Развитие игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 09.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Исследование подходов к сущности понятий «игра», «игровая деятельность» в психологической науке 6
1.2. Классификация игр и игровой деятельности 10
1.3. Особенности развития игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте 15
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста 25
2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста 28
Выводы по Главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Результаты представлены в таблице 7.Таблица 7Результаты статистического сравненияПараметр сравненияt-критерийУровень значимости, рСодержание игры7,12≤0,01Способы решения задач6,62≤0,01Взаимодействие в игре5,96≤0,01Распределение ролей4,18≤0,01Действие с предметом3,50≤0,01Ролевое поведение3,67≤0,01Игровые действия5,29≤0,01Использование атрибутики5,29≤0,01Использование ролевой речи4,51≤0,01Выполнение правил4,58≤0,01Таким образом, полученные достоверные статистические данные различий между показателями развития игровой деятельности детей на разных этапах исследования подтверждают эффективность организованной, целенаправленной деятельности воспитателей по развитию игровой деятельности младших дошкольников. При качественной организации игровой деятельности младших дошкольников, при включении в их деятельность разнообразных игр у детей обогащается содержание игр, увеличиваются способы решения игровых задач, развиваются межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, улучшаются навыки игровой деятельности.Выводы по Главе 21. Проведено экспериментальное исследование развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.У детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность развита на среднем уровне с тенденцией к низкому. Дошкольники хоть и способны сами придумать замысел игры, но эти замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты, их игровые задачи часто однообразные. Игровые действия с игрушками и ролевые действия часто однообразные, разобщенные, самостоятельно дети редко используют предметы-заместители, им требуется помощь взрослого.Дети не умеют длительное время взаимодействовать, затрудняются в распределение ролей под руководством взрослого, игровые действия жестко фиксированы, часто отсутствует ролевое обращение к играющим по названию роли. Правила в играх явно не выделены, и лишь иногда используются под руководством воспитателя.По результатам диагностики была разработана программа с целью развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. В задачи программы входило: учить самостоятельно придумывать игру, развивать игровой сюжет, следить за соблюдением игровых правил;развитие у детей эмоциональности; воспитание у детей предпосылок активной социальной личности, развитие коммуникативности, дружелюбия, отзывчивости. Было введено обязательное использование экстатических, развивающих, театрализованных, подвижных, дидактических игр. 2. Проведен анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.У дошкольников после проведения развивающей работы улучшились игровые навыки. Дети стали лучше распределять роли, действовать в соответствии с ролью, действовать с предметами различным образом, использовать атрибуты и предметы-заместители, использовать ролевое общение и правила в игре.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведен анализ теоретических подходов к сущности понятий «игра», «игровая деятельность» в психологической науке. Игра – это вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью и создает зону ближайшего развития ребенка. В ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. Проанализированы классификации игр и игровой деятельности. Существующие классификации игр и игровой деятельности охватывают совокупность игр по видам деятельности, по проявлениям личностной инициативы детей, по этапам развития в онтогенезе. Подчеркивается, что в младшем дошкольном возрасте игра начинает формироваться как самостоятельная деятельность детей, но при постоянном целенаправленном влиянии взрослых. Определены особенности развития игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте. По сравнению с детьми раннего возраста, младшие дошкольники: владеют способами действий с предметами, способны целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением; имеют элементарные умения самостоятельно действовать с игрушками; в игре присутствует цель, игровые действия обобщенные и условные. В сравнении с детьми старшего дошкольного возраста, у младших дошкольников: центром игрового мира являются не взаимоотношения между людьми, а совместная деятельность; в играх используются развернутые роли и скрытые правила; процесс игры важнее результата.