Обеспечение равного доступа граждан к государственной службе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 12.12.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1 Конституционно-правовые основы и значение обеспечения равного доступа граждан к государственной службе 6
1.1 Конституционный принцип равного доступа граждан к государственной службе и его значение 6
1.2. Правовое регулирование обеспечения равного доступа граждан к государственной службе 12
2. Анализ реализации права граждан на равный доступ к государственной службе 18
2.1 Правовые механизмы обеспечения равного доступа граждан к государственной службе 18
2.2. Общая характеристика процедур поступления граждан на государственную службу 21
3 Проблемы реализации обеспечения равного доступа граждан к государственной службе 24
3.1 Общая характеристика проблем в сфере реализации права граждан на равный доступ к государственной службе 24
3.2. Меры совершенствования механизма обеспечения равного доступа граждан к государственной службе 26
Заключение 29
Библиографический список 33


Фрагмент для ознакомления

До сих пор отсутствуют четкие гарантии доступа граждан к государственной и муниципальной службе, не выработаны механизмы его защиты, слабо функционирует конституционно-правовой институт законных ограничений данного права по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, неэффективен механизм привлечения к ответственности за нарушение этого права. Кроме того, подход к проблеме государственной и муниципальной службы с административно-правовой точки зрения не позволяет учитывать всесторонние связи конституционного права на равный доступ к публичной службе с другими правами и свободами, которые вытекают из содержания Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права.Недостаточная разработанность вопросов теории и практики реализации права на равный доступ к государственной и муниципальной службе требует тщательного изучения содержания данного права граждан и выработки рекомендаций по совершенствованию его юридических гарантий. В рамках данной работы остановимся на некоторых основных моментах, связанных с проблемами реализации принципа равного доступа к государственной службе и юридической ответственности в случае его нарушения.На мой взгляд, предусмотренная в Конституции РФ норма о праве граждан на равный доступ к государственной службе нуждается в уточнении. Так, более предпочтительным виделось бы конституционное закрепление права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе. Поскольку Конституцией РФ закрепляется право граждан на участие в делах государства, а местное самоуправление - форма осуществления власти, следовательно, служба в органах местного самоуправления - это также реализация права управления делами государства.Закрепляя в соответствии с Конституцией РФ право на равный доступ к государственной службе, Закон о государственной гражданской службе наряду с этим определяет значительный перечень случаев, когда гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе (ст. 16). Перечень ограничений, определенных в указанной статье Закона, существенный, и уже наличие его не позволяет говорить об абсолютно равном доступе граждан к государственной службе.Реализация принципа равного доступа к государственной службе должна быть обеспечена определенными гарантиями. Конкурсное замещение должностей гражданской службы, аттестация и квалификационный экзамен - вот, казалось бы, важные демократические процедуры, призванные обеспечить реализацию принципа равного доступа граждан к государственной службе и равные условия ее прохождения.Так, принципиальной особенностью порядка поступления на гражданскую службу является его преимущественно конкурсный характер, что закреплено в ч. 1 ст. 22 Закона N 79-ФЗ. При этом в соответствии с ч. 2 указанной статьи конкурс не проводится в ряде случаев, например, при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации и в иных указанных в Законе случаях.С одной стороны, конкурс на замещение должности гражданской службы является важнейшей формой обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе. Однако, как мы видим, установлен и достаточно большой перечень случаев, когда конкурс может не проводиться. В итоге конкурс, декларированный Законом о государственной гражданской службе в качестве основной формы комплектования кадров, на деле может превратиться в способ поступления на гражданскую службу, который будет применяться крайне редко, а в практике назначения на руководящие должности вообще неприменим ввиду того, что такие должности могут быть прямо отнесены к категориям должностей, замещаемых не по конкурсу.В этой связи было бы уместным пересмотреть перечень случаев, когда конкурс не проводится при поступлении гражданина на государственную гражданскую службу, поскольку установлен чрезвычайно обширный список исключений из принципа комплектования кадров гражданских служащих по конкурсу, а также установить в Законе о муниципальной службе обязательность проведения конкурса при замещении муниципальных должностей. При этом должна быть предусмотрена ответственность представителя нанимателя в случае нарушения правил проведения конкурса.Помимо конкурса, такие формы, как квалификационный экзамен и аттестация также, призваны обеспечить реализацию конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе. Но и в этом случае Законом о государственной гражданской службе для ряда служащих установлены исключения (для руководителей, помощников (советников)). Следует отметить, что в этой связи недостаточно обоснованным является присвоение названным категориям гражданских служащих классных чинов гражданской службы без оценки их профессионального уровня конкурсной или аттестационной комиссией, в то время как другим категориям гражданских служащих классные чины присваиваются по результатам квалификационных процедур.ЗаключениеОсобым видом службы на сегодняшний день считается государственная. Ее историческое место находится в тесной взаимосвязи с формированием и развитием государства и права.Бесспорно, государство не может существовать без качественно сформированного аппарата, без слаженной системы государственной службы. Это публично-правовой институт общественного служения профессионально подготовленных граждан российскому государству и обществу в целом.