Соотношение чувственного и рационального в самопознании.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 05.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Теоретические данные о соотношение чувственного и рационального в самопознании.
1.1 Понятие чувственное и рациональное.
1.2 Концепции познания в античной философии
1.3 Диалог сенсуализма и рационализма
1.4 Соотношение чувственного и рационального в самопознании
Глава II Изучение особенностей чувственного и рационального самопознания
2.1 Изучение особенностей самопознания в работах Фейрбаха.
2.2 Конфликт эмоционального и разумного познания.
2.3 А какое начало — чувственное или же рациональное — преобладает в Вашем приеме познания?
Заключение
Список литературы:
Приложение А
Как ведомо, Кант пытался примирить эмпиризм с рационализмом. Построив собственную теорию познания на эмпирической базе, он эклектически соединил ее с разумными момен- тами. Но и сама чувственность понималась Кантом субъективистски; она способна уяснить исключительно беспорядок воспоминаний, а эмоциональный предмет — действо — есть уже итог работы субъекта, а именно: упорядочение хаоса воспоминаний субъективными формами созерцания. Таковым •образом, у Канта имеется разрыв не исключительно разумного от чувственного, но и эмоций от наружного мира. Гегель с позиций справедливого идеализма весь процесс познания свел к процессу самопознания духа.1 По Гегелю процесс познания (и, значит, изыскание перемещения познания) наступает от непосредственно чувственно-данного, как 1 формы познания; миссия познания содержится в преодолении чувственности природного мира. Критикуя кантовское сознание соответствия эмпирического и рационального в познании, Гегель заявлял, что данные 2 составляющего находятся в диалектическом единстве. Но нужно будет отметить, что у Ге- геля, как идеалиста, в окончательном счете это согласие создается на основе рационализма. Тем самым и Гегель, хотя и сделал веский шаг вперед в сравнении с предыдущей философией, помешал научного разрешения трудности соответствия здравого и эмпирического в познании. 44 Л. В. Карагулян Исключительно Фейербах, продолжая прогрессивные обыкновения материализма XVII и XVIII вв., восстал против идеализма и в борьбе с ним с позиций материализма сделал ему сокрушительный удар. Фейербах в противоположность идеалистам говорил, что философия— не монолог умозрения, а разговор умозрения с эмпирией. Философствовать надлежит под управлением эмоций. Полагая объектом познания материю, наружной мир, а источником, средством познания — ощущения, Фейербах настаивал на истинности эмоций. «Совершенно закон- но,— сообщает он,— эмпиризм усматривает источник наших мыслей в чувствах»1. Подлинно и реально лишь тогда, что считается объектом эмоций, созерцания, чувства. Чувства считаются не лишь источником нашего по-, познания, они считаются кроме того и источниками нашей жизни. Человек обязан собственным существованием исключительно чувственности. «Отрицание эмоций есть источник всякой испорченности, злости, всего болезненного в человеческой жизни. Утверждение эмоций — источник физического и нравственного и теоретического здоровья»2. О существовании наружных предметов мы знаем лишь посредством эмоций, но не абстрактного мышления, так как при помощи эмоций человек прибывает в соприкосновение с беспристрастной действительностью. Фейербах считал, что материалистическая философия обязана опереться и опирается на истинность эмоций. Сообразно сенсуализму, единый источник наших познаний о мире — чувства. Впрочем принять источником наших познаний ощущение •— это еще не все. Чрезвычайно важно тогда, утвердит ли этот философ- справедливое существование источника наших чувств. И .идеалист готов стать на позицию сенсуализма. Так, к примеру, Беркли также исходит из сенсуализма. Но он позиционирует это положение сенсуализма по- своему: мы знаем лишь наши чувства. Отождествив вещь с ощущением, он говорит, что вещь есть совокупности наших чувств. По- данному предмет и чувство для него одно и это же и вовсе не имеют все шансы быть отделены друг от друга. Вещи для Беркли существуют лишь в восприятии. Отсюда и главный тезис его философии: присутствовать — значит быть воспринимаемым. В противоположность идеалистическому сенсуализму Беркли, Фейербах развивает материалистический сенсуализм. Ощущения появляются благодаря действию справедливо существующей при- роды на органы эмоций человека. Потому, как следует из данных позиций,. Фейербах со всей яростью нападает на субъективных идеалистов, считающих содержанием наших чувств не наружные предметы, сами же же чувства. В критике субъективного идеализма больше всего достается Фихте, который считал, что действительное существование вещей обусловлена- тем,-что мы видим, слышим, осязаем. Но что это слух, зрение, обоняние, как не чувства, как не аффекты нашего сознания — заявляет 1 Фейербах , т. I, 19г>5, стр. 190. 