Сочинение как средство развитие речи младших школьников на уроках русского языка
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 25.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Понятие речи, ее развитие и виды 6
1.2. Понятие сочинения и его виды 11
1.3. Роль сочинения в развитии речи младших школьников 16
1.4. Методика работы над сочинением в младшей школе 18
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинению 24
2.1. Существующие диагностики по развитию речи 24
2.2. Проведение диагностики на классе 27
2.3. Статистическая обработка результатов развития речи младших школьников 30
Вывод по главе 2 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Примером может служить методика Эббингауза, которая используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. В данной методике используются следующие упражнения:
1. Расставь точки.
2. Вставьте пропущенные слова.
Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций [Сборник психологических тестов 2006].
Следующая методика психодиагностики речи позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль).
Методика 1. Определение понятий
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово [http://www.psinside.ru/ndos-314-1.html].
В рамках нашего исследования за основу была принята методика диагностики, разработанная А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко. По мнению исследователей диагнотстика должна состоять из следующих этапов:
1. диагностика уровня сформированности темпо-ритмической организации речи;
2. диагностика уровня сформированности речевого голоса (высота, сила, тембр);
3. диагностика уровня сформированности слогового ударения;
4. диагностика уровня сформированности логического ударения;
5. диагностика уровня сформированности интонационной выразительности;
6. определение уровня сформированности лексико-грамматических средств языка [Лазаренко, Ястребова: эл.].
На каждом из этих этапов исследователи приводят ряд упражнений для проверки уровня развития речи.
2.2. Проведение диагностики на классе
Для практического обоснования выводов, которые были получены в ходе теоретического исследования проблемы «сочинение как средство развития речи у младших школьников» нами была проведена диагностика уровня развития речи на примере сочинения в младших классах.
Экспериментальная работа по выявлению уровня развития речи у школьников проводилась на базе второго класса. В эксперименте принимало участие 28 учащихся. В ходе наблюдений и анализа школьной документации было определено, что уровень успеваемости всех учеников различается между собой, ив то же время неуспевающих учащихся в классе нет.
Задачи нашего исследования:
выявить уровень развития письменной речи у младших школьников;
разработать показатели уровня развития письменной речи у младших школьников;
распределить детей по уровню развития практических умений.
Для определения уровня развития связной речи учащихся частично была использована диагностика А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко.
Соответственно в классе был проведён урок развития речи, а именно сочинение на тему: «Моя любимая игрушка». Перед проведением урока учащихся попросили принести их любимые игрушки. Урок проводился по следующей схеме.
Прежде всего, ученикам было предложено прочитать написанный на доске текст: «Моя любимая игрушка – медведь. На день рождения мне подарили медвежонка. Он маленький и очень пушистый. Медвежонок коричневого цвета с карими глазками и маленьким черным носиком. Мой медвежонок может сидеть и лежать. Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!»
Далее мы провели беседу с учениками по содержанию текста.
О чём вы узнали из этого текста?
Можете ли Вы представить игрушку, которую описывают в тексте?
На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой медведь).
К какому стилю относится этот текст? (Описание).
С помощью каких признаков, названных в тексте, изображается игрушка?
Использовали ли Вы в своих сочинениях описания?
Прослушайте ещё два описания и подумайте, зачем они.
Далее, согласно методике мы постановили учебную задачу.
- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.
На следующем этапе проводилось обсуждение темы сочинения, основной мысли и его структуры с учениками.
- Что Вы понимаете под словосочетанием описать игрушку? На какой вопрос вам необходимо ответить в сочинении на эту тему? (Какая игрушка?)
- Что ещё должно быть в вашем описании? (Игрушка любимая).
- С чего будет начинаться ваше сочинение? Что можно отразить во введении? (Когда и как появилась игрушка).
- Что будет в основной части? (Описание вида игрушки: цвет, размер…).
- Чем закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Мне нравится моя игрушка, потому что...», «Играть с моей игрушкой – одно удовольствие!», «Я люблю свою игрушку»...).
Проведение орфографической подготовки происходит в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке. Заключительным этапом написания сочинения является самопроверка по схеме:
- можно ли представить игрушку по вашему описанию;
- удалось ли вам выразить своё отношение к игрушке;
- проверьте, грамотность написания сочинения.
Данный урок был проведен с целью выявления уровня развития таких речевых умений, как:
умение строить описание (последовательно и связно описывать);
умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
умение подбирать материал в соответствии с темой сочинения.
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
• «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне). В речи ребенка присутствует содержательность, последовательность, логичность и точность;
• «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично). В речи ребенка можно проследить коммуникативную целесообразность, ясность, однако наблюдается отсутствие содержательности, логичности, последовательности;
• «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано). В сочинении отсутствует точность, не прослеживается логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность.
Перейдем к анализу результатов эксперимента.