Проведено экспериментальное исследование развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.У детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность развита на среднем уровне с тенденцией к низкому. Дошкольники хоть и способны сами придумать замысел игры, но эти замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты, их игровые задачи часто однообразные. Игровые действия с игрушками и ролевые действия часто однообразные, разобщенные, самостоятельно дети редко используют предметы-заместители, им требуется помощь взрослого.Дети не умеют длительное время взаимодействовать, затрудняются в распределение ролей под руководством взрослого, игровые действия жестко фиксированы, часто отсутствует ролевое обращение к играющим по названию роли. Правила в играх явно не выделены, и лишь иногда используются под руководством воспитателя.По результатам диагностики была разработана программа с целью развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. В задачи программы входило: учить самостоятельно придумывать игру, развивать игровой сюжет, следить за соблюдением игровых правил;развитие у детей эмоциональности; воспитание у детей предпосылок активной социальной личности, развитие коммуникативности, дружелюбия, отзывчивости. Было введено обязательное использование экстатических, развивающих, театрализованных, подвижных, дидактических игр. Проведен анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. У дошкольников после проведения развивающей работы улучшились игровые навыки. Дети стали лучше распределять роли, действовать в соответствии с ролью, действовать с предметами различным образом, использовать атрибуты и предметы-заместители, использовать ролевое общение и правила в игре.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАдлерА.Индивидуальнаяпсихология//Историязарубежнойпсихологии.М.,2007.256с.Ананьевскиечтения–2009:Современнаяпсихология:методология,парадигмы,теория//Методологическийанализтеорий,исследованийипрактикивразличныхобластяхпсихологии/ПодредакциейЛ.А.Цветковой,В.М.Аллахвердова.СПб.:ИздательствоС.-Петербургскогоуниверситета,2009.622с.БасоваН.В.Педагогикаипрактическаяпсихология.РостовнаДону:Феникс,2005.416с.ВыготскийЛ.С.Собраниесочинений.Т.3.М.,2012.368с.ГаспароваЕ.М.Отображениесоциальныхотношенийв игре //Дошкольноевоспитание.2009.№8.С.143-179.ГригорьевА.И.Культурадосуга.Киев:Высшаяшкола,2007.108с.Детская психология:учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений, обучающихсяпоспециальности«Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова.М.:Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2008.366с.ДоусонП.,ГуарР.Вашребенокможетвсе,Какразвитьорганизационныенавыкиребенкаираскрытьегопотенциал.М.:Манн,ИвановиФербер,2014.120с.ИльинЕ.П.Психологияволи.СПб.:Питер,2009.368с.КарабановаО.А.Социальноеконструированиедетства//Образовательнаяполитика.2010.№5–6.С.52–61.ЛеонтьевА.Н.Проблемыразвитияпсихики.М.,2011.584с.Лисина М.И.Общениесовзрослымиудетейпервыхсемилетжизни//Хрестоматияповозрастнойпсихологии:учебноепособиедлястудентов/сост.Л.М.Семенюк;ред.Д.И.Фельдштейн.Издание2-е,дополненное.М.:Институтпрактическойпсихологии,1996.С.119–121.ЛэнгретГ.Л.Игроваятерапия:Искусствоотношений.М.,2004.365с.Методическоеобеспечениеантропологическогосопровожденияразвитиядетейраннеговозраста.Сос.:О.С.Прилепских,Е.Ф.Торикова.Учебно-методическоепособие.Ставрополь:Изд-воСГПИ,2010.152с.Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.МухинаВ.С.Психологиядошкольника.М.,2011.374с.Новоселова С.Л. Игра в развитии ребенка. М., 2000. 140с.ПолонскийВ.М.Словарьпообразованиюипедагогике.М.,2004.512с.Психологиядетейдошкольноговозраста/Подред.А.В.Запорожца,Д.Б.Эльконина.М.,2001.350с.Психологияразвития:учебникдлястудентоввысш.пед.ипсихол.учеб.заведений/Г.М.Марютина,Т.Г.Стефаненко,К.Н.Поливанова[идр.],подред.Т.Д.