Формирование орфографического навыка
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 03.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1..ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА 5
1.1.Теоретические аспекты проблемы формирования орфографических навыков у учащихся средней школы 5
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 11
2.1. Этапы формирования орфографического навыка 11
2.1. Формирование орфографической зоркости 16
2.3. Автоматизация орфографических действий 21
2.4. Работа в рамках НКРЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
Большинство текстов корпуса (за исключением небольшого количества художественных и официально-деловых текстов) прошли полуавтоматическую акцентную разметку (расстановка ударений и буквы ё) на базе словаря с последующей ручной коррекцией омонимичных случаев. Акцентуации не подвергались имена собственные, аномальные формы (поэтому, как правило, не кодифицированные с орфоэпической точки зрения) и слова, отсутствующие в Грамматическом словаре А. А. Зализняка.При помощи Обучающего корпуса русского языка можно строить упражнения различного типа, в том числе недоступные при помощи основного корпуса. Для создания упражнений достаточно провести минимальный отбор среди полученных в выдаче результатов; в ряде случаев наиболее эффективным оказывается поиск по сочетанию нескольких параметров (например, окончание слова на *еть + ii склонение + iii лицо). Вот несколько примеров. 1. Заполните пропуски (упражнение на типы склонения). При подготовке этого упражнения искались существительные второго склонения в предложном падеже; отдельно искался подтип склонения на -ий и регулярный тип:• По их окончани... найденные на полях сражений останки фронтовиков со всеми почестями будут преданы земле на новгородских воинских мемориалах.• 17 декабря в саранском профессиональном лице… №21 состоялась научно-методическая конференция.• Только что она в радостном нетерпении… вспоминала пальцами клавиши, переворачивала воображаемые ноты.• В Европе в античные времена и в Средневековь… аконит был известен только как яд.• Он отметил, что взрыв произошёл в северной провинци… КНДР Янгандо, рядом с границей с Китаем.• Они проводили опыты в Нью-Йорке, в местном дельфинари…• Родились эти люди в снах, вышли из снов и прочнейшим образом обосновались в моей кель…2.4. Работа в рамках НКРЯИзучение различный частей речи будет осуществлено гораздо проще, если тексты для упражнений будут подобраны в подкорпусе издававшихся в последнее время журналов и газет. Хотелось бы привести несколько примеров, из которых видно, как, используя НКРЯ, преподаватель сокращает время, затрачиваемое на поиск языковых данных для упражнений. Предположим, мы решили отработать в классе актуальную для учеников разных уровней тему «Употребление глаголов движения с префиксами и предлогами». Стандартным упражнением в этом случае является подбор к глаголу движения подходящей по смыслу приставки. Зададим в поиске в качестве грамматического признака глагольную форму, в качестве семантического – движение. На основании полученных контекстов (их найдено более 150 тысяч) за несколько секунд вычленяются подходящие для данной группы студентов предложения и составляются упражнения от самых простых (Пони (скакать) от хозяина. Старика (нести) из огня) до требующих обширных лексических и синтаксических познаний (Редакция с удовольствием публикует смешные истории, которые (слать) в журнал читатели. Новый диск посвящен всем питерцам, которые (ехать) жить в столицу.). Подбор сложных примеров – отдельная проблема, решение которой существенно облегчает работа с НКРЯ. Обучая группы продвинутого уровня, преподаватель нередко обнаруживает, что школьнику, свободно говорящему и легко понимающему книги и статьи, незнакомы элементарные сведения из области русской грамматики. Возникает проблема: чересчур «легкие», с точки зрения ученика, упражнения вызывают у него раздражение и убивают желание со вниманием отнестись к поставленной тренировочной задаче. Преподавателю, со своей стороны, обычно жалко тратить время на «изобретение» сложных контекстов для иллюстрации простейших правил. НКРЯ - источник, из которого за считанные минуты можно почерпнуть сколь угодно большое число примеров требуемого уровня сложности. Так, характерное для учащихся отсутствие возможности в различии частиц «тоже» и «еще» обсуждается обычно на ранних этапах обучения на примере объединения в одно предложение фраз типа В саду есть яблони. В саду есть груши. Поиск