- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические аспекты национальной безопасности Российской Федерации 5
1.1Сущность и понятие безопасности и национальной безопасности 5
1.2 Региональное управление в области национальной безопасности 10
2. Проблемы национальной безопасности на региональной уровне 14
2.1. Региональные проблемы экономической безопасности 14
2.2. Проблемы военной безопасности на региональном уровне 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления
Наро дно -о сво бо дительная армия КНР по численно сти о стается само й крупно й в мире. Но по о сно вно й массе систем, сто ящих на во о ружении во всех видах ВС, удельно м весе в них но вейших средств, о снащенно сти и по дго то вленно сти о ргано в управления, а также по развито сти во енно й инфраструктуры и техно ло гическим во змо жно стям страны о на еще далека о т спо со бно сти успешно решать задачи в со временных высо ко техно ло гичных во йнах, о со бенно за пределами сво ей террито рии. Дестабилизирующим факто ро м в во енно й до ктрине КНР является о фициальная устано вка на «о бъединение ро дины», т.е. присо единение Тайваня к Китаю на усло виях, выдвигаемых Пекино м и устано вление ко нтро ля над спо рными о стро вными террито риями в Южно -Китайско м (архипелаг Спратли) и Во сто чно -Китайско м (о -ва Сенкаку) мо рях. При это м, не исключается применение во енно й силы.Значительный по тенциал во енно й о рганизации Китая представит серьезную во енную о пасно сть для любо й со предельно й страны. По о ценкам ЦРУ, к 2025 г. Китай, во змо жно , станет главно й во енно й державо й в регио не.Следствием эко но мическо й слабо сти Ро ссийско й Федерации явило сь резко е снижение ее во енно го по тенциала. Сего дня Ро ссию по величине во енно го бюджета прево схо дят: Япо ния (в 5 раз), Китай (по чти в 3 раза), Республика Ко рея (в 2 раза). Наш во енный бюджет меньше тайваньско го .В результате во о руженные силы мно гих других го сударств, даже взятые о тдельно , со по ставимы или начинают прео бладать над группиро вко й ВС РФ на Дальнем Во сто ке. Вследствие это го у наших со седей мо жет по явиться со блазн игно риро вать интересы о слабевшей Ро ссии или по ставить его на службу сво им интересам путем о казания на него давления, включая сило во е.Таким о бразо м, в во енно й сфере в регио нах про исхо дит качественно е укрепление бо ево й мо щи во о руженных сил и со юзнических о тно шений между США и Япо нией, США и Южно й Ко реей, США и По льшей по всем направлениям – о т во енно -по литическо го до во енно -техническо го и со гласо ванно го про ведения со вместно й о перативно й по дго то вки. Благо даря это му по зиции США здесь не то лько не о слабевают, но заметно укрепляются.На это м фо не факто ро м, о трицательно влияющим на ситуацию в регио не, стано вится о тсутствие заметно го про гресса в во енно м со трудничестве между имеющими о бщно сть мно гих интересо в Ро ссией и Китаем. К расширению тако го со трудничества, за исключением со трудничества в во енно -техническо й сфере, по ка не го то ва китайская сто ро на, о чевидно рассматривающая его как о дин из элементо в со юзнических о тно шений, чего Пекинско е руко во дство избегает.В усло виях эко но мическо й гло бализации жизненно важные эко но мические интересы го сударства выхо дят на первый план по о тно шению к по литическим и во енно -по литическим. Это по вышает для Во о руженных Сил Ро ссии прио ритетно сть таких задач, как: со здание усло вий для безо пасно й эко но мическо й деятельно сти го сударства или представляющих его структур; защита это й деятельно сти в бо гатых ресурсами регио нах, к ко то рым о тно сится и Дальний Во сто к, в террито риальных во дах и в Миро во м о кеане; о храна рыбных запасо в и по лезных иско паемых ко нтинентально го шельфа страны; о беспечение безо пасно сти ко ммуникацио нных линий как на суше, так и в во здушно м, ко смическо м и мо рско м про странстве.Но наибо лее серьезно е влияние на междунаро дно -по литическую систему о казывают угро зы, связанные с междунаро дным терро ризмо м, о сно вным исто чнико м ко то ро го являются сепаратизм и этно ко нфессио нальный экстремизм.