Идейные основания и социальная роль модернизма в культуре ХХ века.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 31 31 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 28.12.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1.Поняие и идейные предпосылки и основания модернизма 5
1.1.Мировоззренческие основы модернизма 5
1.2.Понятие, сущность и направления модернизма 11
Глава 2. Социальная роль модернизма в культуре ХХ века 17
2.1.Эволюция модернизма в светской культуре 17
2.2.Влияние модернизма на религиозную сферу 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

При этом культурная эволюция 60-х годов прошлого века (то есть закат модернизма) была обусловлена возникшим кризисом политического радикализма западной интеллигенции (так называемым «концомидеологии»), а ее имеющий место протест против буржуазных ценностей был сосредоточен именно в культурной сфере. В обстановке политического консерватизма он нашел свое воплощение в первую очередьв темах отчаяния, отчуждения, а также критики массового общества. Модернизм в качестве культурной ориентации изначально был враждебен буржуазному обществу. Прослеживается определенная параллель между модернизмом и тенденцией социальной науки начиная с конца XIX века относительно выявлению иррациональных основ действительности за ее поверхностным рациональным слоем. Модернизм при этом настаивает на двусмысленности видимой окружающей действительности. В модернистском искусстве это находит свое выражение, с одной стороны, в определенной попытке преодолеть как психическую, так социальную и эстетическую дистанцию, а также в абсолютизации так называемого «присутствия», сиюминутного и непосредственного опыта. С другой стороны, ему был характерен акцент на абсолютное господство и доминирование импульсов собственного «я». Прослеживая историческую эволюцию модернизма, можно отметить, что в своих так называемых «классических», традиционных формах модернизм настаивал на замене религии и морали эстетическим восприятием жизни, рассматривал, как нами уже было указано ранее, все художественное творчество в качестве единственно возможного способа самовосприятия и самопознания. Необходимо подчеркнуть, что в современном постмодернизме достигла своего крайнего выражения изначально заложенная в модернистском движении тенденция к освобождению подсознательных инстинктов человека. Проявление данной тенденции вовсе не ограничивается более художественным воображением, а также художественной формой. Инстинкт в этом случае провозглашается в качестве движущей силой действия, как реальное поведение. Пафос современного модернизма ориентирован против ценностей и мотивации так называемого «обычного» поведения во имя эротизма, свободы импульсов и т. п. При этом значение и сущность модернистской доктрины в современной общественной жизни определяется в первую очередь именно данным поворотом от элитарно-эстетических к уже более массовым формам всей человеческой жизнедеятельности. Контроверза системы «фундаментализм – модернизм» становится наиболее актуальной проблемой всей философии культуры. Она при этом имеет множество аспектов. Данная дилемма может прослеживаться как в религиозной сфере, так и непосредственно в сфере культуры вообще. Проведение детального анализа данной проблемы, способно стать ключом к наиболее глубокому пониманию внутренних импульсов развития современного общества.Таким образом, социальный модернизм представляет социальный мир (то есть социум) как целостное, рационально устроенное образование, социально дифференцированное,а также плюралистичное, подверженноенепрерывным, комплексным и системным преобразованиям. 2.2.Влияние модернизма на религиозную сферуРелигиозный модернизм принято рассматривается с конфессиональной позиции. Так, например, исследовались модернистские тенденции в православии,а также в католичестве, в протестантизме и т.д. При этом авторы вкладывают различный смысл либо делают разные акценты, ведя речь о модернизации определенной религии. Можно условно выделить два ведущих подхода к пониманию сущности модернизационных процессов именно в религиозной сфере. Первый подход связан с исследованием внутренней логики изменений определенной религии, с эволюцией в ее догматике, ритуалах, а также организационной и иерархической структурах и т.