Ключевым свойством института государственной службы можно считать тот факт, что его подразделения функционируют в любой отрасли, в любой сфере деятельности государства и на каждом уровне власти. В силу этого необходимо обратить внимание на категорию «принципы государственной службы», которые базируются на Конституции РФ и являются основополагающим критерием в правотворчестве. Конституционные основы государственной службы заключаются в том, чтобы обеспечить эффективную реализацию функций государства. Они регламентируются большим количеством правовых актов, главным их которых, конечно, является ФЗ «О государственной службе». Государственная служба, считаясь самым важным социальным институтом, выступает как неотъемлемый элемент эффективного функционирования иных институтов общества. Вследствие этого ее организация содействует поддержанию целостности общества и его единства в выполнении поставленных задач.Многовековая история государственного строительства подтверждает тот факт, что ни одно цивилизованное государство не способно эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата государственной службы. Именно поэтому прием граждан на эти должности сопровождается предъявлением ряда требований, без соответствия которым гражданин не сможет попасть на государственную службу. Эти требования отталкиваются от принципов и вместе с ними составляют конституционно-правовые основы приема граждан РФ на работу в государственные структуры.Таким образом, можно сказать, что государственная служба в России год за годом реформируется с целью превращения ее в прозрачную систему, служащую, прежде всего, интересам народа. Однако, пока, к сожалению, нельзя сказать, что на данном пути достигнуты серьезные успехи.Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан России «на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов», включая лиц, которые замещают государственные должности РФ и ее субъектов.Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.До 2013 г. возникала частая проблема, «связанная с должностями государственных гражданских служащих субъектов Федерации». В итоге Президент России подписал необходимый Федеральный закон № 149, урегулировавший данную проблему. Данный Федеральный закон приняли вследствие постановления Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. № 26-П в соответствии с делом о проверке конституционности одного из положений Федерального закона о гражданской службе в РФ ввиду запроса Законодательного Собрания Камчатского края.Федеральный закон установил возможность для каждого субъекта Российской Федерации определять содержание данного реестра должностей, учитывая при этом систему и структуру органов государственной власти конкретного субъекта РФ. Необходимо уделить внимание и статусу государственного служащего субъекта Федерации. Его статус включает в себя такие компоненты, как: - «права, обязанности, ограничения и гарантии», которые определены федеральным законодательством для всех государственных служащих РФ- права, обязанности и гарантии деятельности, которые закреплены в законодательных актах субъектов Федерации, и ни в коем случае не распространяющиеся на государственных служащих иных регионов. Помимо этого, конкретизируются гарантии, которые обеспечивают исполнение должностных обязанностей в надлежащем порядке. К таковым относятся: размер и условия выплаты денежного содержания; порядок выплаты компенсаций, идущих на оплату жилищных и коммунальных услуг; частичная компенсация проезда; компенсация затрат на детские дошкольные учреждения и др.Необходимо упомянуть и о поощрении государственных служащих в субъектах Федерации. Оно производится согласно нормам Закона о государственной службе или положениям о порядке поощрения государственных служащих, которые утверждаются главой исполнительной власти. Принцип равного для всех доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Закрепление принципа равного доступа граждан к государственной службе обусловлено также ч. 2 ст. 6 и ст. 17 - 19 Основного Закона России.Однако данное право не является абсолютным. Оно относится к относительным правам, образующим содержание общегражданской административной правоспособности. Это обусловлено тем, что для осуществления данного права недостаточно одного только желания гражданина или совершения им соответствующего действия. Таким образом, институт государственной службы на сегодняшний день является юридическим исходным правовым средством в системе построения государственности, поскольку он включает в себя правовой материал, применяемый в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправления.Библиографический списокНормативные правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.Литература:Алешкова, И.А., Умнова, И.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие / И.А. Алешкова, И.А. Умнова. – М.: Юрайт, 2014. – 592 с.Антонова, Н.А. Конституционное право России / Н.А. Антонова. – М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. – 176 с.Ардаева, Б.Д. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы // Вестник КалмГУ. - 2012. - №2 (14). - С.118-121.Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник Гриф МО РФ / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2011. – 768 с.Государственная и муниципальная служба : учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.В. Охотского. - М :Юрайт, 2014. - 556 с.Истомина, Т.А. О необходимости трансформации современного определения государственной службы // Власть. - 2011. - №7. - С.119-121.Кокотов, А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2011. – 296 с.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Комковой, Е.В. Колесникова. - М.: Юрайт, 2011. - 369 с.Конституционное право России / Под ред. Ю.Л. Шульженко. - М.: Юрлитинформ, 2014. – 656 с.Королева, С.В. Правовые основы повышения престижа государственной гражданской службы // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №5. - С.256-258.Кученин, Е.С. Правовой статус гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел РФ как объект анализа методов обеспечения служебной дисциплины // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - №2. – С. 154-158.Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавров / Л.А. Нудненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. – 616 с.Семенов, Ф.М. Государственная служба и кадровая политика Росздравнадзора // Вестник Росздравнадзора. - 2014. - №5. - С.56-62.Трифонов, В.А. Конституционно-правовые основы приема граждан на государственную службу в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №3. - С.28-30.Черногоров, Д.А. К вопросу о законодательном определении понятия публичной службы // Бизнес в законе. - 2012. - №2. - С.168-171.

