Творчество Г.Г. Нисского
Заказать уникальную курсовую работу- 74 74 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 22.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Обзор литературы
Глава 2. Творческая биография Г.Г. Нисского
Глава 3. Тема морских пейзажей
Глава 4.Сравнение творчества Нисского с творчеством современных художников
Заключение
Список литературы
Самой крупной его работой в книжной иллюстрации были рисунки к «Цусиме» А. Новикова-Прибоя, выпущенной Детгизом в 1935 году. Он сделал двенадцать полосных иллюстраций и один цветной фронтиспис. Однако все иллюстраторское творчество этого периода и даже рисунки к «Цусиме» нельзя считать достижением.
Прежде всего Нисский по самому характеру своего таланта — живописец. Он мыслит цветом, цветом передает настроение, наделяет различные тона определенной символикой. Не случайно, например, пейзаж «Подводной лодки» выдержан в холодных серых тонах. Это цвет грозного, напряженного, готового к суровым походам судна и одновременно цвет туманов, которые так часто плывут над сопками Дальнего Востока.
Кроме того, к иллюстрированию книги он подходит как к какой-то частной области, отделяя его от книжного оформления, никак с ним не связывая. Полосные иллюстрации носят станковый характер и воспринимаются скорее как рисунки на темы, заданные текстом. Самый главный недостаток их состоит в том, что художник обратил все свое внимание на описания битв в тексте и иллюстрировал их в первую очередь, пройдя мимо важных социальных и политических событий, о которых говорится в книге как о главном. Не сумел он передать и характер русского матроса. Поэтому даже лучшие листы о сражениях грешат поверхностной романтизацией, эффектной, но холодной.
После трех картин 1937 года о Военно-Морском Флоте зритель снова встретился с работами Нисского на стендах следующей крупной всесоюзной выставки — «Индустрия социализма». Это были «Спуск корабля» и «Улов на Дальнем Востоке».
Первая поразила всех необычайной дерзостью построения, при которой художник не только уместил на картине гигантский корабль, но и окружил его людьми и добился при этом, чтобы люди не выглядели жалкими пигмеями по сравнению с этим грандиозным сооружением. Все это понадобилось ему, чтобы «выразить момент радости, торжества и грандиозности спуска военного корабля, созданной руками советских людей».
Корабль Нисский помещает в центр композиции, расчищает вокруг него пространство и окружает тесной толпой людей. При этом он стремится к тому, чтобы люди не казались уж очень ничтожно малыми сравнительно с огромной машиной. Яркий, радостный колорит картины отвечает настроению народного праздника, которое хотел выразить художник.
Другая картина — «Улов на Дальнем Востоке» — пейзаж с элементами жанра. Такое смешение жанров, создание некоего «пограничного» жанра характерно для творчества Нисского второй половины 30-х годов в целом. Это происходит оттого, что художник старается показать преобразующую деятельность человека, и не только следы этой деятельности на земле, но и его самого в труде. Лишь позднее найдет художник такие формы выражения, когда в пейзаже будет чувствоваться присутствие человека, даже если он непосредственно сам не изображен. Для этого Нисскому придется вернуться к своим художественным принципам начала 30-х годов и разработать их далее в условиях созревшего мастерства.
Георгий Нисский "Улов на Дальнем Востоке", 1938 г. Работы Нисского, выполненные во второй половине 30-х годов, несут какой-то особо мощный заряд бодрости и энергии, утверждают жизнь в труде, действии. Художник все чаще вводит в свои полотна людей, и не просто для оживления пейзажа, а как активную силу. Такая эволюция — несомненное следствие общего настроения эпохи пятилеток, эпохи активного строительства нового государства, масштабов этого строительства. Одновременно в картинах Нисского 1937—1940 годов проявилось стремление к излишней помпезности, внешней героизации. [7, с. 88]
Нисский умеет увидеть и мастерски извлечь красоту современной жизни и претворить ее в приподнято-романтическом, всегда насыщенном лирическими чувствами живописном образе. Чтобы увидеть красоту железнодорожного моста или шлюза, ему нет нужды делать над собой усилие - это качество присуще самой природе его мировосприятия. Он глубоко искренне восхищен грандиозным зрелищем преобразованной земли. За мачтой высоковольтных передач или мощным телом современного корабля он видит, чувствует руки, сердце, ум человека, создавшего их. "Можно любить одно больше, другое меньше, но любить - главное; и видеть (это главное!) во всем - человека". В этих строках Нисский выражает смысл, гуманистическую основу, программу своего творчества.