Марцинковской.М.:Академия,2010.272с.РубинштейнС.Л.Основыобщейпсихологии.СПб.,2012.704с.Сорокина И.Р. Специфика игровой формы профориентационной работы с подростками в клубах по месту жительства // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 130 – 134.СпиваковскаяА.С.Психотерапия:игра,детство,семья.Том1.М.:ЭКСМО-Пресс,2006.304с.СтепановС.С.Популярнаяпсихологическаяэнциклопедия.М.:Изд-воЭксмо,2005.672с.ФрадкинаФ.И.Психологияигрывраннемдетстве.М.,1997.103с.ХанинаЕ.Е.,СолоповаА.В.Игроваяформаобучения//Открытаяшкола.2004.№5.С.63-66.ХилькоМ.Е.,ТкачеваМ.С.Возрастнаяпсихология,Конспектлекций.М.:Юрайт,2010.194с.ШмаковС.А.Досугшкольника.М.:Магистр,2006.192с.ЭльконинД.Б.Психологияигры.М.,2004.380с.ЭриксонЭ.Г.Детствоиобщество.М.:Эксмо,2010.320с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Методика диагностирования игры детей по каждой группе показателей.I. Содержание игрыО разнообразии замыслов судят на основании длительных наблюдений за играми одного ребенка. Кроме этого, дополнительную информацию может дать воспитатель, ему задают вопросы: «Ребенок предпочитает играть в одну и ту же игру в течение нескольких дней или тематика его игр меняется? Какие по тематике игры Вы наблюдали у него?»Самостоятельность детей при постановке игровых задач выясняется во время наблюдений или путем предложения игровых проблемных ситуаций. Например, если будет замечено, что кто-то из детей не ставит игровую задачу, а воспитатель не оказывает ему своевременную помощь, то этому ребенку ставится игровая задача в косвенной формулировке, его внимание обращается на какую-нибудь игрушку: «Смотри, какая собачка грустная, ей одной скучно». Если ребенок самостоятельно не поставит игровую задачу, взрослый продолжает: «Может быть собачка проголодалась или захотела погулять?» Возможно, что ребенок опять не примет игровую задачу, поставленную косвенно, в этом случае ее можно предложить в прямой формулировке, педагог говорит: «Покорми собачку, она проголодалась».Если выяснится, что игра ребенка однообразна, т.е. он ставит 1—-2 знакомые игровые задачи и многократно повторяет их, например, кормит куклу, укладывает ее спать, снова кормит и т.д., то ему можно предложить какую-то другую игровую задачу. Перечень диагностических показателей:1а — Замысел игры появляется с помощью взрослого1а + В появлении замысла игры взрослый не принимал участия.1б + Ребенок сам придумал, как будет играть.1б — Ребенку требуется помощь в появлении замысла игры.2 + Замыслы игр у ребенка разнообразные.2 — Замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты.3 + Количество игровых задач более 3. Если игровая задача несколько раз повторяется в игре, то её считают за одну.4 + Игровые задачи разнообразные.4 — Игровые задачи однообразные.5а + Игровые задачи взрослый ребенку ставит.5а — Игровые задачи взрослый ребенку не ставит.5б— Взрослый оказывает незначительную помощь в постановке игровых задач, ставит их в косвенной формулировке.5б + Ребенку не требуется помощь взрослого в постановке игровой задачи.5в + Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи5в — Ребенок не может самостоятельно поставить игровую задачу.II. Способы решения детьми игровых задачСведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагоги получают во время наблюдений.Наблюдая за играми детей, можно заметить, что из всех предметных способов они предпочитают игровые действия с игрушками. Этот факт еще не свидетельствует о несформированности у них других предметных способов. Известно, что для решения поставленной игровой задачи ребенок может использовать любой из освоенных способов. Нужно выяснить, принимает ребенок предметы-заместители и воображаемые предметы или нет. 1. К девочке, которая кормит куклу, используя только игрушки, можно обратиться: «Я угощаю твою куклу (дочку) вот этим красным яблоком», — вместо яблока предложить шарик от пирамидки.2. Мальчика, который катает машину попросить: «Отвези, пожалуйста, вот этот арбуз, мне тяжело его нести», — вместо арбуза дать мяч зеленого цвета.3. Обратиться к ребенку: «Принеси, нам, пожалуйста, торт (конфеты) к чаю», — так выясняется его умение самостоятельно находить предметы-заместители.4. Девочке, которая кормит куклу, на пустой ладони можно предложить воображаемое угощение для куклы: «Я хочу угостить твою куклу вот этой конфетой».5. Мальчику, который играет с машиной, можно предложить воображаемые инструменты для ремонта: «Вот этой отверткой удобно закручивать винтики».