Заключение

Особым видом службы на сегодняшний день считается государственная. Ее историческое место находится в тесной взаимосвязи с формированием и развитием государства и права.
Бесспорно, государство не может существовать без качественно сформированного аппарата, без слаженной системы государственной службы. Это публично-правовой институт общественного служения профессионально подготовленных граждан российскому государству и обществу в целом.
Ключевым свойством института государственной службы можно считать тот факт, что его подразделения функционируют в любой отрасли, в любой сфере деятельности государства и на каждом уровне власти.
В силу этого необходимо обратить внимание на категорию «принципы государственной службы», которые базируются на Конституции РФ и являются основополагающим критерием в правотворчестве.
Конституционные основы государственной службы заключаются в том, чтобы обеспечить эффективную реализацию функций государства.
Они регламентируются большим количеством правовых актов, главным их которых, конечно, является ФЗ «О государственной службе».
Государственная служба, считаясь самым важным социальным институтом, выступает как неотъемлемый элемент эффективного функционирования иных институтов общества. Вследствие этого ее организация содействует поддержанию целостности общества и его единства в выполнении поставленных задач.
Многовековая история государственного строительства подтверждает тот факт, что ни одно цивилизованное государство не способно эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата государственной службы.
Именно поэтому прием граждан на эти должности сопровождается предъявлением ряда требований, без соответствия которым гражданин не сможет попасть на государственную службу.
Эти требования отталкиваются от принципов и вместе с ними составляют конституционно-правовые основы приема граждан РФ на работу в государственные структуры.
Таким образом, можно сказать, что государственная служба в России год за годом реформируется с целью превращения ее в прозрачную систему, служащую, прежде всего, интересам народа. Однако, пока, к сожалению, нельзя сказать, что на данном пути достигнуты серьезные успехи.
Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан России «на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов», включая лиц, которые замещают государственные должности РФ и ее субъектов.
Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.
До 2013 г. возникала частая проблема, «связанная с должностями государственных гражданских служащих субъектов Федерации». В итоге Президент России подписал необходимый Федеральный закон № 149, урегулировавший данную проблему.
Данный Федеральный закон приняли вследствие постановления Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. № 26-П в соответствии с делом о проверке конституционности одного из положений Федерального закона о гражданской службе в РФ ввиду запроса Законодательного Собрания Камчатского края.
Федеральный закон установил возможность для каждого субъекта Российской Федерации определять содержание данного реестра должностей, учитывая при этом систему и структуру органов государственной власти конкретного субъекта РФ.
Необходимо уделить внимание и статусу государственного служащего субъекта Федерации. Его статус включает в себя такие компоненты, как:
- «права, обязанности, ограничения и гарантии», которые определены федеральным законодательством для всех государственных служащих РФ
- права, обязанности и гарантии деятельности, которые закреплены в законодательных актах субъектов Федерации, и ни в коем случае не распространяющиеся на государственных служащих иных регионов.
Помимо этого, конкретизируются гарантии, которые обеспечивают исполнение должностных обязанностей в надлежащем порядке. К таковым относятся: размер и условия выплаты денежного содержания; порядок выплаты компенсаций, идущих на оплату жилищных и коммунальных услуг; частичная компенсация проезда; компенсация затрат на детские дошкольные учреждения и др.
Необходимо упомянуть и о поощрении государственных служащих в субъектах Федерации. Оно производится согласно нормам Закона о государственной службе или положениям о порядке поощрения государственных служащих, которые утверждаются главой исполнительной власти.
Принцип равного для всех доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Закрепление принципа равного доступа граждан к государственной службе обусловлено также ч. 2 ст. 6 и ст. 17 - 19 Основного Закона России.
Однако данное право не является абсолютным. Оно относится к относительным правам, образующим содержание общегражданской административной правоспособности.
Это обусловлено тем, что для осуществления данного права недостаточно одного только желания гражданина или совершения им соответствующего действия.
Таким образом, институт государственной службы на сегодняшний день является юридическим исходным правовым средством в системе построения государственности, поскольку он включает в себя правовой материал, применяемый в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправления.

