Изменение конфессиональной структуры населения России за последние 100 лет
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 26.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Конфессиональная структура населения как объект географического изучения 6
1.2 Методика исследования изменения конфессиональной структуры населения России 10
2 АНАЛИЗ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ЕЁ ИЗМЕНЕНИЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 100 ЛЕТ 13
2.1 Конфессиональное пространство России и основные факторы изменения конфессиональной структуры населения страны в XX веке 13
2.2 Конфессиональная структура населения России в начале XX века 17
2.3 Конфессиональная структура населения России в конце XX – начале XXI века: изменения последних 25 лет 21
2.4 Основные тенденции изменения конфессиональной структуры населения России за последние 100 лет 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29
6)..
Таблица 6
Изменение численности основных конфессиональных групп населения России, в сравнении с данными за 1897 г.
Конфессия 1897 (Всеобщая перепись населения) 2002 (Левада-Центр) 2010ВЦИОМ 2012 (Левада-Центр) Православные с единоверцами и старообрядцами 69,90 56 75 70 Мусульмане 10,83 4 5 7 Католики 8,91 1 1 1 Протестанты 4,85 1 1 1 Иудеи 4,05 1 1 1 Буддисты 0,30 1 1 менее 1 Прочие 0,20 менее 1 Неверующие и атеисты 32 8 19 Итого 100,00 Составлено автором по данным источников [9; 12; 15]
Как видно из данных, приведенных в табл. 6, в конфессиональной структуре населения России произошли следующие изменения:
1) сохранилась роль православия как ведущей религиозной конфессии, которой придерживается наибольшее число верующих. Несмотря на весьма продолжительный (70 лет) промежуток времени, в течение которого религиозность общества носила скрытый характер и в той мере, в которой допускалась государством, им же достаточно жёстко контролировалась, большая часть населения страны сохранила связь с духовной традицией предшествующих поколений. Поэтому, по мере снятия запретов и отказа от диктатуры атеистической идеологии, наблюдалось постепенное возвращение граждан к религиозному выбору своих предков;
2) существенно выросла роль атеистов, лиц, безразличных к вопросам религии и неверующих в конфессиональной структуре населения (хотя социологические опросы показывают, что на протяжении всех последних 25 лет доля атеистов и неверующих продолжает неуклонно снижаться). Однако, это нельзя считать исключительно наследием предшествующих 70 лет государственного атеизма, аналогичные явления можно видеть и в зарубежной Европе, и в Японии, где они являются свидетельством процесса секуляризации общества. В нашей стране секуляризация общества, как оказалось, в немалой степени была связана с последствиями прихода большевиков к власти в октябре 1917 г., и это событие, составляющее в некотором смысле уникальность российской истории, тем не менее, в сфере конфессиональной истории привело к той же секуляризации общества в результате, что и в некоторых странах, не менявших капиталистического вектора развития;
3) существенное сокращение роли ряда конфессий, прежде игравших существенную роль в жизни общества. Прежде всего это касается сокращения числа последователей католицизма и традиционного протестантизма, связанных, обычно, с определенными этнокультурными группами. С одной стороны, целые регионы, населенные преимущественно представителями указанных религиозных течений (Финляндия, Польша, западная часть Белорусии, Литва), после 1917 - 1918 гг. вышли из исторического пространства России, частью территории современной России не являются, а потому уже за прошедшие 100 лет закономерно снижение численности приверженцев этих течений. С другой стороны, исключительно фактором территориальных потерь объяснить эти изменения нельзя. Важно и то, что указанные религиозные течения были распространены среди определенных этнокультурных групп, каждая из которых с течением времени неизбежно оказывается перед выбором ассимилироваться или сохраняться, продолжая жить закрытой группой. Естественным процессом здесь является именно ассимиляция, по мере которой ранее выделявшиеся этнокультурные группы сейчас все более приобретают реликтовый характер, растворяясь в своем окружении.
Особо остановимся на тех изменениях в конфессиональной структуре общества, которые происходят в последние несколько десятилетий, по мере перехода российского общества на новые принципы социально-экономического бытия. Одной из характернейших черт тех изменений, которые в последние 25 лет происходят в конфессиональной структуре населения страны, без сомнения, является усиление ряда протестантских религиозных течений (баптистов, адвентистов, пятидесятников и других). Отметим, что усиление роли различных протестантских деноминаций происходит на фоне активной миссионерской деятельности, в непосредственной работе с населением, участия публичных представителей общин в местных социально значимых акциях. Все это приводит к тому, что в ряде регионов России количество местных религиозных организаций, относящихся к тем или иным ответвлениям протестантизма, превысило количество местных религиозных организаций некоторых конфессий, относящихся к числу традиционных. Так, в Центральном федеральном округе число местных религиозных общин, относящихся к наиболее многочисленным в России течениям протестантизма (христиане веры евангельской, баптисты, адвентисты седьмого дня), более чем в 6 раз превышает число местных религиозных организаций мусульман.
