Характеристика российского общества как субъекта и объекта Национальной Безопасности.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 03.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Система национальной безопасности РФ 6
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности 6
1.2 Концепция национальной безопасности РФ 9
1.3 Стратегия национальной безопасности России 12
Глава 2. Интересы общества как регулятор национальной безопасности 17
2.1 Общество как субъект национальной безопасности 17
2.2 Структура международных отношений как система регулирования национальных интересов 21
2.3 Общественные интересы России в современной геополитической обстановке 23
Заключение 30
Список литературы 32
Главной целью в этой ситуации является достижение преобладающего влияния на глобальном или региональном уровне.В современных условиях актуальным является вопрос о формировании устойчивого состояния в геополитике, которое бы обеспечивало международную стабильность и способствовало решению различных проблем как в целом мирового сообщества, так и отдельных территориальных сегментов. Механизмами поддержания регулирования такого состояния могут и должны быть с одной стороны общественная мораль и этика, которые позволяют гармонизировать национальные интересы, а также предотвратить проявления деструктивности, с другой стороны это стабильное экономическое развитие, которое сгладит состояние конфронтации между странами в борьбе за природные ресурсы.Представление о содержании и общих принципах взаимодействия акторов в современной мировой политики непосредственно концентрируются в понятии международного (мирового) порядка. То есть это такое устройство межгосударственных отношений, которое призвано обеспечить основные потребности всех субъектов мировой политики в том чтобы безопасно существовать и реализовывать свои интересы.Для современных международных отношений характерны, с одной стороны, стремление к моноцентризму Соединенных Штатов как единственной сверхдержавы, с другой стороны, набирающая силу тенденция к многополярности, в рамках которой начинают взаимодействовать старые и новые «центры силы» которые уже связаны между собой отношениями как партнерства, так и соперничества. Непосредственный переход к многополярному миру значительно ограничит возможности для проведения какой-либо сверхдержавой своей гегемонистской политики.В целом развитие пространства современного глобального мира сопровождается его постепенной дифференциацией, а также дроблением на макрорегионы, что приводит к нарастанию нестабильности, которая грозит перерастанием в различные макрорегиональные конфликты, которые могу происходить по главным геополитическим осям (Север – Юг, Запад – Восток).Усиление в современных условиях макрорегиональной интеграции создает гибкие и эффективные механизмы адаптации новых сообществ к процессам глобализации. Глобальная регионализация есть объективный мировой процесс, который следует рассматривать как неотъемлемую составную часть глобализации.Глобализация сегодня привела к активным поискам противовесов и попыткам создания стабильного геополитического равновесия при помощи регионализации международных отношений. В контексте глобальной регионализации регионообразующими факторами выступают экономические, географические, исторические, этноконфессиональные, социокультурные, демографические, информационные и другие факторы.В этой связи сегодня наблюдается трансформация глобальных центров силы из гегемонии какого-то одного государства в союзную систему. Этот процесс не завершен и находится в стадии становления и укрепления. Именно поэтому сегодня ведутся разговоры о создании Евроазийского Союза во главе с Россией в противовес Европейскому Союзу и блока НАТО под руководством США.Причины этого можно найти в известной работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», в начале девяностых годов ХХ века всколыхнула политическое и экспертное сообщество во всем мире, и привлекло внимание к вопросу особого пути в развитии каждой из глобальных и локальных цивилизаций. «Цивилизации – это самые большие «мы», внутри которых каждый чувствует себя в культурном плане как дома и отличает от всех остальных «них».В этой связи можно констатировать, что каждая из существующих сегодня цивилизаций, имея свою собственную идею, решает в процессе своего развития целый ряд задач, главной из которых является постоянное сохранение своей цивилизационной сущности, которая является самобытной. Этот процесс включает в себя как сбережение, так и развитие национальной культуры, социальных установок и традиций, всей системы духовно-нравственных ценностей, для реализации смысла своего бытия. Для решения этих задач используются экономика, финансы, внешняя политика, а также военная сфера.