в Национальном корпусе позволяет быстро подобрать материал, на базе которого создаются упражнения, где отработка несложной грамматики осуществляется параллельно с активизацией значимой для учащегося лексики Возможна и обратная ситуация: полученный в корпусе материал иногда полезно упростить, исключив трудные для понимания слова и редкие синтаксические обороты. Заметим, что преподаватель имеет полное право по своему усмотрению формировать окончательный текст упражнений, сокращая полученные данные. Именно такой принцип упрощения мы положили в основу следующего упражнения, цель которого – изучение семантических особенностей глаголов «везти» и «нести». Нам хотелось подобрать фразы, которые студент мог бы переформулировать с использованием одного из этих двух глаголов (Он шел с чемоданом в руках -> Он нес чемодан). Для каждого из глаголов примеры искались отдельно. Сначала в качестве первого слова в поиске были выбраны глаголы движения, вторым словом стал предлог с, третьим словом – существительные в творительном падеже. Следующий поиск проводился по схеме: глагол движения + предлог в + существительное рука в предложном падеже. Из полученных примеров затем были исключены все избыточные, с точки зрения учебной задачи, слова. Студент-новичок получал, тем самым, возможность, с одной стороны, приобщиться к живому языку, а с другой - сконцентрироваться на самой сути проблемы. Результатом работы с НКРЯ стали многочисленные примеры, в частности: Поезд с песком ехал из Москвы в Вологду. Девушка бежала босиком, держа в руках белые туфли. Наконец, еще один тип заданий, составлять которые, пользуясь НКРЯ, преподаватель будет значительно быстрее и качественнее, – упражнения, объясняющие тонкости русского речевого этикета. Отсутствие в России стандартных обращений к незнакомым людям – специфический факт языковой культуры, к которому многие иностранцы привыкают не сразу. Например, не всегда понятны такие конструкции разговорной речи, в которых глаголы «простите», «извините» служат для привлечения внимания, то есть заменяют обращения. Обсуждая этот феномен, мы предлагаем сравнить найденные в НКРЯ примеры, скажем: Простите, пожалуйста, разрешите пройти. - Простите, пожалуйста, что я не отдала вам кольцо. Для контекстов первого типа задавался поиск на глагол прощать + следующий за ним глагол в повелительном наклонении. Как видим, материал для упражнений, собранный через НКРЯ, является обширным, живым и естественным. Преподавателю фактически остается только рассортировать быстро полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей. Другое немаловажное достоинство НКРЯ – способность поставлять примеры, связанные с актуальной для студента тематикой. Зная интересы ученика, преподаватель может выбирать материал в специально заданном подкорпусе. Как известно, большинство примеров в учебных пособиях среднего и продвинутого уровня представляют собой либо отрывки из произведений русской классики конца XIX – начала XX века, либо газетные и журнальные тексты бытовой тематики. Такого рода материал заинтересует, в первую очередь, специалистов-славистов и студентов, не имеющих профессиональных интересов помимо изучения языка. Между тем в последнее время увеличивается категория учащихся, для которых русский язык – средство делового общения с российскими партнерами. Предложив им для грамматического осмысления тексты, функционирующие в той сфере, где протекает их деятельность, преподаватель повышает мотивацию учеников к изучению правил. Составив задания на основе примеров, выбранных в выделенном подкорпусе, преподаватель продемонстрирует ученику возможности применения полученных на уроке сведений в реальной деловой практике. Вот несколько примеров, объясняющих времени» на материале подкорпуса «транспорт»: В 2004 году на линии города выходила 1000 автобусов, дефицит составлял тогда 600-800 автобусов. Формирование контейнерной транспортной системы в России было завершено в 1989 –1990 годах, тогда контейнерные перевозки в стране достигли наибольшего объема. Заметим также, что НКРЯ – удобный инструмент для преподавателей, чьи ученики заинтересованы в обсуждении актуальных политических проблем. В этом случае, помимо работы в подкорпусе, ограниченном тематикой «политика и общественная жизнь», мы рекомендовали бы поиск примеров по ключевым словам, представляющим активно дискутируемые в обществе концепты. В связи с кризисом российско-грузинских отношений, например, нами были выделены несколько подобных концептов, в том числе «санкция» и «блокада». На основании полученных данных были разработаны упражнения, цель которых – представить сочетаемость указанных существительных и, тем самым, помочь студентам активно использовать их в устной и письменной речи. Студентам, например, было предложено, используя слово «блокада» и необходимый глагол, переформулировать следующие предложения: Прежде, чем прервать экономические отношения с соседом, правительство обязано серьезно задуматься о последствиях. (Новый вариант: Прежде, чем объявить блокаду соседу …) Сообщение с городом было прервано на время еврейских праздников из опасения террористических актов. Не менее эффективным, с точки зрения решения задач обучения, представляется поиск в корпусе, осуществляемый учениками самостоятельно. Впрочем, мы не советовали бы сводить самостоятельную работу ученика с НКРЯ к поиску в параллельном корпусе. Для сбора данных в основном корпусе, где инструкции представлены по-русски, вполне достаточно знания основ базовой лексики. НКРЯ может стать для иностранца отличным орудием самопроверки. НКРЯ позволяет создать подкорпус текстов, которые обладают достаточно высоким уровнем стиля. Поэтому, в отличие от данных, полученных в обычных электронных поисковых системах, данные НКРЯ позволят студенту быстро и верно ответить на вопрос «правильно ли я сказал (написал)». Так, распространенная ошибка, связанная с употреблением если вместо ли в косвенных вопросах, будет обнаружена самим учеником, когда он задаст поиск сочетания спрашивать если и не обнаружит в НКРЯ ни одного примера. В практике преподавания русского языка мало используются задания на исправление ошибок / выбор верного оборота из нескольких предложенных. В качестве домашней работы ученику можно было бы предложить составленные преподавателем (возможно, на базе НКРЯ) упражнения этого типа, причем правильный ответ ученик определял бы сам с помощью НКРЯ. Допустим, студент изучает способы передачи чужой речи, в частности, вводные конструкции со словами по мнению, по словам, по сообщению. Основной проблемой будет в этом случае выбор правильного (родительного) падежа существительного, обозначающего источник информации. Предлагаем следующее упражнение на исправление ошибок: 1. По мнению преподаватели, период наиболее легкого и быстрого усвоения иностранного языка длится с рождения до 8-9 лет. 2. По словам экспертами, Греции понадобится 15 лет, чтобы возместить расходы на Олимпиаду. 3. По мнению некоторым ученым, дожди чаще идут по субботам и воскресеньям. 4. По сообщению аналитику, экология региона в опасности. Заметим, что нуждающиеся в исправлении слова – одни из наиболее частотных в составе подобных конструкций.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе вышеизложенного материала хотелось сделать следующие выводы.По мнению ведущих российских психологов и методистов, при обучении правописанию особую роль играет орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. При этом решение данного вопроса невозможно, если ученик не видит объект применения правила - орфограмму. Только после того как ученик сможет найти орфограмму, он сможет сказать о её конкретном написании. По этой причине, умение обнаружить орфограмму, которое именуется орфографической зоркостью, выступает в качестве базового орфографического умения, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма, основы которого формируются в начальной школе. Именно по этой причине особое внимание на уроках русского языка в процессе орфографической работы должно уделяться упражнениям, которые в направлены на развитие орфографической зоркости учащихся. Помимо этого, использование данного вида упражнений должно позволить детям овладевать операциями, которые способствуют применению правил, способствуют уточнению сущности и формулированию правил, поиска решений,которые поставлены в рамках орфографических задач.Для того чтобы в полном объеме развивать навыки грамотности необходимо также важное внимание уделять вопросам взаимосвязи конкретных методических приёмов с воспитательным, образовательным и развивающим обучением. Результаты по формулированию орфографического навыка станут наиболее заметными если помимо уже известных и апробированных приёмов будут использоваться новые, но при этом не менее эффективные приёмы, которые были описаны в рамках данного исследования. Иными словами, уже на начальном этапе обучения можно говорить об использовании различных орфографических упражнений и заданий которые должны помочь в формировать у учащихся первоначальные орфографические навыки, являющиеся основой для развития грамотности школьников.