Основные единицы морфологии
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 24.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 6
Глава I. Морфология как часть грамматики 6
1.1 Грамматика и её границы 6
1.2 Единицы языка и отношения между ними 9
1.3 Отношение морфологии к лексикологии и синтаксису 13
Глава II. Основные единицы морфологического анализа 16
2.1 Определение морфемы и её характерных особенностей 17
2.2 Слово как объект морфологического исследования 23
2.3 Сходства и различия между словом и морфемой 27
Заключение 39
Глоссарий 41
Список использованных источников 43
Список сокращений 46
Приложения 47
• В Европе в античные времена и в Средневековь… аконит был известен только как яд.• Он отметил, что взрыв произошёл в северной провинци… КНДР Янгандо, рядом с границей с Китаем.• Они проводили опыты в Нью-Йорке, в местном дельфинари…• Родились эти люди в снах, вышли из снов и прочнейшим образом обосновались в моей кель…3.2.Детальный анализ изучения единиц морфологииИзучение различный частей речи будет осуществлено гораздо проще, если тексты для упражнений будут подобраны в подкорпусе издававшихся в последнее время журналов и газет. Хотелось бы привести несколько примеров, из которых видно, как, используя НКРЯ, преподаватель сокращает время, затрачиваемое на поиск языковых данных для упражнений. Предположим, мы решили отработать в классе актуальную для учеников разных уровней тему «Употребление глаголов движения с префиксами и предлогами». Стандартным упражнением в этом случае является подбор к глаголу движения подходящей по смыслу приставки. Зададим в поиске в качестве грамматического признака глагольную форму, в качестве семантического – движение. На основании полученных контекстов (их найдено более 150 тысяч) за несколько секунд вычленяются подходящие для данной группы студентов предложения и составляются упражнения от самых простых (Пони (скакать) от хозяина. Старика (нести) из огня) до требующих обширных лексических и синтаксических познаний (Редакция с удовольствием публикует смешные истории, которые (слать) в журнал читатели. Новый диск посвящен всем питерцам, которые (ехать) жить в столицу.). Подбор сложных примеров – отдельная проблема, решение которой существенно облегчает работа с НКРЯ. Обучая группы продвинутого уровня, преподаватель нередко обнаруживает, что школьнику, свободно говорящему и легко понимающему книги и статьи, незнакомы элементарные сведения из области русской грамматики. Возникает проблема: чересчур «легкие», с точки зрения ученика, упражнения вызывают у него раздражение и убивают желание со вниманием отнестись к поставленной тренировочной задаче. Преподавателю, со своей стороны, обычно жалко тратить время на «изобретение» сложных контекстов для иллюстрации простейших правил. НКРЯ - источник, из которого за считанные минуты можно почерпнуть сколь угодно большое число примеров требуемого уровня сложности. Так, характерное для учащихся отсутствие возможности в различии частиц «тоже» и «еще» обсуждается обычно на ранних этапах обучения на примере объединения в одно предложение фраз типа В саду есть яблони. В саду есть груши. Поиск в Национальном корпусе позволяет быстро подобрать материал, на базе которого создаются упражнения, где отработка несложной грамматики осуществляется параллельно с активизацией значимой для учащегося лексики Возможна и обратная ситуация: полученный в корпусе материал иногда полезно упростить, исключив трудные для понимания слова и редкие синтаксические обороты. Заметим, что преподаватель имеет полное право по своему усмотрению формировать окончательный текст упражнений, сокращая полученные данные. Именно такой принцип упрощения мы положили в основу следующего упражнения, цель которого – изучение семантических особенностей глаголов «везти» и «нести». Нам хотелось подобрать фразы, которые студент мог бы переформулировать с использованием одного из этих двух глаголов (Он шел с чемоданом в руках -> Он нес чемодан). Для каждого из глаголов примеры искались отдельно. Сначала в качестве первого слова в поиске были выбраны глаголы движения, вторым словом стал предлог с, третьим словом – существительные в творительном падеже. Следующий поиск проводился по схеме: глагол движения + предлог в + существительное рука в предложном падеже. Из полученных примеров затем были исключены все избыточные, с точки зрения учебной