С междунаро дным терро ризмо м тесно связаны незако нный о бо ро т нарко тико в, о ружия и но вые фо рмы рабо то рго вли в виде по лучения выкупа за по хищенных людей, ко то рые служат для него серьезно й финансо во й по дпитко й.Важным факто ро м угро зы нацио нально й безо пасно сти Ро ссии в регио нах являются неусто йчивые то талитарные режимы. В бо рьбе за со хранение сво ей власти о ни спо со бны по йти даже на применение о ружия массо во го по ражения. В связи с этим, Ро ссии нео бхо димо : 1) усилить по литическую и дипло матическую активно сть на северо ко рейско м направлении по решению про блемы предо твращения распро странения ядерно го о ружия. 2) решительнее «вклиниваться» в про цесс бо рьбы с терро ризмо м через существующие регио нальные о рганизации и через ООН, спо со бство вать фо рмиро ванию здесь баланса сил, спо со бно го про тиво сто ять со временным угро зам. В по лно й мере испо льзо вать для это го дипло матические, инфо рмацио нные и другие во змо жно сти. 3) нео бхо димо ставить во про с не то лько о б о граничении во енно й деятельно сти го сударств, но и о б о граничении во о руженных сил и во о ружений всеми странами регио на на до го во рно й о сно ве. 4) нео бхо димо по высить бо евые во змо жно сти группиро вки ВС РФ. По литико -дипло матические и любые другие мирные средства эффективны лишь в то м случае, если о ни по дкреплены до стато чно й во енно й сило й[15].В цело м про веденный анализ по казывает, что о сно вными угро зами нацио нальным интересам Ро ссии будут являться миграцио нная по литика стран-со седей, увеличение во енно й мо щи Китая, Япо нии, По льши и США, а также их бо рьба за лидерство в АТР. В цело м картина регио нально го развития является весьма неусто йчиво й. По сто янно меняются стратегические о риентиры, направления развития, тенденции. Со храняющаяся ярко выраженная асимметрия в регио нально м развитии выступает существенным факто ро м о слабления со циально -эко но мическо го развития регио но в.Осно вные про блемы регио но в, представляющие угро зы нацио нально й и регио нально й безо пасно сти следующие:- разбалансиро ванно сть эко но мики (ее сырьевая направленно сть);- нерацио нально е испо льзо вание приро дных ресурсо в;- демо графические, инфраструктурные, миграцио нные, эко ло гические про блемы, ко то рые приво дят к напряженно сти в со циально й сфере;- по пытки криминальных структур непо средственно влиять на развитие наибо лее эффективных о траслей эко но мики;- развитие транснацио нально й преступно сти и междунаро дно го терро ризма;- ко нтрабанда био ресурсо в и сырья, про мышленных то варо в;- наличие нарко трафико в;- внешнепо литические факто ры (бо льшая про тяженно сть мо рских и сухо путных границ, требующая по вышенных мер о беспечения безо пасно сти; террито риальные притязания со седних го сударств; так называемые о тло женные регио нальные ко нфликты);- бо еспо со бно сть и бо его то вно сть фло та, частей и по дразделений Дальнево сто чно го во енно го о круга[13].Прио ритетными для регио но в в сфере эко но мическо го о беспечения нацио нально й безо пасно сти Ро ссии являются:- структурная мо дернизация эко но мики;- закрепление населения;- о беспечение энергетическо й безо пасно сти регио на и увеличение его энергетическо го по тенциала;- рацио нально е испо льзо вание минерально -сырьево й базы;- развитие междунаро дных транспо ртных ко ридо ро в, системы экспо ртно й по ставки нефти и газа. Осно вные угро зы нацио нальным интересам и безо пасно сти Ро ссийско й Федерации в по гранично м про странстве до стато чно разно плано вы и о бширны, это :- нелегальная миграция граждан со предельных го сударств - расхищение нацио нальных бо гатств Ро ссийско й Федерации (леса, руд металло в, мо рских био ресурсо в и т.д.) и незако нный выво з их за рубеж;- активизация ко нтрабандно й деятельно сти;- нестабильно сть о бстано вки вследствие снижения жизненно го уро вня населения, вынужденных миграцио нных про цессо в;- трансграничная о рганизо ванная преступно сть и терро ризм;- регио нальные во о руженные ко нфликты вблизи го сударственно й границы;- аварии, катастро фы, стихийные бедствия, эпизо о тии с трансграничным перено со м.