Роль институтов в системе управленческих отношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.01.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1 Система государственного управления и регулирования экономики 5
1.1 Управление и управленческие отношения в современной экономической системе 5
1.2 Место государственного регулирования в экономике современной России 10
Глава 2 Институты и их место в экономической системе 15
2.1 Категория «институты» в современной экономической теории 15
2.2 Типология современных экономических институтов 19
Глава 3 Институт управления и его взаимодействие с другими институтами 24
3.1 Сущность института управления 24
3.2 Экономические институты и управленческие отношения: характер взаимодействия 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение 37
Фрагмент для ознакомления

Как уже было указано выше, институт управления представляет собой тесное переплетение элементов формального и неформального института. В связи с этим имеет место механизм косвенного управления институтом, т.е. сочетание организации и самоорганизации (управления и самоуправления). Институт управления не только должен поддерживать и развивать задокументированное роли и правила, но и способствовать самоорганизации объекта воздействия. В этом случае повышается его эффективность не только за счет полученного результат, но и за счет сокращения издержек, таким образом в институт управления оказывается заложен механизм саморазвития. Однако, этот механизм саморазвития может быть запущен только при условии делегирования полномочий управления на более низкие уровни. Определенная свобода в разработке проблемы и принятии управленческих решений запускает этот механизм. В этом контексте на первый план выходит проблема доверия к институту. При этом важно доверие, которое существует как в отношении института управляемого, так и самого института управления. Подрыв доверия к институту управлении может негативно проецироваться на доверии к управляемому институту и, наоборот. В качестве примера можно привести постоянное государственное реформирование пенсионной системы. Нестабильная ситуация, которая формируется на уровне формальных институтов, постоянное изменение «правил игры» привело к недоверию со стороны населения к этому институту. А это, в свою очередь сказалось на иных институтах, институте страхования. Падение доверия к государственным структурам, осуществляющим управление в нашей стране, становится актуальной проблемой и наносит удар по деятельности всей экономической системе. Недоверие порождает действия прямо противоположные тем решениям, которые пытаются провести властны структуры через институт управления. Это касается многих институтов, например, налогового обложения. Ежегодно наша страна недополучает миллиарды рублей в бюджеты разного уровня. Здесь есть два основных фактора, это несовершенство самой системы налогообложения (её излишняя сложность и непрозрачность) и отсутствие доверия к властным структурам в контексте использования налоговых поступлений и перманентного изменения правил функционирования этого института. Таким образом, институт может не подвергаться никаким внешним управленческим воздействиям, а его состояние будет меняться в зависимости от ситуации, складывающейся во внешнем по отношению к нему институте – институте управления. Он пронзает всю систему экономических институтов и вносит значительный вклад в их характеристики и состояние.3.2 Экономические институты и управленческие отношения: характер взаимодействияЭкономические институты формировались и продолжают формироваться (институт роста) как результат насущных экономических потребностей. Возникновение института, не подкрепленного потребностями несостоятельно. Многие институты формируются столетиями (институт рынка) и даже тысячелетиями (институт собственности). Они часто содержат правила, которые делают изменения трудными. Институты предназначаютсядля того, чтобы быть стабильными – иначе они будут бесполезными. Другими словами, у института часто есть встроенные механизмы против изменения. Программы, разрабатываемые для внесения изменений должны быть комплексными не только в рамках института воздействия, но и в контексте всей совокупности экономических институтов. Например, программы «Развития здравоохранения» и «Развития образования» по сути затрагивают институты, в первую очередь социальные, но он одновременно играют и важную экономическую роль и, поэтому вносят определённые коррективы в институт страхования (обязательное и добровольное медицинское страхование), институт кредитования (развитие системы образовательных кредитов) и, естественно, институт управления. Роль института управления заключается в претворении заданных программой мероприятий в жизнь, формировании системы нормативно-правовой поддержки, которая позволит создать адекватные стимулы для взаимодействия субъектов и объектов управления. Другой институт – институт пенсионного обеспечения характеризует не только уровень экономического развития, но и социальную ориентацию общества. «Степень эффективности пенсионного обеспечения оказывает существенное влияние на социальное самочувствие не только пенсионеров, но и экономически активного населения, которое также в перспективе станет объектом пенсионного обеспечения». Следует особо отметить, что, рассматривая различные виды управления, необходимо учитывать, что их объединяющим центром является человек, как личность, реализующая себя в социальных группах, общностях, объединениях, в