Колористические функции гармонии в вокальном цикле Грига "По скалам и фьёрдам".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусство
  • 18 18 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.12.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1. Колористические функции гармонии как формы организации музыкальной ткани и средства художественной выразительности
2. Особенности колористических средств гармонии Э. Грига в вокальном цикле «По скалам и фьордам»
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Гронвольд в биографии Эдварда Грига делает вывод, что его творчество было неразрывно связано с музыкой, которую он сочинял. Невозможно, слушая музыку Эдварда Грига в концертном зале, не почувствовать легкий свежий ветерок, запах моря и зеленой травы. В воображении сразу представляются горы и прохладная вода фьордов, которые так нежно и трепетно любил Эдвард Григ.
Особой формой  колорирования устойчивой звучности являются полигармонические наслоения.  Они могут  приобрести  различный вид. В одних случаях полигармония представляет собой результат прибавления к выдерживаемой тонической гармонии дополняющих ее звуковых комплексов. (Этот случай аналогичен включению вторгающихся тонов в трезвучную тонику.) В других случаях полигармоническая тоника представляет собой смешение двух или более относительно равноправных устойчивых комплексов,  налогичным образом обстоит дело в сложных тонических комплексах при политональности. И, наконец, особым приемом оказывается наложение устойчивого диссонирующего комплекса доминантового типа на его потенциальную тонику.
Вариантность устойчивой  гармонии,  ее колористическое обновление фиксируется описывающими это явление терминами. Вместе  с  тем  возникает вопрос:  что обеспечивает функциональную константность различных модусов тоники.  Отвечая на этот  вопрос,  можно заметить,  что в большинстве случаев константность устоя обеспечивается постоянным основным тоном,  общей  примой вариантно изменяющихся гармоний.  Изредка такой константой может оказаться другой звук  аккорда,  например,  терцовый,  что приводит  к  парадоксальному положению,  при котором,  с одной стороны, меняется тональная характеристика устоя (он сдвигается  на полутон),  а с другой стороны сохраняется привязанность различных устоев к одной высоте (в данном случае - к терцовому тону аккорда).
Положение о константности  функции  изменчивой  тонической гармонии  может  быть  дополнено констатацией того факта,  что обычно различные варианты  устойчивой  гармонии  имеют  единую консонантную  базу,  выступающую или в виде тонической квинты, или в виде неизменного тонического трезвучия, лишь дополняемого вторгающимися тонами.  Даже в музыке ХХ века лишь в относительно редких и сложных случаях аккордовый центр  ладогармонической системы не включает в себя интервалов или созвучий консонантного типа. Но и при этом, остается неизменной определенная часть,  звуковой "фундамент" созвучия (полиаккорда),  обычно нижняя, а верхняя может быть подвержена варьированию, разработке неаккордовыми звуками. Самостоятельность диссонанса,  способного выполнять  в  современной музыке функцию устоя, обусловливает принципиальную возможность "сохранения сущности и функции аккорда при частичном изменении его звукового состава".
Немаловажным является вопрос о фактурных условиях  колорирования тоники. Во одних случаях изложение сложных, диссонантно обогащенных устойчивых комплексов дается  в  решительной  и бескомпромиссной форме одновременно взятой аккордовой вертикали. Но колорирование гармонического центра может совершаться и другими,  более тонкими средствами. Это может быть фигурационное мелодико-гармоническое усложнение исходного базового комплекса,  что исторически было более ранней формой колорирования и готовило применение более радикальных гармонических  средств в современной музыке.
Проходящие и вспомогательные звуки, задержания, колорирующие устойчивую тоническую гармонию, в большей или меньшей степени сливаются с нею. В силу этого мы можем говорить о различной  мере  включенности этих тонов в опорную тоническую гармонию.  Заметим, что от степени включенности диссонирующих тонов в  устойчивый  комплекс зависит степень устойчивости или неустойчивости этих тонов. В одних случаях они могут притягивать к себе  неустойчивые  тоны,  которые могут оказаться устойчивыми звуками данной ладотональности.  В других случаях колорирующие тонику  тоны сохраняют значение неустоя и лишь слегка изменяют тонический характер звучания центрального созвучия лада. 
Список использованных источников

Абызова Е.Н. Гармония: Учебник.- М.: Музыка, 1996.- 383 с., нот.
Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1990.- 672 с.: илл.
Мюллер Т. Гармония.- М.: Музыка, 1976.- 286 с., нот.
Мясоедов А.Н. Учебник гармонии.- 2-е изд.- М.: Музыка, 1983. - 319 с., нот
Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- 5-е изд.-М.: Музыка, 1978.- 287 с.
Степанов А. Гармония.- М.: Музыка, 1971.- 240 с., нот
Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии.- 3-е изд., доп.- М.: Музыка, 1986.- 478 с.
Edvard Grieg’s Song Cycles Reiseminder fra Fjeld og Fjord (Op. 44) and Elegiske Digte (Op. 59). Attempt at a revaluation // www.griegsociety.org/filer/1491.pdf.

