Японские традиционные куклы
Заказать уникальный реферат- 58 58 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 24.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История куклы 6
2. История японской куклы 10
3. Типы и назначение японской куклы (обрядовые, обереги, игровые) 15
а) японская традиционная кукла нингё 17
б) дарума 18
в) ката-сиро 21
г) кокэси 23
д) манэки-нэко 25
е) каракури 27
е.1. бутай каракури (театр) 27
е.2. дзасики каракури (игры в комнатах) и даси каракури (релишиозные праздники). 30
Ж) японские куклы из хризантем 31
Заключение 34
Библиография 37
Приложения 39
Люди, которые видели это однажды, приносили полные ковши воды снова и снова, чтобы увидеть чудо еще раз. Слух вскоре разошелся по всей столице, люди приходили тысячами, и поля удалось спасти. Тогда Принц Кайа спрятал куклу, чтобы снова воспользоваться ею в следующую засуху.
Неизвестно, правда это или оригинальная легенда, но факт остается фактом: с тех давних пор искусство «куклоделания» стало в Японии культовым, а особые, механические куклы, прославили Японию на весь мир. Искусство изготавливать самодвижущихся кукол называется каракури-Нинг. «Каракури» переводится как «механическое устройство, созданное чтобы дразнить, обмануть или удивить человека». Слово «Нинг» по-японски записывается двумя разными символами, обозначающими человека и форму, что можно перевести как «марионетка», так и «кукла» или «чучело».
Чтобы привести в движение каракури Нинг, использовали энергию текущей воды, пересыпающегося песка и даже горячего пара. Но чаще всего - часовой механизм, который пришел в Японию из Китая - там сложные механизмы делали еще в III тысячелетии до н. е., поэтому, возможно, и не удивителен тот факт, что в средневековой Японии мастера с помощью различных рычагов, шарниров, тяг и кулачков создавали конструкцию, способную двигаться, делать запланированы действия. Кстати, о часовом механизме. В те времена в Японии изготовляли множество декоративных часов, так называемых «Вадокеы».
Использованные в них часовые механизмы были особые, японские, и значительно отличались от привычных нашему взору европейских вариаций. Дело в том, что сутки Японии делились на день и ночь строго по астрономическим рассвете и мероприятия, а день и ночь, в свою очередь, еще на шесть частей. Таким образом, продолжительность дневных и ночных «часов» существенно различалась и менялась со дня в день. В «Вадокеы» действовала сложная система противовесов и Эксцентриковая колес, благодаря которой часа каждый день подстраивались под новые астрономические условия. Такой сложный механизм приводил в движение маленькую куклу.
И именно таинственная (т.к. незаметна) сила пружин и колесиков часового механизмов оказывала куклам абсолютно особое очарование, граничит с выходками сверхъестественных сил. Особенно, если вспомнить, что
каракури Нинг запрещали разбирать, да и вообще - интересоваться внутренним
содержанием чуда техники было не принято. Изготавливались каракури Нинг с поистине японской тщательностью и усердием. Куклы делали из натурального дерева, без единого гвоздя. Для каждого вида деталей применялись определенные породы древесины. По внешнему виду древесины (а именно, по ареалу выращивания дерева) можно определить, откуда происходит та или иная кукла. Особое значение имело направление среза дерева. Например, в деревянных шестернях волокна располагались равномерно, чтобы обеспечить ровные усилия по всем направлениям. Даже сырье заготавливалось с соблюдением условий - от выверенной влажности к сверке с фазой луны.
После того, как мастер с нечеловеческим упорством создавал совершенный механизм, наступало время обработки внешности куклы. Несмотря на неподвижные лица, механические куклы могут передавать широкий спектр эмоций через нюансы движений головы, рук, туловища. При создании лиц использовалось искусство изготовления масок «но», в которых актеры японского театра «ногаку» способны передавать очень сильные эмоции.
Существует три разновидности каракури Нинг. Бута каракури предназначались для игры в театре, даси каракури участвовали в уличных представление и религиозных представлениях. Наконец, дзасикы каракури – сами маленькие и самые сложные из них всех. Эти куклы предназначались для работы в домашних условиях, для забавы богатых хозяев, развлечения дорогих гостей. К примеру, одна из самых известных каракури - чахакобы Нинг (кукла, подает чай) - «Служила» гостю во время чаепития. Кукла скользила по полу на небольших колесиках, скрытых длинными полами кимоно. Она подходила к гостю из далекого угла комнаты, держа на подносе чашку с чаем, и замирало в ожидании. Когда гость принимал чашку, кукла с поклоном шла. Одна из самых известных кукол - Юми-ири-Дойы - изображает меткого стрелка. Кукла берет стрелы со специальной подставки, накладывает их на тетиву лука, поворачивает голову, бросая оценивающий взгляд на цель, прицеливается и пускает стрелу. В представлении деревянной куклы задействовано двенадцать подвижных частей тела.