Глава 4.Сравнение творчества Нисского с творчеством современных художников
Этот стиль наиболее полно выразился в творчестве таких художников 1960 - начала 1970-х годов как П. Ф. Никонов, Н. И. Андронов, В. Е. Попков, И. А. Попов, Э. Г. Браговский, Е. И. Зверьков. Программа «суровых» была направлена против иллюстративных и парадных штампов послевоенного искусства и их творчество характеризуют гражданская позиция, поиск образного смысла действительности, обновление языка живописи. Для них были характерны условность художественных приемов лаконизм цветовых решений, плоскостная трактовка пространства. Они проложили новые пути в отечественном искусстве, изменившие эстетические взгляды на систему художественных ценностей.
В период 1970-х годов наметились новые тенденции в художественном творчестве, такие как поэтичность и метафоричность, монументальность и декоративность с ослаблением значения сюжета. Теоретическая дискуссия тех лет рассматривала вопрос о роли и соотношении в искусстве прямого и иносказательного отражения жизни. Метафоричность должна быть способом придать конкретному изображению идейно-образную широту, ассоциативность, символику в противовес жизненной конкретике и образности.
«В пейзажном жанре этого периода по-своему отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории» [21], а также такие характеристики, как напряжение, глубина ассоциаций, метафоричность. В работе художницы Н. И. Нестеровой «Московский вечер» главным действующим лицом становится московский пейзаж. Мир реальный, мир душевного переживания, мир воспоминаний сливаются воедино. Три плана картины совмещены, что ведет к игре ассоциаций.
Символикой, фантастичностью видения наполнены картины художника А. В. Харитонова. Его пейзажи лиричны, их отличает точечная мозаичная манера письма. Эффект свечения из глубины достигается с помощью многослойного письма цветовыми точками («Пейзаж с семью деревьями» (1970), «Золотая Россия» (1982)).
Э. Г. Браговский создал свою ярко индивидуальную систему живописного самовыражения. Цвет определяет «образную полифонию» его произведений. Его пейзажи обладают эмоциональной притягательностью, содержательной глубиной. В них отразилось поэтическое постижение шири и трепетной красоты русской природы («Голубой март» (1970), «Мост в Тарусе» (1973), «Березовая роща» (2003)). Его композиции осознанно конструктивны, пространство насыщено воздухом и светом, оно широко и вольно, одновременно подчинено определенной системе художественного познания мира.
Картина «Голубой март» (1970) - характерный пример пейзажа с центральной композицией, которой в данном случае является небольшой куст на переднем плане. Для Браговского характерно применение густонасыщенных цветов, белых, голубых, синих, бордовых, темно - коричневых, и динамичность мазка, что приближает раб оту художника к образцам фовизма.
Картина «Березовая роща» (2003) - пример окутывающего пейзажа. При помощи ярких, динамичных цветовых мазков зеленого, голубого, коричневого цветов художник изображает траву, листву на деревьях. Он не обращает внимание на четкую выписанность каждого элемента картины, для него важен колорит, настроение. Такое невнимание к деталям, некая декоративность, плоскостность изображение и одновременно яркость цветового решения - все, что было характерно для живописи постимпрессионистов, нашло отражение в работе художника.
Картина художника «Белый денек» (2003) - пример панорамного пейзажа. Сюжетно-композиционным центром здесь является белоснежный собор в небольшом городке средней полосы России. Присущая Браговскому яркость красок здесь сменяется более пастельными, теплыми тонами. Яркие краски голубого, синего, серого художник использует, чтобы показать движение воды на небольшой речке, протекающей недалеко от храма. Фигурки людей в отдалении, птиц на светлом, пасмурном небе, все это создает ощущение живой динамичной композиции, и дарит чувство покоя, умиротворения.
Н. И. Боровский - народный художник Российской Федерации, член Российской Академии художеств. В своем творчестве он придерживался традиции русской художественной школы. В выборе тем для своих пейзажных работ художник также достаточно традиционен, считая, что «в природе все гармонично, художник может многому у нее научиться». Ключевым в его работах является передача настроения. Мастер удачно создает свео- воздушное пространство, которое отражает определенное время дня, времена года. Его притягивает спокойная красота русской деревни, патриархаь- ность Ярославской глубинки, древний Борисоглебск.
При этом он не приукрашивает действительности, следуя традициям реалистической живописи. В его работах можно заметить и заброшенные деревни с покосившимися домами, сломанные заборы. Также в его работах отсутствуют приметы времени («Окно» (1989), «Вид на Борисоглебский монастырь» (2001)), внимание сосредоточено на подтексте, скрытом в ритме композиции, игре света и цвета.
