Система управления государственным долгом в РФ: основные проблемы и направления оптимизации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 34 34 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 18.11.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1.Система управления государственным долгом: теоретические основы 4
1.1. Государственный долг: понятие, сущность 4
1.2. Система управления государственным долгом 7
2. Анализ системы управления государственным долгом России за 2013-2015 гг. 13
2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга 13
2.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга 17
2.3. Основные проблемы управления государственным долгом 19
2.4. Направления оптимизации системы управления государственным долгом в РФ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Государственный долг напрямую связан с государственными расходами и доходами. Проблемой Российской Федерации является достаточно высокий уровень государственных расходов и, что еще важнее, их низкая эффективность. Способность правительства сбалансировать тенденции к росту расходов в условиях ухудшения состояния экономики России в конечном счете будет влиять на кредитоспособность страны. Как отмечают аналитики рейтингового агентства Standard & Poors, если правительство России примет решение об использовании резервов в целях популистских (или чрезмерных) расходов, то это может иметь негативные последствия для суверенного рейтинга России.Особенностью внешних заимствований как частных, так и государственных компаний является то, что значительная часть их кредитов расходуется не на реальные инвестиции, а на слияния и поглощения. По оценке Интерфакс-ЦЭА, не менее 60 млрд долл. внешнего долга приходится на долги, связанные со сделками по слияниям и поглощениям (примерно четверть суммы рыночного долга небанковского сектора). Эффективная стратегия управления долгом должна быть увязана с общей политикой стимулирования экономического роста. В связи с этим одной из актуальных задач является корректировка целей привлечения долга. Необходимо усилить производительный характер долга. Заимствования должны стимулировать хозяйственную активность, способствовать расширению производства и занятости и, в конечном счете, являться источником увеличения национального богатства.Таким образом, в системе управления государственным долгом России есть ряд нерешенных вопросов как методологического, так и практического характера.2.4. Направления оптимизации системы управления государственным  долгом в РФСуществует необходимость расширения целей в области управления государственным долгом. К ним нужно добавить:обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних государственных обязательств в любой кризисной ситуации, мониторинг частной внешней задолженности;гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;повышение привлекательности российских государственных и частных заемщиков, предотвращение резких колебаний цены обязательств на мировом финансовом рынке;прогнозирование и предотвращение рисков, связанных со структурой долга;координирование государственной политики и политики внешних заимствований корпораций во избежание ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных обязательств;создание комплексной эффективной системы управления государственным долгом;совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрение прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.Безусловно, целесообразно активно изучать и использовать лучшие практики в сфере управления долгом. К ним относятся следующие:программа управления долгом и финансового анализа Конференции ООН по торговле и развитию;наставления по управлению государственным долгом, подготовленные Международным валютным фондом (МВФ) совместно со Всемирным банком;рекомендации Международной организации высших органов финансового контроля.Однако необходимо понимать, что принципы управления долгом, выработанные международными финансовыми организациями, не полностью отвечают реалиям современной мировой экономики. Примечательно, что именно в рамках председательства России в «Группе двадцати» (G20) нашими представителями был вынесен на обсуждение вопрос о долговой устойчивости и управлении государственным долгом и необходимости пересмотра руководящих принципов Международного валютного фонда и Всемирного банка. Они обратили внимание на состояние бюджетов целого ряда стран и уровень задолженности во многих странах мира, справедливо отметив, что управление государственным долгом является одним из наиболее актуальных вопросов. В частности, позиция российской стороны заключается в том, что в новой версии «Принципов» правительства стран должны учесть условные обязательства. Пока в большинстве стран эти обязательства не включаются в состав государственного долга, и, соответственно, политика в сфере заимствований осуществляется без учета этих позиций, которые могут являться очень существенным бременем для государственного бюджета. Также обозначена проблема «слишком большой, чтобы обанкротиться», свойственная многим странам. В настоящее время необходимо придерживаться подходов, уже выработанных на основе международного опыта.Общие критерии лучшей практики по управлению долгом:Объектом системы управления долгом является вся совокупность прямых и условных обязательств, включая задолженность государственных и муниципальных унитарных предприятий; хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат региональным (местным) органам власти, и кредиторская задолженность общественного сектора экономики.