Сейчас же подобные куклы - не просто редкость, а редкость, поистине драгоценна. Реставрацией и изготовлением новых механических кукол с соблюдением всех старинных технологий и традиций в наши дни занимается единственный потомственный мастер, шобе Тамайо IX. Во многом благодаря шобе Томайе IX настоящие каракури можно увидеть в музеях и на фестивалях Даши в Инуяме, Нагоя, Киото, Токио и других городах Японии. Естественно, такая кукла - замечательный подарок и бесценный экспонат в коллекции.
е.2. дзасики каракури (игры в комнатах) (См. Приложение 12) и даси каракури (релишиозные праздники) (См. Приложение 13)
Страсть японцев к роботам, изощренным технологиям и сложным конструкциям инженерной мысли началась с кукол Каракури, которых придумали в период с XVII по XIX века. Каракури переводится с японского как "механизм" или "безделушка". Куклы Каракури отличались от современных роботов: они состояли из пружин, крохотных шестеренок, песка и ртути. Эти куклы создавались для души и являлись традиционными участниками пьес на японских религиозных праздниках.
Каждая из них умела двигаться и имела в своем арсенале небольшой набор жестов. Сегодня есть три типа кукол Каракури. Бутаи Каракури используются в театре, Дзасики Каракури предназначены для дома, а Даси Каракури участвуют в представлениях на религиозных фестивалях. Куклы Каракури не только оказали огромное влияние на развитие традиционного японского театра нох и кабуки, но и стали основой для многих современных механизмов. Они являются достоянием Японии и пользуются большим почтением в этой стране.
Одни из них приводятся в движение с помощью человеческих рук или под действием ртути, песка либо воды. Другие, подобно лучнику, представленному на данной странице, двигаются сами – заведенные пружины их механизма начинают работать, поворачивая расположенные внутри зубчатые колеса.
«Когда я обнаружил этого лучника, он был в очень хорошем состоянии, однако потерялись все пружины, так что он не мог стрелять», - рассказывает Хигасино Сусуму, ведущий эксперт в области реставрации и исследования кукол каракури в Японии, член Японского общества кукол каракури. «Разобрав куклу, я изумился тому, что мастер Танака использовал простейший механизм, позволяющий воспроизводить движения, близкие к человеческим. Поэтому, ремонтируя этого «паренька», я сделал все возможное, чтобы остаться верным оригиналу».
Лучник не просто выпускает стрелы. Он умеет двигать головой и производить естественные жесты. Хигасино продолжал точно настраивать механизм, глядя на себя в зеркало и проделывая при этом основные движения сидящего лучника. Таким образом, для достижения идеального результата он использовал все свои пять чувств.
«Японские технологии в сфере разработки роботов находятся сегодня на высочайшем уровне. А их истоки - в творениях изобретателей и мастеров эпохи Эдо. Я надеюсь, что люди во всем мире захотят поближе познакомиться с этой древней технологией».
Ж) японские куклы из хризантем (См. Приложение 14)
В Японии, как к цветам, так и к куклам сложилось особое отношение. Любование красотой природы для японцев - вечная потребность души, превратившаяся во многовековую традицию. А куклы - важный элемент японской культуры. Японию не просто так величают «страной десяти тысяч кукол». Там действительно делают множество кукол разных видов и размеров. Это куклы-обереги, талисманы, куклы в традиционном стиле. Японцы верят, что куклы приносят удачу, их дарят на праздники. А некоторые из них, выполненные искусными мастерами, даже передают по наследству.
Японские куклы завораживают и детей и взрослых. Туристы увозят их в качестве традиционного сувенира из Японии. Поэтому выбор японских кукол очень велик, а качество – на высоте, так как это своеобразный вид искусства.
Среди видов японских кукол можно назвать, например, «нингё». Это традиционные куклы, изготавливающиеся в подарок или по случаю праздника. Такие куклы делают только опытные кукольники. Другой вид – «кокэси» - напоминает русскую матрешку. Но на самом деле история этой куклы восходит очень давним временам, когда такие куклы использовались в Японии шаманами для вызова духов.