2 Фейербах , т. II, стр. 165. 45 Фихте. Потому мы чувствуем не предметы, а исключительно собственные же чувства, воспринимая свое личное состояние. Фейербах возмущался, все-таки каким образом субъективный идеалист в любом восприятии восприни- мает свое личное состояние. Так как любой из нас способен обнару- живать свое чувство в том случае, когда около него располагается неко- торая объективность. «Я», из которого исходил Фихте, не имеет истин- ного существования, не классифицируется реальным. Отчего? Да потому, что «Я» не противопоставляется «Ты». Истиннее «Я» считается объектом для иного «Я», но так как для идеалиста не присутствует объекта вобщем, тогда не присутствует и «Ты».Фейербах считал, что при помощи эмоций мы приходим к разуму— они побуждают к мышлению,— но мы не получаем ум из эмоций. Чув- ства задают нам задачку, но решение ума они не предоставляют. Отымите мышление — и объекты эмоций будут ни чем другим, как лишенными толку видами и символами. «Чувствами читаем мы книжку природы,— заявляет Фейербах,— но разумеем ее не ощущениями. Абсолютно надежно, но рассудком мы не вкладываем в природу некоторой толк впервые; мы исключительно переводим и истолковываем книжку природы: слова, что мы вычитываем в ней собственными чувствами,— не пустующие и произвольные знаки, а конкретные, идущие к делу, отличительные выражения»16. Мышление, ум без чувств,— заявляет Фейербах,— мертвы; лишь чувства, чувства предоставляют ей жизнь. В следствии этого он настаивал, чтоб они постоянно выступали сообща в ходе познания. «Но аналогично тому как чувство без мышления не являет из себя чего-либо, так и мышление, ум не предполагают собой чего-либо без чувства, потому как исключительно чувство выдает мне настоящие, действительные предметы и существа»1Соответствие эмпирического и здравого в познании вполне возможно преодолеть исключительно на базе практики, т. е. когда основой познания считаешь практику. Фейербах, без ошибок представляя процесс познания, как согласие эмоционального и разумного, ввиду собственной созерцательности, не дошел до понимания ценности практики в доктрине познания. Фейербах включает практику в теорию познания созерцательно, в материалистическом смысле. У него практика понимается как ублажение физиологически чувственных необходимостей человека посредством наружных предметов (воздух, еда и т. д.). Фейербах исходит не из понимания практики, как общественной общественно-исторической группы, ну а в свое сознание кладет сущность человеческого семейства, исходит из родового общения людей друг с ином. Не поняв реальной сущности человека, он вы- нужен был исходить из абстрактного человека, связанного не социальными, а натуральными узами, с иными членами семейства. Потому исходная точка Фейербаха не социология, а антропология.12.2 Конфликт эмоционального и разумного познания.Как уже часто было сказано выше, в роли ступеней здравого познания именуют понятие, суждение, умозаключение; эмоционального – восприятие, представление, ощущение.Обыкновение противопоставления эмоционального и здравого познания базируется на принципиальной разности меж чувством и понятием. Чувства принадлежат лишь точному субъекту и относятся только к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи. – В противоположность им понятия считаются совместными для ряда субъектов, в них замечены совместные характеристики предметов, в следствие чего же они более устойчивы причем даже кажутся постоянными, потому что увидеть перемены понятий вполне возможно, только применяя принцип историзма и рассматривая немалые промежутки времени. Резкое противопоставление эмоционального и здравого привело к вопросу о том, какой из 2 видов познания считается надежным. В завершенном форме проблема эмоционального и разумного познания выразилась в противостоянии сенсуализма1 и рационализма2 Новенького времени. Сенсуалисты считали, что все познание делается на базе чувств, в следствии этого чувственное познание считается надежным. Рационалисты не опровергали роль чувств в познании, но совместно :с тем считали, что конкретно ум дает познанию нрав всеобщности и потребности. Потому что ум изготавливает познание, но не мнение, рациональное, но не чувственное познание считается достоверным.1Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все познание наблюдается из чувств, скептики делают заключение о непознаваемости мира. Относительность эмоционального познания, его приспособление точному субъекту говорит, с позиции скепсиса, о недостоверности всякого познания, о неимении или же отсутствии правды как таковой.2.3 А какое начало — чувственное или же рациональное — преобладает в Вашем приеме познания?