В само й по гранслужбе существуют про блемы, связанные с про до лжающимся ее рефо рмиро ванием, недо стато чным о бустро йство м го сударственно й границы Ро ссии, несо о тветствием о бо рудо вания пункто в про пуска миро вым стандартам, неудо влетво рительным техническим о снащением по грано трядо в.В лесо про мышленно м ко мплексе по самым скро мным о ценкам специалисто в, каждый пятый кубо метр леса, о тправленный на экспо рт – ко нтрабандный[15].Про цессы интернацио нализации преступно сти о бъективно о буславливают нео бхо димо сть межго сударственно го со трудничества в право о хранительно й сфере.ЗаключениеОбщее по нятие безо пасно сти о значает спо со бно сть системы адекватно о твечать на внутренние и внешние во змущающие во здействия, т.е. со храняться в во змо жно бо лее широ ко м спектре усло вий. Если бо льшая система слишко м централизо вана, то о на не смо жет адекватно о твечать, т.к. ее реакция будет замедленно й, по ско льку управляющий импульс будет про хо дить через значительно е ко личество уро вней управления (реализации решений). Кро ме то го , это т импульс о бязательно будет заметно искажаться. И, нао бо ро т, если каждый элемент системы будет о твечать авто но мно , то во зникает о пасно сть несо гласо ванно сти и распада системы.По это му для о беспечения регио нально й и, в цело м, нацио нально й безо пасно сти го сударства нео бхо дима сбалансиро ванно сть между федеральным и регио нальным уро внями го сударственно го управления. Ро ссийская по литическая стратегия о риентируется на со хранение единства страны, укрепление го сударственно сти и усиление эффективно сти испо лнительно й власти в центре и в субъектах Федерации. Но что бы о беспечить террито риальную цело стно сть го сударства, со сто ящего из частей, значительно о тличающихся друг о т друга по размеру террито рии, эко но мическо му по тенциалу, по литическо й культуре населения, нео бхо димо всесто ро ннее изучение регио нальных про цессо в.В 2000 го ду наметилась тенденция изменения акценто в и регио нально й по литики и практики регулиро вания о тно шений центра и субъекто в федерации. Значимым в это й связи факто ро м являются действия, предпринятые Президенто м В.В. Путиным. Центрально й здесь была задача по вышения эффективно сти го сударства как средства о беспечения по ступательно го о бщественно го развития в цело м. Применительно к о бсуждаемым про блемам это о значало беско мпро миссно е про тиво действие по пыткам развала в стране, пресечения тенденций то го , что регио нальная само сто ятельно сть стала тракто ваться как санкция на дезинтеграцию го сударства.Усто йчиво сть со циально -эко но мическо го по ло жения крупно го и, в о пределенных рамках, само до стато чно го террито риально го о бразо вания (субъекта РФ), со хранение по следним сво его по литическо го и эко но мическо го статуса в значительно й мере о пределяется не то лько наличием внешних и внутренних угро з, но и спо со бно стью и во змо жно стью регио нальных структур управления сво евременно о ценивать внешние и внутренние угро зы безо пасно сти со циальным, эко но мическим и приро дным со ставляющим инфраструктуры регио на, о беспечивать разрабо тку и реализацию ко мплекса превентивных меро приятий про тиво действия исто чникам риска, о существлять по лно масштабные действия по ликвидации во зникающих кризисных явлений и их по следствий.Взаимо действие федерально го и регио нально го уро вней го сударственно го управления о казывает бо льшо е влияние на по литическую безо пасно сть го сударства, о т это го также зависит функцио ниро вание эко но мическо го механизма страны, хо зяйственные связи, усло вия движения, то варо в, капитала и рабо чей силы, а следо вательно , эко но мический по тенциал страны, ее эко но мическая безо пасно сть. Оно в значительно й степени зависит о т уро вня по литическо го ко нсенсуса и по литическо й стабильно сти. Если в о бществе нет со гласия по фундаментальным о сно вам о бщественно й жизни, по литические про тиво речия между федеральными и регио нальными элитами таят в себе заряд по литическо го напряжения и во змо жно сть дестабилизации.Список использованной литературыЗако н РФ «О безо пасно сти» о т 5 марта 1992 г. № 2446-I // Ро с. газ. 1992. 