Управление долгом осуществляется на основе формализованных процедур, зафиксированных в нормативно-правовых актах, методиках, должностных инструкциях.Политика управления долгом является частью бюджетной политики, а ее цели и задачи соответствуют стратегии социально-экономического развития страны.Управление долгом и привлечение заимствований осуществляются в соответствии с утвержденными и опубликованными количественными ограничениями.Планирование долговых обязательств осуществляется на основе комплексной оценки финансовых рисков бюджета, с оценкой нескольких альтернативных вариантов развития.Информация об объеме и структуре долга, о нормативно-правовой базе управления долгом, о планах по привлечению заимствований, других существенных параметрах публикуется в средствах массовой информации, в том числе в интернете.Краткосрочные заемные средства привлекаются исключительно в целях поддержания ликвидности бюджета (для покрытия кассовых разрывов).Долг имеет рыночный характер.Средне- и долгосрочные заемные средства, гарантии и поручительства привлекаются исключительно в целях финансирования инвестиционных расходов.Структура долга диверсифицируется по срокам заимствований, видам долговых инструментов и кредиторам.Заимствования осуществляются (рефинансируются) таким образом, чтобы обеспечить минимальные стоимость обслуживания и риск долга.Важнейшее направление совершенствования управления долгом - это развитие системы анализа и оценки рисков, связанных с долгами. Речь идет о валютном, рыночном, кредитном, операционном рисках, риске пролонгации.Что касается Международной организации высших органов финансового контроля, то необходимо внедрять в действующую в Российской Федерации систему контроля за государственным долгом мировую практику контроля за эффективностью в целях совершенствования работы. Например, для оценки методов управления государственным долгом предлагается обращать внимание на следующие факты:правительство должно составить долговую стратегию, прежде чем возникнет обязательство;сложившаяся структура долга в валютах, сроках и финансовых инструментах должна соответствовать составленной стратегии;процесс управления долгом должен включать в себя оценку риска, направленную на гарантирование и поддержку принятой стратегии;управление долгом следует осуществлять с использованием целесообразных методов;следует вести надлежащий учет и поддерживать систему мониторинга и контроля, позволяющую готовить высококачественные отчеты.Необходимо использовать различные индикаторы состояния долга. Также следует уделять внимание оценке административной стоимости. Для этого рассчитывается показатель, равный отношению суммы расходов, возникших при управлении долгом, к сумме самого долга.Для минимизации обслуживания государственного долга целесообразно законодательно закрепить процентное соотношение между номинальной суммой размещаемых долговых обязательств и расходов на их размещение, что станет преградой для значительных денежных вознаграждений финансовым консультантам, андеррайтерам, платежным агентам.Что касается организационного обеспечения системы управления государственным долгом России, то существует необходимость создания долгового агентства. Однако Государственная дума Российской Федерации выступила против формирования Росфинагентства, которое, как ожидалось, должно было управлять государственным долгом и средствами государственных фондов. Между несколькими ведомствами и депутатами Государственной думы возникли разногласия по вопросам создания, деятельности, отчетности, определения требований к органам управления Росфинагентства. Кроме того, нарекания вызвала организационно-правовая форма агентства (ОАО). Тем не менее может быть полезным опыт долговых агентств в Швеции (долговое агентство существует с 1789 года), Великобритании и других странах.Целесообразно совместно управлять внутренним и внешним долгом. В мировой практике сторонники создания единой системы управления всеми государственными заимствованиями приводят следующие аргументы.Во-первых, в последние годы усложнилась работа на финансовых рынках: более многочисленными и комплексными стали инструменты заимствований, возросли требования к управлению рисками, внедряются более сложные технические системы управления государственным долгом. Единая система управления государственным долгом позволит более эффективно использовать знания и опыт, а также технические средства.Во-вторых, подверженность государства рискам определяется структурой всего государственного долга. Единая система облегчит активное управление профилем риска. Для этого необходимо разработать систему показателей, методику анализа и оценки различных рисков по операциям с государственными долговыми обязательствами.Объединение управления внешним и внутренним долгами дает существенную экономию затрат на заимствования при активной стратегии менеджмента. В таком случае можно быстро замещать дорогостоящий долг более дешевым. У соответствующего агентства должна быть возможность быстро трансформировать внешний долг во внутренний и наоборот.Необходимо также рассмотреть вопрос о целесообразности объединения управления внешними пассивами и активами. Сами по себе способы урегулирования долга, в частности конверсия, подразумевают использование активов. Это, например, относится к конверсии: долг/инвести- ции, долг/долг Появится возможность создавать информационную базу, накапливать богатый опыт практической деятельности и формировать специалистов.С целью повысить прозрачность управления долгом необходимо публиковать стратегию заимствований на предстоящие периоды; избегать незапланированных операций, а если они неизбежны, то заблаговременно информировать участников рынка об их причинах и следствиях.