д. Второй подход выявляет отношение определенной религии к обществу в период модернизма. В качестве оппонента фундаментализма выступает религиозный модернизм, который представляет собой противоположное традиционализму и фундаментализму философско-мировоззренческое направление в рамках той либо иной религии, отражающее необходимость ее изменения и развития. Являясь одним из видов приспособления религии и церкви непосредственно к новым социальным условиям, а также изменившемуся массовому сознанию, религиозный модернизм при этом выражает тенденцию обновления всей религиозной жизни. Во всей истории европейской культуры в качестве классического примера религиозного модернизма можно назвать движение «Реформации». Зародившись в учениях Т. Мюнцера, М. Лютера, а также Ж. Кальвина в качестве попытки восстановить библейские истоки веры, данное движение парадоксальным образом оказало содействие не только активному приспособлению христианства к возникшим новым социальным реальностям, но также и стремительному развитию европейской культуры в общем. Процесс разносторонних преобразований при этом сумел превратить протестантизм в достаточно гибкую разновидность христианства. В свою очередь католичеству и православию еще предстояло осуществить данную работу. Религиозный модернизм был направлен на переосмысление многие фундаментальных категорий ортодоксальной веры, в их числе понятия о Боге, понятие о сверхъестественном, о самой религии. Он также стремится активно формировать мироощущение современного человека, а также его нравственные принципы, многие жизненно-практические установки. При этом это не только коллизии внутри самой религии. Они захватывают живой нерв всей европейской культуры.В качестве некоторых типологических черт протестантского модернизма, сформировашихся в процессе его исторического развития можно назвать следующие. В первую очередь это обмирщение теологии, то есть приближение ее к переживаниям и чувствованиям определенного человека. В данном контексте религия субъективизируется, а вера при этом приобретает достаточно глубокий индивидуализированный характер. Кроме этого, непосредственное, личностно окрашенное чувство неизменно поэтизируется и утверждается всем строем своего мироощущения. Практически для всей протестантской традиции свойственно также разграничение веры и религии. Вера в этом случае выступает в качестве нечто такого, что присуще человеческой природе, а также отражающее субъективность личности, ее достаточно богатый внутренний мир.Религия при этом оценивается в качестве преходящий, необязательный комплекс идей и ритуалов, достаточно часто подменяющих незамутненную веру. Именно отсюда проистекает возможность христианства без религии, обосновываемую религиозный модернизм. Скорее всего, Христос оказывается именно центром веры, ее стержнем. Его символичный образ и способствует воспроизведению отношения человека и Бога. При этом само понимание Бога неизменно освобождается от абстрактных, а также умозрительных характеристик, когда Бог начинает выступать в образе чистого бытия либо первопричины. Христос при этом воплощает в себе определенные живые черты, которые позволяют человеку вступить с ним в общение. Именно отсюда проистекает постоянная апелляция практически всех протестантских теологических концепций к первоначальному христианству. Также следует подчеркнуть, что в рамках протестантской мысли XX века можно обозначить различные теологические доктрины, в их числе такие, как например, «диалектическая теология» К. Барта, а также теология «демифологизации Нового Завета» Р. Бультмана, своего рода «универсальная теология» П. Тиллиха, эсхатологическая теология Р. Нибура, теология так называемого «мертвого бога» Д. Бонхоффера, теология современного экуменизма. Все названные выше теологии могут при этом рассматриваться в качестве различных вариантов христианского модернизма. Однако модернизм при этом все активнее воздействовал не только на религиозное, но также и на светское сознание, светскую культуру.ЗаключениеУсложнившаяся действительность XX века внесла свое корректировки как в культуру, так и искусство данного периода, что нашло свое выражение в расцвете такого течения, как модернизм. Модернизм – это весьма условное обозначение периода культуры конца ХIХ – середины ХХ в.К модернизму также традиционно относят явления искусства с ярко выраженными как философскими, так антинатуралистическими основаниями. Модернизм – это особая тенденция к осовремениванию, а также контрреакция на традицию и консерватизм, а также это особая художественная эстетическая система, которая возникла в 20-х годах прошлого века.Во всем модернистском искусстве постоянно наблюдается дальнейшее углубление качеств, которые модернизмом не порожденных, но при этом унаследованных еще от романтизма эпохи Великой Французской революции, а также радикального сентиментализма И. Гердера и Г. Лессинга. Первые модернисты появились на волне всеобщего кризиса европейской культуры, что обусловило их негативное отношение к методам социально-политического радикализма в отношении модернизации жизненного уклада. При этом всем им было свойственно стремление духовной революции. Духовная революция, как новое качество сознания, требовала для себя новой идейной платформы, которая была сформулирована на базе интуитивизма многих отечественных и зарубежных мыслителей (например,А. Бергсона, Н. Лосского, Э. Гуссерля, 3. Фрейда, К. Юнга, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др.).