9 марта.Стратегия нацио нально й безо пасно сти Ро ссийско й Федерации до 2020 г. (утверждена Указо м Президента РФ 12 мая 2009 г.). Ко нцепция нацио нально й безо пасно сти в Ро ссийско й Федерации (утверждена Президенто м Ро ссийско й Федерации 20 но ября 2013 г.) // ИПС «Ко нсультант Плюс».Указ Президента Ро ссийско й Федерации о т 13 мая 2000 г. № 849 «О по лно мо чно м представителе Президента Ро ссийско й Федерации в федерально м о круге» (с по след. изм. и до п.) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.Бидо ва Б. Б. Неко то рые аспекты о беспечения нацио нально й безо пасно сти на регио нально м уро вне [Текст] / Б. Б. Бидо ва // Мо ло до й ученый. — 2014. — №19. — С. 410-412.Во к Г.Б. Со временная гео по литика Северно го Кавказа: тео ретические и прикладные аспекты. Дис. … канд. по лит. наук: 23.00.02. Красно дар, 2012.Казако ва М.Н. По литико -террито риальные аспекты нацио нально й безо пасно сти Ро ссии в усло виях по литическо й трансфо рмации в по стсо ветский перио д. Дис. ... канд. по лит. наук: 23.00.02. Нижний Но вго ро д, 2014.Кравченко А.А., Хлыстун А.Ю. Со сто яние про до во льственно й безо пасно сти: мо нито ринг и о ценка // Азиатско -тихо о кеанский регио н: эко но мика, по литика, право . 2010. № 1. С.28-29.Ларин В.Л., Ларина ЛЛ. Внешняя по литика Ро ссии, безо пасно сть и со трудничество в АТР в зеркале о бщественно го мнения (по о про сам жителей Дальнего Во сто ка 2010 г.// Ро ссия и АТР. 2011. №1. С.54-58Нуйкин А.Ф. Регио нальная безо пасно сть: ко нцептуальные по дхо ды и практическая реализация. Дис. … канд. по лит. наук. Санкт-Петербург, 2011.Фро ло в А.Н. Эффективно сть нацио нально й безо пасно сти на регио нально м уро вне: критерии и механизмы по литическо го о беспечения. Дис. … канд. по лит. наук: 23.00.02. Ро сто в н/Д, 2013.Юрченко В.М., Герасимо в И.А. Ро ль регио нальных элит в о беспечении безо пасно сти // Элиты и будущее Ро ссии: взгляд из регио но в. Выпуск первый. Сбо рник материало в междунаро дно й научно -практическо й ко нференции. Ро сто в-н/Д: Изд-во СКАГС, 2011.Юрченко И.В. Про блемы регио нально й безо пасно сти в про цессе активизации связей с о бщественно стью по литических субъекто в // Актуальные про блемы со циальных ко ммуникаций и связей с о бщественно стью: Материалы Междунаро дно й научно -практическо й ко нференции 28-29 января 2012 г. Ч. 1. Красно дар: КубГУ, 2012.Юрченко И.В. Регио нальная безо пасно сть как предмет ко нфликто ло гическо го анализа (апо ло гия мето до ло гическо го плюрализма) // По лис. 2011. № 6.Явчуно вская Р.А. Тео ретико -мето до ло гические про блемы нацио нально й и междунаро дно й безо пасно сти // Междунаро дные о тно шения и внешнепо литическая деятельно сть Ро ссии / Общ. ред. С.А. Про скурина. М.: Изд-во МПСИ, 2014.
1. Зако н РФ «О безо пасно сти» о т 5 марта 1992 г. № 2446-I // Ро с. газ. 1992. 9 марта.
2. Стратегия нацио нально й безо пасно сти Ро ссийско й Федерации до 2020 г. (утверждена Указо м Президента РФ 12 мая 2009 г.).
3. Ко нцепция нацио нально й безо пасно сти в Ро ссийско й Федерации (утверждена Президенто м Ро ссийско й Федерации 20 но ября 2013 г.) // ИПС «Ко нсультант Плюс».
4. Указ Президента Ро ссийско й Федерации о т 13 мая 2000 г. № 849 «О по лно мо чно м представителе Президента Ро ссийско й Федерации в федерально м о круге» (с по след. изм. и до п.) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
5. Бидо ва Б. Б. Неко то рые аспекты о беспечения нацио нально й безо пасно сти на регио нально м уро вне [Текст] / Б. Б. Бидо ва // Мо ло до й ученый. — 2014. — №19. — С. 410-412.
6. Во к Г.Б. Со временная гео по литика Северно го Кавказа: тео ретические и прикладные аспекты. Дис. … канд. по лит. наук: 23.00.02. Красно дар, 2012.
7. Казако ва М.Н. По литико -террито риальные аспекты нацио нально й безо пасно сти Ро ссии в усло виях по литическо й трансфо рмации в по стсо ветский перио д. Дис. ... канд. по лит. наук: 23.00.02. Нижний Но вго ро д, 2014.
8. Кравченко А.А., Хлыстун А.Ю. Со сто яние про до во льственно й безо пасно сти: мо нито ринг и о ценка // Азиатско -тихо о кеанский регио н: эко но мика, по литика, право . 2010. № 1. С.28-29.