На основе анализа нашей работы по формированию орфографических навыков можно сделать следующие выводы:. В работе над формированием орфографических навыков необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звукобуквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели - сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1.Добрушина, Н.Р. «как использовать национальный корпус русского языка в образовании?», национальный корпус русского языка: 2003 – 2005. 2.Добрушина, Н.Р., Левинзон, А.И. Информационные технологии в гуманитарном образовании: национальный корпус русского языка, вопросы образования, № 4.3.Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 20054..Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. -1991 №15..Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 19826.Колтунова, М.В: Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. – Москва, «Логос». – 2005.7.Рахманова, Л.И., Суздальцева, В.Н. Современный русский язык. – М., Аспект пресс.8.Розенталь, Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. –Челябинск, 2003.
1. Добрушина, Н.Р. «как использовать национальный корпус русского языка в образовании?», национальный корпус русского языка: 2003 – 2005.
2. Добрушина, Н.Р., Левинзон, А.И. Информационные технологии в гуманитарном образовании: национальный корпус русского языка, вопросы образования, № 4.
3. Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005
4. .Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. -1991 №1
5. .Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982
6. Колтунова, М.В: Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. – Москва, «Логос». – 2005.
7. Рахманова, Л.И., Суздальцева, В.Н. Современный русский язык. – М., Аспект пресс.
8. Розенталь, Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. –Челябинск, 2003.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты проблемы формирования орфографических навыков рассматривает статья?
Статья рассматривает теоретические аспекты формирования орфографических навыков у учащихся средней школы.
Какие этапы формирования орфографического навыка предлагаются в методике?
Методика предлагает следующие этапы формирования орфографического навыка: формирование орфографической готовности, развитие орфографической зоркости, автоматизация орфографических действий и работа с использованием НКРЯ.
Что такое орфографическая зоркость?
Орфографическая зоркость - это способность учащихся видеть и понимать орфографические закономерности и правила, применять их при написании слов.
Что такое НКРЯ и как оно используется в работе над орфографическим навыком?
НКРЯ - это Национальный корпус русского языка, электронный собрания текстов, который может быть использован в работе над орфографическим навыком для иллюстрации правил и закономерностей орфографии. Учащиеся могут искать и анализировать слова и их написание в контексте реальных текстов.
Какие методики предлагаются для автоматизации орфографических действий?
В статье не приводится информация о конкретных методиках автоматизации орфографических действий. Однако, в общем случае для автоматизации орфографических действий можно использовать повторение и тренировку правильного написания слов, выполнение заданий на поиск и исправление орфографических ошибок и другие упражнения, направленные на закрепление правил орфографии.
Как можно сформировать орфографический навык у учащихся?
Орфографический навык у учащихся может быть сформирован путем следующих методик: формирование орфографической зоркости, автоматизация орфографических действий, работа в рамках Национального корпуса русского языка (НКРЯ).
Какие этапы проходит формирование орфографического навыка?
Формирование орфографического навыка проходит через несколько этапов: этапы формирования орфографического навыка, формирование орфографической зоркости, автоматизация орфографических действий. Каждый этап направлен на развитие определенных навыков у учащихся.
Какими методами можно работать над орфографическими навыками на уроках русского языка в начальных классах?
Для работы над орфографическими навыками на уроках русского языка в начальных классах можно использовать следующие методики: формирование орфографической зоркости, автоматизация орфографических действий, работа в рамках Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Каждый из этих методов поможет учащимся лучше понять и запомнить правила правописания и развить свой орфографический навык.