ее источники // Шестая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы докладов. — М., 1988. — C. 11-13
10. Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79.
11. Ефросина Л.А. Литературное чтение в свете современных требований//Начальная школа, №11,2010,с.73-77.
12. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение в средней школе». М.: Вентана-Граф, 2010.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. – 1997. – 480с.
14. Катович, Н.К. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания школьников– 2004.с. 39-46.
15. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 4 частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. - 176 с.
16. Литературное чтение в средней школе: Метод. рекомендации./Сост.О.Ф. Талаш. – Калининград, 2001. – 121с.
17. Леонтьев А.Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990
18. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2003.
19. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13
20. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,1983.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.
22. Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009.
23. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 2005.
24. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.—2012.—№10.—с.6-12.
25. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
26. Спинул А.Л. Формирование навыка чтения литературных произведений // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования. – Калининград, 2012. – 218с.
27. Столяренко Л.Д., Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону, «Феникс», 1996. – 736с.
28. Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005.
29. Топоровский В. П., Т.Н.Балобанова,Г.М.Голубенко Педагогический поиск: проблемы и пути решения: материалы IV научно-практической конференции «Школы молодого ученого»- СПб ЛОИРО, 2008г.
30. Терешонок Г.В. Литературное чтение среднего школьника. Анализ художественных произведений в средней школе. – СПб, 1997. – 80с.
31. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека/Под ред. Б.М. Теплова. - М., 1956.
32. Тихомирова Н.Ф. Кроссворды к уроку природоведения // Начальная школа, 2004, № 1. С – 11-13
33. Улицкая И.Л. Для развития познавательной активности // Начальная школа, 1996, № 6. С – 22-30
34. Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51-63
35. Хуторской А.В. Личностно ориентированная направленность модернизации образования в российской школе // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002.

Вопрос-ответ:

Какие особенности психического развития имеют дети среднего возраста?

Дети среднего возраста обладают определенными особенностями в психическом развитии. Они активно развивают когнитивные функции, включая внимание, память, мышление. Кроме того, у них формируется самостоятельность, интерес к окружающему миру, формирование личности и социализация. Важно учитывать эти особенности при ознакомлении детей с книжной культурой.

Какие особенности знакомства детей с книжной культурой?

Знакомство детей с книжной культурой имеет свои особенности. Важно использовать интересные и наглядные материалы, которые привлекут внимание детей. Также необходимо учитывать их возрастные особенности и предпочтения. Взаимодействие с книгами должно быть активным и познавательным, чтобы дети могли лучше понять и усвоить информацию.

Какие подходы и принципы можно использовать при организации деятельности педагога по ознакомлению детей с книжной культурой?

При организации деятельности педагога по ознакомлению детей с книжной культурой можно использовать различные подходы и принципы. Например, можно применять игровые методики, интерактивные формы работы, индивидуальные и групповые занятия. Важно учитывать интересы и потребности каждого ребенка, создавать комфортную и поддерживающую атмосферу.

Какие программные материалы можно использовать для ознакомления детей с книжной культурой?

Для ознакомления детей с книжной культурой можно использовать разнообразные программные материалы. Важно выбрать книги, которые соответствуют уровню развития и интересам детей. Это могут быть сказки, стихи, рассказы с яркими иллюстрациями. Также можно использовать аудио- и видеоматериалы, игры, задания и творческие задачи, чтобы дети могли разнообразно взаимодействовать с книжной культурой.

Какие особенности психического развития детей среднего возраста учитывает педагог?

Педагог учитывает такие особенности развития детей среднего возраста, как возрастные особенности памяти, внимания, мышления, речи, фантазии, эмоций, моторики и социально-психологическое развитие.

Какие принципы организации деятельности педагога по ознакомлению детей среднего возраста с книжной культурой?

Основные принципы организации деятельности педагога по ознакомлению детей среднего возраста с книжной культурой включают индивидуальный подход, активность и пошаговость, игровую форму, эмоциональную насыщенность, преемственность, разнообразие и доступность книг.

Какие особенности знакомства детей среднего возраста с книжной культурой?

Дети среднего возраста начинают знакомиться с книжной культурой через игру, имитацию чтения, ознакомление с иллюстрациями, просмотр аудио- и видеозаписей, предметные и устные рассказы, а также участие в драматизации произведений.

Какие программные подходы используются для ознакомления детей среднего возраста с книжной культурой?

Для ознакомления детей среднего возраста с книжной культурой используются программные подходы, такие как программно-целевой, содержательный, деятельностный и воспитательный. Они помогают структурировать процесс знакомства детей с книжками и развивать их интерес к чтению.

Как педагог должен организовывать деятельность по ознакомлению детей среднего возраста с книжной культурой?

Педагог должен организовывать деятельность по ознакомлению детей среднего возраста с книжной культурой с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Он должен создавать игровую обстановку, привлекать детей к активным действиям, использовать разнообразные книги и задания, а также обеспечивать эмоциональную насыщенность процесса.