Модернисты, признав окончательно неразрешимость своих противоречий, постепенно приходят к отрицанию духовно-нравственных так называемых «абсолютов». При этом они стремятся снова возродить в искусстве мифотворческий метод, способствующий, с их точки зрения, восстановить цельность и органичность бытия человека в рамках единой космологической системы непосредственно художественными средствами.Модернизм существует во множестве весьма самостоятельных художественных направлений. Он был порожден отвержением канонизированных форм и стилей, которые представлены предшествующей как реалистической, так и романтической традициями. В модернизме культура приобретает роль инициатора изменений. Она ведет поиск новых способов чувственного восприятия, а также выявление новых стилей поведения. При этом возникший разрыв между культурой и социальной структурой общества неизменно сопровождается также глубокими изменениями в характере самой культуры, во всех ее связях с иными сферами общественной жизни. Культурный стиль большей части населения все более утрачивает какую-либо связь с ее социально-классовым положением. Художник и творец начинает активно участвовать в формировании аудитории и рынка, а не формируется ими сам, как наблюдалось в прошлом. Религиозный модернизм был направлен на переосмысление многие фундаментальных категорий ортодоксальной веры, в их числе понятия о Боге, понятие о сверхъестественном, о самой религии. Но модернизм весьма активно воздействовал не только на религиозное, но также и на светское сознание, светскую культуру.Значение и сущность модернистской доктрины в современной общественной жизни определяется в первую очередь поворотом от элитарно-эстетических к уже более массовым формам всей человеческой жизнедеятельности. Список использованной литературыАсмус, В.Ф. Философия и эстетика русского символизма / В.Ф. Асмус // Литературное наследство. Т.27. – М., 1987. – С.20 - 27.Бычков, В.В. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений/ В.В. Бычков.–М.: Гардарики, 2005. – 200с.Ваторопин, В.С. Социальный модернизм и постмодернизм в религиозной сфере современного общества : дис… докт социол. наук/ В.С. Ваторопин. – Екатаринбург, 2002. – 288 с.Венкова, А.В. Культура модернизма и Постмодернизма: читатель и зритель в авторской картине мира/ А.В. Венков. – СПб., 2001. – 41с.Гараджа, В.И. Богословская мистификация социальной революции/ В.И. Гараджа. – М., 1974. – 242 с.Гараджа, В.И. Кризис религии и католический модернизм/ В.И. Гараджа. – М., 1969. – 198 с.Гуревич, П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации / П. Гуревич // Вопросы философии. – 1993. – № 7. – С. 153 – 162.Дудник, С.И. Парадигмы исторического мышления ХХ века / С.И. Дудник, Ю.Н. Солонин. – СПб., 2001. – 269 с.Жолковский, А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма/ А.К. Жолковский. – М., 1992. – 302 с.Исаев, С.А. Теология смерти (Очерки протестантского модернизма)/ С.А. Исаев. – М., 1991. – 267 с.Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая/ М.С. Каган. – СПб: Петрополис, 2003. – 230 с.Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер //Культурология XX века. Антология. – М., 1994. – С. 217 – 231.Малахов, Н. Я. Модернизм: критический очерк/ Н.Я. Малахов. – М.: Изобразит. искусство, 1986. – 142 с.Мережковский, Д.С. В тихом омуте/ Д.С. Мережковский. – М., 1991. – 342 с.Мир русской культуры: энцикл. справ. / под ред. М.П. Афанасьева. – М., 2008.– 466 с.Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. – М., 1987. – 153 с.Николаева, О. Православие и свобода/ О. Николаева. – М., 2002. – 294 с.Новиков, М.П. Тупики православного модернизма: (Критический анализ богословия ХХ века)/ М.П. Новиков. – М., 1979. – 196 с.Рормозер, Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста/ Г. Рормозер // Вопросы философии. – 1991. – № 5. – C. 74 - 79.Руднев, В. Модернизм / В. Руднев// Русская альтернативная поэтика. – М., 1991.– С. 67 – 78.Руднев, В.П. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен / В. Руднев// Русский авангард в кругу западноевропейской культуры. – М., 1993. – С. 43 – 57.Рябинина, Е. П. Социально-философские аспекты соотношения модернизма и постмодернизма в западной архитектуре XX века/ Е.П. Рябинина. – М.: РГБ 2001. – 294 с. Соловьева, Г.В. Философия В.С. Соловьева модернизм (оправдание Соловьева) // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева. Вып. 32. – СПб.: Санкт.-Петерб. философ. общ-во 2003. – С. 308 – 312.Чернокозов,А.И. История мировой культуры / А.И.Чернокозов. – Ростов н / Д., 1997. – 512 с.