Созданием кукол занимаются во многих японских центрах народного творчества, таких как Кагосима, Нара, Киото. Создаются куклы из ткани, глины, бумаги, фарфора и даже хризантем, которые, кстати, считаются символом Японии.
Это уникальное искусство действительно в японском духе. В 19 веке в Японии начали создаваться в человеческий рост куклы, облаченные в роскошные одежды из хризантем. Изготовление таких кукол – трудоемкое занятие, секреты которого познают годами и передают из поколения в поколение.
Каждую осень в Нихонмацу проходит выставка цветочных кукол. Это крупнейший японский центр цветоводства, где выращивают тысячи разных сортов хризантемы от растений с крошечными цветками до огромных цветов 20 см в диаметре. Все они используются для создания потрясающих кукол, привлекающих все больше зрителей каждый год.
Куклу из хризантем делает не один человек. В процессе задействованы художник, разрабатывающий образ куклы, кукольник, который делает деревянную основу для куклы, голову и руки, а также специалист, собственно собирает основу, делая каркас куклы.
Затем отбираются хризантемы с длинным и гибким стеблем. Они не срезаются, а выкапываются с корнем, который заворачивается в мох, чтобы цветок сохранил свежесть. Кукла заполняется стеблями и корнями, а снаружи покрывается примерно 150 хризантемами. В конце куклу украшают одеждой из шарфов и поясов. За хризантемами ухаживают, их поливают, засохшие цветки заменяют.
Куклы из хризантем Как известно, к цветам японцы относятся с трепетом. Любование нежной первозданной красотой цветов – это потребность души и многовековая традиция японцев. Куклы из живых хризантем – настоящее искусство, которое требует терпения, специальных знаний и глубины души мастеров, которые занимаются изготовлением кукол. Для того, чтобы создать одну куклу, мастера затрачивают около 100 – 150 растений. Работают над ней несколько человек: художник – дизайнер (Dogu-cho), который создает образ будущей куклы, и рисует, как она должна выглядеть, кукольник (Ningyo-shi), который подготавливает основу купольного тела, а также руки, ноги и голову куклы. Далее, в работу включается специалист по оформлению куклы хризантемами, который располагает цветы на кукле согласно замыслу. В итоге, кукла оказывается заполненной корнями и стеблями, а сверху покрывается сотнями роскошных цветов. Зрелище просто незабываемое. Жаль только, что такие куклы изготавливают осенью, и чаще всего, к выставке «цветочных кукол» - ежегодному мероприятию, которое пользуется небывалым успехом у зрителей в течение многих лет.
Заключение
В ходе анализа темы реферата установлено, что японские куклы являются неотъемлемой частью традиционной культуры. Ни для кого не секрет, что японцы – фанаты человекоподобных имитаций, и уже давно изготавливают куклы, которые поражают своей реалистичностью и «живостью». Иногда необычайно красивы, а иногда выглядят, как ночной кошмар. Любой может выбрать куклу себе по вкусу.
Когда в Стране восходящего солнца наступали холода и земля покрывалась снегом, мужчины из района Тохоку, расположенного на севере острова Хонсю, отправлялись на разработку леса. Там, вдали от дома и родных, они проводили долгое время, а возвращаясь, привозили своим детям гостинцы - выточенные из деревянных чурбачков, ярко расписанные куклы - кокэси. Очень долго для детей удаленного от центра Тохоку кокэси были единственными игрушками. Говорят, что в глухих деревушках девочки до сих пор предпочитают этих кукол.
Хотя кокэси сегодня - прежде всего сувенир. Исследователи предполагают, что кокэси появились два столетия назад, в середине периода Эдо (1603 - 1867 гг.). Изготовить такую куклу было несложно - туловище да голова, выточенные на станке. Поэтому очень скоро их стали делать по всей Японии.
После второй мировой войны, когда отмечали экономический рост в стране, кокэси превратились в уникальный сувенир, который неизменно пользовался спросом. Расписных кукол продавали в специальных магазинах, а также на курортах. Туристы обязательно приобретали кокэси у местных умельцев и с любовью украшали ими свои дома. Во многих японских семьях можно встретить целые коллекции кокэси. История кукол, появившихся после войны, невелика. Их называют сингата - новые кокэси.
Существуют и творческие кокэси - сосаку. В них художник выражает определенную тему. Сегодня в Японии немало мастеров работают в этом направлении. Их творческие кокэси путешествуют по разным странам мира, участвуют в самых престижных выставках. Художественная ценность таких кукол велика, потому цены на них порой заоблачные. Но вместе с тем сохранились древние традиции, которые передавались от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Да, появились новые виды японских деревянных кукол, но остались и традиционные кокэси, совсем как те яркие игрушки, которые усталые отцы привозили своим дочерям из заснеженного леса двести лет назад.
