- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности Стратегии национальной безопасности в межгосударственно и государственном аспекте
1.1. Стратегия национальной безопасности и глобализация
1.2. Стратегия национальной безопасности и государственная политика
2. Актуальные особенности Стратегии национальной безопасности
2.1. Стратегия национальной безопасности и миграция
2.2. Особенности Стратегии национальной безопасности в социальном и экологическом вопросе
Заключение
Библиография
Фрагмент для ознакомления
Консолидации многонационального народа России, укреплению единства культурного и образовательного пространства, созданию механизмов согласования интересов страны, общества, этноса, личности в образовании призвана способствовать национальная образовательная политика государства.В своей программной статье «Россия: национальный вопрос» Президент РФ В.В. Путин особо отметил огромную роль образования в решении национального вопроса: «Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур».Реализация эффективной национальной образовательной политики является объективным требованием современного развития общества, однако исключительная важность данной государственно-правовой задачи была осознана еще несколько столетий назад. Так, Концепцией национальной образовательной политики РФ, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201, признается, что проблема особых функций системы образования в условиях полиэтничности населения была понята Российским государством как предмет государственной национальной политики, направленной на профилактику сепаратизма еще в конце XVIII в.В этой связи представляется, что с учетом основополагающего принципа преемственности образования современная национальная образовательная политика должна проводиться на основе исторического опыта межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.19 декабря 2012 г. Указом Президента РФ N 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики РФ.Очевиден тот факт, что модернизация системы российского образования требует сегодня прежде всего решения задач создания организационно-управленческих механизмов реализации национальной образовательной политики, совершенствования законодательной базы, исходя из стратегических целей обеспечения национальной безопасности России, приоритетных направлений и задач государственной национальной политики.В условиях мировых интеграционных процессов, в особенности при налаживании партнерских отношений в рамках Содружества Независимых Государств, граждане которых составляют значительную часть мигрантов в России, необходимо активизировать образовательный и культурный обмен. И, как определено Стратегическим курсом России с государствами - участниками СНГ, в ред. Указа Президента РФ от 31 августа 2005 г. N 1010, особое внимание следует уделить восстановлению позиций России как главного образовательного центра на территории постсоветского пространства, имея в виду необходимость воспитания молодого поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России.Таким образом, образование приобретает в настоящее время исключительную роль стратегического ресурса устойчивого развития поликультурного общества и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонациональной России.В связи с имеющейся в теории и практике государственного управления неопределенностью в понимании соотношения понятий «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасности» перед всеми, кому небезразлично развитие нашего государства, а особенно перед разработчиками Стратегии, встает вопрос о ее содержании.С учетом того что проблема разработки Стратегии поставлена на заседании Совета Безопасности РФ, следует предположить, что Президент РФ, высшее руководство страны рассматривают Стратегию как документ, развивающий Стратегию национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, т.е. направленный прежде всего на обеспечение национальной безопасности.Такой подход представляется верным, поскольку иное понимание экологической безопасности не позволяет разграничить ее обеспечение и охрану окружающей среды.Для разработки Стратегии, которая должна установить место экологической безопасности в системе национальной безопасности и охране окружающей среды, необходимы скоординированные усилия научного сообщества, органов законодательной и исполнительной власти.Системный подход к подготовке этого документа подразумевает разработку его концепции с последующим ее обсуждением. Изложенные в настоящей статье подходы к пониманию важнейших положений Стратегии могут быть основой для дискуссии и выработки концепции Стратегии.Во-первых, считаем необходимым определиться с видовой принадлежностью разрабатываемого документа.Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании» содержит упоминание о нескольких документах, называющихся «стратегия». На федеральном уровне это: долгосрочная бюджетная стратегия РФ; стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий. На региональном уровне - это стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу.Таким образом, принятые в настоящее время стратегии не включены напрямую в перечень документов государственного стратегического планирования. Между тем они продолжают разрабатываться и, по-видимому, будут приняты. За последние годы введены в действие несколько стратегий, в том числе Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.В действующем Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» упоминание о стратегии как документе государственного планирования отсутствует. Это обусловливает возможность для разработчиков стратегий определять цель и содержание документов исходя из собственных представлений о них.Так, п. 3 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. устанавливает, что она является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.Пункт 1 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет ее как систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.Таким образом, стратегии занимают в настоящее время неопределенное положение среди документов государственного стратегического планирования. С одной стороны, они широко применяются, с другой - их место среди иных документов не определено, правовой статус остается неясным, соотношение с иными планирующими документами не установлено.Представляется, что подобная неопределенность должна быть устранена и широко применяемый на практике документ государственного планирования должен занять соответствующее место среди иных государственных планов. В этом случае может быть выстроена логически обоснованная и понятная система государственного планирования.Между тем вполне обоснованным является понимание стратегии прежде всего как всестороннего комплексного плана, предназначенного для того, чтобы обеспечить осуществление миссии государства для достижения сформулированных и понятных целей.ЗаключениеИтак, согласно Стратегии национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.Важным вопросом административного права является обеспечение информационной безопасности как компонента национальной безопасности. БиблиографияКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, N 88, 19.05.2009.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489. Российская газета. 2009. 29 янв. С. 1. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года // Российская газета. 2008. 9 февр. С. 3. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2008. N 4. С. 10 - 11. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2013. С. 166 - 167. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета, N 295, 29.12.2010. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» // Российская газета, N 21, 02.02.2002. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2008. С. 10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954. Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2013 N 1226-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, N 30 (часть II), ст. 4141. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, N 52, ст. 7477 Независимая газета. 23.01.212. Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 «О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» // Бюллетень Минобрнауки РФ, N 11, 2006. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 940 «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств» // Российская газета, N 186, 23.09.1995. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, N 146, 03.07.2014. Никчемная Е.А. Право как средство государственного стратегического планирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 7 - 8.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, N 88, 19.05.2009.
