Развитие речи учащихся на уроках письма в период обучения грамоте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 25 25 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 03.12.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 5
1.1 Понятие «развитие речи» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Развития речи в период обучения грамоте на уроках письма 10
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Фрагмент для ознакомления

Какие вы еще свойства кубика вы можете назвать?
Некоторые ребята не смогли назвать еще свойств кубика, взяли яблоко и показывали детям и т. д. с другими предметами. Дети убеждались, что свойств у предметов можно назвать очень много.
Коррекционно-развивающие:
Закрепить терминологию: слово, предложение.
Активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей.
Закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО).
Совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал и оборудование: Таблица «Время», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1,3,5; игра «Парочки».
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение рассказов о диких животных;
-работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.
Ход занятия:
Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.
На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи [Текст]/М.М.Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение, 1997. - 336 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1999 .- С.120.
3. Глухов, М. Фразеологическое значение в сопоставлении с лексическим [Текст] /М.Глухов//Фразеологическая номинация. - Р-н-Д.,1989. - С.190.
4. Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка и математики - Саранск: МГУ имени Н.П. Огарёва, 1990. - С. 1-3, 6-8.
5. Запорожец, А.В. Психология [Текст]/А.В.Запорожец. - М.: Просвещение, 1965. - 338 с.
6. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя [Текст] /Г.М.Иваницкая.- Киев - Радняньская школа, 1990. - С. 3-19.
7. Крылова, Т.Ф. Методические основы развития речи на межпредметном уровне [Текст]/Т.Ф.Крылова// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов - Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1987. - С. 51-76.
8. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся [Текст] /Т.А.Ладыженская.- М.: Просвещение, 1975. - 256 с.
9. Лукьянчикова, В.Н. Единство обучения и воспитания на уроках русского языка [Текст]/В.Н.Лукьянчикова// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов - Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1987. - С. 99-107.
10. Львов, М.Г. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.Г.Львов - . М., Просвещение, 1985. - С.189.
11. Львов, М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся [Текст] /М.Р.Львов// Проблемы развития речи учащихся начальных классов.: Межвуз. сб. науч. гр. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина - 1985. - С.3-14.
12. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития [Текст] / М.Р.Львов. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
13. Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов пединститута: Вып. 1[Текст]/М.Р.Львов. - М.:Просвещение, 1978. - 82 с.
14. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.
15. Никитина, Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи [Текст] / Е.И.Никитина. - М.Просвещение, 1991. - С.33.
16. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией Рождественского Н.С. - М.: Просвещение, 1970. - 222 с.
17. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений/Под редакцией Соловейчик М.С. - М.: Просвещение, 1993. - С. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372.
18. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. - М.: ИЦ "Академия", 1999. - С.5-78.
19. Сиротинина, О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя [Текст]/О.Б.Сиротинина. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. - 175 с.
20. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи [Текст] / М.С.Соловейчик.- М.: Издательство "Флинта", 2000. - 104 с.
21. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи [Текст] / М.С.Соловейчик. - М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство "Флинта", 2000. - С. 3-34, 97-99.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]/Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 1967. - 356 с.
23. Тихомиров, Д.И. Опыт плана и конспекта элементарных занятий по русскому языку [Текст]/Д.И.Тихомиров// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. - М.: Просвещение, 1991. - С. 99-107.
24. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К.Д.Ушинский//Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974. - Т.2 - С. 251-268.

Вопрос-ответ:

Как развивается речь у учащихся в период обучения грамоте на уроках письма?

Речь учащихся развивается в период обучения грамоте на уроках письма путем активного использования речи при выполнении письменных заданий. Ученики учатся правильно и грамотно выражать свои мысли на письме, формулировать предложения, строить тексты. Они также развивают навыки анализа и синтеза речи, учатся понимать и использовать разные стили и жанры письменной речи.

Какие понятия связаны с развитием речи в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе с развитием речи связаны такие понятия, как речевое развитие, речевая деятельность, речевая подготовка, речевое образование. Под речевым развитием понимается процесс формирования и совершенствования речи у говорящего субъекта. Речевая деятельность - это осуществление речи в различных ситуациях коммуникации. Речевая подготовка включает в себя различные виды работы по развитию речи. Речевое образование - это система педагогических мероприятий, направленных на развитие речи детей в процессе обучения.

Какие организация и методы исследования были использованы в экспериментальном исследовании развития речи в период обучения грамоте?

В экспериментальном исследовании были использованы следующие организационно-методические приемы: наблюдение, изучение литературы, аналитическое и индуктивное обобщение, эксперимент, опрос, тестирование, анкетирование, беседа с детьми, анализ результатов.

Какие результаты были получены в ходе исследования развития речи у учащихся в период обучения грамоте?

В ходе исследования было выяснено, что учащиеся достаточно успешно развивают речевые навыки в период обучения грамоте. Они проявляют умение формулировать и выражать свои мысли, строить предложения и тексты. Однако, некоторые слабости все же присутствуют - неполнота и недостаточность сложносочиненных предложений, неразвитость логической связи текста, ограниченность в использовании языковых средств.

Какими методами можно развивать речь учащихся на уроках письма?

На уроках письма можно использовать различные методы для развития речи учащихся. Например, можно проводить упражнения на развитие артикуляционного аппарата, упражнения на развитие интонации и голоса, игры на развитие словарного запаса и грамматики, совместное чтение и обсуждение текстов, письменные задания для развития письменной речи и многое другое.

Какие принципы развития речи применяются при обучении грамоте?

При обучении грамоте применяются следующие принципы развития речи: принцип целостности и развития всех видов речевой деятельности, принцип системности развития речи, принцип активности и сознательного включения учащихся, принцип последовательности и контроля, принцип поэтичности и эмоциональности, принцип развития коммуникативных умений и навыков, принцип учета различных стилей речи.

Какие результаты были получены в экспериментальном исследовании уровня развития речи в период обучения грамоте?

В экспериментальном исследовании уровня развития речи в период обучения грамоте были получены следующие результаты: у учащихся, которые активно участвовали в уроках письма, наблюдалось существенное улучшение уровня развития речи. У них улучшился артикуляционный аппарат, стал более разнообразным словарный запас, улучшилась грамматика и письменная речь.

Какие понятия из психолого-педагогической литературы связаны с развитием речи у учащихся на уроках письма?

В психолого-педагогической литературе связанными с развитием речи у учащихся на уроках письма являются понятия: артикуляционный аппарат, интонация и голос, словарный запас, грамматика, письменная речь, коммуникативные умения и навыки, стили речи.

Как развивается речь учащихся на уроках письма в период обучения грамоте?

Развитие речи учащихся на уроках письма в период обучения грамоте происходит через активное использование речевых упражнений и игр, направленных на развитие различных аспектов речи, таких как лексика, грамматика, произношение и понимание текста. Учителя используют разнообразные методы и приемы, чтобы активизировать учащихся и развить их коммуникативные навыки.

Какие основные понятия связаны с развитием речи у учащихся?

В психолого-педагогической литературе понятие "развитие речи" включает в себя такие аспекты, как развитие словарного запаса, грамматических навыков, навыков произношения, понимания услышанного и умения выразить свои мысли в устной и письменной форме. Все эти компоненты важны для успешного владения речевой деятельностью.

Что предлагают исследователи по развитию речи в период обучения грамоте?

Исследователи предлагают использовать различные методики и подходы, такие как развитие фонематического слуха, обучение чтению и письму, упражнения на развитие логического мышления и памяти, развитие навыков монологической и диалогической речи. Важно также создать атмосферу поддержки и мотивации для учащихся, чтобы они были заинтересованы в развитии своей речи.