психология революционера-террориста второй половины 19-начала 20 в.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История Мировая
  • 15 15 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 22.12.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

1. Характеристика общеисторического контекста (особенности социального положения в России, истоки террористической идеологии) 3
2.Характеристика источников 7
3.Оправдание насилия 9
4.Психологические особенности террористов 10
5.Выводы 13
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Самоотречение, по его словам, выступает жертвой во имя искупления, но последнее невозможно без осознания собственной греховности: «Всякое массовое движение культивирует идею греха. Оно изображает человеческое «я» не только как бесплодное и бесполезное, но и как низменное и подлое».Важно обратить внимание на отличия между террористом конца 19 века и террористом начала 20 века.Террорист конца 19 века – это человек, который, как описано в «Катехизисе» Нечаева порвал связи с миром, который одержим своей идеей и готов пожертвовать своей жизнью ради нее: «природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение. Революционернаястрасть, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции».Тем не менее, революционеры-террористы конца 19 века еще были достаточно разборчивыми в выборе средств достижения своих целей, они еще не были столько сильно подвержены деморализации и безнравственности. Как раз беспринципность в выборе средств, союзников и видов борьбы резко отличает российских революционеров начала ХХ в. от их соратников конца XIX в. Судя по всему, подобное произошло в силу того, что революционная деятельность стала своего рода профессией, которая давала средства для существования. Хотя, конечно же, далеко не все представители революционной среды участвовали в борьбе с правительством ради собственных выгод. Среди революционеров в начале 20 века и такие, которые продолжали «дело» своих предшественников, свято веря в социалистические идеалы. Они искренне полагали, что террор приближает светлое будущее, пусть даже в этой борьбе придется пожертвовать собственной жизнью. На психологические особенности террористов-революционеров оказывало влияние то, что они постоянно жили под страхом ареста и смерти. Это сильно расшатывало нервную систему, известны случаи злоупотребления в среде революционеров-террористов алкоголем и наркотическими веществами.Как отмечала В.М. Фигнер, чем слабее была нервная система революционера, тем больше его восхищал террор. Некоторые лидеры экстремистских организаций старались привлекать к терактам именно психически неполноценных людей, видимо, понимая связь психических расстройств с насилием. Кроме того, революционеры сходили с ума и в процессе своей антиправительственной деятельности. У них появлялись различные мании. Многие революционеры-террористы испытывали деструктивные влечения к смерти, однако не имели достаточно сил для добровольного ухода из жизни, они нуждались в некой высокой идее, которая в конечном итоге приведет к гибели. В конце 19 века, и особенно в начале 20 века терроризм становится популярной идеей среди женщин и даже подростков. Женский терроризм – это особый феномен. Революционные деятели – женщины отличались особой экзальтированностью и бесстрашием. Например, Е. Рогозинникова смогла застрелить начальника тюремного управления прямо в его кабинете; когда террористку арестовали, на ней оказалось ещё 13 фунтов динамита. Такого количества взрывчатки хватило бы для полного уничтожения здания тюремного управления.5.ВыводыНа основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.Революционер-террорист конца 19-начала 20 вв. обладал преимущественно следующими психологическими чертами:Готовность к обрыву связей с близкими людьми, с обществомНедоверие к общепризнанным авторитетамПрезрение к властной элитеНаличие озлобленности, обостренного чувства социальной несправедливостиЖелание совершения подвига во имя высшей целиДеструктивное влечение к смертиБезжалостность к себе и другимВера в идею, фанатизм.Список литературыИсточникиГракх (П.Н.Ткачев). Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tkachev.htmНечаев С.Г. Катехизис революционера. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htmПрограмма организации «Земля и воля». Режим доступа: http://www.hrono.info/dokum/zemvol.htmlЛитератураБердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX — начало XX в.) — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. http://www.kouzdra.ru/page/texts/budnicky/Будницкий О.В. Кровь по совести : терроризм в России (вторая половина XIX – начало ХХ века) // Отечественная история. 1994. № 6.Гронский А.Д. Женский терроризм в России начала ХХ века // Германский и славянский миры: взаимовлияние, конфликты, диалог культур (история, уроки, опыт, современность). Матер.междунар. конф. – Витебск., 2001. – С. 246–248.Гронский А. Русские революционеры начала ХХ в.: попытка психологического портрета. Режим доступа: http://ohranka.com/ Жукоцкий В.Д. Народнические корни ленинизма: «хитрость разума» или «ирония истории»? // Вопросы философии. 2001. № 12.Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. Русская Реформация ХХ века: статьи по культурософии советизма. - М.: Новый хронограф, 2008.Катков М. Н. Кто наши революционеры? (Характеристика Бакунина). [Ресурс локального доступа]Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч. Т. 1.Народничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / Под.ред. Е. Л. Рудницкой. — М.: Археографический центр, 1997.Сухова О.А. Революционный терроризм в России конца XIX – начала ХХ века: историография, методология, факты. Режим доступа: http://www.runivers.ru/doc/historical-journal/article/?ID=459557&JOURNALТерроризм в России в начале 20 века. Режим доступа: http://www.runivers.ru/vestnik/issues/8143/459548/Юдин А.И. Социальная философия народничества. – Тамбов, 2002.