Что касается меня, на этом шаге моей жизни во мне преобладает рациональное познание.И чувственное и рациональное познание важно для каждого человека, в том числе и для меня. Исключительно существенны они в разной степени в различный период жизни.Я считаю, что степень применения той или же другой формы познания находится в зависимости от возраста человека, его интересов, целей, образования… Когда младенец исключительно появился, в нем преобладает чувственное познание, он улавливает мир при помощи органов эмоций. Он еще не знает, для чего необходим тот либо другой предмет, действие. Ребята в раннем возрасте воспринимают предметы по цвету, на ощупь, вкус. На основании исключительно данных моментов они готовы «понять», составить хоть какое – тогда представление о изучаемом объекте.Чем старше становится малыш, тем больше у него начинает проявляться здравая часть познания. Он уже интересуется не лишь, заявим, какой изучаемый объект на ощупь, ведь и пробует выяснить, из чего же он изготовлен. У малыша складывается мышление, он начинает рассуждать над некоторыми деяниями. Небольшой человек начинает навещать ребяческий сад, среднее учебное заведение, что подсобляет развивать рациональное мышление.Совершеннолетний человек в большей степени примет на вооружение разумный способ познания, т.к. он рвется выяснить не поверхностную информацию о предмете, а значительно поглубже. С поддержкой эмоций мы выучили чрезвычайно много предметов, находящихся вокруг нас, раньше, потому данная сочиняющая, изучаемых нами объектов, нам уже меньше интересна.Помимо прочего, я думаю, что способ познания может зависть от образования, целей, интересов каждого индивидума. Чем больше человек образован, тем больше роль разумного познания. У человека, который не рвется увеличить собственный уровень познаний, не занимается собственным образованием, принимает предметы исключительно на обывательском уровне, эму просто не любопытно и вовсе не надобно знать что – тогда большее.Я на данный момент студентка, прошла веский шаг собственной жизни – среднее учебное заведение, я повышаю уровень собственного образования, продолжаю узнавать себя и находящийся вокруг мир, у меня есть цели, к которым я иду, и в существенно большей степени мне может помочь в данном конкретно рациональное познание.ЗаключениеПроцесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практически и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах. Последние хоть и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику. Познание предстает как отражение, воспроизведение, реконструкция внешнего мира в сознании человека. У человека, в следствие контакта с внешним миром возникают ощущения, восприятия, понятия, мысли, которые являются чувственными либо умственными образами предметов и явлений действительности, их свойств и отношений. А образы – это своего рода копии, снимки, фотографии предметов и явлений. Они в основном верно отражают то, что существует в действительности. Отражение, познание окружающего мира человек осуществляет посредством органов чувств и ума, разума, мышления. Многообразный и красочный мир предметов, явлений и процессов человек воспринимает и познает при помощи органов чувств, то есть глаз, ушей, кожи, носа, языка. Органы чувств – это те каналы, через которые поступает вся информация из внешнего мира в мозг человека, в его сознание. Познавательные возможности органов чувств человек раздвигает, усиливая их приборами, техническими средствами. Работа органов чувств вместе с приборами и техническими средствами обеспечивает познание человеком внешнего мира.Список литературы:Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 17.Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. – М., 1994.Введение в философию: В 2 тт. Т.2. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава XII-XIII.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.Канке В.А. , основы философии М., 2001Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронрв В.В., Введение в философию М., 1989 ч.2Лавриненко В.Н., Философия М., 2006Момджян К.Х., Философия М., 2008Радугин А.А., Философия М., 1997Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994.Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. – М., 1994.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 12.Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1999. – Глава III-IV.Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.Ратникова. – М., 2001. – Раздел III, глава 14.Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. – М., 1997.Приложение АПонятие познание и виды
2. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. – М., 1994.