Картина «Вид на Борисоглебский монастырь» (2001) выполнена в горизонтальном композиционном решении. Создается эффект сопоставления строгих стен монастыря и маленьких домиков, разбросанных повсюду. Художник создает в своем полотне ощущение непрерывного движения благодаря четкой прорисовке разгоняемых ветром облаков.
Еще один представитель лирического направления в пейзажной живописи конца XX века - начала XXI века - Е. И. Зверьков. Его работы демонстрируют эволюцию отечественной пейзажной живописи этого периода. Зверьков сделал язык импрессионизма главным способом воплощения своих идей. Он сформировал индивидуальный стиль, в котором сочетается пристальное наблюдение за бесконечно изменчивым миром природы и тонкая колористическая разработка образов.
Его картина «Летний вечер» (1968) - ранняя работа художника. Благодаря использованию нежных пастельных тонов светло-зеленых, салатовых, желтых цветов на картине создается иллюзия легкой дымки, характерной для летнего вечера. Такое цветовое решение и неглубокая прорисовка в сочетании с легкостью, воздушностью изображения, характерное для полотен импрессионистов, нашло отражение в данной работе мастера. И при этом здесь отмечена и глубокая индивидуальность художника в выборе панорамы изображения, его особенностей.
Пейзаж «На Родине» (1972) - пример панорамной работы художника. Сюжетно-композиционным центром картины является небольшая белая церквушка в окружении густого лесного массива. Характерное для пуантилистов использование точечных мазков создают впечатление еще большей густоты леса, таким образом художник акцентирует внимание на центр полотна.
Картина художника «Осенний свет» (2005) - еще одна панорамная работа Е. И. Зверькова. Полотно пронизано солнечным светом, что достигается колористическим решением художника: использованием золотистых, желтых тонов в изображении лесного массива, светло-зеленых и салатовых цветов в прорисовке дальнего берега, светло-голубых и серых цветов в изображении небесного свода и его отражения в воде. Все это направлено на создание настроения последних теплых дней перед наступлением осеннего ненастья.
Художник А. А. Колотилов в своих работах следует традициям русской пейзажной школы живописи. «Он наш современник, но его кисть воспитана на классике. Он берёт конкретный мотив, но эпическим размахом обращает его в вечность. В его живописи нет грани, которая бы отделила измерение настоящего от того, что живёт, не считаясь с историческим временем» [21, с. 6]. В своих работах он предпочитает обращаться к переходным состояниям природы («Первый снег», «Оттепель»). Часто его картины перекликаются с работами таких мастеров как И. И. Левитан, С. Ю. Жуковский, А. Е. Архипов.
Современные молодые художники-пейзажисты Московской, Пензенской школ раскрывают в своих живописных произведениях не просто особенности своего художественного письма, но и отличительные особенности тех регионов страны, к которым они обращаются в своих пейзажах.
Среди художников, использующих в большей или меньшей степени достижения импрессионистов выделяются такие как И. Г. Панов, Д. Л. Сысоев, А. В. Вилков. Творчество И. Г. Панова отмечено использованием различных стилевых направлений, начиная от реализма и до пуантилизма. «Его пейзажи - это и сочная зелень летнего луга и в то же время ностальгически- умиротворённые виды природы» [9, с. 28]. Живопись И. Панова демонстрирует стремление автора передать своё эмоциональное отношение к теме.
Пейзажи Д. Л. Сысоева написаны под непосредственным впечатлением от конкретных состояний природы, для каждого из которых художник «настраивает свою кисть на особый лад» [15, с. 45]. А. В. Вилков в своих многочисленных пейзажах придерживается формата вытянутого горизонтального панно. Его пейзажи, выполненные чётким мазком, рассказывают о размеренной сельской жизни на фоне природы.
Образцы живописных работ художников второй половины XX - начала XXI века демонстрируют, что в отличие от своих предшественников - приверженцев определенного стилевого направления в пейзажной живописи, эти художники демонстрируют умение сочетать в своем творчестве художественные приемы разных стилевых направлений (фовизм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм) в своих картинах. Но при этом они сохраняют связь с той культурной традицией, с тем «культурным кодом», который отличает национальную пейзажную школу нашей страны. Такая преемственность демонстрирует уникальность, неповторимость нашей пейзажной живописи и одновременно ее стремление быть непосредственным участником тех художественных изменений, которые происходят в мировой художественной культуре.
„Подмосковная рокада". Стрелой пролегла она до пылающего горизонта. Огромное багровое небо взметнулось над темными полями, над гулким бетоном шоссе. Pacкаленное солнце освещает две крохотные фигуры, идущие по бесконечной дороге. Дороги...
Любимая, без устали повторяющаяся в творчестве художника тема. Нисский - путник, вечно странствующий по дорогам своего времени, вечно ищущий новое.
