Расцвет Киевской Руси

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История Отечества
  • 9 9 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 27.12.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Рабовладельческий строй, совместно с пережитками первобытного уклада, был довольно широко распространен в Киевской Руси. Но господствовал в то феодализм.Процесс экономической жизни Киевской Руси нашел слабое отражение в исторических источниках. Очевидными представляются отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они проявляются в огромном влиянии государственного сектора на экономику государства — присутствие большого числа свободных крестьянских общин, которые имели феодальную зависимость от великокняжеской власти.Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.«Русская Правда». Традиционно связывают создание «Русской Правды» с самим Ярославом Мудрым. Она является сложным юридическим памятником, который опирался на стандартные правовые нормы (неписаные правила, сформировавшиеся как результат неоднократного, традиционного их использования) и на прежнее законодательство. В то время в качестве важнейшего признака силы документа представляли узаконенный прецедент ссылку на древность. Хоть «Русскую Правду» приписывают Ярославу Мудрому, многие из ее статей и разделов были приняты в более позднее время, уже после его смерти. При Ярославе были созданы лишь первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).«Правдой Ярослава» ограничивалась кровная месть кругом самых близкихродственников. Это показывает, что нормы первобытного строя являлись во времена Ярослава Мудрого пережитками. Законы Ярослава регулировали конфликты среди свободных людей, в первую очередь среди княжеских дружинников. У новгородских мужей было такое же право, как и у киевских.Народные восстания в 60—70-х гг. XI в. Массовые народные восстания известны в Киевской Руси в 1068—1072 гг. Самое мощное восстание произошло в Киеве в 1068 г. Оно стало результатом поражения, сыновей Ярослава (Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода — от половцев.В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.«Правда Ярославичей». Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правда Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.Таким образом, период великого киевского княжения Владимира I Великого и его сына Ярослава Мудрого был временем расцвета Древнерусского государства.И в заключение необходимо отметить, что умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев - бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБесов А.Г. Отечественная история.-М.: Юнити-Дана, 2012.-383сВалиуллин К.Б. Отечественная история.-М.: ИНТУИТ, 2012.-218сКузнецов И.Н. Отечественная история.-М.: Дашков и К, 2014.-815сПоляк Г.Б. История России.-М.: Юнити-Дана, 2012.-686с

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бесов А.Г. Отечественная история.-М.: Юнити-Дана, 2012.-383с
2. Валиуллин К.Б. Отечественная история.-М.: ИНТУИТ, 2012.-218с
3. Кузнецов И.Н. Отечественная история.-М.: Дашков и К, 2014.-815с
4. Поляк Г.Б. История России.-М.: Юнити-Дана, 2012.-686с

Расцвет киевской руси

Расцвет киевской руси

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение. Возникновение древнеславянского государства Киевская Русь. 2.1. Возникновение Киева – колыбели киевской руси.

2.2. Создание и создатели славянского государства.

Период становления киевской руси. Эпоха расцвета киевской руси. Период распада на княжества и упадок киевской руси. Древняя Русь и кочевники. Вывод. Список литературы.

Вход.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано происхождение новых социальных явлений, характерных для класса общества.

Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, сформулировал эту связь,— русами.

В связи с тем, что в центре этого мощного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название киевской руси.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказалось на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно превратились в единую древнерусскую группу. В ее основе лежали общая территория, язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования киевской руси древнерусская группы, которая была общей этнической основе трех братских восточнославянских народов-русского, украинского и белорусского, развивалась путем укрепления.

Объединение всех восточнославянских племен в одно государство способствовало их социально-экономической, политической и культурной, чем укрепил их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, прошли испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения России в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевников южнорусских степей. Часть из этих народов, этнически и политически консолидирована в рамках Древнерусского государства.