3. Введение в философию: В 2 тт. Т.2. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава XII-XIII.
4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.
5. Канке В.А. , основы философии М., 2001
6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронрв В.В., Введение в философию М., 1989 ч.2
7. Лавриненко В.Н., Философия М., 2006
8. Момджян К.Х., Философия М., 2008
9. Радугин А.А., Философия М., 1997
10. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994.
11. Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. – М., 1994.
12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 12.
13. Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1999. – Глава III-IV.
14. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.
15. Ратникова. – М., 2001. – Раздел III, глава 14.
16. Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. – М., 1997.
Вопрос-ответ:
Какие концепции познания существовали в античной философии?
В античной философии существовали различные концепции познания, включая сенсуализм и рационализм. Сенсуализм утверждал, что все знания истины происходят из чувственного опыта, в то время как рационализм полагал, что разум и рациональное мышление являются ключевыми для достижения истинного познания.
Какие данные о соотношении чувственного и рационального в самопознании можно найти в главе I?
В главе I представлены теоретические данные о соотношении чувственного и рационального в самопознании. Здесь рассматривается понятие чувственного и рационального, а также их соотношение в концепциях познания античной философии. Также затрагивается диалог сенсуализма и рационализма в самопознании.
Что известно об изучении особенностей самопознания в работах Фейрбаха?
В работах Фейрбаха изучаются особенности самопознания. Он считал, что человек познает себя через различные феномены его существования, включая чувственное и рациональное самопознание. Фейрбах уделял особое внимание соотношению эмоционального и разумного в самопознании, исследуя конфликты между ними.
Каково соотношение чувственного и рационального в самопознании, согласно главе I?
Согласно главе I, соотношение чувственного и рационального в самопознании зависит от концепций познания, принимаемых человеком. Сенсуализм утверждает, что чувственный опыт является единственным источником истины, в то время как рационализм отдает приоритет разуму и рациональному мышлению. В рамках диалога между сенсуализмом и рационализмом обычно ищут компромисс и признают значимость и чувственного, и рационального в самопознании.
Что такое чувственное и рациональное самопознание?
Чувственное самопознание - это процесс познания мира через ощущения, восприятия и эмоции. Рациональное самопознание - это процесс познания мира с помощью логического мышления, анализа и размышлений.
Какие концепции познания существовали в античной философии?
В античной философии существовали разные концепции познания. Сенсуализм утверждал, что все истинное познание происходит через органы чувств. Рационализм, напротив, считал, что познание достигается только разумом, отделяясь от чувственных ощущений.
Каково соотношение чувственного и рационального в самопознании?
Соотношение чувственного и рационального в самопознании может быть разным и зависит от подхода к познанию. Некоторые философы считают, что чувственное самопознание является основой для рационального познания, так как оно предоставляет первоначальные данные для размышлений. Другие философы полагают, что рациональное самопознание превосходит чувственное, так как оно позволяет анализировать и синтезировать информацию, полученную через чувства.
Какие особенности чувственного и рационального самопознания были изучены в работах Фейрбаха?
Фейрбах в своих работах изучал особенности чувственного и рационального самопознания. Он считал, что чувственное самопознание позволяет нам ощущать и переживать мир, а рациональное самопознание помогает нам анализировать и понимать его. Фейрбах подчеркивал важность обоих аспектов и призывал к их гармоничному взаимодействию в процессе самопознания.
Может ли возникнуть конфликт между эмоциональным и разумным самопознанием?
Да, возможен конфликт между эмоциональным и разумным самопознанием. Некоторые эмоции могут мешать разумному анализу и принятию обоснованных решений. Однако, важно найти баланс и уметь использовать оба аспекта в самопознании. Разумное самопознание помогает нам анализировать эмоции и контролировать их, а эмоциональное самопознание позволяет нам сопереживать и понимать себя и других людей.
Что такое чувственное и рациональное?
Чувственное и рациональное - это два типа познания, которые различаются способом получения информации. Чувственное познание основано на ощущениях, восприятии с помощью органов чувств. Рациональное познание, в свою очередь, основано на логике и анализе.