Мерчандайзинг в розничном торговом предприятии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерция
  • 44 44 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 09.12.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1 Мерчандайзинг в розничном торговом предприятии 6
1.1 Понятие мерчандайзинга 6
1.2 Правила мерчандайзинга 10
1.3 Планировка торгового зала и размещения оборудования 14
1.4 Современные средства рекламы в оформлении магазина и витрин 17
Глава 2 Исследование элементов мерчандайзинга в торговом предприятии «Дикси» 20
2.1 Общая характеристика торгового предприятия «Дикси» 20
2.2 Элементы мерчандайзинга, применяемые в торговом предприятии «Дикси» 24
2.3 Пути повышения эффективности деятельности торгового предприятия «Дикси» 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения 39

Фрагмент для ознакомления

13, Приложение 6);материалы входной группы, например, таблички «Открыто» и «Закрыто», стикеры с режимом работы, надписями «На (от) себя» и т.д. Что касается использования POS-материалов в оформлении торгового зала и витрин, то здесь необходимо отметить, что среди таковых ООО «Дикси» применяет:рекламные плакаты с изображением товаров и их цен (для акционных товаров) или товаров-новинок – как правило, размещаются по периметру торгового зала на стенах в зоне наибольшей проходимости – непосредственно вблизи начала движения покупательского потока при входе в торговый зал, на дверях, возле камер хранения. На плакатах изображается либо товар со скидкой, либо действующая акция, либо новинка;пластиковые оранжевые ценники на держателях – призваны привлечь внимание к акционным товарам, товарам-новинкам, значительно крупнее других ценников и, как правило, содержат слова «акция», «сезонное предложение»;бумажные ценники фирменного оранжевого цвета стандартного размера – размещаются под товаром, расположенном на стеллажном оборудовании, который участвует в акции;информационные таблички фирменного оранжево-белого цвета, содержащие наименование ассортиментных групп товаров и располагающиеся непосредственно в проходах магазина либо над пристенным стеллажном оборудовании с товарами (рис. 14, Приложение 7);вобллеры, призванные привлечь внимание покупателей к акционным товарам. Акционные товары, как правило, размещаются на паллетах в специальной прикассовой зоне торгового зала. Для привлечения внимания к данным товарам над ними подвешиваются круглые вобблеры оранжевого цвета с надписью «сезонное предложение» (рис. 15, Приложение 7).Необходимо отметить, что акции проводятся как производителями товаров, так и самим магазином ООО «Дикси». Решение о проведении акции принимается головным офисом сети, расположенным в Санкт-Петербурге. К таким акциям относятся скидки с цены, розыгрыши призов, покупка двух товаров по цене одного и т.д.Одним из вариантов применения POS-материалов в оформлении торгового зала ООО «Дикси» также является создание дополнительных мест продажи, приуроченное к праздничным дням: Новый год, 8 марта, 23 февраля, 1 и 9 мая и т.д. В преддверии этих дней, в магазине ООО «Дикси» выставляют дополнительные паллеты и стеллажи для размещения товара, пользующегося наибольшим спросом в эти дни: шоколад, конфеты, алкоголь и т.д.Однако производители тех или иных товаров устанавливают дополнительные места продаж в ООО «Дикси» и в отсутствии праздничных дней, заключая договор с рассматриваемым торговым предприятием о размещении стеллажа или паллета со своим товаром на определенный срок и за определенную плату.Своеобразным рекламным носителем является и торговый персонал ООО «Дикси», который носит фирменную оранжевую форму, а также информация для потребителя, располагающаяся на фирменном (оранжевом) стенде; фирменные номерки на ключах от камер хранения.Комплексное применение вышеперечисленных элементов мерчандайзингаспособствует увеличению продаж в ООО «Дикси».2.3 Пути повышения эффективности деятельности торгового предприятия «Дикси»Анализ мероприятий мерчандайзинга, проведенный в ООО «Дикси», показал, что в этой сфере существует ряд слабых мест, которые значительно снижают товарооборот, и требуют комплексного подхода к устранению. К ним относятся размещение оборудования в торговом зале, выкладка продукции, POS-оформлениеторгового зала.На наш взгляд, планировка ООО «Дикси» нуждается в доработке и изменении. Необходимо достигнуть равновесия между комфортом при движении покупателей и эффективным использованием торгового пространства. В настоящее время в ООО «Дикси» стеллажи с товарами занимают слишком много пространства, о чем говорит рассчитанный ранее коэффициент установочной площади. В силу этого значительно сужаются проходы для движения покупательского потока. В виду наличия большого числа товаров и ограниченности торгового пространства, необходимо приложить все усилия для оптимального размещения продукции и создания комфортных условий для покупателей.При перепланировке и размещении торгового оборудования следует учитывать показатель эффективности использования площади. Для определения эффективности использования площади можно использовать коэффициент установочной площади (Ку.). Как уже отмечалось, оптимальная величина этого коэффициента находится в интервале от 0,25 до 0,35. По данным сотрудников ООО «Дикси», по большинству групп товаров средний показатель в универсаме ООО «Дикси» близок к значению 0,45. Таким образом, величина коэффициента установочной площади находится выше рекомендуемой нормы. Поэтому, можно сделать вывод, что магазин перегружен оборудованием и покупателям в нем придется тесно и неудобно. Рекомендуемые изменения в панировке магазина представлен на рис. 16 (Приложение 8).