Ветки бамбука и сакуры, цветы хризантемы, украшающие кукол, рассказывают о традициях той или иной местности. Завораживают линии изгибов дерева, полутона творческих кокэси. Это трудно объяснить словами, нужно почувствовать. Кукла «Цветочная дымка» рассказывает о влажных лугах, «Мгновение» напоминает о быстротечности жизни и ценности каждой минуты, «Тень цветка» - о драгоценности каждого дара природы.
Есть в Японии и другие игрушки, история которых измеряется веками. Некоторые из них имеют культовое значение. Фигурки медведя, к примеру. Их делали на острове Хоккайдо, где зима долгая и трудная. Для местных народностей айну медведь был главным божеством. Если айну встречал в лесу медвежонка, это считалось хорошим знаком. Он приводил его домой, сажал на цепь и ухаживал словно за божеством. Вырастал медвежонок и в его честь устраивали в деревне праздник с пышной трапезой и вином.
Говорят, что северо-восток Хонсю - сокровищница народного мастерства. Здесь вырезали из дерева лошадок-тохоку, из глины и соломы мастерили забавные игрушки. Давно, когда еще не было резиновых мячиков, для детворы делали деревянные шары и обматывали их разноцветными шёлковыми нитями. А как радовали детей движущиеся волчки, повозки на колесах, миниатюрные наборы посуды.
Дарума - одна из самых распространенных и самобытных игрушек Страны восходящего солнца. Она похожа на нашего ваньку-встаньку, впрочем, так даруму называют и сами японцы. Из глины, теста и папье-маше делали даруму, игрушки эти отличались формой и окраской, но чаще они были красными. С дарумой связано много легенд. К примеру, эта. Дарума - так звали монаха, ревностного последователя буддизма. Он дал обет на верность религии и так усердно молился, что забыл обо всем на свете и просидел в одной позе много лет. В результате у него отпали руки и ноги. Вот почему даруму изображают в виде неваляшки. А еще дарума считается талисманом, который приносит богатство и счастье. Существует даже поговорка: «В беде не упади и встань снова, как дарума». Иногда на даруме не рисуют глаза, только лишь тонкие полоски. Владелец дарумы может загадать желание и дорисовать глаза. Японцы верят, что тогда желание непременно исполнится.
Библиография:
Андрианова О. Скульптурный текстиль / О. Андрианова. - М., 2005 (Серия «Секреты кукольного мастерства»). – С. 23.
Берстенёва Е. Кукольный сундучок / Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева. - М.: «Белый город», 2013. – 112 с. – С. 10.
Гартман С. Японское искусство / С. Гартман. СПб., 1908. - 104 с. – С. 24.
Голдовский Б. П. Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Б.П. Голдовский. - Издательство: Дизайн Хаус, 2009. - 296 с. – С. 12.
Збыковская Н. Японские куклы. История и традиции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fentazy2.narod.ru (дата обращения – 22 ноября 2015 года)
Кужель Ю.Л. История японских кукол [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ochendaje.livejournal.com/ (дата обращения – 21 ноября 2015 года)
Куклы // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). - М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008.
Лотман Ю. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПб., 2000. – С.645-646.
Романова А. Кукла как образ человека в философско-мировоззренческой системе / А.В. Романова // Дни Петербургской философии – 2005: Материалы форума. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 56-58.
Романова А. Традиции и современность. Лекции к учебному курсу «Куклы в системе культуры» / А.В. Романова. - СПб.: СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, 2009. - 23 с.
Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья. Предисловие Веры Марковой / Сэй Сёнагон. - М.: ЭКСМО, 2007. - 528 с.
Традиционные японские куклы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/ (дата обращения – 20 ноября 2015 года)
Традиционные игрушки народов Японии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dreamworlds.ru/ (дата обращения – 20 ноября 2015 года)
Традиционные японские куклы. Японский блог «Сад камней» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog-japan.ru/ (Дата обращения – 21 ноября 2015 года)
Японские традиционные куклы. История страны в куклах и судьбах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ortos.jimdo.com (дата обращения – 22 ноября 2015 года)
Приложения
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
6
1. Андрианова О. Скульптурный текстиль / О. Андрианова. - М., 2005 (Серия «Секреты кукольного мастерства»). – С. 23.