В обзорах аналитиков сегодня комплексному исследованию часто подвергаются практически все проблемные узлы современных отношений Китая и США: - Тайваньская проблема.- Проблема свободы вероисповедания.- Проблема и свободы Интернета в Китае. - Проблематика Южно-Китайского моря. - Широкий спектр проблем в торгово-экономической сфере. Помимо противоречий, которые обусловлены различием как политических режимов, так и экономических моделей двух стран, а также отсутствия стратегического доверия, отличительной чертой американо-китайских отношений стало резкое усиление соперничества США и Китая в регионах мира. Так, в частности, в современных обзорах аналитиков четко прослеживается процесс расширения сфер влияния как США, так и Китая в трех регионах: Во-первых, Юго-Восточной Азии.Во-вторых, Латинской Америке и Карибском бассейне.В-третьих, Тропической Африке. Выбор этих регионов для анализа регионального соперничества США и Китая был не случаен.Юго-Восточная Азия и Латинская Америка с Карибским бассейном сегодня представляют собой регионы, которые непосредственно граничат с Китаем и США.В силу своей географической близости оба государства стремятся относить их к собственной сфере влияния, и усиливают свои позиции как внерегиональной державы.В непосредственной близости государственных границ любая активность конкурентов воспринимается китайским и американским руководствами остро. Тропическая Африка является от обоих государств равноудаленным регионом, к которому и США, и Китай сегодня проявляют повышенный интерес в силу того, что освоение природных богатств в этом регионе представляет интерес для экономик обоих государств. Позиция США в отношении Китая на мировой арене более публична, в то время как Китай предпочитает не афишировать свою позицию до конца. В частности, в США республиканская партия более агрессивна в вопросах современной внешней политики. Республиканцы критикуют администрацию Обамы за позицию Обамы в отношении великого дракона – Китая.Так 15 февраля 2012 года в колонке в WallStretJournal Митт Ромни высказал свои аргументы против отношений США и Китая, назвал Обаму «просителем у Пекина» и причиной упадка Америки. Некоторые комментаторы разъяснили ошибочность китайской политики Обамы в Отношении Китая и Тайваня, которая в последние годы не способствовала укреплению позиций США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все они указывают на недостаточность активности США на Тайване, которые администрация Обамы не предпринимает перед лицом поднимающегося сегодня азиатского гегемона.«Общий итог моего подхода,- отмечает Ромни.- гарантирует, что 21 век станет веком Америки, а не Китая». Однако желание предотвратить ослабление китайского превосходства характерно и для действующего президента страны. Обама - почитатель работы Роберта Кагана, эксперта в команде Ромни по внешней политике, в чьей книге «Мир, который создала Америка» говорится о значимости американской державы в поддержании международного порядка. По данным американских аналитических центров. Работающих в АТР, ожидается, что в течение нескольких десятилетий Китай уже сможет затмить собой США и стать крупнейшей мировой экономикой. Там, где флот США беспрепятственно и спокойно перемещался по океанам планеты, теперь все больше вынужден считаться с растущими амбициями и возможностями держав –Китая, России и Индии.Тем не менее, администрация Обамы пока не предприняла никаких шагов, чтобы скрыть стремление сместить акценты военно-политической стратегии США с Ближнего Востока на Тихоокеанский регион. Эта широко американская «ось» привела уже к заключению соглашений на размещение войск в Австралии и активному участию США в регионе, включая противостояние Вашингтона Китаю относительно притязаний на все острова Южно-китайского моря, и прежде всего Тайнвань. Однако на этом пути сегодня появилась Россия, которая совмещает в себе черты обоих цивилизаций, и поэтому позиция страны в современном геополитическом пространстве занимает особенную позицию, это не граница между принципиально противоположным мировосприятием, это зеркало, которое является особенным для каждой из этих цивилизаций. Обычно это происходит когда народы исповедуют «расходящиеся» ценности, и между ними всегда «висит» потенциальный конфликт, а их союзы возможны лишь по интересам на период их совпадения этих ценностей.ЗаключениеУсиление макрорегиональной интеграции и локализации на современном этапе создает гибкие и весьма эффективные механизмы адаптации мировых сообществ к процессам глобализации, а Россия в этой ситуации становиться очень важным геополитическим партнером длявсех участников многополярного мира. Сегодня руководство страны стремится стабилизировать внутриполитическую и экономическую обстановку и на основе решения внутренних проблем и укрепления позиции на внешнеполитической арене, с тем, чтобы со временем войти в группу стран составляющих современные центры силы в геополитическом пространстве.