Следующим после перепланировки шагом следует уделить внимание более эффективному расположению товара на полках, от чего зависит дальнейшее позиционирование товара, и то, как скоро товар станет популярным среди покупателей. Отметим основные рекомендации во избежание мерчандайзинговых ошибок. Товары повседневного спроса (мясо, овощи, молочная продукция, хлебобулочные изделия) следует располагать отдельно друг от друга. Покупатель чаще всего планирует приобретение продуктов всех этих групп. Следовательно, основные точки продажи данных продуктов должны находиться в различных местах периметра торгового зала, между ними располагаются остальные товары. В этом случае покупатель будет вынужден осмотреть весь торговый зал.Очевидно, что при размещении товарных групп следует также обратить внимание на специфику товаров: мясопродукты, молочные продукты, фрукты и овощи, замороженные продукты. Учитываются особенности хранения каждого типа товара, (температура, влажность, возможность размещения запаса на полках), а также «несовместимость» некоторых товарных групп (рыбные и молочные продукты). Сопутствующие товары следует располагать рядом, либо напротив друг друга. Сейчас в ООО «Дикси» такие продуктовые группы, как чай, кофе и кондитерские изделия расположены не самым удачным образом. Чай и кофе находятся на одной стороне стеллажа, а кондитерские изделия на обратной стороне. Чтобы избежать подобных недочетов необходимо более внимательно подойти к вопросу расположения товаров, располагая сопутствующие товары по разные стороны одного ряда, в котором движется покупательский поток.Исходя из личных наблюдений, в работе также сделан вывод о нерациональности размещения POS-материалов в ООО «Дикси». Основная масса рекламных плакатов с изображением продукции, размещенная на стенах перекрыта стеллажами и паллетами, из-за чего не оказывает ожидаемого воздействия на потребителей. Поэтому необходимо обратить более пристальное внимание на размещение рекламных материалов и выделение наиболее удачных и проходимых мест.Выводы:В качестве объекта исследования в настоящей работе выбрано розничное торговое предприятие сетевого формата «Дикси», осуществляющее торговлю продовольственными и непродовольственными товарами по принципу самообслуживания.Среди ключевых инструментов мерандайзинга, используемых торговым предприятием «Дикси», являются организация выкладки продукции, планировка магазина, а также размещение POS-материалов.Анализ элементов мерчандайзинга, применяемых исследуемым предприятием, позволил выделить следующие недостатки мерчандайзинга:сужение проходов для движения покупателей за счет нерационального расположения стеллажей;неудачное расположение сопутствующих товаров, в частности, чая, кофе и кондитерских изделий;перекрытие стеллажами и паллетами рекламных материалов с изображением продукции, размещенных на стенах торгового зала.Указанные недостатки позволили сформулировать пути повышения эффективности деятельности торгового предприятия «Дикси»:Провести перепланировку торгового зала, которая позволит более компактно расположить торговое оборудование, увеличив пространство для передвижения покупателей;Разместить сопутствующие товары по разные стороны одного ряда, образуемого стеллажами, в котором движется покупательский поток. Более эффективно разместить POS-материалы, максимально использовав торговую площадь ООО «Дикси».Устранение недостатков, на наш взгляд, значительно повысит эффективность использования инструментов мерчандайзинга в деятельности торгового предприятия.ЗаключениеМерчандайзинг представляет собой комплекс мероприятий по планированию и оснащению торгового пространства, размещению товаров и информационно-рекламных материалов в розничной торговой точке с целью увеличения объема продаж» за счет создания конкурентного преимущества торгового предприятия, лояльности потребителей к его маркам, эффективного представления товаров в магазине, обеспечения покупателей необходимой информацией и т.д. Использование инструментария мерчандайзинга в деятельности торгового предприятия должно соответствовать ряду правил, среди которых выделяют правила эффективного запаса, эффективного расположения, эффективной презентации, а также общие правила, соблюдение которых обеспечивает простоту поиска и выбора товаров покупателями в торговом предприятии, благоприятное отношение потребителей к магазину, а также дополнительный прирост прибыли его владельцу.Основными направлениями мерчанадайзинга выступают планировка торгового зала и размещения оборудования, выкладка товаров, а также использование рекламных материалов в оформлении магазина и витрин.В качестве объекта исследования в настоящей работе выбрано розничное торговое предприятие сетевого формата «Дикси», осуществляющее торговлю продовольственными и непродовольственными товарами и использованием формы обслуживания покупателей – самообслуживания.Среди ключевых инструментов мерандайзинга, используемых торговым предприятием «Дикси», являются организация выкладки продукции, планировка магазина, а также размещение POS-материалов.Анализ элементов мерчандайзинга, применяемых исследуемым предприятием, показал, что в качестве недостатков организации планировки торгового зала и размещения торгового оборудования выступает тот факт, что стеллажи с товарами занимают слишком много пространства, о чем говорит рассчитанный ранее коэффициент установочной площади. В силу этого значительно сужаются проходы для движения покупательского потока. Кроме того, одним из факторов, существенно снижающих эффективность выкладки товаров на предприятии «Дикси» является неудачное расположение сопутствующих товаров, в частности, чая, кофе и кондитерских изделий. Что касается использования рекламных средств в оформлении магазина и витрин, то в результате исследовании выявлено, что основная масса рекламных плакатов с изображением продукции, размещенная на стенах торгового зала «Дикси», перекрыта стеллажами и паллетами, из-за чего не оказывает ожидаемого воздействия на потребителей. Поэтому необходимо обратить более пристальное внимание на размещение рекламных материалов и выделение наиболее удачных и проходимых мест.