Разграничение Арктического шельфы Канады

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политическая география
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 29.12.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Природные и хозяйственные особенности Арктики, как факторы установления ее международно-правового режима
2. Особенности международного правового режима Арктики
3. Позиция Канады по вопросам разграничения арктического шельфа
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

В Канаде считают, что для всестороннего обеспечения национальных интересов в регионе она должна обладать акваторией между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. Канада заявила о своих правах на Северный полюс еще в 1950-х годах. Тогда Международный суд отказал Оттаве, но постановил, что эта территория может отойти к Канаде, если в течение 100 лет никто не докажет, что дно Северного Ледовитого океана принадлежит ему.
В рамках обоснования своих претензий на дно Северного Ледовитого океана у Северного полюса Канада наравне с Данией стремится доказать, что хребет Ломоносова (на который претендует и Россия) состыкован с канадским островом Элсмир и датской Гренландией. С этой целью указанные страны организовали комплексные научно-исследовательские экспедиции в район Гренландского моря, в ходе которых изучались геологическое строение и рельеф морского дна. В декабре 2013 года материалы этих исследований были переданы на рассмотрение Комиссии ООН по континентальному шельфу.
Следует отметить, что политическое руководство страны в вопросах разграничения континентального шельфа Северного Ледовитого океана придерживается варианта «секторного» раздела Арктического региона (рисунок 2). Такая позиция Канады вызывает резкие возражения, прежде всего, со стороны США, которые в итоге получают наименьший по размерам сектор континентального шельфа, а также стран, не относящихся к арктическому региону, но стремящихся поучаствовать в эксплуатации его природных богатств и геостратегического положения (стран-членов ЕС, Японии, Китая и др.).

Рисунок 2. Делимитация границ арктического шельфа по взглядам военно-политического руководства Канады. Источник: Баранник А., Вознюк И. Арктика, как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов зарубежных стран // Сайт «Переводика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://perevodika.ru/articles/12670.html
Оспаривая свои права на шельф, Канада, вместе с тем, заявляет, что позволит судам других стран беспрепятственно следовать в водах Северо-Западным проходом разрешительным порядком. В 1997 году Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами, с чем не согласен Вашингтон, который настаивает на их международном статусе. Помимо территориальных споров с США у Канады сохраняются претензии к Дании относительно принадлежности необитаемого острова Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход. Кроме того, по оценкам канадских специалистов, в акватории острова находятся залежи полезных ископаемых.
Военную составляющую в своем арктическом регионе Канады считает гарантом стабильности и защиты национальных интересов при реализации арктических проектов. Так, Согласно Северной Стратегии (2004), Канада проводит в Арктике ежегодные комплексные военные учения «Операция Нанук», в том числе и совместно с другими арктическими государствами.
Оттава пытается усилить свои региональные военные возможности не только прямым путем - наращиванием сил, но и косвенным, продвигая через экспертные сообщества идею создания в Арктике безъядерной зоны.
В качестве одного из важных аргументов для обоснования своих прав на арктические акватории и континентальный шельф в глазах международного сообщества Канада выдвигает хорошо проработанную законодательно и на уровне технических решений программу сохранения и восстановления арктической экосистемы. Эта программа, в частности включает сдвиг сроков бурения добывающих скважин в глубоководной части моря Бофорта, мероприятия по снижению сброса в море органических загрязнителей и ртути, использование щадящих технологий разработки шельфовых месторождений и транспорта добытого минерального сырья, мониторинга арктических льдов и биоразнообразия и др. Фактически, указанная экологическая программа представляет своего рода компенсацию арктическим государствам и международному сообществу в целом возможных материальных и правовых потерь, связанных с закреплением за Канадой прав на шельф во всем объеме ее арктического сектора.
Заключение