Важно различать протестантские конфессии, исторически присущие конфессиональному пространству страны, и так называемые «новые протестантские течения». К первым относятся лютеране, кальвинисты (в форме реформатства), меннониты и ряд других течений, связанных, как правило, с определенной этнокультурной группой: лютеранство распространено среди потомков немцев Поволжья и части потомков ингерманландских финнов, реформатство – среди небольшой часть живущих в стране немцев, а также венгров - выходцы из Закарпатья. Меннониты же, одно из ранних протестантских течений, представляют собой особую этноконфессиональную группу и представлены сильно разобщенными территориально и достаточно малочисленными общинами, проживающими в отдаленных районах Алтайского края, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской и Оренбургской областей. Все эти и подобные им группы чрезвычайно малочисленны; основную же часть численности современных российских протестантов составляют представители так называемых «новых протестантских течений», часть из которых стала проникать в Россию еще в конце XIX – начале XX вв., в том числе – баптисты, адвентисты, пятидесятники, иеговисты (называющие себя «Свидетелями Иеговы») и ряд других течений.
На сегодняшний день протестанты, как свидетельствуют данные о составе и численности религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, стали важной составляющей конфессионального пространства страны. Всего различные протестантские церкви и деноминации насчитывают в России в общей сложности 4708 зарегистрированных общин, что составляет 23% от общего числа зарегистрированных местных религиозных организаций. Еще раз отметим, что большинство из общин протестантов представлено именно местными организациями так называемых «новых протестантских течений».
Другой чертой развития конфессионального пространства России в последние годы является распространение различных мистических и оккультных практик и связанных с ними синкретичных культов, которые лишь с некоторыми оговорками могут быть отнесены к числу религий. Некоторые из них (оккультизм, мистицизм) были популярны в российском обществе еще в конце XIX века, другие (увлечение восточными философскими учениями и мистическими практиками, в частности, астрологией, йогой, отдельными течениями в индуизме) были известны еще в начале XX века, хотя и недостаточно популярны. Духовный «вакуум», образовавшийся за годы государственного атеизма, по мере ослабления контроля административного аппарата государства за религиозной жизнью граждан, стремительно стал «заполняться» всем, что только могло его заполнить: в результате в современной России можно наблюдать небывалую прежде популярность различного рода оккультных и квазирелигиозных практик самого разнообразного происхождения, от проповедников современных неоиндуистских культов, появившихся только в середине XX в. (кришнаизм, так называемое «Общество сознание Кришны», предлагающее своего рода «экспортную версию» индуизма, без каст и ритуальных самоубийств), до даосизма, ведущего свою историю с IV – V вв. до н.э.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1) за последние 100 лет в конфессиональной структуре населения России произошли существенные изменения. Сначала, после установления Советской власти и коммунистической идеологии, под влиянием государственной религиозной политики, сущность которой порой выражают формулой «диктатура атеизма», произошел массовый уход населения от присущих ему традиционных религиозных практик. В совокупности с целым рядом коренных социально-экономических и культурных изменений, индустриализацией, коллективизацией, приобретшим масштабы массового переселением из сельской местности в города произошел отрыв значительной части населения от свойственных предшествующим поколениям религиозных взглядов, практик, ритуалов. Однако, как оказалось позднее, этот уход во многом был искусственным и не соответствовал потребностям самих людей; фактически, в тот 70-летний период, когда большая часть населения страны официально признавалась атеистами, религиозность носила скрытый характер, что не замедлило проявиться по мере того, как административный контроль над религиозной жизнью стал ослабевать. По мере того снятия различного рода запретов и возрождения возможности религиозной жизни, заметна востребованность религии населением, наблюдается восстановление роли религии в жизни общества;
2) в конфессиональной структуре населения России сохранилась роль православия как ведущей религиозной конфессии, которой придерживается наибольшее число верующих. Несмотря на весьма продолжительный (70 лет) промежуток времени, в течение которого религиозность общества носила скрытый характер и в той мере, в которой допускалась государством, им же достаточно жёстко контролировалась, большая часть населения страны сохранила связь с духовной традицией предшествующих поколений. Поэтому, по мере снятия запретов и отказа от диктатуры атеистической идеологии, наблюдалось постепенное возвращение граждан к религиозному выбору своих предков;
3) существенное увеличение роли атеистов, лиц, безразличных к вопросам религии и неверующих в конфессиональной структуре населения (хотя социологические опросы показывают, что на протяжении всех последних 25 лет доля атеистов и неверующих продолжает неуклонно снижаться). Это не является исключительно наследием предшествующих лет государственного атеизма, в секуляризированных обществах в старнах Зарубежной Европы, в Японии, можно наблюдать еще большую, чем в России, долю граждан, не придерживающихся каких-либо религиозных взглядов;
4) существенное сокращение роли ряда конфессий, прежде игравших существенную роль в жизни общества, прежде всего - католицизма и традиционного протестантизма. Сокращение роли этих конфессий, связанных с определенными этнокультурными группами, связано как с теми, что целые регионы, населенные преимущественно представителями указанных религиозных течений вышли из исторического пространства России, так и с процессами постепенной ассимиляции, когда потомки тех же немецких колонистов все более утрачивают свою немецкую идентичность, ассимилируясь и, в том числе, принимаю религиозные взгляды, распространенные в целом в российском обществе (причем необязательно это будет православие).