Указанные недостатки позволили сформулировать пути повышения эффективности деятельности торгового предприятия «Дикси»:Провести перепланировку торгового зала, которая позволит более компактно расположить торговое оборудование, увеличив пространство для передвижения покупателей;Разместить сопутствующие товары по разные стороны одного ряда, образуемого стеллажами, в котором движется покупательский поток. Более эффективно разместить POS-материалы, максимально использовав торговую площадь ООО «Дикси».Устранение недостатков, на наш взгляд, значительно повысит эффективность использования инструментов мерчандайзинга в деятельности торгового предприятия.Список использованной литературыАткинсон, Д. Все о продажах / Пер. с англ. С. Орленко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. – 346 с.Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / С. Мориарти / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб: Питер, 2010. – 864 с.Брагин, Л.А. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 303 с.Грегори, А. Принципы мерчендайзинга. – М.: ГревцовПаблишер, 2013. – 256 с.Демидов, А.М. Результаты кризисного исследования «Российский потребитель»// Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 5.– С. 79 - 80.Канаян, К. Мерчендайзинг /Р. Канаян. – М.: РИП-холдинг, 2011. – 236 с.Клочкова, М.С. Мерчандайзинг/Е.Ю. Логинова, А.М. Якорева. – М.: ДиС, 2013. – 204 с.Колбори, Р. Мерчендайзинг: принципы успешной торговли. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2010. – 412 с.Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. – 812 с.Мамаев, И.А. Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе. - М.: Изд-во Деловая литература, 2013. – 336 с.Мокану, И.М. Атмосфера магазина как инструмент влияния на потребителя / Л.Н. Абакумова // Маркетинг в России и за рубежом – 2010.– № 1. – С. 53-56.Официальный сайт сети магазинов «Дикси». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dixy.ru/Парамонова, Т.Н Мерчандайзинг/ Н.А. Рамазанова. – М.: ИД ФБК - Пресс, 2014.– 144 с.Потапенко, Д. Все о розничной торговле. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.retail.ruРамазанов, И.А. Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе. – М.: Изд-во Деловая литература, 2013. –167 с.Снегирева, В.В. Книга мерчендайзера. –СПб.: Питер, 2011. – 384 с.Сысоева, С.В. Мерчендайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице / Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.Таборова, Л.Г. Умный мерчендайзинг. – М.: Дашков и К, 2015. – 207 с.Удалова, К. Эволюция мерчандайзинга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.merch.ru/mding_b.htmlФедько, В.П. Мерчендайзинг и сэмплинг/ В.А. Бондаренко.– М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. –304 с.Эстерлинг, С. Мерчендайзинг в розничной торговле/ Э. Флоттман, М. Джерниган, С. Маршалл. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.Приложение 1Таблица 1Наиболее распространенные определения мерчандайзингаОпределенияАвторыстимулирование торговой деятельности, создание заинтересованности сбытовой сети в реализации товараАткинсон Д. [1, c. 48]одна из составляющих маркетинга, направленная на совершенствование товаров и увеличение объема продаж розничного предприятия. Другими словами, мерчандайзинг представляет собой комплекс мероприятий, включающий разработку и реализацию методов, а также всевозможные технические решения, целью которого является продвижение товаров и привлечение покупателей в определенную торговую точку для увеличения ееГрегори А. [4, c. 13]составная часть маркетинга; комплекс мероприятий, производимых в точках конечного потребления, и направленный на продвижение того или иного товара, марки или упаковки. Результатом мерчандайзинга является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товарКлочкова М.С.[7, c. 11]составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговлиМамаев И.А. . [10, c. 17]комплекс мероприятий по наиболее эффективному размещению товаров и информационно-рекламных материалов с целью реализации товаров и стимулирования покупателя принять решение о покупкеСнегирева В.В. . [16, c. 21]подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре система маркетинговых и рекламных мер, призванная воздействовать на выбор покупателя в тот момент, когда он находится непосредственно в месте продажи совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема сбыта в месте продажиРамазанов И.А. . [15, c. 14]подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение товара в торговом зале, представление сведений о товареТаборова А.Г. [18, c. 16]часть маркетинга отношений, представленная вызванной жизнью современной формой организации торговли и продвижения товара, служащей для совокупного выражения ее приемов и средств реализации товара. Она систематизирует различные виды, стили и методы продаж товаров в системе розничной торговлиФедько В.П.. [20, c. 18]комплекс мероприятий, направленных на оптимальное использование торгового пространства с целью увеличения объема продаж и улучшения качества обслуживанияЭстерлинг, С. [21, c. 23]Приложение 2Рисунок 2 – Правила мерчандайзингаПриложение 3Касса 2Касса 3Касса1Рисунок 9 – Планировка торгового зала ООО «Дикси»Приложение 4Горизонтальная и вертикальная выкладка в основных местах продажи товаровРисунок 10 - Пример горизонтальной выкладкиРисунок 11 -Пример вертикальной выкладкиПриложение 5Паллетная выкладка в дополнительных местах продажи товаровРисунок 12 - Паллета с ценникамиПриложение 6Использование POS-материалов в ООО «Дикси» в оформлении экстерьераРисунок 13 – Наружная реклама в оформлении ООО «Дикси»Приложение 7Использование POS-материалов в ООО «Дикси» в торговом залеРисунок 14 – Информационные указатели в проходах магазина и пристенном размещении оборудованияРисунок 15 – Информирование потребителей о группах товаров, участвующих в акцииПриложение8Рисунок 16– Рекомендуемая планировка торгового зала ООО «Дикси»