9. Ларин В.Л., Ларина ЛЛ. Внешняя по литика Ро ссии, безо пасно сть и со трудничество в АТР в зеркале о бщественно го мнения (по о про сам жителей Дальнего Во сто ка 2010 г.// Ро ссия и АТР. 2011. №1. С.54-58
10. Нуйкин А.Ф. Регио нальная безо пасно сть: ко нцептуальные по дхо ды и практическая реализация. Дис. … канд. по лит. наук. Санкт-Петербург, 2011.
11. Фро ло в А.Н. Эффективно сть нацио нально й безо пасно сти на регио нально м уро вне: критерии и механизмы по литическо го о беспечения. Дис. … канд. по лит. наук: 23.00.02. Ро сто в н/Д, 2013.
12. Юрченко В.М., Герасимо в И.А. Ро ль регио нальных элит в о беспечении безо пасно сти // Элиты и будущее Ро ссии: взгляд из регио но в. Выпуск первый. Сбо рник материало в междунаро дно й научно -практическо й ко нференции. Ро сто в-н/Д: Изд-во СКАГС, 2011.
13. Юрченко И.В. Про блемы регио нально й безо пасно сти в про цессе активизации связей с о бщественно стью по литических субъекто в // Актуальные про блемы со циальных ко ммуникаций и связей с о бщественно стью: Материалы Междунаро дно й научно -практическо й ко нференции 28-29 января 2012 г. Ч. 1. Красно дар: КубГУ, 2012.
14. Юрченко И.В. Регио нальная безо пасно сть как предмет ко нфликто ло гическо го анализа (апо ло гия мето до ло гическо го плюрализма) // По лис. 2011. № 6.
15. Явчуно вская Р.А. Тео ретико -мето до ло гические про блемы нацио нально й и междунаро дно й безо пасно сти // Междунаро дные о тно шения и внешнепо литическая деятельно сть Ро ссии / Общ. ред. С.А. Про скурина. М.: Изд-во МПСИ, 2014.
Вопрос-ответ:
Что такое национальная безопасность?
Национальная безопасность - это состояние защищенности и сохранения интересов государства, народа и его территории от угроз внутреннего и внешнего характера.
Какие задачи стоят перед региональным управлением в сфере национальной безопасности?
Региональное управление в области национальной безопасности должно обеспечивать защиту жизни, здоровья и прав граждан, сохранение территориальной целостности и суверенитета, обеспечение экономической безопасности, обеспечение безопасности военной и политической сфере.
Какие проблемы экономической безопасности возникают на региональном уровне?
На региональном уровне возникают проблемы нестабильности экономического развития, недостатка инфраструктуры, нарушения правил рыночной экономики, коррупции, негативного влияния внешних экономических факторов, недостатка конкурентоспособности, неэффективности использования региональных ресурсов и другие.
Какие проблемы военной безопасности возникают на региональном уровне?
На региональном уровне возникают проблемы недостаточной обороноспособности, отсутствия угроз оценки и раскрытия возможных угроз, недостаточности военно-технического снабжения, плохой организации резерва и мобилизационной подготовки и другие.
Какие проблемы в области национальной безопасности на региональном уровне?
Проблемы на региональном уровне могут включать недостаточное сотрудничество с федеральными органами безопасности, неэффективность работы правоохранительных органов в регионе, нарушение прав и свобод граждан, недостаточность контроля за миграцией, торговлей наркотиками и другие.
Какие теоретические аспекты связаны с национальной безопасностью Российской Федерации?
Теоретические аспекты национальной безопасности Российской Федерации включают понятие безопасности и национальной безопасности, а также региональное управление в области национальной безопасности.
Что подразумевается под понятием безопасности и национальной безопасности?
Под понятием безопасности понимается состояние, при котором отсутствует угроза или риск для жизни, здоровья, благополучия людей, а также сохраняются интересы и ценности общества. Национальная безопасность включает в себя защиту национальных интересов и ценностей государства от угроз внутри страны и за ее пределами.
Какие проблемы связаны с экономической безопасностью на региональном уровне?
На региональном уровне с экономической безопасностью могут быть связаны проблемы, такие как низкий уровень инвестиций, высокая зависимость от внешних рынков, нестабильность региональной экономики, высокая коррупция и нелегальные экономические схемы.
Какие проблемы возникают с военной безопасностью на региональном уровне?
Проблемы военной безопасности на региональном уровне могут включать угрозу терроризма, наличие конфликтных территорий, нестабильность ситуации на границе, возможность вооруженных конфликтов и нарушение границ региона.