задачи, слова. Студент-новичок получал, тем самым, возможность, с одной стороны, приобщиться к живому языку, а с другой - сконцентрироваться на самой сути проблемы. Результатом работы с НКРЯ стали многочисленные примеры, в частности: Поезд с песком ехал из Москвы в Вологду. Девушка бежала босиком, держа в руках белые туфли. Наконец, еще один тип заданий, составлять которые, пользуясь НКРЯ, преподаватель будет значительно быстрее и качественнее, – упражнения, объясняющие тонкости русского речевого этикета. Отсутствие в России стандартных обращений к незнакомым людям – специфический факт языковой культуры, к которому многие иностранцы привыкают не сразу. Например, не всегда понятны такие конструкции разговорной речи, в которых глаголы «простите», «извините» служат для привлечения внимания, то есть заменяют обращения. Обсуждая этот феномен, мы предлагаем сравнить найденные в НКРЯ примеры, скажем: Простите, пожалуйста, разрешите пройти. - Простите, пожалуйста, что я не отдала вам кольцо. Для контекстов первого типа задавался поиск на глагол прощать + следующий за ним глагол в повелительном наклонении. Как видим, материал для упражнений, собранный через НКРЯ, является обширным, живым и естественным. Преподавателю фактически остается только рассортировать быстро полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей. Другое немаловажное достоинство НКРЯ – способность поставлять примеры, связанные с актуальной для студента тематикой. Зная интересы ученика, преподаватель может выбирать материал в специально заданном подкорпусе. Как известно, большинство примеров в учебных пособиях среднего и продвинутого уровня представляют собой либо отрывки из произведений русской классики конца XIX – начала XX века, либо газетные и журнальные тексты бытовой тематики. Такого рода материал заинтересует, в первую очередь, специалистов-славистов и студентов, не имеющих профессиональных интересов помимо изучения языка. Между тем в последнее время увеличивается категория учащихся, для которых русский язык – средство делового общения с российскими партнерами. Предложив им для грамматического осмысления тексты, функционирующие в той сфере, где протекает их деятельность, преподаватель повышает мотивацию учеников к изучению правил. Составив задания на основе примеров, выбранных в выделенном подкорпусе, преподаватель продемонстрирует ученику возможности применения полученных на уроке сведений в реальной деловой практике. Вот несколько примеров, объясняющих времени» на материале подкорпуса «транспорт»: В 2004 году на линии города выходила 1000 автобусов, дефицит составлял тогда 600-800 автобусов. Формирование контейнерной транспортной системы в России было завершено в 1989 –1990 годах, тогда контейнерные перевозки в стране достигли наибольшего объема. Заметим также, что НКРЯ – удобный инструмент для преподавателей, чьи ученики заинтересованы в обсуждении актуальных политических проблем. В этом случае, помимо работы в подкорпусе, ограниченном тематикой «политика и общественная жизнь», мы рекомендовали бы поиск примеров по ключевым словам, представляющим активно дискутируемые в обществе концепты. В связи с кризисом российско-грузинских отношений, например, нами были выделены несколько подобных концептов, в том числе «санкция» и «блокада». На основании полученных данных были разработаны упражнения, цель которых – представить сочетаемость указанных существительных и, тем самым, помочь студентам активно использовать их в устной и письменной речи. Студентам, например, было предложено, используя слово «блокада» и необходимый глагол, переформулировать следующие предложения: Прежде, чем прервать экономические отношения с соседом, правительство обязано серьезно задуматься о последствиях. (Новый вариант: Прежде, чем объявить блокаду соседу …) Сообщение с городом было прервано на время еврейских праздников из опасения террористических актов. Не менее эффективным, с точки зрения решения задач обучения, представляется поиск в корпусе, осуществляемый учениками самостоятельно. Впрочем, мы не советовали бы сводить самостоятельную работу ученика с НКРЯ к поиску в параллельном корпусе. Для сбора данных в основном корпусе, где инструкции представлены по-русски, вполне достаточно знания основ базовой лексики. НКРЯ может стать для иностранца отличным орудием самопроверки. НКРЯ позволяет создать подкорпус текстов, которые обладают достаточно