Арктика и, в частности акватория Северного Ледовитого океана в настоящее время представляют все больший интерес для разных стран мира, как в качестве источника природных ресурсов, так и важного геостратегического региона. В связи с этим, за обладание акваториями в Северном Ледовитом океане и участками его континентального шельфа развернулось серьезное межгосударственное соперничество, в котором участвуют как страны Арктического региона, так и государства, непосредственного выхода в Северный Ледовитый океан не имеющие. В этой борьбе немаловажным фактором выступают международно-правовые основания той или иной страны на обладание определенным участком континентального шельфа Северного Ледовитого океана.
Одним из наиболее крупных игроков в международном соперничестве за арктический шельф выступает Канада, обладающая на сегодняшний день весьма обоснованными правовыми позициями на большую часть дна Северного Ледовитого океана в пределах Канадского сектора в Арктике. Вместе с тем, Канада имеет ряд территориальных споров о правах на континентальный шельф с США, Данией и Россией., разрешение которых требует как заключения определенных двусторонних договоренностей, так и дополнительных научных (геологических) изысканий на спорных участках шельфа.
С государствами, не имеющими непосредственного выхода в Северный Ледовитый океан, а также с США Канаде приходится оспаривать принадлежность части морского дна на глубоководном участке Канадского сектора в Арктике. Основой для оспаривания претензий этих стран является концепция о невозможности буквальной применимости Конвенции 1982 года к Северному Ледовитому океану в силу особенностей его природной среды и влияния на природу Земли в целом. Однако, в настоящее время данный вопрос окончательно не решен и является одним из важнейших в регулировании международно-правового режима Арктики.
Фактически, современная позиция Канады относительно своего континентального шельфа в Арктике определяется подкорректированным под современные международно-правовые и политические условия секторным подходом к делимитации границ а Арктике.
Список использованных источников

Баранник А., Вознюк И. Арктика, как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов зарубежных стран // Сайт «Переводика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://perevodika.ru/articles/12670.html
Городецкий А.Е., Иванов В.В., Филин Б.Н. Правовые и методические проблемы стратегического планирования развития арктических регионов России // Арктика: экология и экономика № 4 (16), 2014, сс. 4 - 13
Жудро И.С. Секторальный метод, как способ справедливого разграничения дна Северного Ледовитого океана // Право и политика №6 (186), СС. 817-826.
Заявление о внешней политике Канады в отношении Арктики (2010) // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. Совет по межд. Делам [под общ. Ред. И.С. Иванова]. – М.: Аспект-Пресс, 2013. Т.3. СС. 365-389
Канада // Информационно-аналитический портал ArcticUniverse [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arcticuniverse.com/ru/canada.html
Международное право: учебник/ отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 1012 с.
Федосеев А. Доктринальные взгляды США и Канады на освоение Арктики // Зарубежное военное обозрение №6, 2013
Международное право: учебник/ отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 1012 с.
Международное право: учебник/ отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 1012 с.
Городецкий А.Е., Иванов В.В., Филин Б.Н. Правовые и методические проблемы стратегического планирования развития арктических регионов России // Арктика: экология и экономика № 4 (16), 2014, сс. 4 - 13
Международное право: учебник/ отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 1012 с.
Жудро И.С. Секторальный метод, как способ справедливого разграничения дна Северного Ледовитого океана // Право и политика №6 (186), СС. 817-826.
Канада // Информационно-аналитический портал ArcticUniverse [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arcticuniverse.com/ru/canada.html
Федосеев А. Доктринальные взгляды США и Канады на освоение Арктики // Зарубежное военное обозрение №6, 2013
Заявление о внешней политике Канады в отношении Арктики (2010) // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. Совет по межд. Делам [под общ. Ред. И.С. Иванова]. – М.: Аспект-Пресс, 2013. Т.3. СС. 365-389
Федосеев А. Доктринальные взгляды США и Канады на освоение Арктики // Зарубежное военное обозрение №6, 2013












20

1. Баранник А., Вознюк И. Арктика, как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов зарубежных стран // Сайт «Переводика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://perevodika.ru/articles/12670.html
2. Городецкий А.Е., Иванов В.В., Филин Б.Н. Правовые и методические проблемы стратегического планирования развития арктических регионов России // Арктика: экология и экономика № 4 (16), 2014, сс. 4 - 13
3. Жудро И.С. Секторальный метод, как способ справедливого разграничения дна Северного Ледовитого океана // Право и политика №6 (186), СС. 817-826.
4. Заявление о внешней политике Канады в отношении Арктики (2010) // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. Совет по межд. Делам [под общ. Ред. И.С. Иванова]. – М.: Аспект-Пресс, 2013. Т.3. СС. 365-389
5. Канада // Информационно-аналитический портал ArcticUniverse [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arcticuniverse.com/ru/canada.html
6. Международное право: учебник/ отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 1012 с.
7. Федосеев А. Доктринальные взгляды США и Канады на освоение Арктики // Зарубежное военное обозрение №6, 2013

Вопрос-ответ:

Какие природные и хозяйственные особенности Арктики являются факторами установления международно правового режима?