Три художника помогли Нисскому стать таким, каким мы его знаем сегодня: Александр Дейнека, Петр Кончаловский и Альбер Марке.Это они приучили его быть немногословным, лаконичным, прогнать из своих произведений иллюстративность и изобразительную болтовню, помогли ему выдержать многие испытания.
Дейнека своим огромным дарованием, своим примером стойкости в искусстве, своим плечом помог Нисскому в трудные времена, когда некоторые критики прорабатывали Нисского за десятки не совершенных им грехов.
Кончаловский — своим жизнелюбием, любовью к декоративности и локальному цвету и, самое главное, глубокой любовью к природе - матери истинного искусства.
Марке - своим величайшим проникновением в суть пейзажа, мудростью и простотой.
Искусство Георгия Нисского молодо...
Его полотна лаконичны и собранны. Но за этой внешней строгостью и сдержанностью - горячее сердце художника.
Нисский очень эмоционален, прям и честен.
Ученик Фалька, Нисский был личностью незаурядной. Сильный, мужественный, отличный спортсмен, он писал по-новому. Позже Нисский говорил, что в мастерской Роберта Рафаиловича Фалька он понял, что ,,кроме нутра есть глаза, рассудок и метод".
В молодые годы Нисский участвовал в Обществе станковистов. Лидером был Александр Дейнека. Своей задачей художники ставили „революционную современность и ясность в выборе сюжета". И, конечно, станковую форму исполнения.
Творческое отношение к миру, к современной советской действительности определяет все искусство Георгия Григорьевича Нисского — одного из ведущих мастеров советской пейзажной живописи. Детство Нисского прошло на маленькой узловой железнодорожной станции в нескольких километрах от Гомеля.
В те годы он еще не думал, что станет художником. Но первые опыты юноши в рисовании увидел местный художник В. Зорин и посоветовал продолжать занятия. В Гомеле в первые послереволюционные годы существовала Студия изобразительных искусств имели М. Врубеля, которой руководил А. Быховский. Сюда Нисский стал приходить на занятия после работы, едва отмыв руки от машинного масла и угольной копоти (он работал на железной дороге), ощущая горячее желание перенести на белый лист бумаги или холст только что виденное. Способности юноши были замечены, и в 1921 году он был командирован в Москву на подготовительные курсы при Вхутемасе. В 1923 году он перешел на живописное отделение. Годы учения во Вхутемасе были временем первого становления Нисского как художника, временем выбора пути. Он сблизился с Обществом станковистов, пропагандировавшим новые формы живописи, в которых можно было бы синтетически изобразить современный индустриальный город. Остовцы высоко ценили профессиональное мастерство. От этого периода в творчестве Нисского — предельный лаконизм форм, стремление к динамической композиции.
В эти же годы шли поиски своей темы, темы, которая стала главной в его творчестве. Морские просторы, гладь водохранилищ и каналов, в которых отражаются белоснежные паруса быстроходных яхт, подмосковные заснеженные леса, пересеченные современными магистралями и железнодорожными линиями, а над всем этим высокое бездонное небо со следами от реактивных самолетов видим мы на полотнах художника разных лет («Под Москвой. Февраль»).
Отважная и полная героической романтики жизнь военных моряков дала новые темы его живописи («Маневры кораблей Черноморского флота>, 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949).
Большое место в творчестве Нисского занимает работа над иллюстрациями к произведениям советских писателей-маринистов. Он иллюстрировал «Цусиму» Новикова-Прибоя, «Морскую душу» Соболева. Нисский — спортсмен, и это также отразилось в его картинах. Дело не только в том, что он берет сюжетом своих произведений спортивные состязания или вводит в свои картины изображения спортсменов. В самом восприятии природы, отраженном в искусстве Нисского, виден спортсмен, исходивший на лыжах подмосковные леса, избороздивший под парусом водную гладь подмосковных водохранилищ. Активное личное отношение к изображаемому придает произведениям Нисского жизненную убедительность и достоверность.