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Российская газета. 2009. 29 янв. С. 1.
Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года // Российская газета. 2008. 9 февр. С. 3.
Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2008. N 4. С. 10 - 11.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2013. С. 166 - 167.
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета, N 295, 29.12.2010.
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» // Российская газета, N 21, 02.02.2002.
Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2008. С. 10.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2013 N 1226-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, N 30 (часть II), ст. 4141.
Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, N 52, ст. 7477
Независимая газета. 23.01.212.
Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 «О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» // Бюллетень Минобрнауки РФ, N 11, 2006.
Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 940 «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств» // Российская газета, N 186, 23.09.1995.
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, N 146, 03.07.2014.
Никчемная Е.А. Право как средство государственного стратегического планирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 7 - 8.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года в межгосударственном аспекте?
В межгосударственном аспекте Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года ориентирована на защиту интересов Российской Федерации и ее граждан от угроз со стороны других государств и международных организаций. Основные направления в данном контексте - обеспечение геополитической стабильности, защита суверенитета и территориальной целостности, укрепление международного престижа России.
Как связана Стратегия национальной безопасности РФ с глобализацией?
Стратегия национальной безопасности РФ учитывает влияние глобализации на безопасность государства. Глобализация создает новые угрозы и вызовы, связанные с экономической, информационной и кибербезопасностью. Поэтому в Стратегии уделяется внимание укреплению суверенитета и защите национальных интересов в условиях глобализации.
Как связана Стратегия национальной безопасности РФ с государственной политикой?
Стратегия национальной безопасности РФ является основой для формирования государственной политики в области безопасности. Она определяет приоритеты и цели государственного управления в области обороны, экономической безопасности, защиты прав и свобод граждан, борьбы с терроризмом и прочими угрозами. В свою очередь, государственная политика реализуется на основе стратегии и направлена на достижение ее целей.
Какие актуальные особенности есть у Стратегии национальной безопасности РФ?
Среди актуальных особенностей Стратегии национальной безопасности РФ можно выделить усиление международной конкуренции, рост глобальных угроз (терроризм, киберпреступность, неурегулированные конфликты и другие), возрастающую важность информационной безопасности и защиты национальной культуры, а также усиление роли России в мировых делах.
Каковы особенности Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года?
Основными особенностями Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года являются целевая ориентация на приоритеты государственной политики, учет современных вызовов и угроз, а также комплексный подход к обеспечению национальной безопасности. Стратегия определяет основные области и принципы защиты национальных интересов, такие как экономическая безопасность, информационная безопасность, предотвращение и противодействие терроризму, сохранение и развитие обороноспособности страны.
Какие особенности Стратегии национальной безопасности выделяются в межгосударственном и государственном аспекте?
Стратегия национальной безопасности РФ учитывает как внешние угрозы для страны, так и внутренние факторы, которые могут повлиять на ее безопасность. В межгосударственном аспекте особое внимание уделяется взаимодействию с другими государствами, обеспечению безопасности границ, участию в международных организациях и решении глобальных проблем. В государственном аспекте стратегия направлена на защиту конституционного строя, неприкосновенности территории и суверенитета РФ.
Как связана Стратегия национальной безопасности РФ с глобализацией?
Стратегия национальной безопасности РФ учитывает влияние глобализации на национальную безопасность. Зависимость от внешних рынков, информационные угрозы, международные террористические организации - все это факторы, которые связаны с глобализацией и требуют соответствующего реагирования со стороны России. Стратегия направлена на защиту национальных интересов и укрепление позиций РФ в условиях глобализации.
Какие актуальные особенности выделяются в Стратегии национальной безопасности РФ?
Актуальными особенностями Стратегии национальной безопасности РФ являются учет современных вызовов и угроз, таких как терроризм, информационные и киберугрозы, международная нестабильность, а также усиление военного потенциала других государств. Важной особенностью является также учет социальных и экологических вопросов, обеспечение благополучия населения и сохранение природных ресурсов.