ЗаключениеПроанализировав государственный внутренний долг, рассмотрев детально структуру, мы можем сделать вывод, что на данный момент величина внутреннего долга находится на приемлемом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что негативно сказывается на экономическом росте страны. Положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг. Наибольшую долю задолженности занимают государственные ценные бумаги, то есть государство погашает задолженность за счет выпуска различных долговых ценных бумаг, но рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства. Ещё одним положительным моментом является, то что мы имеем низкую долю внутреннего долга по отношению к ВВП. Однако, данная ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние 6 лет, мы достигли пика в государственной задолженности, и если данная тенденция будет доминировать, то в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям.В сфере государственного долга России сохраняются значительные неопределенности и риски. Подход «занимай и сберегай», который заключается в совершении государственных заимствований в объемах, превышающих бюджетный дефицит (2012 год), а в некоторых случаях и в условиях профицита (2011 год), представляется весьма спорным. Средства, направляемые в резервные фонды, могли бы позволить отказаться от государственных заимствований и обеспечить бездефицитность бюджета, что высвободило бы значительные финансовые ресурсы для повышения инвестиционной и инновационной активности, способствовало бы снижению процентных ставок и повышению доступности кредита для реального сектора.В настоящее время серьезными проблемами являются значительные темпы роста государственной задолженности, условные обязательства бюджета, непроизводительный характер долга. Остро стоит проблема совершенствования хозяйственного механизма, направленного на более рациональное использование и государственных, и частных заимствований. Система управления государственным долгом России имеет недостатки и требует совершенствования с целью не допустить кризисные ситуации.Список использованной литературыФедеральный закон № 371-ФЗ от 30.11.2013 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"/ [Электронный ресурс]:Справочно-правовая система "Консультант Плюс".Федеральный закон № 216-ФЗ от 03.12.2012 "О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"/ [Электронный ресурс]:Справочно-правовая система "Консультант Плюс".Воронин Ю. Управление государственным долгом// Экономист. - 2009г. - № 6.Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие. - М.: Магистр, 2011 г.Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. – управления и оценка ее эффективности. - М.: «Университетская книга», 2010. URL: http://lib.rus.ecБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/Головачев Д.Л. Государственный долг: российская и мировая практика. - М.: 2010.Государственный долг Российской Федерации/ Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ruДедегкаева С.М. Анализ динамики объёма государственного внутреннего и внешнего долга на период 2009-2015 гг.// Электронный научный журнал "Экономика. Управление. Право". - 2015. - Выпуск 2(59) Март-Апрель. С. 16-19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economv-mananement-law.com/archive/7015/release 2 59 2015/dedenkaeva s m analiz dinamiki ob yoma nosudarstvennogo vnutrenneno i vneshneno dolna na period 2009-7015 n/ DOI:Ершов М.В, Татузов В.Ю, Танасов А.С. О российской долговой политике в современных условиях. // Деньги и кредит. – 2012. - №6.Крым А.Б. Теория государственного долга: этапы становления / / Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2015. - № 2. - С. 44-51.Куликов Л.М. Основы экономической теории: 2-е изд. Учебник для ссузов. - М.: ИздательствовЮрайт, 2013 г.Лобачева Е.Н. Экономическая теория: 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. – М.: ИздательствовЮрайт, 2014 г.Максимова В.Ф. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. – М.: ИздательствовЮрайт, 2014 г.Мартьянов А.В.  Воззрения классических экономистов на государственный долг. // Финансы и кредит. – 2011. – № 21 (309). – с.44-47Мониторинг современного состояния экономики/ Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ruНиколаева И.П. Экономическая теория: учебник - изд.2, доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. URL: http://www.e-biblio.ruО Российской долговой политике в современных условиях/ Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016-17гг. URL: http://www.consultant.ru/Основные направления государственной долговой политики РФ на 2015-2017 гг. Минфин РФ. URL: http://www.consultant.ru/Официальный сайт ИД «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru Официальный сайт Центрального банка РФ URL: http://www.cbr.ruОфициальный сайт Международного валютного фонда URL: http://www.imf.org.Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ruОфициальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ruОфициальный сайт Счетной палаты URL: http://www.ach.gov.ru/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). http://www.gks.ruРайзберг Б.А. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010 г.Родионова В.М. Управления государственным долгом – М.: «Финансы и статистика», 2010. URL: http://www.e-biblio.ruСемилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели) – «ВолтерсКлувер», 2011. URL: http://www.e-biblio.ruСлепов В.А., Шуба В.Б., Чалова А.Ю. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие – Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011. - 268 с.


