Я - образ.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 07.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Теоретическая часть 4
1.1. Эволюция представления о понятиях "Я - концепция" и "Я - образ" 4
1.2. Функции и значение "Я-концепции" 11
1.3. Структурные элементы "Я-концепции" и "Образа - Я" 13
Установки 13
Эмпирическая часть 15
2.1.Методы исследования 15
Тест «20 определений» Куна – Макпартленда 15
«Психогеометрический тест» С. Деллингер 15
2.2.Описание выборки 16
3. Статистический анализ и интерпретация результатов 17
Заключение 25
Список литературы 27
Группа 1ПТСЭВДИМГруппа 2ЭТСПВДИММы видим, что для ребят, которые стоят на учет в детской комнате милиции, очень важны эмоциональные и поведенческие качества психолога (в сравнении с первой группой). В основном дети, которые стоят в детской комнате милиции на учете – это дети из неблагополучной семьи, поэтому важность эмоциональной составляющей может быть связанна с: желанием эмоционального понимания со стороны взрослого; желанием найти взрослого, который будет обладать эмоциональной восприимчивостью и сопереживанием;Взрослого, с которым ребенок будет чувствовать защищенность. Важность поведенческого критерия может быть обусловлена тем, что из-за социальной обстановки и часто несостоятельности родителей, из-за встречи с взрослыми людьми из милиции, эти дети начинают более критично, недоверчиво относиться к взрослым и более детально отслеживать именно поступки, а психолог в данном случае выступает значимым взрослым. Также контент – анализ методики выявил, что негативных определений психолога у второй группы встречалось значительно больше: «строгая» - 16 раз, «приставучая/дотошная» - 13 раз, «лезет не в свое дело» - 7 раз, «высокомерная» - 6 раз. Это связано с общей разочарованностью в образ «взрослого», с чувством незащищенности, уязвимости. По формуле Мы вычисляем погрешность представленности категории.Таблица №6. Модальные системы представлений для обеих группtP%Ơ%P%Ơ%К2,82,7495456,54,4277353,3966Т13,95,76577516,16,6010513,3662Э257,21687816,16,6010515,2693В13,95,7657759,75,3155583,0996И5,53,7996716,54,4277350,9844С13,95,76577516,16,6010511,4426Д11,15,2355369,75,3155581,0819П13,95,76577519,37,0881773,3834М0,000,00---------------m=36m=31Последняя колонка – это значение T-критерия Стьюдента для двух независимых выборок, этот критерий показывает нам, есть ли статистически значимые различия в распределении определений обеих выборок по критериям. Критерий Стьюдента считается по формуле: Далее мы смотрим таблицу критических знаний для критерия Стьюдента, какие показатели попадают в зону значимости соответственно единицам в выборке. Итак, при p=0,05 для n=31 и n=36, из вышеприведенных данных видно, что в область доверительного интервала попадают значения, соответствующие категориям: поведенческой, волевой, телесной, эмоциональной и конвенциональной. То есть, мы принимаем гипотезу №1: Структура и содержание образа школьного психолога различны у детей, состоящих на учете детской комнаты милиции и у детей, которые не имеют проблем с законом. У «неблагополучны» детей образ психолога будет негативнее, так как в целом взрослые в данной группе не вызывают доверия и чувства защищенности.Также в данном исследовании был проведен «Психогеометрический портрет», которые позволяет выявить тип личности. Нашем исследовании ребятам из обеих выборок предлагалось оценить какой тип фигуры больше соответствует психологу и проранжировать эти фигуры по степени соответствия. Нас интересуют не индивидуальные, а групповые данные в каждой выборке и их сравнение. Таблица №7. Сводная таблица ответов по психогеомтриескому тестуГруппа №1КвадратТреугольникКругПрямоугольникЗигзагГруппа №2КвадратТреугольникКругПрямоугольникЗигзаг№113245№132541№223145№232541№331452№315243№424135№413245№535142№534521№632514№643521№715243№724351№813245№843251№934521№913245№1024135№1012354№1124153№1131542№1243251№1231452№1313245№1345132№1412354№1412543№1532145№1543251№1631243№1625134№1742531№1754231№1825312№1841523№1923451№1941352№2031254№2035142Итоговые результаты по группам, частота встречаемости признака.Группа №1Группа №2КвТр.Кр.Пр.Зигз.КвТр.Кр.Пр.Зигз.125%15%30%10%20%25%20%15%0%40%230%20%35%5%20%10%25%30%10%25%50%15%15%25%45%5%20%35%30%10%Итак, в группе «благополучных детей» чаще всего встречается ответ с формулой КРУК (КВАДРАТ) – ЗИГЗАГ, то есть дети этой группы больше всего видят в психологе черты, присущие типу круг и квадрат. То есть психолог для них спокойный, уравновешенный человек, который может выслушать, хороший коммуникатор, человек который может понять и сопереживать, поддержать в трудной ситуации. Также психолог в их глазах обладает и чертами «квадрата», то есть трудолюбивый, напористый, специалист своего дела, умный и образованный. Вторая группа, дети, которые состоят на учете в детской комнате, милиции иначе воспринимают психолога, выявлена формула: ЗИГЗАГ (КВАДРАТ) – КРУГ. То есть эти дети приписывают психологу черты присущие типу «зигзаг», то есть психолог для них более креативный, не такой последовательный и строгий, он