Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению задач
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ 5
1.1Понятие текстовой задачи, её структура 5
1.2Этапы решения текстовой задачи и приемы их выполнения 7
1.3. Моделирование в решении текстовых задач 10
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА СХЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ 17
2.1. РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.2. ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СХЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Это позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Таким образом, ученику предоставляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут.Главной целью образования становится развитие творческих, созидательных способностей, обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и самосохранения.Другими словами сегодня , перед образовательной системой страны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.2.2. Обучение решению задач на движение с помощью схематического моделированияНа подготовительном этапе на основе движущихся моделей дети должны уяснить, что значит двигаться навстречу друг другу и в противоположных направлениях. Необходимо познакомить детей с элементами чертежей к задачам на движение и научить их вычерчивать по условию задачи.24 м?, на 8 м мПосле такого предварительного знакомства вводится понятие "скорость". Беседа начинается с того, что есть предметы движущиеся и не движущиеся (дети приводят примеры). Опираясь на жизненный опыт детей, выясняем, что одни предметы движутся быстрее, другие медленнее.Открываем таблицу на доске:Пешеход — 5 км за 1 час5 км/чАвтомобиль — 80 км за 1 час80 км/чРакета — 6 км за 1 сек.6 км/сЧерепаха — 5 м за 1 мин.5 м/минВ этом случае говорят, что скорость пешехода 5 км в час (показываем запись 5 км/ч) и т. д.Скорость движения — это расстояние, которое проходит движущийся предмет за единицу времени (за 1 час, за 1 минуту, за 1 секунду).- Проверим, как вы меня поняли. Скорость поезда 70 км/ч. Что это означает? (Поезд проезжает 70 км за 1 час.)- Скорость мухи — 5 м/с — ?- Скорость африканского страуса — 120 км/ч — ?Задача. Велосипедист был в пути 3 ч и проехал за это время 36 км. В течение каждого часа он проезжал одинаковое расстояние. Сколько километров проезжал велосипедист в каждый час?36 чПояснить, что чёрточки означают количество часов.36 : 3 = 12 (?)Мы определили, сколько километров проезжал велосипедист за каждый час, т. е. за 1 час или за единицу времени. Что же это за величина? (Скорость.) Как обозначим единицу измерения скорости? (км/ч)36 : 3 = 12 (км/ч) V = S : tскор .расст. вр.Вывешивается формула и заучивается правило. На следующих уроках вводятся два других правила. После того, как дети выучат правила, задачи решаются в два и более действия; используется краткая запись в виде чертежа или таблицы.Необходимо познакомить детей с понятием "общей скорости" (скорость сближения или удаления) и пояснить, что использование понятия "общая скорость" упрощает решение задач. рис.2.60 + 80 = 140 (км/ч) — общая скорость. На 140 км сблизятся машины за 1 час.На 140 км удалились машины друг от друга за 1 час.Чтобы дети уяснили решение задач через "общую скорость", нужно первые задачи разобрать от данных к вопросу.— Известно "общее" расстояние 390 км и известно время — 3 ч. Что можно найти, зная расстояние и время?— Если дано "общее" расстояние, то какую скорость мы найдём? (Найдём общую скорость.)— Теперь, зная "общую скорость" и скорость первого автомобиля, что можно найти? (Скорость второго автомобиля.)— Ответили мы на вопрос задачи? (Да.)Весьма поучительно решение следующей четверки задач, исчерпывающих все возможные комбинации направлений движения двух тел относительно друг друга (рис 2). Вопрос для всех задач общий: через сколько секунд А и В окажутся рядом? Итак, дана задача: «Между двумя точками А иВ имеются две дороги, длинная — 160 м и короткая — 80 м. Из этих точек движутся два велосипедиста со скоростями 5 и 3 м в секунду. Через сколько секунд они окажутся рядом? (Рассмотреть все возможные случаи.)»Решение задачи удобно представить в матрице с двумя входами.Это позволяет нам рассмотреть четыре задачи математической исчерпывающий ситуации, перебрать все возможные комбинации направлений движения двух тел. При такой конструкции из четырех задач информации о направлении передается в нескольких кода: Горизонтальный действительную матрицу, отображает велосипедист скорости A, вертикальная скорость ввода матричные дисплеи велосипедист В. Эти скорости изображены на рисунках самих в матрице. Согласно этой схеме, удобно проводить педагогическую беседу, позволяющую получить дополнительную информацию об исследовании.Вопрос. В каких клетках изображено движение в противоположных направлениях (навстречу»)? Ответ. Движение «навстречу» изображено в клетках правой диагонали (I и IV). Вопрос. В каких клетках изображено движение в одном направлении («вдогонку»)? Ответ. Движение вдогонку изображено в клетках левой диагонали (11 и III). Вопрос. Сравните задачи (II и III). В каком случае быстрее нагонит один велосипедист другого? Почему? Ответ. В первом случае, так как в этом случае первоначальное расстояние между велосипедистами – 80 м. во втором случае – больше (160 м).Мы описали беседу, основанную на качественных сравнениях:(1—11), (IV—III), (I—IV). Однако в таком анализе можно пойти значительно дальше, проникая в глубинные связи, которые при обычной практике обучения на основе одинарных задач являются для мышления школьника недоступными. В процессе дополнительного обсуждения можно извлечь новые сведения.