2.3. Статистическая обработка результатов развития речи младших школьников
Общее количество всех работ составило 28, они были приняты за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты исследования можно представить в виде таблицы.
Таблица 1. Результаты эксперимента по определению уровня развития речи у младших школьников
Класс Умения Умение строить описание Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении Умение подбирать материал в соответствии с темой сочинения Уровни развития умений Экспериментальный класс 2 «Б» Высокий 22% 21% 24% Средний 58% 56% 62% Низкий 20% 23% 14%
Как видим из данных таблицы, уровень развития речи в младших классах средний. В сочинениях учеников можно проследить коммуникативную целесообразность, ясность, однако в некоторых из них наблюдается отсутствие содержательности, логичности или последовательности. 22 % умеют строить описание (последовательно и связно описывать), раскрывать тему и основную мысль в сочинении 21% и отбирать материал в соответствии с темой сочинения – 24%. Наглядно данные результаты можно представить в виде диаграммы.
Исходя, из данного исследования можем сделать вывод, что перед учителем стоит задача поднять уровень развития связной речи у учащихся 2 класса, а для этого необходимо использовать рассмотренные ранее методы и приемы.
Вывод по главе 2
Для практического обоснования выводов, которые были получены в ходе теоретического исследования проблемы «сочинение как средство развития речи у младших школьников» нами была проведена диагностика уровня развития речи на примере сочинения в младших классах, что позволило сделать следующие выводы:
1. Для определения уровня развития связной речи учащихся используются различные методики диагностики, включающие разнообразные задания. В рамках нашего исследования частично была использована диагностика А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко.
2. В классе был проведён урок развития речи, а именно сочинение на тему: «Моя любимая игрушка». Перед проведением урока учащихся попросили принести их любимые игрушки.
Данный урок был проведен с целью выявления уровня развития таких речевых умений, как:
умение строить описание (последовательно и связно описывать);
умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
умение подбирать материал в соответствии с темой сочинения.
3. Из данных исследования видим, что уровень развития речи в младших классах средний. В сочинениях учеников можно проследить коммуникативную целесообразность, ясность, однако в некоторых из них наблюдается отсутствие содержательности, логичности или последовательности. 22 % умеют строить описание (последовательно и связно описывать), раскрывать тему и основную мысль в сочинении 21% и отбирать материал в соответствии с темой сочинения – 24%.
Заключение
Целью данной работы было рассмотрение роли сочинения в развитие речи младших школьников.
Анализ теоретического материала позволил определить основные понятия исследования:
под речью понимаем вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.
под развитием речи подразумеваем выработку умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях.
сочинение является творческой работой, требующей наивысшей самостоятельности учеников, увлеченности, активности, внесения чего-то личного в текст.
Для определения уровня развития связной речи учащихся второго класса было выбрано сочинение-описание. Среди различных методик диагностики, включающих разнообразные задания, в рамках нашего исследования частично была использована диагностика А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко. Тема сочинения: «Моя любимая игрушка».
Урок проводился для выявления уровня развития таких речевых умений, как: последовательное и связное построение описания; раскрытие темы и основной мысли сочинения; отбор материала в соответствии с темой сочинения.
Проверка сочинений учеников позволила определить, что уровень развития речи в младших классах средний. В сочинениях учеников можно проследить коммуникативную целесообразность, ясность, однако в некоторых из них наблюдается отсутствие содержательности, логичности или последовательности. 22 % умеют строить описание (последовательно и связно описывать), раскрывать тему и основную мысль в сочинении 21% и отбирать материал в соответствии с темой сочинения – 24%.
Таким образом, развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли, что помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учеников представляет собой управляемый процесс. Необходимо одновременно приучать учеников использовать новые слова, давать им возможность чаще высказываться. Лишь в таком случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение является уникальным дидактическим средством развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Несомненным является тот факт, что обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления. Также отметим необходимость учитывать возраст младших школьников, и, как результат, привлекать к работе различные средства наглядности и рационально их применять.
Список использованной литературы
Ботева Е. Г. Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/614799/ (дата обращения 07.09.2015)
Вавренчук Н.А. Междисциплинарные связи в определении языка и речи и их значение для методики преподавания. URL: http://brestschool7.iatp.by/vavrenchuk_6.doc (дата обращения 07.09.2015)
Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977.
Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки ТГУ. – №1(8). – 2012. – С. 164-166.
Ковалева Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // Начальная школа. – 1991. - №12. – С.16 – 21.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М., 1991.
Лазаренко О. И., Ястребова А. В. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37950.php (дата обращения 07.09.2015)
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М. Высш. шк. – 2010.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 262 с.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. – М., 1984.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008.
Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» / Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 50-53.
Русский язык энциклопедия. – М. 1979.
Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
Ушакова О.С. Развитие словесного творчества / Подготовка детей к школе. – М.: Педагогика, 1977.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2014.