Нет надобности искать глазом табличку с названием, чтобы понять, о каком времени повествует Нисский в полотне "Ночь. 1941 год". Едва взглянув на картину, вы тотчас попадаете в атмосферу трагического напряжения. Безлюдье приобретает здесь оттенок тревоги, беспокойства. Почти все полотно занято небом. Но это не ясный широкий небосвод, полный света и покоя, не бархатно-нежная чернота мирных (ночей. Словно мрачный, темный купол опрокинулся над землей, застил свет, бросил на белый снег густую зловещую тень. Композиция холста подчеркнуто вертикальна - будто сквозь узкую длинную щель видишь эти две ели, вонзающие в небо острые верхушки. Композиция, цвет, ритм и характер силуэтных очертаний - все сливается в неразрывно единый эмоциональный образ. Число тонов и характер цвета доведены до сурового аскетизма. Широкой кистью положены на холст большие плоскости цвета. Белеющая в ночи полоса снега. Узкая блекло-красная лента зарева у горизонта. Серо-синяя стена неба, переходящая вверху в сплошную черноту. Глухо-черная гряда леса. Черные, резкие по контуру, как аппликация, вертикали взъерошенных елок. Каждый цвет доведен до своей резкой определенности. Постепенные мягкие переходы между тонами изъяты. В открытом столкновении, в резком противопоставлении сосуществуют в картине, соприкасаясь друг с другом, белое, черное, красное, синее. Жесткость цветовых отношений отзывается в нас печальной тревогой. Это чувство обостряется сухим, безжизненно-белым светом лучей прожектора, пронзающих ночь.
Нисский всегда очень сдержанно называет свои полотна: "Ночь. 1941 год", "Дмитровский шлюз", "На путях", "Подмосковная рокада" и т. д. Сила обобщения жизненного явления, умение подняться над фактом, осмыслить его в самой художественной ткани произведения настолько высоки, что художник не нуждается в помощи слов, в символических параллелях, в подкреплении изображенного громким, броским названием. В его работах идейное и жизненное содержание, как правило, много шире, глубже, значительнее как выбранного мотива, так, соответственно, и названия.
Подчас в адрес Нисского раздаются упреки, что он недостаточно точен в следовании натуре, что он "придумывает" свои пейзажи. С этим трудно согласиться. Действительно, его работы далеки от "списывания" природы. Его искусство - это творческое преобразование, творческое деяние. Но это не отвлеченное, умозрительное формотворчество. Художник стремится к созданию образа природы и умеет сделать это убедительно и сильно. Действительно, цветовые сочетания, решение пространства у него подчас остро необычны. Но к этому необыкновенному он прибегает затем, чтобы в концентрированной, лаконичной форме выразить чувства самые обыкновенные, близкие переживаниям любого человека.
Естественна в этой связи система работы художника. Он редко пишет этюды с натуры. Альбомом, записной книжкой ему служит его поразительная зрительная память. При этом работа с натуры играет в его творчестве первостепенную роль: смотреть, запоминать - вот в чем видит Нисский исходную позицию, базу, арсенал своего искусства. "Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать", - писал художник в годы войны, и этот метод стал в его творчестве обыкновением. Причем художник владеет даром, отделив наиглавнейшее, безжалостно отметать все, что может как-то "разбавить" концентрацию лаконичного выразительного образа: "Из всех моих впечатлений я выбирал главное и нужное, в чем, как мне казалось, была заключена самая верная живописно-пластическая суть вещей".
Природа в картинах художника находится в неразрывной связи с жизнью современного человека, даже если не всегда на его полотнах изображен человек. Зато есть такие приметы современности, которые всегда отмечают живое присутствие человека. Художник много ездит по стране. Он сам говорит, что то, что мы видим на его картинах — есть непосредственное переживание увиденного: «...«На Дальнем Востоке» — подмечена из окна быстро идущего поезда. [1, с. 7]
Щетина леса на хребте сопки, быстро промелькнувший аэродром с самолетами. Зарисовать ничего не успел, этюда сделать — тоже. Остальное — в представлении и видении по памяти...» У Нисского даже в изображении индустриального пейзажа проявляется лирическое, поэтическое восприятие мира. Лиричны и морские пейзажи («Подводная лодка», 1938; «На рейде»), и городские пейзажи («Под Москвой», «Ленинград», 1950), средства выражения этой лирики те же — через состояние природы передаются человеческие переживания. Работы Нисского вызывают интерес уже найденными им мотивами. Мы видим в картинах художника пейзажи разных мест нашей огромной страны. Но даже маленький пейзаж воспринимается как часть необъятной Родины. Высокая гражданственность, подлинный патриотизм всегда отличают творчество этого выдающегося мастера.
Над полями летят самолеты. По путям бегут паровозы. Корабли и яхты режут волны. Шоссе зовет в путь. А рядом дремлют тихие ели, нависает ночное небо, закатная дорожка соединяет берега портовой бухты. Одни картины — романтическая взволнованность. Другие — лирическая мягкость, самые тонкие оттенки человеческих переживаний. Если рассматривать произведения Нисского в хронологической последовательности, то среди исполненных в последнее время можно увидеть такие, в которых оба эти начала тесно переплетаются, взаимно проникают. В итоге создается совершенно новый художественный образ, звучащий широкой эпической поэмой о Родине.