Вопрос. Какова скорость сближения велосипедистов в (11) и (III) случаях? Ответ. Скорости сближения равные, так как в обоих случаях движение совершается вдогонку. Скорость сближения здесь равна 5+3=8 (м) за каждую секунду Вопрос. Через сколько секунд произойдет первая встреча в первой и четвертой задачах? Ответ. 80:2=40 (с); 160:2=80 (с). Вопрос. Через сколько секунд будут происходить последующие встречи? Через различное время или одно и то же время? Почему? Ответ. После первой встречи условия задач оказываются одинаковыми: в обоих случаях быстрейший должен нагнать медленного велосипедиста через (160+80):2=120 (с). Вопрос. Почему же здесь расстояние выросло до 160+80=240 (м)? Ответ. Потому что между данными двумя велосипедистами в момент встречи расстояние равно нулю (0 метров). Однако при дальнейшем движении между быстрейшим и медленным оказывается весь круговой путь (160+80=240). Вопрос. Через сколько секунд будут происходить последующие встречи в 1 и IV задачах? Ответ. (160+80): (5+3)= =240:8=30 (с).Таким образом, решение сматрицированной задачи, состоящей из четырех попарно связанных случаев, становится особым видом укрупненного упражнения, т.е. некоторым сочинением на математическую тему «Задачи на движение».ЗаключениеВ процессе написания курсовой работы были рассмотрены теоретические и методологические положения, лежащие в основе моделирования текстовых задач. Это, прежде всего, понятия «проблема», структура текста проблемы, методов и способов решения проблем слова, шаги по решению проблемы, использование рисунков, графиков в моделировании текстовых задач.Текстовым задачам в течение начального обучения уделяется большое внимание. Это связано с тем, что такие задачи часто не только средство формирования многих математических понятий, но самое главное - средства формирования способности строить математические модели реальных явлений, а также средства разработки мышление детей.При обучении младших школьников решению задач с использованием методов схематического моделирования, важно помнить, что работа должна быть выполнена с ней систематически, постоянно углублять и расширять. Систематическое использование этих целей будет способствовать реализации основной функции развития математики - развитие логического мышления младших школьников и развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и др.Использование методов моделирования в решении задач учащихся повышает эффективность этого процесса. Моделирование помогает школьникам найти логическую цепочку, которая ведет от данных, чтобы получить ответ на вопрос о проблеме.Было установлено, что успех школьников в решении задач, используя моделирования, предоставляемые их готовность ознакомиться с проблемами слов, которые в свою очередь, предполагает набор конкретных знаний, умений и навыков учащихся, сформированных различными способами.Моделирование способствует формированию сознательного и прочного усвоения работы вообще приема по задаче. Модель задачипозволяет школьникам сформировать способность объяснять, как он получил ответ на задачу.Список литературы1.Аргинская И.И. Математика. 1 класс. Пособие для учителя к стабильному учебнику. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 20112. Аргинская И.И. Математика. 3 класс. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 20113. Аргинская И.И. Математика. Методич. пособие к уч.1-го кл. нач. шк. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 20104. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: "Просвещение", 20095. Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучению решению задач // начальная школа, 2009, 8.6. Бородулько М.А., Стойлова Л.Г. Обучение решению задач и моделирование // Начальная школа. – 2008. - № 8. – С. 26-32.7. Шикова Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел // Начальная школа, 2012,5. 8. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 2012 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.9. Глинский, А. А. Методические формирования в современной школе : практические советы для руководителей учреждений общего среднего образования, руководителей методических объединений, Школы молодого учителя, методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов / А. А. Глинский, В. Л. Маевская, А. С. Сечко ; под ред. А. А. Глинского. - Минск : Зорны Верасок, 2014.10. Методика преподавания математики в начальных классах : учебнометодическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 / Сост. Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. - 2-е изд., доп. и перераб. - Барнаул : АлтГПА, 2012.11. А.Л. Семенов ЕГЭ 2014. Математика. Самое полное издание типовых вариантов. 2014г.12.Буренкова, Н.В. Общий подход в обучении решению текстовых задач/Н.В. Буренкова//Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №10. – С.72-75. 13.Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. М.: "Просвещение", 201214. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: "Просвещение", 2013. - 144 с.-(Библиотека учителя математики).15. Демидова А.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач // Начальная школа: плюс до и после, 2013, 4. 16. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. -М.: "Владос", 201417. Истомина Н. Б. Математика. 1 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 20113. – 176 с.18. Истомина Н. Б. Математика. 2 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 176 с.19. Истомина Н. Б. Математика. 3 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 176 с.20. Истомина Н. Б. Математика. 4 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XХXI век, 2012. – 240 с.