высоким уровнем стиля. Поэтому, в отличие от данных, полученных в обычных электронных поисковых системах, данные НКРЯ позволят студенту быстро и верно ответить на вопрос «правильно ли я сказал (написал)». Так, распространенная ошибка, связанная с употреблением если вместо ли в косвенных вопросах, будет обнаружена самим учеником, когда он задаст поиск сочетания спрашивать если и не обнаружит в НКРЯ ни одного примера. В практике преподавания русского языка мало используются задания на исправление ошибок / выбор верного оборота из нескольких предложенных. В качестве домашней работы ученику можно было бы предложить составленные преподавателем (возможно, на базе НКРЯ) упражнения этого типа, причем правильный ответ ученик определял бы сам с помощью НКРЯ. Допустим, студент изучает способы передачи чужой речи, в частности, вводные конструкции со словами по мнению, по словам, по сообщению. Основной проблемой будет в этом случае выбор правильного (родительного) падежа существительного, обозначающего источник информации. Предлагаем следующее упражнение на исправление ошибок: 1. По мнению преподаватели, период наиболее легкого и быстрого усвоения иностранного языка длится с рождения до 8-9 лет. 2. По словам экспертами, Греции понадобится 15 лет, чтобы возместить расходы на Олимпиаду. 3. По мнению некоторым ученым, дожди чаще идут по субботам и воскресеньям. 4. По сообщению аналитику, экология региона в опасности. Заметим, что нуждающиеся в исправлении слова – одни из наиболее частотных в составе подобных конструкций.Ученику, таким образом, несложно будет обнаружить их в примерах из НКРЯ, затем по аналогии сделать предложенное упражнение и, наконец, определить, какой именно падеж был использован. Обозначим еще один круг вопросов, ответы на которые иностранный студент самостоятельно найдет в НКРЯ. Несмотря на то, что в настоящее время существует немало качественных учебных пособий, предназначенных для обучения устной разговорной речи, многие ее аспекты, в частности современный молодежный жаргон, остаются вне поля зрения учебников. Между тем молодые люди, приезжая в Россию, редко оказываются в нейтральной языковой среде: как правило, общаясь со сверстниками они слышат множество слов и оборотов, значение которых описано лишь в специальных словарях сленга (заметим, что многие размещенные в интернете словари этого типа являются платными и/или бывают составлены непрофессионалами и не отличаются высоким качеством). Смысл непонятных высказываний нередко можно вычленить исходя из контекста. Подобрать такие контексты студент может в подкорпусе записей устной речи, представленном в НКРЯ. Вот некоторые примеры. Сравним результаты поиска прилагательного «крутой» в поисковой системе Яндекс и в НКРЯ. Сделать вывод о значении этого слова в молодежном жаргоне на основании первого набора данных практически невозможно: пользователю предлагаются многочисленные контексты, в которых крутой либо является именем собственным (Игорь Крутой), либо выступает в своем основном значении (крутой поворот). Поиск в подкорпусеустной речи НКРЯ дает 16 контекстов, большинство из которых использованы в интересующем нас значении, напримерУ дочери есть подруга / у которой муж крутой / который получает деньги в конверте / а на бумаге чуть-чуть и они значатся бедными / хотя имеют хоромы и крутое авто. Аналогичным образом может быть найдено в корпусе слово, встретившееся ученику в публицистике, значение которого не проясняется имеющимся контекстом. Скажем, автор одной газетной статьи употребил окказионализм демокрад; неудивительно, что суть словесной игры ускользнула от студента. В этом случае ему достаточно ввести в графу поиска *крад: система представит примеры всех лексем, оканчивающихся на -крад, среди них казнокрад и конокрад, значащиеся в большинстве словарей. Поиск в корпусе уместен и тогда, когда студент хочет расширить свой лексический кругозор и освоить образное употребление знакомых слов и выражений. В качестве задания для учеников, ставящих перед собой подобную цель, можно предложить подбор и анализ (смысловой и частотный) контекстов, включающих сравнения человека со зверем. Школьник выяснит, например, что «как собака» чаще всего устают, а «как свинья» - напиваются. Расширить словарный запас ученик сможет, воспользовавшись поиском на основе семантических признаков. Так, выделив в качестве признака «вместилище», он сразу получит набор из слов сумка, пакет, кулек, ящик, кузов, коробка, сумка, чемодан. Признак «отрицательная оценка» на первой же странице выдаст слова паршивец, обжора, лодырь, баба, пьяница, бюрократ. В классе преподаватель может обсудить найденные контексты и предложить ученику на их основе создать собственные предложения. ЗаключениеНа основе вышеизложенного материала хотелось сделать следующие выводы.