Романтик, остро чувствующий красоту и величие труда, преобразующего лик земли, и одновременно проникновенный лирик — таков один из выдающихся живописцев нашей страны Георгий Григорьевич Нисский. На выставках его работы среди множества других полотен узнаются сразу по особой, ему одному присущей мажорности звучания и подчеркнуто современному взгляду на мир. «Морские просторы, пройденные на военных кораблях всех флотов среди замечательных советских моряков, заснеженные подмосковные леса, исхоженные на лыжах, просторы подмосковных водохранилищ, ленты каналов, волжские просторы, Московское и Рыбинское моря, исхоженные под парусами, башни шлюзов, гонки яхт, романтика вечерних вокзалов, стальные сдвоенные нити путей с рубиновыми огнями сигналов, переплеты виадуков и перекидных мостов, окруженных дымами паровозов, — это все новая, измененная волей людей география моей Родины. Нужно увидеть, раскрыть ее красоты и показать это миллионам новых людей с новыми мыслями и новыми чувствами, с их бодростью, их лирикой и оптимизмом. Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним», — так пишет в автобиографии художник, так он формулирует задачи для себя, своих учеников и собратьев по искусству, такое миропонимание пронизывает его творчество.
Заключение
Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) — советский художник. Родом из Могилёвской губернии. Учился во ВХУТЕМАСе у Р.Фалька и А.Древина. Вего творчестве чувствуется влияние А.Дейнеки и А.Марке. Потом он работаал с А.Марке и А.Дейнекой.
Георгий Григорьевич Нисский — народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР. Творчество художника — значительное явление в истории советского искусства. Все, над чем трудится мастер, проникнуто ощущением современности, своей основной задачей он считает отражение в искусстве духа эпохи. Послевоенное пятилетие художник много работал.
Он создал десятки пейзажей, в которых нашла отражение радость ощущения мира.
Они пронизаны солнцем, в них воспеты свежесть водных просторов, быстрый бег яхт, красота Подмосковья.
Жора Нисский. Так звали художника всю жизнь до пожилых лет. В лихо заломленной капитанке с массивным крабом. Краснолицый, обветренный, Нисский сегодня вел свою яхту с особенным тщанием и шиком. Ныне у него в гостях на корабле сам Александр Дейнека. Друг и учитель. Великий художник - сын своегo времени.
Нисский — один из ведущих художников пейзажной живописи. В том, как он организует композицию произведений, подчеркивает соотношения предметов, в самом ритме отдельных частей работы и целого сквозит мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для художника воедино. И произведения его, несмотря на то что в них деятельность людей чаще всего прямо не показана, полны динамики человеческих действий, звучат гимном человеку-созидателю.
Список литературы
АболинаРЛ. Советское искусство периода развернутого строительства социализма. 1933-1941. — М.: Искусство, 1964
Александр Колотилов. Молодые пейзажисты России. - М.; СПб.: «Петроградский и Ко», 2008.
Белюстина О.В. Ромадин: Пейзажи. Альбом. М.: Советская Россия, 1975
Березин А. Д. Рассказы о прекрасном. — М: Изобразительное искусство, 1989
Бескин О. О картине, натурализме, реализме ( в связи с работами ленинградских молодых художников // Искусство. — 1939. № 4
Бескин О.М. Юрий Пименов — М.: Советский художник, 1960
Бирпггейн М. Картины и жизнь—М.: Советский художник, 1990
Глазунов, И. Об искусстве маньеризма / И. Глазунов // Искусство. - 2008. - № 8. - С. 7.
Ильина, Т. В. История искусств: отечественное искусство /
Искусство в стране социализма // Искусство. — 1937. — № 6
История русского искусства под общ ред. Н.Г.Машковцева — М, 1960
История советского искусства Живопись. Скульптура Графика Под ред. Б.В.Веймарна. Т.1 — М.: Искусство, 1965
История советского искусства. Живопись. Скульптура. Графика Под ред. Б.В.Веймарна Т.2 —М.: Искусство, 1968
Кауфман Р. Шестая выставка московских художников // Искусство.1939. № 4
Киселев М. Георгий Нисский. Изобразительное искусство. М, 1972
Киселев М.Ф. Георгий Нисский. М.: Изобразит, искусство, 1972 .
Ковалевская Т. Молодые московские живописцы // Искусство. — 1939.-№4
Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - М., 1997.