Вопрос-ответ:

Какие правовые основы гарантируют равный доступ граждан к государственной службе?

Основы обеспечения равного доступа граждан к государственной службе закреплены в Конституции Российской Федерации. Статья 33 Конституции устанавливает равные права и свободы для всех граждан в сфере государственной службы. Кроме того, законодательством РФ определены механизмы реализации данного принципа.

Что означает принцип равного доступа граждан к государственной службе?

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что все граждане России, независимо от их пола, возраста, расы, национальности и других характеристик, имеют одинаковое право на участие в конкурсах и отборе кадров на государственные служебные должности. Этот принцип определяет основы демократической системы государственного управления и обеспечивает профессионализм и эффективность государственной службы.

Какое значение имеет обеспечение равного доступа граждан к государственной службе?

Обеспечение равного доступа граждан к государственной службе имеет важное значение для общества. Это способствует созданию равных возможностей для граждан в получении работы на государственных должностях, предотвращает дискриминацию на основе различных факторов и обеспечивает профессиональность и квалификацию государственных служащих. Кроме того, это способствует повышению доверия и легитимности государственных органов в глазах населения.

Каким образом право граждан на равный доступ к государственной службе реализуется в практическом плане?

Право граждан на равный доступ к государственной службе реализуется путем проведения конкурсов и отбора кадров на государственные должности. В данном процессе учитываются квалификация, опыт работы, профессиональные навыки и другие критерии, определенные законодательством. Такой подход позволяет выбрать наилучших кандидатов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для эффективного исполнения служебных обязанностей.

Каковы конституционные основы обеспечения равного доступа граждан к государственной службе?

Конституция Российской Федерации устанавливает принцип равного доступа граждан к государственной службе, что значит, что все граждане имеют равные возможности претендовать на занятие должностей в государственной сфере.

Какое значение имеет принцип равного доступа граждан к государственной службе?

Принцип равного доступа граждан к государственной службе является одним из основополагающих принципов демократического государства. Он позволяет обеспечивать равенство возможностей при вступлении на государственную службу, что способствует формированию эффективного и ответственного государственного аппарата.

Какое правовое регулирование существует по обеспечению равного доступа граждан к государственной службе?

Вопрос обеспечения равного доступа граждан к государственной службе регулируется конституцией, а также федеральными законами и нормативными актами. Существуют законы, которые устанавливают порядок приема на государственную службу, условия для участия в конкурсах и отборе кандидатов, а также механизмы защиты прав граждан в случае недопустимого дискриминационного действия.

Какие механизмы реализации права граждан на равный доступ к государственной службе существуют?

Для обеспечения равного доступа граждан к государственной службе используются различные механизмы. Это, в первую очередь, проведение открытых конкурсов и отбора кандидатов на должности в государственной сфере. Также важным является прозрачность процесса отбора и возможность обжалования его результатов. Важно, чтобы процедура отбора кандидатов была несубъективной и основывалась на установленных законом критериях.