Одиночество как психологическая проблема
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 18.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 4
1.1. Феномен одиночества в социально-психологических исследованиях 4
1.2. Психолого-теоретические подходы к проблеме одиночества 6
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ 11
2.1. Общая характеристика детей подросткового возраста 11
2.2. Переживание одиночества в подростковом возрасте 15
2.3 Построение консультирования по вопросам одиночества 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Кроме того расслоение общества, переход к рыночной экономике привел к увеличению напряженности в общественных отношениях и способствовать социальной фрагментации людей. В этих обстоятельствах, конструктивный поиск путей решения проблемы одиночества приобретает особую актуальность. К наибольшим изменениям степени в обществе влияет на пожилых людей и подростков, как наименее социально защищенных групп. Одиночество в подростковом возрасте - один из самых значительных переживаний человека. Исследователи подростковый возраст (И.В Дубровина, В.С Мухина, Е.Эриксон и др.) Отметил, что особенно трудно для молодых людей в условиях перехода от детства к взрослой жизни, в ситуации становления и развития.С опытом одиночества часто связаны с отчуждением подростка от взрослого мира, открывая новые возможности для «я», осознание себя как личности и индивидуальности.На разных этапах развития и становления подростка одиночество может восприниматься по-разному и вызывают много проблем. Итоги опыт может быть альтернативой, опытный одиночество становится мотив раскрыть черты его шаг, чтобы найти себя, или - фактором, ограничивающим развитие человека, а иногда и даже запас самоубийства.В течение этого периода подростки часто испытывают острый одиночество, как его пренебрежение, отказ, отказ и непонятого. Это свидетельствует лечения подростков на телефон для экстренной психологической помощи, психологических служб для молодежи и подростков, в газетах и журналах.Опыт одиночества у подростков может развиваться в стабильной отрицательной психическое состояние влияет на все другие чувства и эмоции, и даже стать препятствием для развития личности. Чрезвычайно важным является овладение подростков средствами сознательного саморегулирования и рефлексивного управления их деятельности.Многие исследователи считают, одиночество в качестве универсального человеческого опыта, вытекающие из факта человеческого существования. Они определяют типичный для нашего времени факторов, вызывающих значительные характеристики сегодняшнего одиночества: Изменение структуры современной семьи; потребность в высокой пространственной мобильности; ослабление религиозных традиций; появление недоверия государственных и экономических структур; технологизации и компьютеризации современного общества.Общий компонент в опыте одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в этой связи, возникает ощущение незначительности своей собственной. Это объясняет тот факт, что одиночество в наше время воспринимается исключительно как отрицательное.Д. Гев определяет одиночество как чувство печали и тоски в результате невозможности построения желаемого отношения с некоторыми аспектами мира. Конструктивная напротив одиночества, по его мнению, является способность быть в одиночестве.Экзистенциальное одиночество (как начальная обречены быть непонятым другими) является частью человеческого существования. Она включает в себя осознание своей отделенности от другой, в поисках идентичности и смысла жизни. Источник экзистенциальной одиночества является факт уникальности и уникальности опыта каждого человека, факт человеческого существования. Опытный больно одиночество (патологического Д.Гев) часто включает в себя хронический разобщенность с собой и другими, является следствием невозможности построения и поддержания желаемых отношения с другими значительными, или привести к разочарованию нужд социальной интеграции.Д.Гев характеризует одиночество по 4 компонентам:1. Нет контакта с самим собой.2. Неспособность преодолеть эмоциональные барьеры для других.3. Инвалидности и неспособность найти свое место в социальной общности.4. Потеря чувства смысла в собственной жизни.Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом» [12].Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.Подростков потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.По мнению Г.Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.Все переживания подростка находят отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации человека (темперамента).В целостной же картине поведения подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности личностного развития. 2.3 Построение консультирования по вопросам одиночестваЖалобы одиночества - один из наиболее распространенных в офисе психолога, что в современном обществе это не удивительно. Тем не менее, в случае решения проблемы одиночества к специалисту правильнее говорить не о том, о том, сколько из чувства одиночества. Потому что часто бывает, что человек, живущий в одиночестве, не чувствуют себя одинокими. Некоторые люди чувствуют себя хорошо только в одиночестве, некоторые даже с учетом аскетизм как важного условия для их духовного роста. А иногда наоборот - многие считают, что называется "одиночество в толпе».Одиночество - помеха, которая является отсутствие близких отношений диалога, взаимного любви, заботы и т.д. Этот вид изоляции (духовного, физического, морального). Одиночество - это проблема, решение которой все лица, менее подготовлены, и ответственность за который так легко передать другим. Тем не менее, человек становится одиноким, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимых для него, когда он испытывает острую нехватку удовлетворения потребностей в общении.