Сформированность у детей ролевых способов выясняется только в том случае, если они принимают на себя роли. Если ребенок обозначает роль словом, то не возникает сомнения в том, что он принимает роль. Когда дети не обозначают роль словом, бывает трудно определить, принимают они ее или нет. В этом случае ребенка можно спросить: «Ты кто?» Если он не ответит, называют предполагаемую роль: «Ты шофер?» или: «Ты мама?».О разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний и беседы можно судить по результатам наблюдений. В случае отсутствия в играх ролевых высказываний, ребенку можно предложить следующие игровые ситуации.1. Ролевые высказывания, обращённые к игрушке-партнеру появляются, если посоветовать о чем-нибудь спросить у куклы: «Твоя дочка пойдет гулять? Спроси ее, она пойдет в парк».2. Для появления ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, ребенку можно предложить позвонить кому-нибудь по телефону.3. Ребенка можно попросить обратиться к сверстнику, например, посоветовать: «Спроси, может быть, у шофера Саши есть инструменты для ремонта машины».Для включения детей в ролевую беседу взрослый задает им вопросы по содержанию игры.Перечень диагностических показателей:6 + Игровые действия с игрушками разнообразные.6 — Игровые действия с игрушками однообразные.7а + Игровые действия с игрушками развернутые.7а — Игровые действия с игрушками неразвернутые.7б + Игровые действия с игрушками обобщенные.7б — Игровые действия с игрушками не обобщенные, а только развернутые. 8а— Игровые действий с предметами-заместителями появляются только после предложения взрослого.8а + Предметы-заместители всегда использует без помощи взрослого, самостоятельно.8б + то же.86 — Самостоятельно не использует предметы-заместители, требуется помощь взрослого.9а— Игровые действия с воображаемыми предметами появляются после предложения взрослого.9а + Самостоятельно использует воображаемые предметы, помощь взрослого не нужна.9б + то же.9б — Не использует самостоятельно воображаемые предметы.10 + Ребенок принимает роль взрослого.10 — Ребенок не принимает роль взрослого. В этом случае во всех графах, характеризующих ролевые способы решения игровых задач, ставится знак «—».11 + Ролевые действия разнообразные.11 — Ролевые действия однообразные.12 + Движения, жесты, мимика ребенка при выполнении роли выразительные.12 — С помощью движений, жестов, мимики ребенок не передает эмоциональное состояние того человека, чью роль выполняет.13 + Игру сопровождают ролевые высказывания, ребёнок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстнику.13 — Ролевых высказываний нет.14 а + Ролевые высказывания появляются по инициативе взрослого.14б + Инициатором ролевых высказываний является ребенок.14 а, б—Ролевых высказываний нет.15а + Ребенок вступает в ролевую беседу со взрослым.15а — Не вступает в ролевую беседу со взрослым.15б + Вступает в ролевую беседу со сверстниками.15б — Не возникает ролевой беседы со сверстниками.16а + Инициатором ролевой беседы является взрослый.16б — то же.16а — Ролевая беседа возникает но инициативе ребенка.16б + то же.17 + Ролевая беседа интересная.17 — Ролевая беседа однообразная, т. е. Играющие обмениваются несколькими, возможно, стереотипными фразами.III. Взаимодействие детей в игреПрежде всего выясняется, вступает ребенок с кем-нибудь во взаимодействие или его игры носят индивидуальный характер. Для объективности нужно побеседовать с воспитателем, задав вопрос: «Ребенок всегда играет один или он иногда принимает участие в совместных играх?».Ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь в совместной игре со взрослым или со сверстниками, предложив ему подобные этим игровые ситуации.1. Обратиться к мальчику, который один едет на машине:Я очень спешу на работу. Подвези меня, пожалуйста, таким образом ребенка включают в совместную игру со взрослым.2.. Этому же мальчику можно предложить пригласить сверстника: «Ты куда поехал? Тебе, наверно, одному скучно, может быть ты пригласишь кого-нибудь прокатиться, ему будет так приятно».3. Обратиться к девочке: «Ты с дочкой гулять собралась? Может быть, ты пригласишь Дашу с дочкой. Вместе гулять веселее». В этом случае ребенка тоже побуждают к взаимодействию со сверстником.