Список использованной литературы
1. Федеральный закон № 371-ФЗ от 30.11.2013 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"/ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
2. Федеральный закон № 216-ФЗ от 03.12.2012 "О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"/ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
3. Воронин Ю. Управление государственным долгом// Экономист. - 2009г. - № 6.
4. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие. - М.: Магистр, 2011 г.
5. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. – управления и оценка ее эффективности. - М.: «Университетская книга», 2010. URL: http://lib.rus.ec
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/
7. Головачев Д.Л. Государственный долг: российская и мировая практика. - М.: 2010.
8. Государственный долг Российской Федерации/ Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru
9. Дедегкаева С.М. Анализ динамики объёма государственного внутреннего и внешнего долга на период 2009-2015 гг.// Электронный научный журнал "Экономика. Управление. Право". - 2015. - Выпуск 2(59) Март-Апрель. С. 16-19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economv-mananement-law.com/archive/7015/release 2 59 2015/dedenkaeva s m analiz dinamiki ob yoma nosudarstvenn ogo vnutrenneno i vneshneno dolna na period 2009-7015 n/ DOI:
10. Ершов М.В, Татузов В.Ю, Танасов А.С. О российской долговой политике в современных условиях. // Деньги и кредит. – 2012. - №6.
11. Крым А.Б. Теория государственного долга: этапы становления / / Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2015. - № 2. - С. 44-51.
12. Куликов Л.М. Основы экономической теории: 2-е изд. Учебник для ссузов. - М.: ИздательствовЮрайт, 2013 г.
13. Лобачева Е.Н. Экономическая теория: 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. – М.: ИздательствовЮрайт, 2014 г.
14. Максимова В.Ф. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. – М.: ИздательствовЮрайт, 2014 г.
15. Мартьянов А.В. Воззрения классических экономистов на государственный долг. // Финансы и кредит. – 2011. – № 21 (309). – с.44-47
16. Мониторинг современного состояния экономики/ Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru
17. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник - изд.2, доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. URL: http://www.e-biblio.ru
18. О Российской долговой политике в современных условиях/ Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
19. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016-17гг. URL: http://www.consultant.ru/
20. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2015-2017 гг. Минфин РФ. URL: http://www.consultant.ru/
21. Официальный сайт ИД «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru Официальный сайт Центрального банка РФ URL: http://www.cbr.ru
22. Официальный сайт Международного валютного фонда URL: http://www.imf.org.
23. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru
24. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru
25. Официальный сайт Счетной палаты URL: http://www.ach.gov.ru/
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). http://www.gks.ru
27. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010 г.
28. Родионова В.М. Управления государственным долгом – М.: «Финансы и статистика», 2010. URL: http://www.e-biblio.ru
29. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели) – «ВолтерсКлувер», 2011. URL: http://www.e-biblio.ru
30. Слепов В.А., Шуба В.Б., Чалова А.Ю. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие – Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011. - 268 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные проблемы существуют в системе управления государственным долгом в РФ?