Стратегия обеспечения национальной безопасности в настоящий момент переживает значительные изменения, в связи с возникновением большого количества внешних угроз по всему периметру границ страны и за её пределами.Происходит укрепление альянсов государств в рамках ОДКБ, ШОС и БРИКС, которые нацелены на обеспечение общей безопасности страниц участниц перед угрозой со стороны НАТО, укрепляющего свои позиции по всему миру.Совершенствование системы национальной безопасности является необходимым условием безопасности страны в связи с обострением политических противоречий на оси Восток – Запад.5. Реагируя на очередной вызов – экономически бессмысленную, но политически обусловленную попытку втянуть Киев в зону западного влияния через ассоциацию с ЕС, Москва пошла на резкое обострение, имея гораздо меньшую экономику, чем совокупный Запад.Глобализация сегодня привела к поискам противовесов и попыткам создания нового геополитического равновесия при помощи регионализации международных отношений. Современный глобальный мир уже ограничивается реальным географическим пространством, он становиться многомерным, и Россия в этой ситуации становиться очень важным элементом для альянсов как на Западе, так и на Востоке.Глобальная регионализация сегодня является следствием глобализации, которая, в свою очередь, приводит к фрагментации мира на макрорегионы и формированию новой иерархической глобальной системы, которая состоит из полюсов, центров силы, а также претендентов на центры силы и лидеров региональных систем глобального мира.Список литературы1. Алиев В.А. Национальные интересы Российской федерации на пространстве стран СНГ // Федерация. – № 8. - август. – 2008.2. Геополитическая доктрина Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Геополитика и безопасность 2009. – Режим доступа: http://geobez.ru/index.php/59-geopoliticheskaya-doktrina-rossijskoj-federatsii3. Дехийо Л. Хрупкий баланс: четыре столетия борьбы за господство в Европе. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. 4. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. МГУ, М., 1997. 5. Калядин А. Ядерный вызов в ракурсе Совета безопасности ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 12. С. 51-55.6. Караганов С. Европа и Россия: не допустить новой «холодной войны» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Evropa-i-Rossiya-ne-dopustit-novoi-kholodnoi-voiny--16579 7. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F8. Леонова О. Г. Россия и мир в XXI веке // Россия и мир в XXI веке. Вып. 4. М. : Научный эксперт, 2010.9. Лебедева Л. Социальные ориентиры 21 века. США , Канада : экономика , политика , культура . 2013 №4 С. 44.10. Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир.//Доклад Национального разведывательного совета США [электронный ресурс] Бизнес – класс, - Режим доступа: http://www.classs.ru/library/node/354711. Политическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1999.12. Троицкий М. Глобальный регионализм и внешняя политика России // Свободная мысль. 2009. № 11. С. 35–4613. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. 14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/osndd/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae415. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации"//Российская газета. 09.05.201216. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003.
2. Геополитическая доктрина Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Геополитика и безопасность 2009. – Режим доступа: http://geobez.ru/index.php/59-geopoliticheskaya-doktrina-rossijskoj-federatsii
3. Дехийо Л. Хрупкий баланс: четыре столетия борьбы за господство в Европе. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005.
4. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. МГУ, М., 1997.
5. Калядин А. Ядерный вызов в ракурсе Совета безопасности ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 12. С. 51-55.
6. Караганов С. Европа и Россия: не допустить новой «холодной войны» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Evropa-i-Rossiya-ne-dopustit-novoi-kholodnoi-voiny--16579
7. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
8. Леонова О. Г. Россия и мир в XXI веке // Россия и мир в XXI веке. Вып. 4. М. : Научный эксперт, 2010.
9. Лебедева Л. Социальные ориентиры 21 века. США , Канада : экономика , политика , культура . 2013 №4 С. 44.
10. Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир.//Доклад Национального разведывательного совета США [электронный ресурс] Бизнес – класс, - Режим доступа: http://www.classs.ru/library/node/3547
11. Политическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1999.