Под морфологическими категориями понимаются категории слов и словесных форм. Говоря иными словами, морфологические категории имеют непосредственное отношения к словам, без учета их положения в высказывании: слово желание продолжает оставаться существительным без учета того, в качестве какой части речи оно выступает в предложении.Если говорить о признаках слов, то можно отметить, что морфологические признаки присущи каждому слову, тогда как синтаксические признаки отсутствуют в том случае, если слово не используется в высказыванииВ данном случае речь не идет о том, что любое морфологическое свойство слова, как, например, любое падежное значение, может быть достаточно понятнымв том случае, когда указанное слово не связано с другим. При этом связи слова с другими словами необходимы морфологии лишь для того, чтобы постараться выразить разграничения уже существующих на данном этапе морфологических значений (различных значений родительного падежа, различных значений залога и т. д.).Морфологические значения (и другие морфологические свойства) постоянны для слова, если в данном случае речь не идет об истории слова, а лишь о методе его применения в процессе общения, т. е. функционировании. Если говорить о синтаксических свойствах слова, то они являются временными и могут изменяться в зависимости от соотношений слова как части цельного высказывания, при том что ни одно из них не обозначено словом и по этой причине не представлено в словареВ каждом отдельном случае слово обладает определённым «набором» морфологических значений и реализует каждое отдельное значение в том или ином морфологическом контексте. Речь идет о тех или иных связях т с другими словами как фактами морфологии.Слово является наиболее крупной единицей морфологии, тогда как в качестве наименьшей единицы представлена морфема, которая не обладает позиционной самостоятельностью, но при этом имеет звуковое выражение. В состав морфем входят корень и аффиксы— префиксы и суффиксы.Необходимо отметить, что аффиксы имеют двоякое назначение в языке. С одной стороны, их используют в словообразовании, иными словами, для образования новых слов от производящих основ той или другой части речи; с другой стороны, они могут быть использованы для образования различных форм одного и того же слова, т. е. словоизменения. Если обратиться к терминологии, то можно отметить, что под словоизменением понимается образование для каждого слова (кроме неизменяемых слов) его парадигмы, т. е. всех его словоформ и всех его аналитических форм. В качестве словоформы понимаются грамматические формы слова: ученик – ученика – ученики и т. п. Что касается словоизменения, то в некоторых случаях оно называется формообразованием. При словоизменении невозможно нарушение тождества слова (лексемы).Также хотелось отметить, что нет четкой границы между словообразованием и словоизменением: возможно обозначить промежуточные явления, такие, как вид глагола в русском языке.Морфема реально представлена в языке своими вариантами, которые называются алломорфами, имеющими определённую звуковую и смысловую общность.Глоссарий№ п/пПонятиеОпределение1морфологияраздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки.2орфографияединообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме.3единица языкаэлемент системы языка, неразложимый в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленный другим единицам в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Может быть разложима на единицы низшего уровня.4морфемаэто мельчайшая несамостоятельная единица языка.5синтаксисраздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений, и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики6дополнениевторостепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечают на вопросы косвенных падежей.7подлежащееглавный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.8сказуемоеглавный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, каков он?, что он такое?, кто он такой? и др.9пунктуациясистема знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.10грамматикараздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис)Список использованных источников1Василенко А.