1. Асмус, В.Ф. Философия и эстетика русского символизма / В.Ф. Асмус // Литературное наследство. Т.27. – М., 1987. – С.20 - 27.
2. Бычков, В.В. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2005. – 200 с.
3. Ваторопин, В.С. Социальный модернизм и постмодернизм в религиозной сфере современного общества : дис… докт социол. наук / В.С. Ваторопин. – Екатаринбург, 2002. – 288 с.
4. Венкова, А.В. Культура модернизма и Постмодернизма: читатель и зритель в авторской картине мира / А.В. Венков. – СПб., 2001. – 41 с.
5. Гараджа, В.И. Богословская мистификация социальной революции / В.И. Гараджа. – М., 1974. – 242 с.
6. Гараджа, В.И. Кризис религии и католический модернизм / В.И. Гараджа. – М., 1969. – 198 с.
7. Гуревич, П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации / П. Гуревич // Вопросы философии. – 1993. – № 7. – С. 153 – 162.
8. Дудник, С.И. Парадигмы исторического мышления ХХ века / С.И. Дудник, Ю.Н. Солонин. – СПб., 2001. – 269 с.
9. Жолковский, А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма / А.К. Жолковский. – М., 1992. – 302 с.
10. Исаев, С.А. Теология смерти (Очерки протестантского модернизма) / С.А. Исаев. – М., 1991. – 267 с.
11. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая / М.С. Каган. – СПб: Петрополис, 2003. – 230 с.
12. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Культурология XX века. Антология. – М., 1994. – С. 217 – 231.
13. Малахов, Н. Я. Модернизм: критический очерк / Н.Я. Малахов. – М.: Изобразит. искусство, 1986. – 142 с.
14. Мережковский, Д.С. В тихом омуте / Д.С. Мережковский. – М., 1991. – 342 с.
15. Мир русской культуры: энцикл. справ. / под ред. М.П. Афанасьева. – М., 2008. – 466 с.
16. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. – М., 1987. – 153 с.
17. Николаева, О. Православие и свобода / О. Николаева. – М., 2002. – 294 с.
18. Новиков, М.П. Тупики православного модернизма: (Критический анализ богословия ХХ века) / М.П. Новиков. – М., 1979. – 196 с.
19. Рормозер, Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста / Г. Рормозер // Вопросы философии. – 1991. – № 5. – C. 74 - 79.
20. Руднев, В. Модернизм / В. Руднев // Русская альтернативная поэтика. – М., 1991. – С. 67 – 78.
21. Руднев, В.П. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен / В. Руднев // Русский авангард в кругу западноевропейской культуры. – М., 1993. – С. 43 – 57.
22. Рябинина, Е. П. Социально-философские аспекты соотношения модернизма и постмодернизма в западной архитектуре XX века / Е.П. Рябинина. – М.: РГБ 2001. – 294 с.
23. Соловьева, Г.В. Философия В.С. Соловьева модернизм (оправдание Соловьева) // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева. Вып. 32. – СПб.: Санкт.-Петерб. философ. общ-во 2003. – С. 308 – 312.
24. Чернокозов, А.И. История мировой культуры / А.И.Чернокозов. – Ростов н / Д., 1997. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Какие идеи лежат в основе модернизма?