В системе управления государственным долгом в РФ существуют следующие основные проблемы: 1) недостаточная прозрачность и открытость информации о состоянии и управлении государственным долгом, 2) неполное использование инструментов рыночной финансовой политики для управления долговой нагрузкой, 3) отсутствие механизмов финансового контроля и оценки рисков связанных с государственным долгом, 4) необходимость улучшения управления долговой нагрузкой в условиях экономической нестабильности.

Какие направления оптимизации системы управления государственным долгом в РФ можно предложить?

Для оптимизации системы управления государственным долгом в РФ можно предложить следующие направления: 1) улучшение прозрачности и доступности информации о состоянии и управлении государственным долгом, 2) развитие инструментов рыночной финансовой политики для эффективного управления долговой нагрузкой, 3) внедрение механизмов финансового контроля и оценки рисков связанных с государственным долгом, 4) создание механизмов управления долговой нагрузкой в условиях экономической нестабильности.

Какие основные проблемы существуют в системе управления государственным внутренним долгом в РФ?

Основные проблемы существующие в системе управления государственным внутренним долгом в РФ включают: 1) недостаточная эффективность использования внутренних заемных ресурсов и недиверсификация инструментов управления долгом, 2) неразвитость механизмов погашения и рефинансирования внутреннего долга, 3) ограниченность рыночной конкуренции в сфере государственных займов.

Какие теоретические основы лежат в основе системы управления государственным долгом в РФ?

Теоретическими основами системы управления государственным долгом в РФ являются понятие государственного долга и его сущность, а также принципы и методы управления этим долгом.

Какова сущность государственного долга?

Сущность государственного долга заключается во взятии государством заемных средств у различных кредиторов для финансирования своих расходов и выполнения государственных программ. Государственный долг представляет собой совокупность обязательств государства перед кредиторами.

Каковы основные проблемы системы управления государственным долгом в РФ?

Основными проблемами системы управления государственным долгом в РФ являются высокий уровень долговой нагрузки, недостаточный контроль за использованием заемных средств, плохая структура долга, рост внешнего долга, а также сложности в прогнозировании и планировании государственного долга.

Как происходит анализ системы управления государственным долгом в РФ за определенный период?

Анализ системы управления государственным долгом в РФ за определенный период включает в себя анализ динамики и структуры государственного внутреннего и внешнего долга, а также оценку эффективности принимаемых мер по управлению долгом.

Какие направления оптимизации системы управления государственным долгом в РФ предлагаются?

Направлениями оптимизации системы управления государственным долгом в РФ являются снижение долговой нагрузки, улучшение структуры долга, укрепление контроля за использованием заемных средств, разработка эффективной стратегии управления долгом и улучшение прогнозирования и планирования государственного долга.