энергичен, непоследователен и активен, но! несмотря на это дети воспринимают его как профессионала и трудоголика, приписывая ему тем самым черты «квадрата». Возможно, такое восприятие психолога связано с тем, то эти дети, хотят видеть в психологе своего человека, открытого и простого и придают значение больше: дружелюбию и открытости, о чем свидетельствуют и результаты методики «20 предложений», по результатам которой, ребята приписывали психологу больше эмоциональных характеристик чем первая группа. ЗаключениеНа основе анализа данных проведенной диагностики, мы принимаем основную гипотезу: Структура и содержаниеобраза школьного психолога различны у детей, состоящих на учете детской комнаты милиции и у детей, которые не имеют проблем с законом.Однако, нельзя утверждать, что у «неблагополучны» детей образ психолога будет негативнее, так как в целом взрослые в данной группе не вызывают доверия и чувства защищенности. Действительно анализ результатов методики «20 предложений» выявил, что у детей второй группы чаще встречаются негативные определения, такие как «дотошная», «лезет не в свое дело». Но, если анализировать обе методики комплексно, можно прийти к выводу, что дети этой группы просто нуждаются в значимом взрослом, которому можно доверять, именно поэтому психолог у «неблагополучной» группы ассоциируется с зигзагом, фигурой легкой и открытой, об этом же свидетельствуют огромная статистически значимая разница по эмоциональной категории, которую мы выявили с помощью критерия Стьюдента, дети, которые состоят на учете в детской комнате милиции, формируют образ, опираясь на эмоциональные характеристики. Также у ребят данной группы часто встречались определения, которые «благополучная группа» вообще не использовала, они определяли психолога как: «честного», «прямолинейного», то есть для детей этой группы важно доверие к взрослому, чувство защищенности. Психологу, а данном случае, можно порекомендовать во время консультаций и занятий в группе работать менее официально, быть открытым и иногда даже нарочито прямолинейным. Это поможет скорректировать образ психолога так, чтобы дети из «неблагополучной» группы ему доверяли, и работа была динамичнее и эффективнее. Данная тема очень актуальна и касается психологов разных направлений, только при создании определенного образа в глазах пациента (клиента или респондента) работа психолога может быть эффективной: например, если у респондента сформирован негативный образ психолога, то это может служить фактором, влияющим на достоверность ответов при заполнении анкет, тестов. Также образ психолога, как человека, которому можно доверять, который эмпатичен способствует увеличению динамики и эффективности терапии. Список литературыАнастази А., Урбина С./ Психологическое тестирование // 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.Бернс Р., Развитие Я - концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. Сс. 30-66.Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.БирюкевичЕ. А. Развитие образа я у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Дис. ... канд. психол. наук. Брест, 2001. – 22с.Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.- 1972, № 2, 114- 123с.Гаурилюс А. И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений. Дис. ... канд. психол. наук. Минск, 1998.Джеймс У. Принципы психологии // - Москва. Издательство "Педагогика", 1991.—368 с.Джеймс У. Психология // Санкт-Петербург : К.Л. Риккер, 1911. — 448 с.Добреньков В.И. Американская социологическая мысль (работы Мид и Кули) // - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 116 - 128с, 172 - 179с.Завадская Ж.Е. Способность к самоопределению как показатель соц. зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, - 2006, - №10, С. 35-42.Кон И.С. Открытие Я // Москва.: изд. «Политиздат», 1978. — 367 с. Корепанова, М.В. Взрослый и ребенок: проблема отношений/Корепанова, М.В. // Нач.шк.:плюс до и после, 2004. т.№ 10.-С.4-5.-С.2004Кули Ч. Хрестоматия по социологии. 2-я часть// Социальная самость // Магнитогорск: 1999. - 86-94с.Мид. Дж. Хрестоматия по социологии. 2-я часть// АЗ и Я// Магнитогорск: 1999. - 94 - 97сПрихожан Е. Понять другого: подросток и взрослый – нсколько штрихов к весной теме// Семья и школа.Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия // Пер. В.В.Лях,А.П.Хомик; Предисл. С.Иващенко. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 320с.Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2. 2000, - С.76-82.Эриксон Э. Г. Детство и общество // СПб.: Летний сад, 2000.-420 сЭриксон Э. Идентичность: юность и кризис// Москва.: Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. – 352с.
1. Анастази А., Урбина С./ Психологическое тестирование // 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
2. Бернс Р., Развитие Я - концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. Сс. 30-66.
3. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
4. Бирюкевич Е. А. Развитие образа я у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Дис. ... канд. психол. наук. Брест, 2001. – 22с.
5. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.- 1972, № 2, 114- 123с.
6. Гаурилюс А. И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений. Дис. ... канд. психол. наук. Минск, 1998.
7. Джеймс У. Принципы психологии // - Москва. Издательство "Педагогика", 1991.—368 с.
8. Джеймс У. Психология // Санкт-Петербург : К.Л. Риккер, 1911. — 448 с.
9. Добреньков В.И. Американская социологическая мысль (работы Мид и Кули) // - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 116 - 128с, 172 - 179с.
10. Завадская Ж.Е. Способность к самоопределению как показатель соц. зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, - 2006, - №10, С. 35-42.
11. Кон И.С. Открытие Я // Москва.: изд. «Политиздат», 1978. — 367 с.
12. Корепанова, М.В. Взрослый и ребенок: проблема отношений/Корепанова, М.В. // Нач.шк.:плюс до и после, 2004. т.№ 10.-С.4-5.-С.2004
13. Кули Ч. Хрестоматия по социологии. 2-я часть// Социальная самость // Магнитогорск: 1999. - 86-94с.
14. Мид. Дж. Хрестоматия по социологии. 2-я часть// АЗ и Я// Магнитогорск: 1999. - 94 - 97с
15. Прихожан Е. Понять другого: подросток и взрослый – нсколько штрихов к весной теме// Семья и школа.
16. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия // Пер. В.В.Лях,А.П.Хомик; Предисл. С.Иващенко. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 320с.
17. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2. 2000, - С.76-82.
18. Эриксон Э. Г. Детство и общество // СПб.: Летний сад, 2000.-420 с
19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис// Москва.: Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. – 352с.
Вопрос-ответ:
Что такое Я концепция и Я образ?
Я концепция - это представление о самом себе, включающее в себя ценности, убеждения, цели и роли, которые мы принимаем на себя. Я образ - это образ, который мы создаем о себе в глазах других людей, и он может отличаться от того, как мы воспринимаем себя.
Какие функции выполняет Я концепция?
Я концепция выполняет ряд функций. Она помогает нам понимать и осознавать себя, формировать наше поведение, влиять на наши решения и мотивацию. Она также играет важную роль в нашем самооценке и саморегуляции.
Какие структурные элементы входят в Я концепцию и Образ Я?
Я концепция и Образ Я состоят из нескольких структурных элементов. К ним относятся индивидуальные установки, которые определяют наши верования и ценности, а также нашу цель и роли. Также включены наши эмоции, мотивы и внутренние конфликты.
Какие методы исследования были использованы в данном исследовании?
В данном исследовании были использованы два метода исследования. Это тест определений Куна-Макпартленда, который позволяет оценить степень осознанности собственной Я концепции, и психогеометрический тест С. Деллингера, который позволяет оценить яркость и стабильность Я образа.
Какие группы были использованы в выборке исследования?
В выборке исследования были использованы две группы. Группа 1 включала участников с повышенной тревожностью и низкой самооценкой, а группа 2 включала участников с низкой тревожностью и высокой самооценкой.
Какие функции и значение имеет концепция "Я"?
Концепция "Я" выполняет ряд функций, таких как определение личности, формирование самосознания, самооценки и самоконтроля. Она также влияет на наши отношения с окружающим миром и наше поведение в социальных ситуациях. Концепция "Я" помогает нам определить себя как индивидов и идентифицировать свои уникальные черты и характеристики.
Какие структурные элементы присутствуют в концепции "Я"?
Концепция "Я" включает в себя ряд структурных элементов. Это ощущение собственной индивидуальности, самосознание, самоуважение, самоконтроль и самоопределение. Все эти элементы взаимосвязаны и влияют на наше поведение, восприятие окружающего мира и наши отношения с другими людьми.
Какие методы исследования были использованы в данном исследовании?
В данном исследовании были использованы два метода: тест определений Куна-Макпартленда и психогеометрический тест С. Деллингера. Тест определений Куна-Макпартленда предназначен для измерения степени осознанности индивидом своей концепции "Я", а психогеометрический тест С. Деллингера позволяет исследовать взаимосвязь между психическими процессами и геометрическими формами.
Какая выборка была использована в исследовании?
В исследовании была использована две группы: группа 1 состояла из лиц, проходящих программу тестирования по ПТСЭВДИ, а группа 2 - из лиц, проходящих программу тестирования по ЭТСП. Обе группы составляли случайно отобранные испытуемые, представляющие различные возрастные и социальные группы.
Какие результаты были получены в результате статистического анализа исследования?
Результаты статистического анализа показали, что существует значительная связь между осознанностью индивидом своей концепции "Я" и его психическими процессами. Также была выявлена разница в уровне самосознания и самооценки между группой испытуемых, проходивших программу по ПТСЭВДИ, и группой испытуемых, проходивших программу по ЭТСП.
Что изучает данная статья?
Данная статья изучает эволюцию представления о понятиях "Я концепция" и "Я образ", их функции и значение, а также структурные элементы этих концепций.