Вопросы возрастной периодизации в психологии
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 17.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Возрастная периодизация как психологическая категория 5
1.1 Понятие возрастной периодизации 5
1.2 Индивидуальное развитие как основное понятие возрастной периодизации 7
Глава 2. Подходы к возрастной периодизации отечественных и зарубежных авторов 9
2.1 Подходы к возрастной периодизации Ж. Пиаже и З. Фрейда 9
2.2 Возрастная периодизация по Л.С. Выгодскому и Д.Б. Эльконину 14
2.3 Сравнительный анализ принципов периодизации развития 19
Заключение 24
Список литературы 26
Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис - своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.2.3 Сравнительный анализ принципов периодизации развитияПоходы к возрастной периодизации обобщим в таблице, где выделены ключевые особенности подходов отечественных и зарубежных авторов (См. Таблицу 1).Таблица 1. Подходы к возрастной периодизации в психологииАвтор периодизацииВыделяемые возрасты, их названияХронологические границы периодов развитияОснования для построения периодизацииПсихологическая характеристика выделенных возрастовЖ. ПиажеI. Стадия сенсомоторного интеллекта (до 2 лет).Концентрация на теле (до 9 мес.). Упражнение рефлексов, формируется круговая реакция, действия ради самого процесса, вторичные круговые реакции, действия, которые совершаются, чтобы продлять положительные впечатления от них. Объективация практического интеллекта, когда он познает себя и мир при помощи действий. II. Стадия конкретных операций (резентативного интеллекта) (2года - 11лет). Предоператорный интеллект (2-7 лет). Ребенок овладевает языком, накапливает представления о предметах.Стадия конкретных операций (7-12 лет), когда осуществляется совершенствование операций мышления. Появляются рассуждения, абстрагирование.III. Стадия формальных операций (репрезентативного интеллекта) (с 12 лет).Стадия формальных операций (12-14 лет), когда осуществляется развитие гипотетико-дедуктивной логики.Достижениеформальных операций (с 14 лет), когда активизируется работа логического и абстрактного мышления, реализуется способность выполнять прямые и обратные операции при рассуждении вслух.З. Фрейд1. Оральная стадия (до года). Удовлетворение либидо за счет орального контакта (сосание), покусывание или жевание.2. Анальная стадия (от 1 до 2). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению либидо в анальную область тела. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию черт: пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность и упрямство.3. Фаллическая стадия (от 2 до 5). Ребенок начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. Развивается эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Суть состоит в том, что ребенок испытывает чувства к родителю противоположного пола и агрессию к родителю своего пола, которого он считает соперником. 4. Латентный период (от 6 до 11). Явное снижение сексуальной активности. Центральными моментами этапа являются обучение и социализация.5. Генитальная стадия (стартует при половом созревании). Ориентация на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола. Л.С. ВыготскийЛ. С. Выготский выделял в качестве периодов детства критические периоды около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:= Кризис новорожденности. Противоречия между максимальной социальностью минимальными возможностями общения.- Кризис 1 года. Деятельность: «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются: жест, ходьба, речь. Раннее детство (1-3 года).- Кризис 3 лет. Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Дошкольный возраст (3-7 лет).Возникновение «Я сам». - Кризис 7 лет. Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Школьный возраст (8-12 лет). - Кризис 13 лет. Ощущение личности, развитие самосознания. Снижение продуктивности умственной деятельности учащегося. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Пубертатный возраст (14-18 лет).Д. Б. ЭльконинПервая стадия — орально-сенсорная (от рождения до года). Эта стадия соответствует классической психоаналитической оральной стадии. В случае удачного социального взаимодействия будет формироваться доверие к окружающему миру. Вторая стадия — мышечно - анальная (от 1 до 3) совпадает с анальной стадией Фрейда. В этот период, у ребенка развивается чувство автономности.Третья стадия — локомоторно-генитальная (от 4 до 6). Ребенок осваивает многие сложные психомоторные навыки, придумывает игры. Четвертая стадия — латентная (от 6 до 11). Это период обучения в школе.Пятая стадия - кризис подросткового возраста. Подросток созревает, и у него появляются новые взгляды, новый подход к жизни.Шестая стадия — ранней зрелости (20-25 лет). Специфический параметр для этой стадии заключен между положительнойблизостью и отрицательной — отчужденностью.Седьмая стадия — поздняя зрелость, завершающая жизненный цикл; относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения.На основании анализа подходов к возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии можно сделать вывод, что в каждой из них можно проследить развитие личности на протяжении всей жизни.Во всех периодизациях учитываются принципы влияния социального развития, и как следствие развитие интеллекта, которое отличает, прежде всего детское и подростковое развитие.Все периодизации учитывают практики непрерывного образования человека, которое происходит с различной скоростью в зависимости от скорости завершения определенных стадий развития.Во всех периодизациях в том или ином виде присутствует кризис как явление, которое обуславливает переход с одной стадии развития на другую.В отечественной психологии в плане возрастной периодизации большее внимание уделяется деятельностному подходу, который связан не столько с психосексуальным развитием индивида, сколько с качеством и количеством его жизненного опыта, полученного в определенной социальной среде в процессе развития.ЗаключениеСогласно всем рассмотренным подходам к возрастной периодизации жизненный цикл развития человека включает целый ряд психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Потребности в развитии базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности. Основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Задача, с которой сталкиваются все подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.