Ознакомление детей подготовительной группы с народными промыслами, дымковская игрушка
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 15.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ, ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА 4
1.1.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» И ОТРАЖЕНИЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСКУССТВУ В ФГОС ДО 4
1.2.ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ, ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА 8
2.1.ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ДПИ) 8
2.2.ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ДПИ) 9
2.3.МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДПИ, ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
).
НОД по ознакомлению с дымковской игрушкой в подготовительной группе включает и предварительную работу: познание (рассматривание иллюстраций и фотографий дымковских игрушек); коммуникация (беседа о слободе Дымково); расширение представлений детей о том, как изготавливались дымковские игрушки.
Кратко опишем НОД по лепке на тему: «Козлик».
Цели: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Показать пластичность передачи движений в лепке. Учить детей лепке из целого куска пластилина по типу народных глиняных игрушек. Обратить внимание детей на тесную связь народных традиций, декоративно-прикладного искусства, музыки и устного народного творчества.
Материалы для занятия: Дымковские козлики (игрушки и иллюстрации), пластилин, доски для лепки, тряпочки для вытирания рук, стеки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям дымковского козлика и предлагает подумать, как его можно вылепить. Объяснить и показать: голову и шею можно вылепить из одного куска пластилина, шея потом плавно переходит в туловище. Передние и задние ноги можно разделить при помощи стеки и примазать их к туловищу. Воспитатель обращает внимание детей на соразмерность всех частей туловища козлика. Рожки тоже можно оформить при помощи стеки.
Перед началом работы воспитатель напоминает детям, как нужно работать с пластилином, как содержать одежду и рабочее место в порядке. Во время работы воспитатель старается помогать детям советами, иногда прибегая к прямому вмешательству или повторному показу.
Во время работы воспитатель включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии.
Итог: После окончания работы все игрушки выставляются. При оценке работ и анализе занятия воспитатель обращает внимание детей на то, что все игрушки получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Воспитатель предлагает детям сказать несколько слов о своей игрушке. В заключении воспитатель напоминает детям, что все игрушки обязательно нужно будет раскрасить.
Еще один пример – НОД по рисованию на тему: «Составление дымковских узоров».
Цели: Учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, линии, точки). Учить рисовать круги безотрывными линиями всем ворсом кисти. Учить рисовать кольца одним круговым движением, рисовать точки концом кисти. Учить самостоятельно выбирать цвета для узора. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора.
Материалы для занятия: Дымковские игрушки, иллюстрации, элементы росписи (образцы), кисти, гуашь.
Ход занятия:
Начинается занятие с рассматривания дымковских игрушек и иллюстраций, на которых они изображены. Воспитатель беседует с детьми об особенностях дымковского узора, отмечая, что на каждом узоре есть круги, кольца, встречаются линии - прямые и волнистые. Прямые линии могут образовывать квадраты (клетчатые юбки барышень). Рассматриваются образцы отдельных элементов. Обсуждается выбор цвета для составления узора.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить узор, используя дымковские мотивы. Нужно напомнить детям, что при составлении орнамента нужно использовать всю поверхность. Воспитатель показывает, как нужно рисовать круги всем ворсом кисти одним круговым движением, как можно ставить точки, используя кончик кисти. Дети самостоятельно выбирают какими цветами красок они будут пользоваться при рисовании своего узора.
Во время работы включается негромкая музыка (попурри мелодий русских народных песен).
Итог: В конце занятия выставляются все детские работы. Воспитатель с детьми рассматривают работы и отмечают самые красивые и аккуратные.
Выводы. В подготовительной группе продолжают знакомить детей с изделиями народных мастеров. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер. На каждой новой ступени познания детям предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе решены все исследовательские задачи и достигнута цель исследования. Анализ литературных источников показал, что знакомство с народным декоративно-прикладным искусством является одним из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка, развития его художественно-творческих способностей, технических умений и навыков.
В настоящее время благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве (в детском саду особую роль отводят изучению именно дымковской игрушки), воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов.
Детей привлекает мир образов Дымковских игрушек, который чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью и оригинальностью. Мастерить, фантазировать - в этом ребенок проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.
Методы развития декоративно – прикладной деятельности у детей подготовительной группы: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа); проблемно-поисковый (эвристический метод); метод подражания (эмпирический) наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой); репродуктивный метод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. – М., 2010.
Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2009.
Соломенникова О. Радость творчества: народное искусство в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1 - С. 49-52; 2005. - № 2 - С. 51-56.
11
2. Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. – М., 2010.
3. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2009.
4. Соломенникова О. Радость творчества: народное искусство в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1 - С. 49-52; 2005. - № 2 - С. 51-56.
Вопрос-ответ:
Какие задачи реализуются при ознакомлении детей подготовительной группы с народными промыслами дымковская игрушка?
Основные задачи ознакомления детей подготовительной группы с народными промыслами, включая дымковскую игрушку, включают в себя развитие художественно-эстетического восприятия и отражение приобщения к искусству в рамках ФГОС ДО.
Какое значение имеют произведения декоративно-прикладного искусства в развитии детей?
Произведения декоративно-прикладного искусства играют значительную роль в развитии детей. Они способствуют формированию творческого мышления, эстетического вкуса и навыков ручной работы.
Какая деятельность осуществляется при ознакомлении детей подготовительной группы с народными промыслами?
Ознакомление детей подготовительной группы с народными промыслами включает различные виды деятельности, такие как изучение истории и культуры дымковской игрушки, изготовление игрушек своими руками, посещение мастерских и выставок, игровые и творческие задания.
Какие задачи осуществляются при реализации ознакомления детей подготовительной группы с народными промыслами?
Основные задачи ознакомления детей подготовительной группы с народными промыслами включают развитие эстетического восприятия, развитие художественно-творческих способностей, формирование интереса к народному искусству, развитие моторики и координации движений и многое другое.
Что дети изучают при ознакомлении с дымковской игрушкой?
Дети при ознакомлении с дымковской игрушкой изучают ее историю, культурное значение, технику создания, особенности декора и множество других аспектов, связанных с этим видом народного промысла.
Какие задачи решаются при ознакомлении детей подготовительной группы с народными промыслами, в частности дымковской игрушкой?
Основные задачи ознакомления детей подготовительной группы с народными промыслами, включая дымковскую игрушку, включают в себя реализацию образовательных программ, которые направлены на художественно-эстетическое развитие, а также привлечение детей к искусству. Ознакомление с дымковской игрушкой позволяет развивать у детей художественный вкус, эстетическое восприятие и воображение.
Какое значение имеют произведения декоративно-прикладного искусства в развитии детей?
Произведения декоративно-прикладного искусства играют важную роль в развитии детей. Они помогают развивать творческие способности, мелкую моторику, координацию движений, восприятие цвета и формы. Кроме того, они способствуют формированию эстетического вкуса у детей и развитию их художественного мышления.
Какая деятельность проводится по ознакомлению детей подготовительной группы с народными промыслами, включая дымковскую игрушку?
Для ознакомления детей подготовительной группы с народными промыслами, в том числе дымковской игрушкой, проводится различная деятельность. Это могут быть занятия по росписи игрушек, изготовлению моделей, изучению истории и традиций мастеров. Дети также могут посещать выставки и музеи, где они могут увидеть и оценить народные промыслы своими глазами.