Манин В. Русская пейзажная живопись—М.: Белый город, 2000
Мастера советского искусства о пейзаже. — М., 1963
Медкова, Е. С. Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели / Е. С. Медкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». - 2009. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.arteducation.ru/AE-magazine
Недошивин Г. К вопросу о народности советского искусства // Иску сство. — 1950. № 6
Недошивин Г. О характере искусства эпохи социализма // Искусство. —1937. № 6
Недошивин Г. Об отношении искусства к действительности //1. Искусство. — 1950. № 4
Нейман М. Живопись Николая Ромадина // Искусство. — 1940. -№5
Никулина О.Р. Природа глазами художников: Проблемы развития современной пейзажной живописи М.: Советский художник, 1982
Нисский Г. Избранные произведения. Альбом. — М, 1959
Нисский Г. Избранные произведения. Альбом. — М., 1961
Нисский Г. Просторы Родины — ML: Советский художник, 1977
Образ современника Советский живописный портрет 1917-1976. — М: Советский художник, 1978
Острой О.С.. Г.Г. Нисский.Художний РСФСР. Л, 1966
Острой, О. С. Георгий Григорьевич Нисский / О. С. Острой. - Л.: Художник РСФСР, 1966. - С. 25.
Пейзаж советских художников. 1917–1974. М., 1975
Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании / В. М. Петров. - М., 2004.
Пименов Ю.И. Альбом репродукций —Л: Аврора, 1972
Пименов Ю.И. Новые кварталы. — М.: Советский художник, 1968
Сокольников М.П. Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи -М, 1980
Сопоцинский О. Образ Родины. Пейзаж в русской советской живописи. —Л., 1968
Сысоев, В. П. Александр Дейнека: Моногр. / В. П. Сысоев. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - С. 156.
Федоров-Давыдов А. А. Русская пейзажная живопись — М., 1962
Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XYIII- начала XX века. Очерки. -М., 1974
Холоминский Ю.. Г.Г. Нисский. Издательство Академии художеств СССР. М, 1961
Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
Черлинка Г.К. Пейзаж в советской живописи. —М.: Знание, 1984
Шендрик, А. И. Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологии / А. И. Шендрик // Искусство и цивилизационная идентичность. - М., 2007.
Яблонская М. Александр Александрович Дейнека—Л.: Художник РСФСР, 1964
Яковлев Б.Н. И Творчество. 1935.- № 3
76
2. Александр Колотилов. Молодые пейзажисты России. - М.; СПб.: «Петроградский и Ко», 2008.
3. Белюстина О.В. Ромадин: Пейзажи. Альбом. М.: Советская Россия, 1975
4. Березин А. Д. Рассказы о прекрасном. — М: Изобразительное искусство, 1989
5. Бескин О. О картине, натурализме, реализме ( в связи с работами ленинградских молодых художников // Искусство. — 1939. № 4
6. Бескин О.М. Юрий Пименов — М.: Советский художник, 1960
7. Бирпггейн М. Картины и жизнь—М.: Советский художник, 1990
8. Глазунов, И. Об искусстве маньеризма / И. Глазунов // Искусство. - 2008. - № 8. - С. 7.
9. Ильина, Т. В. История искусств: отечественное искусство /
10. Искусство в стране социализма // Искусство. — 1937. — № 6
11. История русского искусства под общ ред. Н.Г.Машковцева — М, 1960
12. История советского искусства Живопись. Скульптура Графика Под ред. Б.В.Веймарна. Т.1 — М.: Искусство, 1965
13. История советского искусства. Живопись. Скульптура. Графика Под ред. Б.В.Веймарна Т.2 —М.: Искусство, 1968
14. Кауфман Р. Шестая выставка московских художников // Искусство.1939. № 4
15. Киселев М. Георгий Нисский. Изобразительное искусство. М, 1972
16. Киселев М.Ф. Георгий Нисский. М.: Изобразит, искусство, 1972 .
17. Ковалевская Т. Молодые московские живописцы // Искусство. — 1939.-№4
18. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - М., 1997.
19. Манин В. Русская пейзажная живопись—М.: Белый город, 2000
20. Мастера советского искусства о пейзаже. — М., 1963
21. Медкова, Е. С. Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели / Е. С. Медкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». - 2009. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.arteducation.ru/AE-magazine
22. Недошивин Г. К вопросу о народности советского искусства // Иску сство. — 1950. № 6
23. Недошивин Г. О характере искусства эпохи социализма // Искусство. —1937. № 6
24. Недошивин Г. Об отношении искусства к действительности //1. Искусство. — 1950. № 4
25. Нейман М. Живопись Николая Ромадина // Искусство. — 1940. -№5
26. Никулина О.Р. Природа глазами художников: Проблемы развития современной пейзажной живописи М.: Советский художник, 1982
27. Нисский Г. Избранные произведения. Альбом. — М, 1959
28. Нисский Г. Избранные произведения. Альбом. — М., 1961
29. Нисский Г. Просторы Родины — ML: Советский художник, 1977
30. Образ современника Советский живописный портрет 1917-1976. — М: Советский художник, 1978
31. Острой О.С.. Г.Г. Нисский.Художний РСФСР. Л, 1966
32. Острой, О. С. Георгий Григорьевич Нисский / О. С. Острой. - Л.: Художник РСФСР, 1966. - С. 25.