1. Аткинсон, Д. Все о продажах / Пер. с англ. С. Орленко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. – 346 с.
2. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / С. Мориарти / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб: Питер, 2010. – 864 с.
3. Брагин, Л.А. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 303 с.
4. Грегори, А. Принципы мерчендайзинга. – М.: Гревцов Паблишер, 2013. – 256 с.
5. Демидов, А.М. Результаты кризисного исследования «Российский потребитель» // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 5. – С. 79 - 80.
6. Канаян, К. Мерчендайзинг / Р. Канаян. – М.: РИП-холдинг, 2011. – 236 с.
7. Клочкова, М.С. Мерчандайзинг / Е.Ю. Логинова, А.М. Якорева. – М.: ДиС, 2013. – 204 с.
8. Колбори, Р. Мерчендайзинг: принципы успешной торговли. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2010. – 412 с.
9. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. – 812 с.
10. Мамаев, И.А. Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе. - М.: Изд-во Деловая литература, 2013. – 336 с.
11. Мокану, И.М. Атмосфера магазина как инструмент влияния на потребителя / Л.Н. Абакумова // Маркетинг в России и за рубежом – 2010. – № 1. – С. 53-56.
12. Официальный сайт сети магазинов «Дикси». [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://dixy.ru/
13. Парамонова, Т.Н Мерчандайзинг / Н.А. Рамазанова. – М.: ИД ФБК - Пресс, 2014.– 144 с.
14. Потапенко, Д. Все о розничной торговле. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.retail.ru
15. Рамазанов, И.А. Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе. – М.: Изд-во Деловая литература, 2013. – 167 с.
16. Снегирева, В.В. Книга мерчендайзера. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
17. Сысоева, С.В. Мерчендайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице / Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
18. Таборова, Л.Г. Умный мерчендайзинг. – М.: Дашков и К, 2015. – 207 с.
19. Удалова, К. Эволюция мерчандайзинга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.merch.ru/mding_b.html
20. Федько, В.П. Мерчендайзинг и сэмплинг / В.А. Бондаренко. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. – 304 с.
21. Эстерлинг, С. Мерчендайзинг в розничной торговле / Э. Флотт-ман, М. Джерниган, С. Маршалл. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.