2. Берстенёва Е. Кукольный сундучок / Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева. - М.: «Белый город», 2013. – 112 с. – С. 10.
3. Гартман С. Японское искусство / С. Гартман. СПб., 1908. - 104 с. – С. 24.
4. Голдовский Б. П. Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Б.П. Голдовский. - Издательство: Дизайн Хаус, 2009. - 296 с. – С. 12.
5. Збыковская Н. Японские куклы. История и традиции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fentazy2.narod.ru (дата обращения – 22 ноября 2015 года)
6. Кужель Ю.Л. История японских кукол [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ochendaje.livejournal.com/ (дата обращения – 21 ноября 2015 года)
7. Куклы // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). - М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008.
8. Лотман Ю. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПб., 2000. – С.645-646.
9. Романова А. Кукла как образ человека в философско-мировоззренческой системе / А.В. Романова // Дни Петербургской философии – 2005: Материалы форума. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 56-58.
10. Романова А. Традиции и современность. Лекции к учебному курсу «Куклы в системе культуры» / А.В. Романова. - СПб.: СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, 2009. - 23 с.
11. Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья. Предисловие Веры Марковой / Сэй Сёнагон. - М.: ЭКСМО, 2007. - 528 с.
12. Традиционные японские куклы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/ (дата обращения – 20 ноября 2015 года)
13. Традиционные игрушки народов Японии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dreamworlds.ru/ (дата обращения – 20 ноября 2015 года)
14. Традиционные японские куклы. Японский блог «Сад камней» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog-japan.ru/ (Дата обращения – 21 ноября 2015 года)
15. Японские традиционные куклы. История страны в куклах и судьбах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ortos.jimdo.com (дата обращения – 22 ноября 2015 года)
Вопрос-ответ:
Какая история у японской традиционной куклы?
История японской традиционной куклы богата и древня. Она уходит своими корнями еще в глубокую прошлую.
Какие типы и назначения у японской куклы?
Японская кукла может быть обрядовым оберегом, игровой игрушкой или использоваться для других целей.
Что такое японская традиционная кукла нинг?
Японская традиционная кукла нинг является одним из типов японских кукол и имеет свою историю и культурное значение.
Что представляет собой японская кукла дарума?
Японская кукла дарума имеет особое значение в японской культуре и ассоциируется с удачей и достижением целей.
Существуют ли японские куклы из хризантем?
Да, существуют японские куклы, созданные из хризантем, которые используются в особых религиозных и церемониальных праздниках.
Какая история скрывается за японскими традиционными куклами?
История японских традиционных кукол насчитывает множество веков. Они возникли еще в эпоху Кофун, около 300-538 годов н.э. Начиналось все с простых примитивных кукол, которые использовались в ритуалах и обрядах. Со временем куклы стали занимать все более важное место в японской культуре и обрядовой жизни.
Какие типы японских кукол существуют и для чего они используются?
Японские куклы делятся на несколько типов в зависимости от их назначения. Обрядовые куклы используются в религиозных или традиционных обрядах, чтобы призвать удачу или отвести беду. Обереги-куклы служат для защиты дома и его обитателей от злых духов и болезней. Игровые куклы предназначены для детей, чтобы развивать их фантазию и креативность.
Что такое японская традиционная кукла "Нингё"?
Нингё - это один из самых известных типов японских традиционных кукол. Они изображают девушек или женщин в традиционных нарядах и обладают особой красотой и изяществом. Нингё использовались в качестве украшений на праздничных мероприятиях и в качестве предметов коллекционирования.
Что представляет собой японская кукла "Дарума"?
Дарума - это символ счастья и удачи в японской культуре. Это круглая, безротая кукла, которая изображает Бодхисаттву Даруму, основателя зен-буддизма. Кукла имеет одно око, которое оставляется незакрашенным. По преданию, человек, задающий себе цель, красит одно око Дарумы и обещает вернуться к ней, чтобы закрасить второе, когда цель будет достигнута.
Какова история японских традиционных кукол?
История японских традиционных кукол богата и многовековая. Куклы в Японии используются с древних времен и имеют большое значение в японской культуре. Они служат как обрядовыми предметами, так и игрушками. Куклы широко распространены в разных частях Японии и имеют свои уникальные характеристики и форму.
Какие типы японских традиционных кукол существуют?
В японской традиции существует несколько типов кукол. Одни из них являются обрядовыми, используемыми в религиозных и церемониальных обрядах. Другие куклы предназначены для игры и развлечения. Еще один тип кукол – это обереги, которые считаются символами счастья и благополучия.