В ранних исследованиях, исследователи, врачи, например Фромм-Реихман и Салливана, первоначально намеревался дать врачи считают, что одиночество - серьезная клиническая проблема, что они напрасно пренебрегают. Эти авторы предложили врачам принимать активное и признать одиночество своих клиентов. Они также призвали врачей тщательно проследить для собственного одиночества. После публикации первых исследований на эту тему есть новые книги и статьи, которые анализируются психодинамическая структуру в одиночку [3, 539].Сегодня наиболее развитые программы когнитивно-поведенческая терапия, которая основана на убеждении, что психические проблемы и связанные с ними эмоциональные состояния и их продолжительность определяется в основном познавательных процессов. В рамках этого подхода, Ян и Примаков разработал подробную программу только в своей работе с хронически одиноких людей терапии.При консультировании клиентов одного рекомендуется осторожность. Несмотря на то, что отдельные люди, вероятно, сказать, что они должны "одного человека" или "романтического партнера», они вряд ли могут представить себе психологическое значение целей консультирования. Даже Р. Вайс, который считает, что единственный способ, чтобы облегчить одиночество является установление новых связей, однако предупреждает, что "борьба за объект привязанности" трудно и связаны с рисками, включая риск страдает социальной неловкости или беспокойство спешить с приведением Выбор партнера. Кроме того, обладание таким ссылкам не обязательно защитить людей от чувства одиночества, особенно, если они не обеспечивают серьезную социальную обменов. Например, некоторые одинокие люди не могут найти время, чтобы спланировать удовлетворения их деятельности вместе со своими друзьями или партнерами [7, 567].Успех новой системы отношений может быть трудным отсутствие социальных навыков, социальная проблема, чувство поражения. Для некоторых людей, отсутствие навыков социальных является серьезной проблемой. Наиболее актуальными в этом случае навыки включают в себя способность поставить себя (это также относится и к внешности, и поведение), социальная уверенность (преодоление застенчивости, взять на себя инициативу), способность вступать в роли (как предписывается в различных общинах и возрастных групп) и коммуникативных навыков. Таким образом, одна из главных задач консультирования синглов является развитие социальных навыков.Еще одна проблема может возникнуть из-за того, что отдельные люди часто испытываю тревогу. Некоторые люди могут заставить беспокойство избежать социальных взаимодействий. Но, по-видимому, одинокие люди, намного более вероятно, чтобы попытаться общаться, несмотря на все свои страхи. В таких случаях, сигнал может быть объединен с эффективным выполняющих социальные функции. Таким образом, следующая задача состоит в изменении поведения неадекватные и эмоции клиента.Наконец, являются важными когнитивные факторы. Люди могут быть довольно нереалистично стандарты могут выбрать "свои" неправильные партнеры о себе и своих взаимодействий с другими, не может быть никакого чувства собственного достоинства. Таким образом, еще одна важная задача консультирования - формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.Что касается стиля терапевта и клиента интервью, большинство времени терапевт задает вопросы, не прибегая к дидактическим отчетности. С вопросами терапевт показывает клиент, как применить научный метод: "Какими доказательствами располагает", "Достаточно ли этого, чтобы подтвердить мое заключение?", "Существуют ли альтернативные объяснения?" [7, 572]. Таким образом, клиенты «открыть» их абсурдность автоматические мысли и перестать платить на них внимание. Аналогичный процесс открытия стимулируемой помощью индуктивного систему вопросов широко в практике преподавания и служит в качестве важнейшего элемента познавательного терапии.ЗаключениеНами были рассмотрены виды и механизмы одиночества, факторы, типы переживания одиночества и стратегии его преодоления, как элементы феноменологической модели одиночества. Была изучена и проанализирована соответствующая литература по данному вопросу, на основе которой мы выделили проблему одиночества как социально-психологическую проблему, обусловленную осознанием негативных результатов социального взаимодействия, а также проиллюстрировали психологическую природу состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).Список литературы1.Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с. 2.Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена / О.Б. Долгинова // Практическая психология. – 2000. − №4. – С.28-36.3.Гримак Л.П. Одиночество / Л.П. Гримак. – СПб: Изд-во Питер, 2000. − С.401-407.4.Джонг–Гирвельд Дж. де и Раадшелдерс Д. Типы одиночества / Дж. Джонг–Гирвельд, Д. Раадшелдерс. – М.: Прогресс, 1989. – С.301-319. 5. Возрастная и педагогическая психология: Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999. - 93с6. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Глава 5. Понятие одиночества в философии и психологии/ А.Б.Демидов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/demid01/index.htm7. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б.Долгинова. – Прикладная психология, 2000. - №4. – с. 28-36.8. Кон И.С. Многоликое одиночество/ И.С.Кон - Знание – сила, 1986 - №12. – с. 15-42 9. Лабиринты одиночества: пер. с англ./ сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.:Прогресс, 1989. – 624 с.10. Методики социально-психологической диагностики личности и группы : [сб. науч. тр.] / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. - М.: Ин-т психологии, 1990. - 219 с. 11. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии/ С.Милграм. - СПб.: Питер, 2000. - 285с.12. Миноскович Б. Одиночество – междисциплинарный подход/ Б.Миноскович. – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 198913. Пантилеев Р.С. Методика исследования самоотношения/ Р.С.Пантилеев. - М.: Смысл, 1993. - 36с.14. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству/ Д.Перлман, Л.Э.Пепло. – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 1989.15. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга/ Л.А.Петровская. – М.: 1982. – с. 30-3716. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 189с.