1.Аргинская И.И. Математика. 1 класс. Пособие для учителя к стабильному учебнику. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2011
2. Аргинская И.И. Математика. 3 класс. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2011
3. Аргинская И.И. Математика. Методич. пособие к уч.1-го кл. нач. шк. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2010
4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: "Просвещение", 2009
5. Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучению решению задач // начальная школа, 2009, 8.
6. Бородулько М.А., Стойлова Л.Г. Обучение решению задач и моделирование // Начальная школа. – 2008. - № 8. – С. 26-32.
7. Шикова Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел // Начальная школа, 2012,5.
8. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 2012 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
9. Глинский, А. А. Методические формирования в современной школе : практические советы для руководителей учреждений общего среднего образования, руководителей методических объединений, Школы молодого учителя, методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов / А. А. Глинский, В. Л. Маевская, А. С. Сечко ; под ред. А. А. Глинского. - Минск : Зорны Верасок, 2014.
10. Методика преподавания математики в начальных классах : учебно¬методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 / Сост. Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. - 2-е изд., доп. и перераб. - Барнаул : АлтГПА, 2012.
11. А.Л. Семенов ЕГЭ 2014. Математика. Самое полное издание типовых вариантов. 2014г.
12.Буренкова, Н.В. Общий подход в обучении решению текстовых задач /Н.В. Буренкова//Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №10. – С.72-75.
13.Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. М.: "Просвещение", 2012
14. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: "Просвещение", 2013. - 144 с.-(Библиотека учителя математики).
15. Демидова А.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач // Начальная школа: плюс до и после, 2013, 4.
16. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. -М.: "Владос", 2014
17. Истомина Н. Б. Математика. 1 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 20113. – 176 с.
18. Истомина Н. Б. Математика. 2 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 176 с.
19. Истомина Н. Б. Математика. 3 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 176 с.
20. Истомина Н. Б. Математика. 4 Класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XХXI век, 2012. – 240 с.
Вопрос-ответ:
В чем заключается понятие текстовой задачи?
Текстовая задача - это задача, которая формулируется в виде текста и требует логического рассуждения и математического решения.
Какие этапы включает решение текстовой задачи и какие приемы применяются на каждом этапе?
Решение текстовой задачи включает три этапа: понимание, планирование и выполнение. На каждом этапе применяются различные приемы, например, на этапе понимания используется прием выделения ключевых слов, а на этапе планирования - прием построения схемы моделирования.
Что такое моделирование в решении текстовых задач?
Моделирование в решении текстовых задач - это процесс создания упрощенной модели задачи, которая помогает ученикам лучше понять условие задачи и разработать план решения.
Какие методические аспекты используются при использовании приема схематического моделирования?
При использовании приема схематического моделирования в работе над текстовой задачей используются различные методические аспекты, такие как объяснение принципа построения схемы, предоставление достаточного количества упражнений для тренировки и обратная связь со стороны учителя.
Какие основные этапы включает глава 1 данной статьи?
Глава 1 данной статьи включает в себя три основных этапа: понятие текстовой задачи и ее структура, этапы решения текстовой задачи и приемы их выполнения, а также моделирование в решении текстовых задач.
Что такое схематическое моделирование?
Схематическое моделирование - это метод обучения, при котором ребенок создает графические схемы, представляющие собой визуальное отображение задачи или ее решения.
Какие этапы решения текстовой задачи существуют?
Решение текстовой задачи можно разделить на следующие этапы: понимание задания, постановка уравнений или построение схемы, решение уравнений или анализ схемы, и, наконец, ответ. Каждый этап включает в себя определенные приемы выполнения.
Как используется схематическое моделирование в работе над текстовой задачей?
Схематическое моделирование используется в качестве методического подхода к решению текстовых задач. Ребенок создает схематические модели, которые помогают ему увидеть все компоненты задачи и логически связать их. Это помогает младшим школьникам развивать логическое мышление и аналитические навыки.