П. Теория и практика по курсу "Введение в языкознание": Некоторые материалы для самостоятельной работы бакалавров 1 курса факультета иностранных языков. - Брянск: РИО БГУ, 2013. - 32 с.2Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 240 с3Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Учебное пособие. - М.: Из-дво МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. - 480 с4Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Филология" / П.А. Леканта. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2007. 157 c.5Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 19676Голанов И. Г. Морфология современного русского языка : [учебное пособие для вузов по специальности 032900 (050301) "Русский язык и литература"] / И. Г. Голанов. - М., 2007. - 252, [1] с. : табл. - Рекомендовано УМО.7Русский язык: Энциклопедия / Редкол.: Ю. Н. Караулов (гл. ред.) и др. - М., 1997. - 703 с. : 16 л. ил.8Современный русский язык. Ч. 2. Морфология/Л. Д. Чеснокова, В. С. Печникова : В 3 ч.: Учеб. пособие для фил. фак. пед. ун-тов и ин-тов / Под ред. Е. И. Дибровой. - М., 1995. – 192 с.9Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. : словоизменение: около 110 000 слов / А. А. Зализняк. - М., 2008. - 794, [1] с. : табл.. - Программа "Словари XXI века".10Золотова Г. А. Синтаксический словарь : Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М., 2001. - 439 с.11Алефиренко, Н. Ф. "Живое" слово. Проблемы функциональной лексикологии : монография / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 341, [1] с.12Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 22013Базжина, Т. В. Русская пунктуация : пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М. : Форум, 2010. – 303 с.14Бархударов, С. Г. Правила русской орфографии и пунктуации / С. Г. Бархударов. – Тула :Авторгаф, 1995. – 191 с15Беднарская, Л. Д. Грамотный человек : учебное пособие / Л. Д. Беднарская, Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 167 с.16Голуб, И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка : учебное пособие / И. Б. Голуб. – М. : Высшая школа, 1989. – 208 с.17Даниленко, В. П. История русского языкознания. курс лекций : учебное пособие / В. П. Даниленко. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 31818Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Фонетика : учебное пособие / Л. Л. Касаткин. – М. :Academia, 2006. - 250,[1] с19Костомаров, В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. – М. :Гардарики, 2005. – 287 с20Нормы русского литературного языка : учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. – М. : Флинта : Наука, 2010. – 166, [1] c.21Добрушина, Н.Р. «как использовать национальный корпус русского языка в образовании?», национальный корпус русского языка: 2003 – 2005. 22Добрушина, Н.Р., Левинзон, А.И. Информационные технологии в гуманитарном образовании: национальный корпус русского языка, вопросы образования, № 4.23Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 200524Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. -1991 №125Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 198226Рахманова, Л.И., Суздальцева, В.Н. Современный русский язык. – М., Аспект пресс.Список сокращенийв – век г – годк – картас – страницаПриложения
1 Василенко А.П. Теория и практика по курсу "Введение в языкознание": Некоторые материалы для самостоятельной работы бакалавров 1 курса факультета иностранных языков. - Брянск: РИО БГУ, 2013. - 32 с.
2 Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 240 с
3 Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Учебное пособие. - М.: Из-дво МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. - 480 с
4 Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Филология" / П.А. Леканта. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2007. 157 c.
5 Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967
6 Голанов И. Г. Морфология современного русского языка : [учебное пособие для вузов по специальности 032900 (050301) "Русский язык и литература"] / И. Г. Голанов. - М., 2007. - 252, [1] с. : табл. - Рекомендовано УМО.
7 Русский язык: Энциклопедия / Редкол.: Ю. Н. Караулов (гл. ред.) и др. - М., 1997. - 703 с. : 16 л. ил.