Степень развития у детей остальных показателей выясняется во время наблюдений за играми детей и из бесед с воспитателями.Ниже приводим перечень показателей:18а + Ребенок вступает во взаимодействие со взрослым по инициативе взрослого или по собственному желанию.18а — Ребенок не вступает во взаимодействие со взрослым.18б + Вступает во взаимодействие со сверстниками по инициативе взрослого, по предложению сверстника, по собственному желанию.18б — Не вступает во взаимодействие со сверстниками.18а, б— Игра ребенка индивидуальна, следовательно, во всех показателях, характеризующих взаимодействие, ставится «—».19а + Ребенок ставит взрослому игровые задачи.19а — Ребенок не ставит взрослому игровые задачи.19б + Ребенок ставит игровые задачи сверстникам.19б — Игровые задачи сверстникам не ставит.20а + Принимает поставленные взрослым игровые задачи.20а — Не принимает игровые задачи, поставленные взрослым.20б + Принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.20б — Не принимает игровые задачи, поставленные сверстниками.20в + Умеет тактично отказываться от неинтересной ребенку поставленной игровой задачи.20в — Не умеет тактично отказываться от игровой задачи.21 а, б + или — Определяется длительность взаимодействия.Приложение 2Примеры игр с младшими дошкольникамиИгра «Чтоязадумала?»Воспитатель предлагает ребенку отгадать то, что задумал. Например, взрослый жестами показывает, как он играет в мяч, пьет чай, режет хлеб… Далее дети сами пробуют загадать что-нибудь. Игра«Озорныеснежинки»Детям говорится, что пришла зима, подул ветер, и снежинки разлетелись (дуть вместе с детьми, чтобы снежинки полетели по комнате). Воспитатель показывает одну снежинку, а затем просит найти такие же, сложить из них дорожку. Игра«Делим–собираем»Один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей (машина). Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д. Играем наоборот: стул - спинка, ножки, сиденье. Телефон - кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?Игра«Рыбка—червячок»Сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка — малинку, Воробушек — рябинку, Рыбка — червячка, Избегай, рыбка, крючка. Воспитатель называет животное, а детям нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д. Вариант игры: «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено. Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Игра«Кточтолюбит?»Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед детьми раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить»Игра«Умедведявобору»Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:У медведя во боруГрибы, ягоды беру!Медведь простыл,На печи застыл!Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.Игра«Зайкабеленькийсидит»Дети сидят на стульях по одну сторону комнаты. Воспитатель говорит, что они зайки, и предлагает выбежать на поляну. Дети выходят на средину комнаты, становятся группкой около педагога и приседают на корточки. Воспитатель декламирует:Зайка беленький сидитИ ушами шевелит:Вот так вот такОн ушами шевелит. Дети шевелят кистями рук, подняв их над головой.Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,Надо лапочки погреть. На слова «хлоп» и до конца текста дети хлопают в ладоши.Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Скок-скок, скок-скок.Надо зайке поскакать. На слова «скок-скок» и до конца текста малыши подпрыгивают на двух ногах на месте.Кто-то (или мишка) зайку испугалЗайка прыг... и ускакал. Педагог показывает мишку, дети убегают на свои места.Игра«Котимыши»Дети-мыши сидят в норках (на стульях), поставленных вдоль стен или по сторонам площадки. В одном из углов сидит кот (роль исполняет воспитатель).Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того, как все мыши вернуться в норки, кот еще раз проходит норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.Игра повторяется 4-5 раз.Игра«Найдисвойцвет»Руководитель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, желтые, синие и зеленые. Дети собираются в разных углах комнаты, обозначенных заранее флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» - дети расходятся по комнате в разные стороны. Когда взрослый скажет: «Найди свой цвет!»