Арктика отличается своей уникальностью и значимостью с точки зрения природных и хозяйственных ресурсов. Она обладает богатыми запасами нефти, природного газа, рыбы и других биологических ресурсов. Кроме того, Арктика имеет важное геополитическое положение, так как является ключевым маршрутом для судоходства между Европой и Азией. Все эти факторы делают Арктику предметом интереса различных государств и вызывают необходимость установления международно правового режима региона, чтобы регулировать и разграничить права и интересы стран в Арктике.

Каковы особенности международного правового режима Аркики?

Международный правовой режим Арктики основан на совокупности правовых документов и соглашений, включая Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS) и другие региональные соглашения. Важной особенностью этого режима является принцип мирного разрешения споров и сотрудничества между странами, которые имеют права и интересы в Арктике. Региональные организации, такие как Арктический совет, также играют роль в поддержании и развитии правового режима Арктики.

Какая позиция Канады по вопросам разграничения арктического шельфа?

Канада заявляет о своих правах на арктический шельф и акваторию вокруг своего арктического архипелага. Она утверждает, что в соответствии с международным правом и Конвенцией ООН по морскому праву у нее есть эксклюзивные права на ресурсы на своем шельфе и в своей экономической зоне. Канада стремится разграничить свои морские границы и установить точные границы своего арктического шельфа, чтобы обеспечить национальные интересы и защитить свои ресурсы в регионе.

Какие природные и хозяйственные особенности Арктики влияют на установление ее международного правового режима?

Арктика характеризуется холодным климатом, обилием льда, наличием богатых природных ресурсов (нефть, газ, рыба), а также уникальной экосистемой. Эти особенности влияют на установление международного правового режима Арктики, так как разделение и использование ресурсов, защита окружающей среды и сохранение биологического разнообразия – важные вопросы для всех заинтересованных стран.

Каковы особенности международного правового режима Арктики?

Международный правовой режим Арктики основан на нескольких международных договорах, включая Хартманнувское соглашение и Международный кодекс по безопасности судоходства в Арктике. Эти договоры устанавливают правила использования региональных ресурсов, охраны окружающей среды и сотрудничества между странами Арктического Совета.

Какова позиция Канады по вопросам разграничения арктического шельфа?

Канада заявляет о своих правах на арктический шельф, протяженность которого составляет около 1,2 миллиона квадратных километров. Канада считает, что для обеспечения своих национальных интересов в Арктике ей необходимо обладать акваторией между Северным полюсом и арктическим архипелагом страны.

Какие источники использованы для написания статьи?

При написании статьи были использованы следующие источники: 1) официальные заявления и публикации правительства Канады, 2) академические статьи и исследования, посвященные проблемам Арктики и ее международного правового режима, 3) международные договоры и соглашения, относящиеся к Арктике.

Какие природные и хозяйственные особенности Арктики влияют на ее международно-правовой режим?

Арктика имеет уникальную природную среду с экосистемами, обитающими редкие виды флоры и фауны. Кроме того, регион обладает большими запасами полезных ископаемых, таких как нефть, газ, редкие металлы. Эти природные и хозяйственные особенности делают Арктику объектом интересов многих стран и придают значение установлению ее международно-правового режима.

Какие особенности имеет международно-правовой режим в Арктике?

Международно-правовой режим Арктики основывается на принципах и нормах международного права, таких как свобода мореплавания, устойчивое использование ресурсов, экологическая безопасность. Существует ряд международных соглашений и организаций, регулирующих деятельность в регионе, таких как Арктический совет и Международный суд по морскому праву.