организациях. С этой точки зрения можно утверждать, что любое управление является социальнымИнститут рынка имеет механизмы саморегулирования. Которые позволяют ему реагировать на изменения в окружающем мире и развиваться в определенных пределах. В то же время механизмы саморегулирования рыка оказываются исчерпанными, когда речь идет о развитии тех отраслей, которые являются актуальными для общества, и, напротив, мало привлекательными для частного бизнеса. Стихийный характер функционирования привет к асимметрии в развитии рынка. Следовательно, современный рынок сам нуждается в помощи по регулированию отношений. «Решение этой проблемы в теоретическом плане означает создание института взаимодействия интересов государства и предпринимателей, введения «мягкого» направления развития государственного регулирования предпринимательской деятельности».Институт кредитования подвергается постоянному имению в соответствии с внешней обстановкой, что влечет за собой непременное воздействие и на систему управленческих отношений. В соответствии соСтратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года задача перехода к преимущественно интенсивной модели развития банковского сектора будет решаться через развитые системы корпоративного управления. Таким образом, мы видим влияние государственного управления через институт кредитования на управление иного – корпоративного уровня. Основная управленческая задача, которая при этом будет решена – это принятие взвешенных управленческих решений. Это и есть основная задача, которая стоит перед системой управления на любом её уровне и в любом секторе экономики.Взаимодействие институтов экономических с системой государственного регулирования схематично представлено на рисунке 1. Вся система взаимодействий представляется единым организмом. Непременным условием является то, что изменения в одном институте вызывают целую цепочку изменений во всей системе взаимодействия. Рисунок 1 – Взаимодействие экономических институтовУправленческое воздействие на институты порождает проблемы, которые отсутствуют в управленческих отношениях на уровнеуправления организациями. Главная из них - это сложность определения уровня доверия к институту, что необходимо учитывать при разработке программ развития отдельных отраслей и сфер для конкретизации целей. Главная проблема, возникающая при воздействии экономических институтов на систему управленческих отношений – это создание максимальной скоординированности интересов отдельных субъектов, групп и общества. В рамках любого института управленческие отношения не смогут эффективно функционировать, если целевые ориентиры у субъектов и объектов управления не совпадают. Таким образом, главная задача управления – это создание в рамках всех экономических институтов системы стимулов, позволяющих доводить решения властных структур до отдельных хозяйств и реализовывать задачи, сформулированные в государственных программах.ЗаключениеИнститут как результат общественно развития характеризуется определенной стабильностью, с одной стороны, и способностью к развитию в соответствии с потребностями внешней среды, с другой. Проведение изменений в институтах, особенно облечённых в формальные процедуры прямого государственного регулирования, требуют тщательной проработки ввиду сложной системы взаимодействия в едином экономическом организме. В результате исследования было выделено два основных направления взаимодействия. Это воздействие института управления на отдельные экономические институты. Хотя это регулирование и направлено на какой-то конкретный институт, тем не менее, оно захватывает всю систему экономических отношений. С другой стороны, экономические институты влияют на институт управления, формируя стимулы, свидетельствующие о доверии или недоверии к властным структурам. Характерно, что эффективность управленческих решений зависит от характера отношений, складывающихся на уровне субъект - объект управления. Рассогласование стимулов, получаемых непосредственными участниками отношений, приводит к их разрушению и, в конечном итоге, искажению экономических связей. Это свидетельствует о том, что в институциональных изменениях реализуется принцип личного участия. Каждый из хозяйствующих субъектов занимает какое-то (часто меняющееся) положение в системе управленческих отношений. Позиция субъекта сменяется позицией объекта и, наоборот. В следствие этого разработка программ государственного регулирования отдельных экономических процессов требует тщательной проработки для построения таких управленческих отношений, которые позволили бы осуществлять эффективное взаимодействие между субъектом и объектом управления. В конечном итоге уровень доверия населения к экономическому институт определяет его роль в системе управленческих отношений.Как справедливо отмечает французский социолог Матей Доган, уровень доверия к институтам нельзя смешивать с количеством людей (в пропорциональном выражении), которые одобряют или не одобряют различные правительственные меры. Общественное мнение по проблемам жилья, безработицы, налогов часто неустойчиво, оно меняется в зависимости от обстоятельств.Список использованных источниковУказ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 30.06.2015)«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения»Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2016-2020 годы»Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 06.06.2015) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации». Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»Абрамов С.А. Роль институтов в экономическом развитии современной России//Актуальные вопросы современной науки. - 2015 - № 1 (4) Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веб- лен. М.: Прогресс, 1984. http://royallib.com/read/veblen_torsteyn/teoriya_prazdnogo_klassa.html#0Вольчик В. В. Институциональная и эволюционная экономика: учебное пособие / В. В. Вольчик. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. Гайдарова Р.О. Особенности управления пенсионным обеспечением, как социально- экономическим институтом // Вопросы структуризации экономики. 2010. - № 2. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. N6. http://ecsocman.hse.ru/text/17241454/Игнатенко В. Е. Концептуальные подходы к государственному регулированию и саморегулированию предпринимательской деятельности// Экономика и управление. 2009- N 2 (41) – С. -76 Полтавский П. А. Институциональный подход к государственному регулированию деятельности в инновационной сфере//Вестник Челябинского государственного университета. 2010. - № 5 (186). Экономика.Вып.25.Попов Е.В., Власов М.В., Веретенникова А.Ю. Об экономическом институте//Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011 - № 6 Сухарев М. В. Социальные антиинституты//Экономическая социология. 2004 – Том 5 - № 5 Уянаев Б.Б., Газаева М.Ш., Энеева М.Н. Стратегия устойчивого развития региональных социально-экономических систем. – Нальчик: КБГАУ, 2013.Уянаев Б.Б., Гятова А.Х., Шомахова М.Х. Понятие «государственное регулирование экономики» (ГРЭ) и типы государственного регулирования экономики// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. - № 9. Якутин Ю.В. Управленческие отношения: сущностные особенности, закономерности развития// Менеджмент и бизнес-администрирование, 2009- № 2 http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008256254.html. ПриложениеПеречень государственных программ Российской ФедерацииПрограммаПериод реализацииФедеральный исполнительный орган, ответственный за реализацию программыНовое качество жизниРазвитие здравоохраненияпостоянноМинздрав РоссииРазвитие образования2013 - 2020 годыМинобрнауки РоссииСоциальная поддержка гражданпостоянноМинтруд РоссииДоступная среда2011 - 2020 годыМинтруд РоссииОбеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской ФедерациипостоянноМинстрой РоссииРазвитие пенсионной системы 2017 - 2025 годыМинтруд РоссииСодействие занятости населенияпостоянноМинтруд РоссииОбеспечение общественного порядка и противодействие преступностипостоянноМВД РоссииПротиводействие незаконному обороту наркотиковпостоянноФСКН РоссииЗащита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектахпостоянноМЧС РоссииРазвитие культуры и туризма2013 - 2020 годыМинкультуры РоссииОхрана окружающей среды2012 - 2020 годыМинприроды РоссииРазвитие физической культуры и спортапостоянноМинспорт РоссиипродолжениеПрограммаПериод реализацииФедеральный исполнительный орган, ответственный за реализацию программыИнновационное развитие и модернизация экономикиРазвитие науки и технологийпостоянноМинобрнауки РоссииЭкономическое развитие и инновационная экономикапостоянноМинэкономразвития РоссииРазвитие промышленности и повышение ее конкурентоспособностипостоянноМинпромторг РоссииРазвитие оборонно-промышленного комплексапостоянноМинпромторг РоссииРазвитие авиационной промышленности 2013 - 2025 годыМинпромторг РоссииРазвитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений 2013 - 2030 годыМинпромторг РоссииРазвитие электронной и радиоэлектронной промышленности 2013 - 2025 годыМинпромторг РоссииРазвитие фармацевтической и медицинской промышленности2013 - 2020 годыМинпромторг РоссииКосмическая деятельность России 2013 - 2020 годыРоскосмосРазвитие атомного энергопромышленного комплексапостоянноГосударственная корпорация по атомной энергии "Росатом"Информационное общество 2011 - 2020 годыМинкомсвязь РоссииРазвитие транспортной системыпостоянноМинтранс РоссииГосударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2013 - 2020 годыМинсельхоз РоссииРазвитие рыбохозяйственного комплексапостоянноМинсельхоз РоссииРазвитие внешнеэкономической деятельностипостоянноМинэкономразвития РоссииВоспроизводство и использование природных ресурсовпостоянноМинприроды РоссиипродолжениеПрограммаПериод реализацииФедеральный исполнительный орган, ответственный за реализацию программыРазвитие лесного хозяйства2013 - 2020 годыМинприроды РоссииЭнергоэффективность и развитие энергетикипостоянноМинэнерго РоссииОбеспечение национальной безопасностиОбеспечение обороноспособности страныпостоянноМинобороны РоссииОбеспечение государственной безопасностипостоянноФСБ РоссииСбалансированное региональное развитиеСоциально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского регионапостоянноМинвостокразвития РоссииРазвитие Северо-Кавказского федерального округадо 2025 годаМинкавказ РоссииРазвитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансамипостоянноМинфин РоссииСоциально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 годаМинэкономразвития РоссииСоциально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 годаМинэкономразвития РоссииСоциально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 годаМинистерство Российской Федерации по делам КрымаЭффективное государствоУправление федеральным имуществомпостоянноМинэкономразвития РоссииУправление государственными финансами и регулирование финансовых рынковпостоянноМинфин РоссииВнешнеполитическая деятельностьпостоянноМИД РоссииЮстицияпостоянноМинюст России