Человек может неадекватно оценить себя и свои возможности и, в результате он будет постоянно испытывать стресс от неудач. Это начинается как с отношений внутри коллектива, когда заведомо слабый в организационном плане член группы начинает пытаться доминировать, или демонстрировать своё превосходство в каком-либо плане. Далее, очень часто это выражается в переоценке себя в отношениях с противоположным полом, выборе партнера заведомо не подходящего под реальную оценку личности её социального статуса в группе.Многие индивиды, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.Цель эффективного возрастного развития состоит в успешном преодолении возрастного кризиса и своевременного перехода к следующей стадии развития. Только в этом случае, согласно любой из приведенных периодизаций возможно гармоничное развитие личности.Список литературы1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2012. – 416 с.3. Барабанщиков, В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24-2005.- № 1. - С. 29-46.4. Березина Т. Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. 2009. Т. 20. .№ 5. С. 27-37.5. Выготский, Л.С. Проблемы возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982-1984.6. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии / Т.Д. Марцинковская.-М., 1998.7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова.- М., 2000.8. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.9. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академ. пед. наук СССР. – М., 1983.10. Ратанова ,Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. - метод. пособие / Т.А. Ратанова,Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е ,испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2010.- 264 с.11. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.- М., 2000.- С.35-68.12. Столяренко, Л. Д.Психология личности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 575 с. - (Высшее образование).13. Фрейд 3. У «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008 г.14. Хьелл,Л. Теории личности/Л.Хьелл, Д.Зиглер.- Спб., Питер Пресс, 2007. - 608с.15. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детских возрастах / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды.- М., 1989. – С. 60-78.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2012. – 416 с.
3. Барабанщиков, В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24-2005.- № 1. - С. 29-46.
4. Березина Т. Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. 2009. Т. 20. .№ 5. С. 27-37.
5. Выготский, Л.С. Проблемы возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982-1984.
6. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии / Т.Д. Марцинковская.-М., 1998.
7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова.- М., 2000.
8. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
9. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академ. пед. наук СССР. – М., 1983.
10. Ратанова ,Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. - метод. пособие / Т.А. Ратанова,Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е ,испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2010.- 264 с.
11. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.- М., 2000.- С.35-68.
12. Столяренко, Л. Д.Психология личности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 575 с. - (Высшее образование).
13. Фрейд 3. У «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008 г.
14. Хьелл,Л. Теории личности/Л.Хьелл, Д.Зиглер.- Спб., Питер Пресс, 2007. - 608с.
15. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детских возрастах / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды.- М., 1989. – С. 60-78.
Вопрос-ответ:
Что такое возрастная периодизация?
Возрастная периодизация - это психологическая категория, которая описывает и классифицирует различные возрастные периоды в индивидуальном развитии человека.
Какое значение имеет индивидуальное развитие в контексте возрастной периодизации?
Индивидуальное развитие является основным понятием возрастной периодизации. Оно отражает уникальные особенности развития каждого человека и включает в себя физическое, психическое, социальное и эмоциональное развитие.
Какие подходы к возрастной периодизации существуют?
Существуют различные подходы к возрастной периодизации. Один из них - подходы Ж. Пиаже и З. Фрейда. Другой подход - периодизация по Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину. Эти подходы предлагают разные принципы классификации возрастных периодов в развитии человека.
Чем отличаются подходы Ж. Пиаже и З. Фрейда к возрастной периодизации?
Подход Ж. Пиаже основывается на когнитивных структурах и стадиях развития, подход З. Фрейда - на психосексуальном развитии и фиксациях. Таким образом, данные подходы имеют различные теоретические основы и фокусируются на разных аспектах развития.
Как происходит периодизация развития по Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину?
Периодизация развития по Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину основывается на принципе непрерывности и преемственности. Они выделяют различные возрастные периоды, связанные с определенными задачами и потребностями развития, такие как дошкольный возраст, школьный возраст и подростковый возраст.
Что такое возрастная периодизация?
Возрастная периодизация - это психологическая категория, которая описывает разделение жизни человека на определенные периоды, характеризующиеся особыми чертами и специфическими задачами развития.
Какое значение имеет индивидуальное развитие в возрастной периодизации?
Индивидуальное развитие является основным понятием возрастной периодизации. Оно подразумевает уникальные особенности и траектории развития каждого отдельного человека в различные возрастные периоды.
Какие подходы к возрастной периодизации существуют?
Существуют различные подходы к возрастной периодизации. Некоторые из них включают подходы Ж. Пиаже и З. Фрейда, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Какие принципы периодизации развития сравниваются в статье?
В статье проводится сравнительный анализ принципов периодизации развития, предложенных различными авторами.
Какие основные периоды развития человека можно выделить в возрастной периодизации?
Возрастная периодизация может включать разделение на такие периоды, как детство, подростковый возраст, юность, зрелость и пожилой возраст, каждый из которых отличается своими особенностями развития.