5) появление на конфессиональном пространстве России новых религиозных течений и увеличение доли нетрадиционных конфессий в конфессиональной структуре России. Часть тех из них, что имеют местное происхождение, образовались в результате развития центробежных тенденций среди традиционных религиозных групп, в частности, выделившись в результате развития внутриконфессиональных конфликтов из среды православных (в том числе тех, что отказываются признавать себя частью Русской Православной Церкви Московского патриархата), из среды старообрядцев. Другая группа автохтонных нетрадиционных религиозных течений сформировались в результате оформления в религиозную группы ранее существовавших маргинализированных, причем эти группы изначально могли не иметь религиозной направленности (например, анастасьевцы, также известные как «Звенящие кедры России», оформились из группы единомышленников, стремившихся вести здоровый образ жизни и жить в согласии со своей совестью; схожим образом оформились в религиозную группу с собственным учением, ритуалами и правилами поведения последователи системы оздоровления Порфирия Иванова).
6) среди присутствующих в конфессиональной структуре современного российского общества нетрадиционных религиозных движений, имеющих зарубежное происхождение, много таких, которые были неизвестны в Российской империи или возникли только в 60-80-х гг. ХХ века. К таковым относятся различные современные синкретические течения типа «Нью Эйдж», мунисты, сайентологи, новые течения в исламе (которые могли быть неизвестны в Российской империи по той простой причине, что мусульмане, или как тогда их называли, «магометане», зачастую рассматривались как единое целое, даже без разделения на суннитов и шиитов) и многие другие.
7) современный этап развития российского религиозного пространства противоречив. С одной стороны, в XX в. оно сохранило свой рисунок благодаря стабильности ареалов расселения этносов, принадлежащих к трем ведущим религиозно-культурным традициям, а сдвиги в ареалах коснулись, в основном, религиозных меньшинств. С другой стороны, противоречия современного этапа развития конфессиональной структуры населения России отражают всю сложность исторического развития российского общества в последние 100 лет.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2015 г.) // Интернет-версия Справочной правовой системы «ГАРАНТ». Режим доступа [http://constitution.garant.ru/act/right/171640/]
Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января (2 февраля) 1918 г. / Декреты Советской власти 1917–1918 гг. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоно-сова. Режим доступа [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/religion.htm].
Арена. Атлас религий и национальностей России. Режим доступа [http://sreda.org/arena]
Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 752 с.
Гордиенко Н.С. Основы религиоведения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 144 с.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 560 с.
Иваненко С.И. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов // Русский архипелаг. – 2005. Режим доступа [http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/secular/protestant/]
Казьмина О.Е. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Народы и религии мира: Конфессиональный состав населения России. Режим доступа: [http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml]
Как верят в России. Особенности отечественного вероисповедания – ВЦИОМ представляет данные о том, последователями каких религий себя считают россияне, и что они, в основном, понимают под религией. Режим доступа [http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=6180]
Кожевина Е. «Верит – не верит»: особенности российской религиозности. О религиозности россиян и американцев. Режим доступа [http://fom.ru/blogs/11820]
Конфессиональный рейтинг России: Центральный Федеральный округ / Агентство «Интеррейтинг»/ Режим доступа [http://interrating.ru/ posts/91-konfessionalnyy-reyting-rossii-tsentralnyy-federalnyy-okrug]
Общественное мнение – 2014: Ежегодник / Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). – М., 2015. – 234 с.