Список литературы


Источники
1. Гракх (П.Н.Ткачев). Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tkachev.htm
2. Нечаев С.Г. Катехизис революционера. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm
3. Программа организации «Земля и воля». Режим доступа: http://www.hrono.info/dokum/zemvol.html
Литература
4. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993.
5. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX — начало XX в.) — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. http://www.kouzdra.ru/page/texts/budnicky/
6. Будницкий О.В. Кровь по совести : терроризм в России (вторая половина XIX – начало ХХ века) // Отечественная история. 1994. № 6.
7. Гронский А.Д. Женский терроризм в России начала ХХ века // Германский и славянский миры: взаимовлияние, конфликты, диалог культур (история, уроки, опыт, современность). Матер.междунар. конф. – Витебск., 2001. – С. 246–248.
8. Гронский А. Русские революционеры начала ХХ в.: попытка психологического портрета. Режим доступа: http://ohranka.com/
9. Жукоцкий В.Д. Народнические корни ленинизма: «хитрость разума» или «ирония истории»? // Вопросы философии. 2001. № 12.
10. Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. Русская Реформация ХХ века: статьи по культурософии советизма. - М.: Новый хронограф, 2008.
11. Катков М. Н. Кто наши революционеры? (Характеристика Бакунина). [Ресурс локального доступа]
12. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч. Т. 1.
13. Народничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
14. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / Под.ред. Е. Л. Рудницкой. — М.: Археографический центр, 1997.
15. Сухова О.А. Революционный терроризм в России конца XIX – начала ХХ века: историография, методология, факты. Режим доступа: http://www.runivers.ru/doc/historical-journal/article/?ID=459557&JOURNAL
16. Терроризм в России в начале 20 века. Режим доступа: http://www.runivers.ru/vestnik/issues/8143/459548/
17. Юдин А.И. Социальная философия народничества. – Тамбов, 2002.

Содержание

Введение

Глава 1. Боевой организации sr

1.1 структура и принципы организации БО ПСР

1.2 Объекты террора и исполнении терактов в Европейской России в началеХХ v.

Глава 2.Террористическая деятельность эсеров в Сибири

2.1 Формирования эсеровских организаций в Сибири

2.2 Боевой активности sr в Сибирь и убийства Акмолинского генерал-губернатора.- Н.М. Литвинова

Глава 3.Мотивационная сфера эсера-террориста в России начала XX века

3.1 идейные основы эсеровского террора

3.2 "Религиозности" эсеровского террора и образ "героя" в мемуарной и художественной литературы

3.3 Причины террористической деятельности и система ценностей эсера-лет

Вывод

Список использованных источников и литературы

Введение

Российское государство на рубеже XIX-XX веков характеризовалось разнородностью и нестабильность социальной структуры, переходным состоянием или архаичностью ведущих социальных страт специфическим порядком формирования новых социальных групп, слабостью средних слоев. Данные особенности социальной структуры оказали существенное влияние на формирование и облик российских политических партий. Если в странах западной европы, государство постепенно вырастало из общества, то в России, главным организатором общества был государственным. Она создала общественных слоев; исторический вектор был, таким образом, другое направление - сверху вниз. "Русское государство всемогущее и всеведущее, всюду имеет глаза, везде имеет руки; оно берет на себя наблюдение за каждым шагом жизни подданного, оно опекает его как несовершеннолетнего, ни нападения на мысли, в его сознание, даже в кармане, и его чрезмерная доверчивость", - писал в середине 90-х годов прошлого века будущий лидер либералов.- Н.N. Милюков. Политические партии России в контексте ее истории. В 2 вып. - Ростов н / д,1996. - Vol.1. C. 185.

Цареубийство 1 марта 1881 года, стало кульминацией классического народничества, и в то же время началом его политической смерти, поскольку с этого момента она и потеряла приоритет в освободительном движении. Но народнические организации время от времени появились в 80-х и 90-х годов.

в Начале XX века, в России - это время возрождения революционного террора, в лице партии социалистов-революционеров (далее эсеры, ПСР) и Боевой организации. Политический террор - крайняя форма революционного радикализма, и в каждый исторический момент его восприятие неоднозначно. В переходе к террору сыграли роль несколько факторов: разочарование в готовности народных масс к восстанию, пассивность большей части общества (да и слабым его влияние на власть), желание отомстить за преследования со стороны правительства. В конечном счете, фактором затвора был политический в России и персонификация власти.