1.Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
2.Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена / О.Б. Долгинова // Практическая психология. – 2000. − №4. – С.28-36.
3.Гримак Л.П. Одиночество / Л.П. Гримак. – СПб: Изд-во Питер, 2000. − С.401-407.
4.Джонг–Гирвельд Дж. де и Раадшелдерс Д. Типы одиночества / Дж. Джонг–Гирвельд, Д. Раадшелдерс. – М.: Прогресс, 1989. – С.301-319.
5. Возрастная и педагогическая психология: Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999. - 93с
6. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Глава 5. Понятие одиночества в философии и психологии/ А.Б.Демидов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/demid01/index.htm
7. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б.Долгинова. – Прикладная психология, 2000. - №4. – с. 28-36.
8. Кон И.С. Многоликое одиночество/ И.С.Кон - Знание – сила, 1986 - №12. – с. 15-42
9. Лабиринты одиночества: пер. с англ./ сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.:Прогресс, 1989. – 624 с.
10. Методики социально-психологической диагностики личности и группы : [сб. науч. тр.] / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. - М.: Ин-т психологии, 1990. - 219 с.
11. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии/ С.Милграм. - СПб.: Питер, 2000. - 285с.
Вопрос-ответ:
Что такое одиночество и как оно изучается в социально-психологических исследованиях?
Одиночество можно определить как состояние эмоциональной и социальной изоляции, когда человек чувствует себя отвергнутым и неприспособленным в обществе. В социально-психологических исследованиях одиночество изучается через анализ социальных связей, сетей и взаимодействия между людьми.
Какие психолого-теоретические подходы существуют к проблеме одиночества?
Существует несколько психолого-теоретических подходов к проблеме одиночества. Один из них основан на представлении одиночества как личностной особенности, которая может быть связана с низкой самооценкой, тревожностью и депрессией. Другой подход рассматривает одиночество как проблему социальной адаптации и недостаточной поддержки со стороны окружающих.
Что характерно для переживания одиночества старшими подростками?
У старших подростков переживание одиночества может быть особенно интенсивным из-за изменений в социальной среде, семье и личном развитии. Они сталкиваются с проблемой идентификации, поиска своего места в обществе и формирования дружеских отношений, что может усугубить чувство одиночества.
Как можно помочь старшим подросткам, которые переживают одиночество?
Для помощи старшим подросткам, переживающим одиночество, можно использовать консультирование, которое включает в себя психологическую поддержку, развитие коммуникативных навыков и поиск смысла и целей в жизни. Также важно создать поддерживающую и включающую среду, где подростки могут чувствовать себя принятыми и понятыми.
Есть ли специфические практики консультирования по вопросам одиночества?
Существует несколько специфических практик консультирования по вопросам одиночества. Они включают в себя работу над развитием социальных навыков, построение здоровых отношений, повышение самооценки и самоприятия, а также исследование личных ценностей и целей. Эти практики могут помочь подросткам преодолеть одиночество и наладить более гармоничные взаимоотношения с окружающими.
Что такое одиночество?
Одиночество - это состояние, когда человек чувствует отсутствие эмоциональной связи и поддержки со стороны других людей.
Как одиночество влияет на психологическое состояние?
Одиночество может вызывать различные психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность, низкая самооценка и проблемы в общении с другими людьми.
Какие подростки чаще всего сталкиваются с проблемой одиночества?
Старшие подростки, переживающие изменения в своей социальной среде в результате окончания школы или переезда, часто испытывают одиночество.
Какая помощь может быть предложена подросткам, страдающим от одиночества?
Для подростков, страдающих от одиночества, полезно предложить консультирование, социальную поддержку и участие в группах с общей темой интереса, чтобы помочь им построить новые социальные связи.