8 Современный русский язык. Ч. 2. Морфология/Л. Д. Чеснокова, В. С. Печникова : В 3 ч.: Учеб. пособие для фил. фак. пед. ун-тов и ин-тов / Под ред. Е. И. Дибровой. - М., 1995. – 192 с.
9 Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. : словоизменение: около 110 000 слов / А. А. Зализняк. - М., 2008. - 794, [1] с. : табл.. - Программа "Словари XXI века".
10 Золотова Г. А. Синтаксический словарь : Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М., 2001. - 439 с.
11 Алефиренко, Н. Ф. "Живое" слово. Проблемы функциональной лексикологии : монография / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 341, [1] с.
12 Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 220
13 Базжина, Т. В. Русская пунктуация : пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М. : Форум, 2010. – 303 с.
14 Бархударов, С. Г. Правила русской орфографии и пунктуации / С. Г. Бархударов. – Тула : Авторгаф, 1995. – 191 с
15 Беднарская, Л. Д. Грамотный человек : учебное пособие / Л. Д. Беднарская, Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 167 с.
16 Голуб, И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка : учебное пособие / И. Б. Голуб. – М. : Высшая школа, 1989. – 208 с.
17 Даниленко, В. П. История русского языкознания. курс лекций : учебное пособие / В. П. Даниленко. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 318
18 Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Фонетика : учебное пособие / Л. Л. Касаткин. – М. : Academia, 2006. - 250,[1] с
19 Костомаров, В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. – М. : Гардарики, 2005. – 287 с
20 Нормы русского литературного языка : учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. – М. : Флинта : Наука, 2010. – 166, [1] c.
21 Добрушина, Н.Р. «как использовать национальный корпус русского языка в образовании?», национальный корпус русского языка: 2003 – 2005.
22 Добрушина, Н.Р., Левинзон, А.И. Информационные технологии в гуманитарном образовании: национальный корпус русского языка, вопросы образования, № 4.
23 Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005
24 Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. -1991 №1
25 Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982
26 Рахманова, Л.И., Суздальцева, В.Н. Современный русский язык. – М., Аспект пресс.
Вопрос-ответ:
Что такое морфология?
Морфология - это раздел грамматики, который изучает формальные и смысловые свойства слов и их изменения.
Какие единицы языка изучает морфология?
Морфология изучает единицы языка, такие как морфемы, слова и их изменения.
Какие связи существуют между морфологией, лексикологией и синтаксисом?
Морфология тесно связана с лексикологией и синтаксисом. Лексикология изучает слова и их значения, а морфология изучает форму слов. Синтаксис изучает связи и отношения между словами и предложениями.
Что такое морфема?
Морфема - это наименьшая значимая часть слова, которую нельзя разделить на более мелкие части с собственным значением.
Какие сходства и различия есть между словом и морфемой?
Слово - это самостоятельная единица языка, имеющая собственное значение, а морфема - это часть слова, которая несет некоторое значение. Одно слово может содержать несколько морфем, а морфема не может существовать сама по себе.
Что такое морфология?
Морфология - это раздел грамматики, который изучает строение слов и их формы.
Какие единицы языка изучает морфология?
Морфология изучает единицы языка, такие как морфемы, слова и их формы.
Какие отношения существуют между морфологией, лексикологией и синтаксисом?
Морфология изучает формальные и структурные особенности слов, лексикология - значительную часть сферы употребления слов, а синтаксис - их взаимосвязь и функционирование в предложении.
Что такое морфема?
Морфема - это наименьшая значимая единица языка, которая обладает собственным значением и может существовать как самостоятельная единица или быть частью слова.
В чем состоит разница между словом и морфемой?
Слово - это автономная и самостоятельная единица языка, имеющая значение, так как оно может выражать самостоятельное понятие, в то время как морфема - это составляющая часть слова, не являющаяся самостоятельным значением.
Что такое морфология?
Морфология - это часть грамматики, которая изучает форму и структуру слова.