33. Пейзаж советских художников. 1917–1974. М., 1975
34. Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании / В. М. Петров. - М., 2004.
35. Пименов Ю.И. Альбом репродукций —Л: Аврора, 1972
36. Пименов Ю.И. Новые кварталы. — М.: Советский художник, 1968
37. Сокольников М.П. Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи -М, 1980
38. Сопоцинский О. Образ Родины. Пейзаж в русской советской живописи. —Л., 1968
39. Сысоев, В. П. Александр Дейнека: Моногр. / В. П. Сысоев. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - С. 156.
40. Федоров-Давыдов А. А. Русская пейзажная живопись — М., 1962
41. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XYIII- начала XX века. Очерки. -М., 1974
42. Холоминский Ю.. Г.Г. Нисский. Издательство Академии художеств СССР. М, 1961
43. Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
44. Черлинка Г.К. Пейзаж в советской живописи. —М.: Знание, 1984
45. Шендрик, А. И. Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологии / А. И. Шендрик // Искусство и цивилизационная идентичность. - М., 2007.
46. Яблонская М. Александр Александрович Дейнека—Л.: Художник РСФСР, 1964
47. Яковлев Б.Н. И Творчество. 1935.- № 3
Вопрос-ответ:
Какую работу в книжной иллюстрации сделал Г. Г. Нисский?
Самой крупной его работой в книжной иллюстрации были рисунки к "Цусиме" А. Новикова, выпущенной Детгизом в 1935 году. Он сделал двенадцать полосных иллюстраций и один цветной фронтиспис.
Какое иллюстраторское творчество у Г. Г. Нисского?
Весь период его иллюстраторского творчества можно назвать насыщенным и разнообразным. Он иллюстрировал различные книги, включая "Цусиму" А. Новикова. Однако, все иллюстраторские работы этого периода и даже рисунки к "Цусиме" нельзя считать основным творчеством Нисского.
Какое место занимает тема морских пейзажей в творчестве Г. Г. Нисского?
Тема морских пейзажей занимает важное место в творчестве Г. Г. Нисского. Он создавал прекрасные картины, на которых детально изображал морские пейзажи со всеми их особенностями и настроением. Эти картины являются ярким примером его художественной мастерности и влияния морской тематики на его работу.
Сравнивается ли творчество Г. Г. Нисского с творчеством современных художников?
Сравнение творчества Нисского с творчеством современных художников проводилось в рамках исследования, и выявлены некоторые общие черты и отличия. Однако, подробные результаты сравнения не указаны в данной статье.
Какая информация представлена в главах 1, 2, 3 и 4 статьи о творчестве Г. Г. Нисского?
В главе 1 дан обзор литературы, которая была использована в исследовании творчества Нисского. Глава 2 посвящена творческой биографии художника, рассказывающей о его важнейших работах, включая иллюстрации к "Цусиме". Глава 3 посвящена теме морских пейзажей в творчестве Нисского, а в главе 4 проводится сравнение его творчества с работами современных художников.
Какое было главное достижение Г Г Нисского в области книжной иллюстрации?
Самой крупной его работой в книжной иллюстрации были рисунки к "Цусиме" А. Новикова, выпущенной Детгизом в 1935 году. Он сделал двенадцать полосных иллюстраций и один цветной фронтиспис.
Какие еще работы Г Г Нисского можно отнести к его иллюстраторскому творчеству?
Весь его иллюстраторский период не ограничился только работой над "Цусимой". Он создал множество иллюстраций к различным произведениям, но все они утратились и в настоящее время не сохранены.
В чем заключается творческая биография Г Г Нисского?
Г Г Нисский был известным российским иллюстратором и художником-живописцем. Родился в 1887 году в семье художника. В 1909 году окончил Петербургскую Академию художеств. В дальнейшем работал в различных издательствах и журналах, создавая иллюстрации к книгам и журналам.
С чем можно сравнить творчество Г Г Нисского?
Творчество Г Г Нисского можно сравнить с работами современных художников, которые также занимаются морским пейзажем. Однако, стоит отметить, что каждый художник имеет свой уникальный стиль и подход к творчеству, поэтому сравнивать их работы можно только в общих чертах.