- дети собираются возле флажка соответствующего цвета.Игра«Лохматыйпёс»Один из детей изображает пса. Он лежит на полу, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети тихо подходят к нему под чтение стихов:Вот лежит лохматый пес.В лапы свои, уткнувши нос.Тихо, смирно он лежит.Не то дремлет, не то спит.Подойдём к нему, разбудим.И посмотрим, что же будет.Дети начинают будить пса, кричат его кличку, бьют в ладоши. Пес вскакивает и лает. Дети убегают. Пес старается схватить детей. Когда все убегут пес опять ложится и игра продолжается.Игра продолжается 3-4 раза.Игра«Красный,синий»Дети, построившись в две шеренги, стоят лицом друг к другу на площадке или в комнате. У воспитателя в руках корзинки с мячами красного и синего цвета. Мячей столько, сколько играющих. Одна шеренга должна бежать, когда покатятся красные мячи, другая - когда синие; необходимо, чтобы мячи катились по свободному месту. Отвлекая внимание детей и показывая то одну, то другую корзинку, воспитатель внезапно опрокидывает одну из них. Дети бегут за мячами, собирают их, затем кладут обратно в корзину, которую держит воспитатель, и становятся на свои места.Игра«Воробышки»Чертиться круг диаметром 4-6м. Выбирается водящий - кошка. Она сидит в центре круга, а остальные играющие - воробышки - становятся за пределами круга. По сигналу воробышки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманные остаются в круге. Когда кошка поймает 3 -4 воробьев, выбирается новая кошка из не пойманных.Игра«Волшебныйкубик»Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: "Вертись, крутись, на бочок ложись", - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: "Что это?" и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.Игра«Козлятаиволк»Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке "Коза с козлятами", зайчик Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей. - Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь сновапостучали.Козлятаиспугались,попрятались.Аэтобылмаленький/показ/…(Детидоговаривают:зайчик)Воспитатель:зайчикговорит….Дети:небойтесьменя,этоя-маленькийзайчик.Воспитатель:Козлятаугостилиего….Дети: морковкой, капустой… Воспитатель:потомонистали…Ит.д.Игра«Прятки»Материал. Мелкие игрушки. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: "Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня". Дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
1. Адле-рА.Индивидуальнаяпсихология//Историязарубежнойпсихологии.М.,2007.256с.
2. Ананьевскиечтения–2009:Современнаяпсихология:методология,парадигмы,теория//Методологическийанализтео-рий,исследованийипрактикивразличныхобластяхпсихологии/ПодредакциейЛ.А.Цветковой,В.М.Аллахвердова.СПб.:ИздательствоС.-Петербургскогоуниверситета,2009.622с.
3. Басо-ваН.В.Педагогикаипрактическаяпсихология.РостовнаДону:Феникс,2005.416с.
4. ВыготскийЛ.С.Собраниесочинений.Т.3.М.,2012.368с.
5. ГаспароваЕ.М.Отображениесоциальныхотношенийв игре //Дошкольноевоспитание.2009.№8.С.143-179.
6. ГригорьевА.И.Культурадосуга.Киев:Высшаяшкола,2007.108с.
7. Детская психология:учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений, обучаю-щихсяпоспециальности«Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова.М.:Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2008.366с.
8. До-усонП.,ГуарР.Вашребенокможетвсе,Какразвитьорганизационныенавыкиребенкаираскрытьегопотенциал.М.:Манн,ИвановиФербер,2014.120с.
9. ИльинЕ.П.Психологияволи.СПб.:Питер,2009.368с.
10. Карабано-ваО.А.Социальноеконструированиедетства//Образовательнаяполитика.2010.№5–6.С.52–61.
11. ЛеонтьевА.Н.Проблемыразвитияпсихики.М.,2011.584с.
12. Лисина М.И.Общениесовзрослымиудетейпервыхсемилетжизни//Хрестоматияповозрастнойпсихоло-гии:учебноепособиедлястудентов/сост.Л.М.Семенюк;ред.Д.И.Фельдштейн.Издание2-е,дополненное.М.:Институтпрактическойпсихологии,1996.С.119–121.
13. ЛэнгретГ.Л.Игроваятерапия:Искусствоотношений.М.,2004.365с.
14. Методическоеобеспечениеантропологическогосопровожденияразвитиядетейраннеговозраста.Сос.:О.С.Прилепских,Е.Ф.Торикова.Учебно-методическоепособие.Ставрополь:Изд-воСГПИ,2010.152с.
15. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.
16. МухинаВ.С.Психологиядошкольника.М.,2011.374с.
17. Новоселова С.Л. Игра в развитии ребенка. М., 2000. 140с.