URL: http://westud.ru/work/213682/Razvitie-svyaznoj-rechi-mladshix&sa=U&ved=0CBMQFjAAahUKEwig5vym8pTIAhXBBiwKHV2 (дата обращения 07.09.2015)
URL: http://www.psinside.ru/ndos-314-1.html (дата обращения 07.09.2015)
36
2. Вавренчук Н.А. Междисциплинарные связи в определении языка и речи и их значение для методики преподавания. URL: http://brestschool7.iatp.by/vavrenchuk_6.doc (дата обращения 07.09.2015)
3. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
4. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977.
5. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки ТГУ. – №1(8). – 2012. – С. 164-166.
6. Ковалева Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // Начальная школа. – 1991. - №12. – С.16 – 21.
7. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М., 1991.
8. Лазаренко О. И., Ястребова А. В. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37950.php (дата обращения 07.09.2015)
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М. Высш. шк. – 2010.
10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.
11. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 262 с.
12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. – М., 1984.
13. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008.
14. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» / Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 50-53.
15. Русский язык энциклопедия. – М. 1979.
16. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
17. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
18. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества / Подготовка детей к школе. – М.: Педагогика, 1977.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2014.
20. URL: http://westud.ru/work/213682/Razvitie-svyaznoj-rechi-mladshix&sa=U&ved=0CBMQFjAAahUKEwig5vym8pTIAhXBBiwKHV2 (дата обращения 07.09.2015)
21. URL: http://www.psinside.ru/ndos-314-1.html (дата обращения 07.09.2015)
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет сочинение на уроках русского языка для развития речи у младших школьников?
Сочинение играет важную роль в развитии речи у младших школьников. Оно помогает расширять словарный запас, развивать логическое мышление, улучшать навыки письма и выражения своих мыслей. Через сочинение дети учатся строить грамматически правильные предложения, излагать свои мысли последовательно и аргументированно.
Какова методика работы над сочинением в младшей школе?
Методика работы над сочинением в младшей школе включает несколько этапов. Сначала учитель представляет тему сочинения и объясняет правила построения текста. Затем дети проводят подготовительную работу, собирают и систематизируют материал. После этого они пишут первую версию сочинения. Учитель проверяет и комментирует работы учеников, помогает исправлять ошибки и давать рекомендации для улучшения текста. После этого дети пишут окончательную версию сочинения.
Какие существуют виды сочинений?
Существует несколько видов сочинений. Одним из наиболее распространенных видов является описательное сочинение, в котором дети описывают предмет, место, событие и т. д. Также есть повествовательное сочинение, где дети рассказывают о своем опыте или придумывают историю. Другой вид - аргументированное сочинение, в котором дети высказывают свое мнение и аргументируют его. Кроме того, существуют сочинения-миниатюры, сочинения-сочинения-рассуждения и др.
Как можно оценить развитие речи у младших школьников на уроках русского языка?
Развитие речи у младших школьников на уроках русского языка можно оценить с помощью разных методик и диагностических заданий. Можно использовать задания на изложение, где детям предлагается рассказать о каком-то предмете или событии. Также можно задавать вопросы и проверять, насколько четко и последовательно дети отвечают. Кроме того, можно оценивать словарный запас и грамматическую корректность речи учеников. Важно помнить, что оценка должна быть объективной и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Какое значение имеет сочинение в развитии речи младших школьников?
Сочинение играет важную роль в развитии речи младших школьников. Оно способствует формированию и развитию письменной речи, расширению словарного запаса, развитию мышления и логики, а также умению выражать свои мысли и идеи.
Какие виды сочинений существуют?
Существует несколько видов сочинений, которые могут быть даны младшим школьникам: описательное сочинение, повествовательное сочинение, рассуждение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание и другие. Каждый вид имеет свои особенности и цели.
Какие методики используются при работе над сочинением в младшей школе?
При работе над сочинением в младшей школе используются различные методики. Одна из них - это поэтапная технология написания сочинения: планирование, написание и редактирование текста. Также используются методики развития воображения, наблюдения, анализа и оценки текстов.
Какие результаты были получены в экспериментальной работе по развитию речи у младших школьников?
В экспериментальной работе были получены положительные результаты. Участники эксперимента проявили улучшение навыков письменной речи, умения правильно формулировать мысли, более грамотное использование языковых средств. Это свидетельствует о эффективности работы над сочинением на уроках русского языка.
Какие диагностики используются для оценки развития речи у младших школьников?
Для оценки развития речи у младших школьников могут использоваться различные диагностические тесты. Например, тесты на определение уровня словарной грамотности, тесты на определение уровня понимания прочитанного текста, тесты на определение уровня орфографической и пунктуационной грамотности и другие. С их помощью можно оценить достигнутый уровень и прогресс в развитии речи.