Идейные основания модернизма включают мировоззренческие принципы, такие как развитие и прогресс, индивидуализм и самовыражение, эксперимент и новаторство, освобождение от консервативных рамок и традиций.

Какова социальная роль модернизма в культуре ХХ века?

Модернизм играл важную роль в культурной эволюции ХХ века, внося свежие идеи и принципы в различные сферы культуры. Он стимулировал эволюцию в искусстве, литературе, архитектуре и музыке, а также оказал влияние на религиозную сферу, вызывая дискуссии и переосмысление традиций.

Какие принципы лежат в основе модернизма?

Основные принципы модернизма включают поиск новаторских решений, радикализм и эксперименты, освобождение от консервативных рамок и традиций, индивидуализм и самовыражение, стремление к прогрессу и развитию.

Как модернизм влияет на религиозную сферу?

Модернизм оказал значительное влияние на религиозную сферу, вызывая дискуссии и переосмысление традиций. Он подвергал сомнению религиозные авторитеты и устанавливал новые стандарты в области веры и духовности.

Почему модернизм пережил кризис в конце 20 века?

Модернизм пережил кризис в конце 20 века из-за возникшего социального и культурного кризиса. Культурная эволюция 60-х годов прошлого века, то есть закат модернизма, была обусловлена неудовлетворенностью и разочарованием в идеалах и принципах модернизма, что привело к поиску новых направлений и течений в культуре.

Какие идейные основания легли в основу модернизма в культуре ХХ века?

Идейные основания модернизма включают мировоззренческие идеи, такие как субъективизм, индивидуализм и открытость новым идеям. В модернизме акцент делается на индивидуальности и свободе творчества.

Какие мировоззренческие основы лежат в основе модернизма?

Мировоззренческие основы модернизма включают отказ от старых канонов и внимание к субъективному видению мира каждым индивидом. Модернизм выражает стремление к индивидуальности, свободе и уникальности.

Какова сущность и направления модернизма?

Сущность модернизма заключена в преодолении традиций и создании новых форм и выражений в искусстве и культуре. Направления модернизма могут варьироваться от живописи и литературы до архитектуры и музыки, но общей чертой является стремление к новаторству и индивидуальности.

Как эволюция модернизма повлияла на религиозную сферу?

Модернизм привнес изменения в религиозную сферу, вызвав критику традиционных реглиозных верований и подвергая сомнению авторитет церкви. Вместо этого, модернизм подчеркивает индивидуальный опыт веры и поиск духовного смысла в современном мире.

Почему модернизм пережил кризис в 60-х годах прошлого века?

Модернизм столкнулся с кризисом в 60-х годах прошлого века из-за возрастания критики и сомнений в его идеалах. Возникший кризис вызвал необходимость переоценки и пересмотра модернистских идей и направлений.

Какие мировоззренческие основания лежат в основе модернизма?

Мировоззренческие основания модернизма включают в себя идеи прогресса, рационализма, индивидуализма и освобождения от традиций.

Как модернизм повлиял на религиозную сферу?

Модернизм оказал значительное влияние на религиозную сферу, вызывая критику и сомнения в религиозных доктринах и авторитете церкви. Он поддерживал идеи секуляризации, рационализма и индивидуализма, что ставило под вопрос традиционные религиозные верования.