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 30.06.2015)«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения»
4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2016-2020 годы»
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
6. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 06.06.2015) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации».
7. Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»

8. Абрамов С.А. Роль институтов в экономическом развитии современной России//Актуальные вопросы современной науки. - 2015 - № 1 (4)
9. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веб- лен. М.: Прогресс, 1984. http://royallib.com/read/veblen_torsteyn/teoriya_prazdnogo_klassa.html#0
10. Вольчик В. В. Институциональная и эволюционная экономика: учебное пособие / В. В. Вольчик. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011.
11. Гайдарова Р.О. Особенности управления пенсионным обеспечением, как социально- экономическим институтом // Вопросы структуризации экономики. 2010. - № 2.
12. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. N6. http://ecsocman.hse.ru/text/17241454/
13. Игнатенко В. Е. Концептуальные подходы к государственному регулированию и саморегулированию предпринимательской деятельности// Экономика и управление. 2009- N 2 (41) – С. -76
14. Полтавский П. А. Институциональный подход к государственному регулированию деятельности в инновационной сфере//Вестник Челябинского государственного университета. 2010. - № 5 (186). Экономика.Вып.25.
15. Попов Е.В., Власов М.В., Веретенникова А.Ю. Об экономическом институте//Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011 - № 6
16. Сухарев М. В. Социальные антиинституты//Экономическая социология. 2004 – Том 5 - № 5
17. Уянаев Б.Б., Газаева М.Ш., Энеева М.Н. Стратегия устойчивого развития региональных социально-экономических систем. – Нальчик: КБГАУ, 2013.
18. Уянаев Б.Б., Гятова А.Х., Шомахова М.Х. Понятие «государственное регулирование экономики» (ГРЭ) и типы государственного регулирования экономики// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. - № 9.
19. Якутин Ю.В. Управленческие отношения: сущностные особенности, закономерности развития// Менеджмент и бизнес-администрирование, 2009- № 2

20. http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008256254.html.

Вопрос-ответ:

Какова роль институтов в системе управленческих отношений?

Институты играют важную роль в системе управленческих отношений, поскольку они определяют правила, нормы и процедуры, по которым осуществляется управление в экономической системе. Они создают стабильность, предсказуемость и эффективность в управлении организациями и экономикой в целом.

Что такое государственное регулирование в экономике современной России?

Государственное регулирование в экономике современной России представляет собой систему мер и инструментов, применяемых государством для влияния на экономические процессы. Оно осуществляется путем установления правил, стандартов, лицензирования, субсидирования и других методов воздействия на хозяйствующие субъекты с целью достижения определенных экономических целей.

Каково место институтов в экономической системе?

Институты занимают важное место в экономической системе, поскольку они определяют правила и условия функционирования хозяйственных отношений. Они оказывают влияние на формирование собственности, контрактных отношений, правовой системы, финансовой системы и других аспектов экономики. Без эффективных институтов невозможно обеспечить стабильность и развитие экономической системы.

Что представляют собой экономические институты?

Экономические институты представляют собой установленные нормы, правила и процедуры, регулирующие экономическую деятельность в обществе. Они включают в себя правовые системы, финансовые институты, системы контрактных отношений, институты собственности и другие институты, определяющие правила игры на рынке и в экономике в целом.

Какие типы экономических институтов существуют?

Существует несколько типов современных экономических институтов. В частности, это правовые институты, которые регулируют экономическую деятельность и защищают права и интересы участников рынка. Также есть финансовые институты, которые предоставляют финансовые услуги и оказывают влияние на финансовые процессы. Другим важным типом являются институты собственности, определяющие правила владения и использования ресурсами.

Какую роль играют институты в системе управленческих отношений?

Институты играют важную роль в системе управленческих отношений, поскольку они устанавливают правила, нормы и процедуры, с помощью которых происходит взаимодействие между участниками управления. Они определяют права, обязанности и ответственность каждого участника и содействуют более эффективному функционированию системы управления.

Какие институты существуют в современной экономической системе?

В современной экономической системе существует множество институтов, включающих государственные органы, банки, фонды, некоммерческие организации, профессиональные ассоциации и др. Каждый из этих институтов выполняет определенные функции, связанные с управлением экономикой, регулированием отношений между участниками системы и обеспечением соблюдения правил и норм поведения.

Какова роль государственного регулирования в экономике современной России?

Государственное регулирование играет важную роль в экономике современной России. Оно направлено на создание условий для стабильного и устойчивого развития экономики, обеспечение социальной защиты населения, поддержку отраслей экономики, национальной безопасности и др. Государственные институты осуществляют регулирование экономики через принятие законов, налоговую политику, меры поддержки и контроль за деятельностью субъектов экономики.

Что такое институты в современной экономической теории?

В современной экономической теории институты рассматриваются как установленные обществом правила поведения, которые ограничивают и направляют действия участников экономической жизни. Институты могут быть формальными (законы, правила, договоры) и неформальными (обычаи, традиции, нормы поведения). Они создают рамки, в которых формируются и развиваются экономические отношения.