18. ПолонскийВ.М.Словарьпообразованиюипедагогике.М.,2004.512с.
19. Психологиядетейдошкольноговозра-ста/Подред.А.В.Запорожца,Д.Б.Эльконина.М.,2001.350с.
20. Психологияразви-тия:учебникдлястудентоввысш.пед.ипсихол.учеб.заведений/Г.М.Марюти-на,Т.Г.Стефаненко,К.Н.Поливанова[идр.],подред.Т.Д.Марцинковской.М.:Академия,2010.272с.
21. РубинштейнС.Л.Основыобщейпсихологии.СПб.,2012.704с.
22. Сорокина И.Р. Специфика игровой формы профориентационной работы с подростками в клубах по месту жительства // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 130 – 134.
23. СпиваковскаяА.С.Психотерапия:игра,детство,семья.Том1.М.:ЭКСМО-Пресс,2006.304с.
24. СтепановС.С.Популярнаяпсихологическаяэнциклопедия.М.:Изд-воЭксмо,2005.672с.
25. ФрадкинаФ.И.Психологияигрывраннемдетстве.М.,1997.103с.
26. Хани-наЕ.Е.,СолоповаА.В.Игроваяформаобучения//Открытаяшкола.2004.№5.С.63-66.
27. Хиль-коМ.Е.,ТкачеваМ.С.Возрастнаяпсихология,Конспектлекций.М.:Юрайт,2010.194с.
28. ШмаковС.А.Досугшкольника.М.:Магистр,2006.192с.
29. ЭльконинД.Б.Психологияигры.М.,2004.380с.
30. ЭриксонЭ.Г.Детствоиобщество.М.:Эксмо,2010.320с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы к сущности понятий игра и игровая деятельность рассматриваются в психологической науке?
В психологической науке рассматриваются различные подходы к сущности понятий игра и игровая деятельность. Один из них - функциональный подход, который утверждает, что игра выполняет важные психологические и социальные функции. Другой подход - развитиеориентированный, согласно которому игра является способом развития детской личности и освоения окружающего мира.
Какие классификации игр и игровой деятельности существуют?
Существует несколько классификации игр и игровой деятельности. Одна из них - по функциональности, включающая развивающие игры, эмоционально-выразительные игры, правила-ролевые игры и творческие игры. Другая классификация - по возрасту и уровню развития детей, включающая игры для младших дошкольников, старших дошкольников и школьников.
Какие особенности развития игровой деятельности наблюдаются в младшем дошкольном возрасте?
В младшем дошкольном возрасте наблюдаются несколько особенностей развития игровой деятельности. Дети в этом возрасте предпочитают игры с включением элементов ролевой игры, где они могут примерять на себя различные роли и имитировать поведение взрослых. Также у детей в этом возрасте начинают формироваться навыки совместной игры и умение устанавливать правила игры.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы. Игра и игровая деятельность имеют различные подходы в психологической науке, такие как функциональный и развитиеориентированный подходы. Существуют различные классификации игр и игровой деятельности, включая по функциональности и возрасту. В младшем дошкольном возрасте наблюдаются особенности развития игровой деятельности, такие как предпочтение ролевых игр и начало формирования навыков совместной игры.
О чем будет рассказываться во второй главе статьи?
Во второй главе статьи будет рассказываться об экспериментальном исследовании развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. В ней будут описаны методы и процедуры исследования, а также полученные результаты и их анализ.
Что изучает данная статья?
Данная статья изучает развитие игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Какие подходы к сущности понятий "игра" и "игровая деятельность" существуют в психологической науке?
В психологической науке существует несколько подходов к сущности понятий "игра" и "игровая деятельность", таких как игра как деятельность, игра как форма общения, игра как средство развития и т.д.
Какие игры и игровые деятельности существуют?
Существует классификация игр и игровых деятельностей, которая включает в себя такие категории, как ролевые игры, конструкторские игры, занимательные игры, спортивные игры и т.д.
Что особенно в развитии игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте?
В младшем дошкольном возрасте особенно важна игровая деятельность для развития различных психологических и психофизических процессов у детей, таких как развитие воображения, познавательных способностей, коммуникативных навыков и т.д.