Россия: Энциклопедический словарь / Издатели: Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Санкт-Петербург, 1898 год (Репринтное издание). – Л.: Лениздат, 1991. – 922 с.
Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят // Известия, 24 декабря 2013. Режим доступа [http://izvestia.ru/news/563084]
Статистический ежегодник России. 1913 г / Под общ. рук. Н.Н. Белявского. – СПб.: Издательство Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1914. – 332 с.
Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 640 с.
Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования (СоцИс). – 2005. – № 6. – С. 35-54.
Ценности: религиозность. Сколько россиян верят в Бога, посещают храм и молятся своими молитвами? Режим доступа [http://fom.ru/obshchestvo/10953]
Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2011 г / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа [http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-13.htm]
Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 752 с. – С. 205.
Гордиенко Н.С. Основы религиоведения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 144 с. – С. 16.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 560 с.
Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 640 с.
Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования (СоцИс). – 2005. – № 6. – С. 35-54.
Там же.
Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 752 с. – С. 206-207.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2015 г.) // Интернет-версия Справочной правовой системы «ГАРАНТ». Режим доступа [http://constitution.garant.ru/act/right/171640/]
Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января (2 февраля) 1918 г. / Декреты Советской власти 1917–1918 гг. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Режим доступа [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/religion.htm].
Общественное мнение – 2014: Ежегодник / Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). – М., 2015. – 234 с.
Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят // Известия, 24 декабря 2013. Режим доступа [ http://izvestia.ru/news/563084 ]
Ценности: религиозность. Сколько россиян верят в Бога, посещают храм и молятся своими молитвами? Режим доступа [ http://fom.ru/obshchestvo/10953 ]
Арена. Атлас религий и национальностей России. Режим доступа [ http://sreda.org/arena ]
Ценности: религиозность. Сколько россиян верят в Бога, посещают храм и молятся своими молитвами? Режим доступа [ http://fom.ru/obshchestvo/10953 ]
Кожевина Е. «Верит – не верит»: особенности российской религиозности. О религиозности россиян и американцев. Режим доступа [ http://fom.ru/blogs/11820 ]
Кожевина Е. «Верит – не верит»: особенности российской религиозности. О религиозности россиян и американцев. Режим доступа [ http://fom.ru/blogs/11820 ]
Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России // Народы и религии мира. Режим доступа [http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml]
Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2011 г / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа [http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-13.htm]
Конфессиональный рейтинг России: Центральный Федеральный округ / Агентство «Интеррейтинг». Режим доступа [http://interrating.ru/posts/91-konfessionalnyy-reyting-rossii-tsentralnyy-federalnyy-okrug]
Конфессиональный рейтинг России: Центральный Федеральный округ / Агентство «Интеррейтинг». Режим доступа [http://interrating.ru/posts/91-konfessionalnyy-reyting-rossii-tsentralnyy-federalnyy-okrug]
Иваненко С.И. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов // Интернет-издание «Русский архипелаг». – 2005. Режим доступа [http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/secular/protestant/]
31
2. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января (2 февраля) 1918 г. / Декреты Советской власти 1917–1918 гг. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоно-сова. Режим доступа [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/religion.htm].
3. Арена. Атлас религий и национальностей России. Режим доступа [http://sreda.org/arena]
4. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 752 с.
5. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 144 с.
6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 560 с.
7. Иваненко С.И. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов // Русский архипелаг. – 2005. Режим доступа [http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/secular/protestant/]
8. Казьмина О.Е. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Народы и религии мира: Конфессиональный состав населения России. Режим доступа: [http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml]
9. Как верят в России. Особенности отечественного вероисповедания – ВЦИОМ представляет данные о том, последователями каких религий себя считают россияне, и что они, в основном, понимают под религией. Режим доступа [http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=6180]
10. Кожевина Е. «Верит – не верит»: особенности российской религиозности. О религиозности россиян и американцев. Режим доступа [http://fom.ru/blogs/11820]
11. Конфессиональный рейтинг России: Центральный Федеральный округ / Агентство «Интеррейтинг»/ Режим доступа [http://interrating.ru/ posts/91-konfessionalnyy-reyting-rossii-tsentralnyy-federalnyy-okrug]
12. Общественное мнение – 2014: Ежегодник / Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). – М., 2015. – 234 с.
13. Россия: Энциклопедический словарь / Издатели: Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Санкт-Петербург, 1898 год (Репринтное издание). – Л.: Лениздат, 1991. – 922 с.
14. Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят // Известия, 24 декабря 2013. Режим доступа [http://izvestia.ru/news/563084]
15. Статистический ежегодник России. 1913 г / Под общ. рук. Н.Н. Белявского. – СПб.: Издательство Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1914. – 332 с.
16. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 640 с.
17. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования (СоцИс). – 2005. – № 6. – С. 35-54.
18. Ценности: религиозность. Сколько россиян верят в Бога, посещают храм и молятся своими молитвами? Режим доступа [http://fom.ru/obshchestvo/10953]
19. Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2011 г / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа [http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-13.htm]
Вопрос-ответ:
Какие изменения произошли в конфессиональной структуре населения России за последние 100 лет?
За последние 100 лет в конфессиональной структуре населения России произошли значительные изменения. В период с 1917 по 1991 годы в стране существовало официальное атеистическое государство, в результате чего многие религиозные объединения были подавлены. Однако после распада Советского Союза и перезагрузки отношений государства и церкви начался процесс религиозного оживления. В настоящее время наиболее распространенными конфессиями в России являются православие, ислам, протестантизм и буддизм.
Как изучается конфессиональная структура населения России?
Конфессиональная структура населения России изучается в рамках географического исследования. Для этого используются различные методики, включающие социологические опросы, анализ статистических данных, картографическое моделирование и другие инструменты. Такой подход позволяет получить представление о распределении и динамике религиозных группировок в различных регионах России.
Какие факторы влияют на изменение конфессиональной структуры населения России?
Изменение конфессиональной структуры населения России зависит от различных факторов. Одним из основных факторов является демографическая ситуация, так как религиозные группировки могут расти или сокращаться вследствие изменения численности населения. Также важную роль играют миграция, различные политические, социальные и экономические процессы, которые могут влиять на предпочтения людей в выборе религии.
Какие конфессии являются наиболее распространенными в России?
Наиболее распространенными конфессиями в России являются православие, ислам, протестантизм и буддизм. Православие является традиционной религией большинства российского населения и имеет долгую историю в стране. Ислам является второй по численности религией и имеет большое влияние в регионах с преобладанием населения мусульманской веры. Протестантизм и буддизм также имеют своих последователей в России, но их численность намного меньше по сравнению с православием и исламом.
Какая конфессиональная структура населения России сложилась за последние 100 лет?
За последние 100 лет в России произошли существенные изменения в конфессиональной структуре населения. В период советской власти религиозная жизнь была подавлена, что привело к сокращению численности верующих. Однако после распада СССР и введения религиозной свободы в стране, произошло оживление вероисповеданий. Сейчас наибольшее число верующих приходится на православие, но также существенно выросло количество мусульман, протестантов и иных не православных христиан. В целом, конфессиональная структура населения стала разнообразнее и более многообразной.
Какими методиками исследования можно изучать изменение конфессиональной структуры населения России за последние 100 лет?
Для изучения изменения конфессиональной структуры населения России за последние 100 лет можно применять различные методики. Одна из них - это анализ статистических данных по национальному и религиозному составу населения, которые собирались в разные периоды времени. Также можно проводить анкетирование и опросы, чтобы получить информацию о конфессиональной принадлежности граждан. Важно учитывать исторические события и изменения в законодательстве в отношении религии, чтобы составить объективную картину изменения конфессиональной структуры населения.
Какие факторы влияют на конфессиональную структуру населения России и способствуют ее изменениям?
Конфессиональная структура населения России подвержена влиянию различных факторов, которые способствуют ее изменениям. Одним из основных факторов является миграция населения, как внутри страны, так и между разными регионами. Это приводит к перемещению верующих и распределению их по территории. Также влияние оказывают исторические события, такие как войны, периоды политических репрессий, которые могут приводить к уменьшению или увеличению численности верующих определенных конфессий. Кроме того, существенное влияние на конфессиональную структуру населения оказывает демографический фактор - естественное прирост населения и различия в рождаемости и смертности между верующими и неверующими.
Каким образом изменилась конфессиональная структура населения России за последние 100 лет?
Конфессиональная структура населения России в последние 100 лет претерпела значительные изменения. В начале 20 века преобладающей религией было православие, которое последовательно теряло свою значимость в результате секуляризации общества и распада Советского Союза. С появлением свободы вероисповедания и возвращением к религиозной свободе, вследствие чего начался рост интереса к другим религиям. На сегодняшний день, помимо православия, наиболее широко распространены ислам и буддизм, а также имеются представители других религиозных течений.