Вопрос-ответ:

Что такое мерчандайзинг и как он применяется в розничном торговом предприятии?

Мерчандайзинг - это система управления визуальным представлением товара на полках и витринах магазина с целью увеличения продаж. В розничном торговом предприятии мерчандайзинг используется для создания привлекательной атмосферы, удобной для покупателей, и осуществления продаж товаров.

Какие правила следует соблюдать при использовании мерчандайзинга?

При использовании мерчандайзинга необходимо соблюдать такие правила, как расстановка товаров по принципу удобства для покупателей, учет сезонности товаров, создание эффективных витрин и торговых зон, использование эффективных средств рекламы и т.д. Все эти правила направлены на увеличение продаж и привлечение покупателей.

Как планировать торговый зал и размещение оборудования для максимальной эффективности мерчандайзинга?

При планировке торгового зала и размещении оборудования необходимо учитывать такие факторы, как удобство передвижения покупателей, доступность товаров, видимость витрин и рекламных материалов, эргономичность расположения стеллажей и витрин. Это позволит создать максимально привлекательную и удобную среду для покупателей и повысить эффективность мерчандайзинга.

Какие современные средства рекламы можно использовать при оформлении магазина и витрин?

При оформлении магазина и витрин можно использовать различные современные средства рекламы, такие как светодиодные вывески, динамические дисплеи, интерактивные терминалы, видеостены и т.д. Эти средства позволяют привлечь внимание покупателей, создать яркую и запоминающуюся атмосферу, повысить уровень продаж и узнаваемость бренда.

Какие элементы мерчандайзинга используются в торговом предприятии Дикси?

В торговом предприятии Дикси используются различные элементы мерчандайзинга, такие как правильная расстановка товаров, работа с выкладкой товаров на полках, создание эффективных витрин, использование информационных стеллажей, использование эффективных средств рекламы и промоакций. Все эти элементы направлены на привлечение покупателей и увеличение продаж.

Что такое мерчандайзинг?

Мерчандайзинг - это комплекс маркетинговых и организационных приемов, направленных на оптимизацию торгового процесса и увеличение продаж в розничных магазинах. Он включает в себя различные методы оформления магазинов, размещение товаров на полках, создание привлекательных витрин и многое другое.

Какие правила важны при мерчандайзинге?

При мерчандайзинге важно соблюдать такие правила, как правило "горизонтального взгляда" - размещение товаров на уровне глаз покупателя, использование цветовой гаммы для создания атмосферы, правило треугольника - размещение товаров в виде треугольника, чтобы привлекать внимание покупателей.

Как влияет планировка торгового зала на мерчандайзинг?

Планировка торгового зала играет важную роль в мерчандайзинге. Расположение отделов и выкладка товаров должны быть продуманы так, чтобы максимально удобно было перемещаться по магазину, а также чтобы покупателям было легко находить нужные товары.

Какие современные средства рекламы используются в оформлении магазина?

В современном мерчандайзинге активно используются различные средства рекламы, например, световые вывески, дисплеи, специальные стеллажи для продвижения определенного товара. Также популярным методом стало применение цифровой рекламы, которая призвана привлечь внимание покупателей.

Какие элементы мерчандайзинга применяются в торговом предприятии Дикси?

В торговом предприятии Дикси применяются различные элементы мерчандайзинга. Это включает в себя оформление магазинов с использованием ярких цветов и привлекательной вывески, правильное размещение товаров на полках, создание акций и специальных предложений для привлечения покупателей.