12. Троицкий М. Глобальный регионализм и внешняя политика России // Свободная мысль. 2009. № 11. С. 35–46
13. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 2-е изд. М.: Проспект, 2011.
14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/osndd/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации"//Российская газета. 09.05.2012
16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет общество в системе национальной безопасности РФ?
Общество играет роль субъекта и объекта национальной безопасности РФ. Оно является субъектом, так как через свои интересы, ценности и поведение, общество определяет стратегию и политику государства в области национальной безопасности. В то же время, общество также является объектом национальной безопасности, так как его безопасность зависит от способности государства предотвращать и устранять угрозы внутри страны.
Что определяет интересы общества в области национальной безопасности?
Интересы общества в области национальной безопасности определяются его потребностями, ценностями и приоритетами. Общество стремится к защите своей территориальной целостности, экономического благополучия, социальной стабильности и культурного наследия. Оно также стремится к защите прав своих граждан и сохранению политической и экономической независимости.
Каковы основные принципы концепции национальной безопасности РФ?
Основными принципами концепции национальной безопасности РФ являются многоуровневость, комплексность, приоритетность, глобальность, устойчивость, системность, синхронность и прорывность. Эти принципы предусматривают целенаправленное и согласованное воздействие государства на различные аспекты безопасности, а также постоянное обновление и совершенствование системы национальной безопасности.
Как международные отношения влияют на национальные интересы общества?
Международные отношения являются структурой регулирования национальных интересов и влияют на общество в различных аспектах. Они определяют внешнеполитическую стратегию государства, его экономические отношения, безопасность и культурную обмен. Международные отношения также влияют на социальные процессы и взаимодействие между различными общностями и культурами.
Какие интересы общества по отношению к национальной безопасности играют наиболее важную роль?
Важную роль в интересах общества по отношению к национальной безопасности играют интересы в сохранении территориальной целостности, независимости и суверенитета государства, защите прав и свобод граждан, обеспечении экономической стабильности и благополучия, а также поддержании социальной справедливости и стабильности.
Какие характеристики российского общества подразумеваются, когда оно рассматривается как субъект Национальной Безопасности?
Когда российское общество рассматривается как субъект Национальной Безопасности, подразумеваются его основные черты, такие как национальная идентичность, гражданская активность, способность к самоорганизации и самозащите, уровень социальной солидарности.
Какие особенности российского общества делают его объектом Национальной Безопасности?
Российское общество является объектом Национальной Безопасности из-за таких особенностей, как социальные и экономические неравенства, проблемы социальной и политической стабильности, демографические риски и геополитические угрозы.
Какие цели и задачи определены в Концепции национальной безопасности РФ?
Концепция национальной безопасности РФ определяет следующие цели и задачи: сохранение конституционного строя, формирование благоприятного внутреннего и внешнего политического окружения, защита прав и свобод граждан, обеспечение устойчивого экономического развития, защита национальных интересов и суверенитета России, обеспечение безопасности государства и его граждан.
Какое значение имеет общество в регулировании национальной безопасности?
Общество играет важную роль в регулировании национальной безопасности, так как оно формирует основу государства, определяет его интересы, участвует в принятии решений и контролирует их выполнение, обеспечивает социальную и политическую стабильность, активно влияет на международные отношения и социально-экономическое развитие страны.
Какая роль структуры международных отношений в регулировании национальных интересов?
Структура международных отношений является системой регулирования национальных интересов, так как определяет взаимодействие государств, формирует правила и нормы, регулирующие мировой порядок, обеспечивает защиту национальных интересов и безопасности страны в рамках международных правовых инструментов.
Какие основные характеристики российского общества делают его субъектом и объектом национальной безопасности?
Российское общество является субъектом и объектом национальной безопасности из-за ряда основных характеристик. Во-первых, Россия как многонациональная страна имеет сложную этническую и религиозную структуру, что может потенциально вызвать конфликты и угрозы внутренней безопасности. Во-вторых, высокий уровень коррупции и преступности в обществе создает реальные угрозы безопасности государства и его граждан. В-третьих, экономическая нестабильность и неравномерное развитие регионов могут привести к социальным напряжениям и неудовлетворенности населения, что также является потенциальной угрозой национальной безопасности.