Абызова Е.Н. Гармония: Учебник.- М.: Музыка, 1996.- с.155.
Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии.- 3-е изд., доп.- М.: Музыка, 1986.- с.288.

Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- с.165.
Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1990.- с.431.

Мюллер Т. Гармония.- М.: Музыка, 1976.- с.99.
Edvard Grieg’s Song Cycles Reiseminder fra Fjeld og Fjord (Op. 44) and Elegiske Digte (Op. 59). Attempt at a revaluation // www.griegsociety.org/filer/1491.pdf.

Edvard Grieg’s Song Cycles Reiseminder fra Fjeld og Fjord (Op. 44) and Elegiske Digte (Op. 59). Attempt at a revaluation // www.griegsociety.org/filer/1491.pdf.

Edvard Grieg’s Song Cycles Reiseminder fra Fjeld og Fjord (Op. 44) and Elegiske Digte (Op. 59). Attempt at a revaluation // www.griegsociety.org/filer/1491.pdf.













2

Список использованных источников

1. Абызова Е.Н. Гармония: Учебник.- М.: Музыка, 1996.- 383 с., нот.
2.Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
3.Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1990.- 672 с.: илл.
4.Мюллер Т. Гармония.- М.: Музыка, 1976.- 286 с., нот.
5.Мясоедов А.Н. Учебник гармонии.- 2-е изд.- М.: Музыка, 1983. - 319 с., нот
6.Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- 5-е изд.-М.: Музыка, 1978.- 287 с.
7.Степанов А. Гармония.- М.: Музыка, 1971.- 240 с., нот
8.Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии.- 3-е изд., доп.- М.: Музыка, 1986.- 478 с.
9.Edvard Grieg’s Song Cycles Reiseminder fra Fjeld og Fjord (Op. 44) and Elegiske Digte (Op. 59). Attempt at a revaluation // www.griegsociety.org/filer/1491.pdf.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет колористическая гармония в музыкальной ткани?

Колористическая гармония выполняет функцию формирования музыкального материала, структурирования композиции, создания настроения и эмоционального выражения.

Какие особенности колористических средств гармонии Эдварда Грига прослеживаются в вокальном цикле "По скалам и фьордам"?

Вокальный цикл "По скалам и фьордам" характеризуется использованием насыщенных аккордов, интересными модуляциями, редкими тоновыми комбинациями, которые создают колористические эффекты.

Какие средства гармонии Грига помогают выразить художественность его музыкальных произведений?

Средства гармонии Грига, такие как использование модальной гармонической системы, специфических аккордов и интонационных оборотов, создают особое звучание и выразительность его музыкальных произведений.

Какую роль играет колористическая гармония в создании настроения в музыкальных произведениях Эдварда Грига?

Колористическая гармония в музыке Грига помогает создать разные настроения в произведениях: отрывистые, мечтательные, лирические, драматические и т.д. Она определяет эмоциональное и выразительное воздействие на слушателя.

Какие выводы можно сделать о роли колористических средств гармонии в творчестве Эдварда Грига?

Колористические средства гармонии играют важную роль в творчестве Грига, позволяя ему создавать уникальные и эмоционально насыщенные произведения, отличающиеся своим звучанием и художественностью.

Какие функции исполняют колористические средства гармонии в вокальном цикле Грига "По скалам и фьордам"?

Колористические функции гармонии в этом вокальном цикле выполняют две основные задачи: организация музыкальной ткани и выражение художественной сущности произведения. Они создают особую атмосферу и передают эмоциональные оттенки текста.

Какие особенности колористических средств гармонии можно наблюдать в вокальном цикле Грига "По скалам и фьордам"?

В вокальном цикле "По скалам и фьордам" Григ использует разнообразные колористические средства гармонии. Он использует модуляцию, изменение тональности и аккордовую гармонию для создания особого звукового пейзажа, отражающего разнообразие природы и настроение текстовых стихов.

Чем особенно интересно творчество Эдварда Грига в контексте его биографии?

Творчество Эдварда Грига было неразрывно связано с музыкой, которую он сочинял. Он написал множество произведений, исполняющих красоту и неповторимость природы Норвегии. Его музыка была вдохновлена прекрасными фьордами и горами этой страны.

Какие источники были использованы при написании данной статьи?

Для написания данной статьи были использованы различные источники, включая биографию Эдварда Грига от Гронвольда. Также использовались обзоры и анализы музыкальных произведений самого Грига, а также исследования по колористическим средствам гармонии в музыке.