Труд и развитие личности работника.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 14.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДА И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РАБОТНИКА 5
1.1 СТРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ МЧС РФ 10
1.3 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РАБОТНИКОВ ЗАВОДА 15
1.4 ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РАБОТНИКОВ ЗАВОДА И СОТРУДНИКОВ МЧС 19
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.3 ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Таким образом, методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху. Испытуемым предлагается ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом (приложение 3).Таким образом, определяются уровни выраженности мотивации достижения. Выделяют 4 уровня: от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к достижению успеха; от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации к достижению успеха; от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха; свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.2.Методика для определения вероятности развития стресса Дж. Тейлора в модификации Т.А.Немчина.Изучение стрессоустойчивости проводилось по методике для определения вероятности развития стресса Дж. Тейлора в модификации Т.А.Немчина.40-50 – человек пребывает в состоянии стресса, резервы его организма близки к истощению – высока вероятность развития третьей стадии стресса.До 25 – средняя стрессоустойчивость, при отсутствии адекватных мер существует вероятность развития негативных последствий стресса.Не более 5-15 – прогнозируется высокая стрессоустойчивость.Методы статистической обработки данныхДля математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.Статистический анализ данных проводился с помощью критерия Манна-Уитни. Эмпирическое значение критерия U-Манна-Уитни показывает, насколько совпадают (пересекаются) два ряда значений измеренного признака. Чем меньше совпадение, тем больше различаются два ряда. Основная идея критерия U-Манна-Уитни основана на представлении всех значений двух выборок в виде одной общей последовательности упорядоченных (ранжированных) значений.Формула для расчета критерия U-Манна-Уитни следующая:где n – объем выборки X, m – объем выборки Y, RxиRy – суммы рангов для XиYв объединенном ряду. В качестве эмпирического значения критерия берется наименьшее изUxиUy. Чем больше различия, тем меньше эмпирическое значениеU.Для математической обработки данных использовалась программа STATISTICAforWind 6.0.2.2 Анализ и интерпретация результатов исследованияИзучение особенностей мотивации достижения успехаСравнительный анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении.Таблица 1.Сравнительный анализ показателей мотивации достижения успеха Сотрудники МЧСРаботники заводаUZp-уровеньЭлерса - мотивация к успеху21,8418,1287,0004,3750,0001Рисунок 1. Показатели мотивации достижения успеха у сотрудников МЧС и работников заводаКак видно из таблицы 1 выявлены статистически достоверные отличия по показателям исследования мотивации достижения успеха у сотрудников МЧС и работников заводаданной выборки. Показатели у сотрудников МЧС выше показателей работников завода.Показатели сотрудников МЧС находятся в диапазоне оценок высокого уровня мотивации достижения успеха, тогда как показатели работников завода находятся в диапазоне оценок среднего уровня.Уровень притязаний является характеристикой объясняющей степень трудности тех целей, к которым человек стремится, и достижение этих целей человек считает возможным и привлекательным для себя. Уровень притязаний может быть адекватным (то есть для человека характерно ставить перед собой те цели, которых он действительно может достичь, эти цели действительно соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватным: завышенный уровень притязаний (когда человек претендует на то, чего не может достичь) или заниженный уровень притязаний (когда человек предпочитает выбирать легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Уровень притязаний тем адекватнее, чем адекватнее самооценка личности [15].Человек, который имеет нереалистично завышенный уровень притязаний, переоценивает свои способности и возможности, берется за задачи, которые ему не по силам и часто терпит неудачи. Человек, имеющий высокий, но реалистичный уровень притязаний стремится постоянно улучшать свои достижения, стремится к самосовершенствованию, стремится решать решению все более и более сложные задачи, стремится достигать трудных целей. Человек с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решает круг задач средней сложности, он не стремится улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.Изучение особенностей сопротивляемости стрессуСравнительный анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении.Таблица 2.Сравнительный анализ показателей стрессоустойчивости Сотрудники МЧСРаботники заводаt-Стьюдентаdfp-уровеньстрессоустойчивость16,8431,04-4,0548,000,001Рисунок 2. Показатели стрессоустойчивости у сотрудников МЧС и работников заводаКак видно из таблицы 2 выявлены статистически достоверные отличия по показателям исследования уровня сопротивляемости стрессу усотрудников МЧС и работников завода. Показатели сотрудников МЧС выше показателей работников завода.Показатели сотрудников МЧС находятся в диапазоне оценок высокого уровня сопротивляемости стрессу, тогда как показатели работников заводанаходятся в диапазоне оценок среднего уровня.Психический стресс, по мнению исследователей заключается в несоответствии между имеющимися в наличии ресурсами и нагрузкой. Психический стресс сопровождается такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Возникновение понятия стресса (от англ. stress — напряжение, давление) первоначально относят к физиологии, где данным понятием обозначались неспецифические биологические реакции организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия. Позднее понятие стресс стали использовать и для описания типичных психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Направленность адаптационной активности и характер адаптационных процессов определяется, с одной стороны, спецификой ситуации, природой стрессорного воздействия, а с другой, - резервами организма, особенностями личности. Реализация того или иного вида адаптации к стрессовой ситуации зависит от свойств личности, мотивов и целей, психического состояния. Не менее важно - какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и.т.д. Степени свободы выбора личности ограничены особенностями стрессовой ситуации, однако, личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении [1].2.3 Вывод по 2 главе1) Выявлены статистически достоверные отличия по показателям исследования мотивации достижения успеха у сотрудников МЧС и работников завода данной выборки. Показатели у успешных сотрудников МЧС выше показателей студентов контрольной группы.2) Показателиу сотрудников МЧС находятся в диапазоне оценок высокого уровня мотивации достижения успеха, тогда как показатели у работников завода находятся в диапазоне оценок среднего уровня.3) Выявлены статистически достоверные отличия по показателям исследования уровня сопротивляемости стрессуу сотрудников МЧС и работников завода. Показатели сотрудников МЧС выше показателей и работников завода.4) Показатели у сотрудников МЧС находятся в диапазоне оценок высокого уровня сопротивляемости стрессу, тогда как показатели работников завода находятся в диапазоне оценок среднего уровня.ЗаключениеЦели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что сотрудники МЧС обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости, высоким уровнем мотивации достижения по сравнению с работниками завода, подтвердилась.Особенностью профессиональной деятельностилюдей экстремальных профессий является повышенный риск для жизни, как самих сотрудников, так и в какой-то мере членов их семей. Поэтому адаптация несет в себе, по отношению к профессиональной деятельности сотрудников МЧС, функцию обеспечения стабильности и устойчивости их действий в ситуациях повышенного риска.У работников завода, отличающихся эффективностью труда, отмечается высокий уровень развития психомоторики, внимания и эмоционально-волевой устойчивости. Автор отметил также наличие у этих людей сильной и подвижной нервной системы. Эффективность труда рабочего связана с динамическим глазомером, психомоторной эффективностью с участием вербального интеллекта, сенсизитивностью, эмоционально-волевой устойчивостью, эмоциональной лабильностью, подвижностью нервных процессов.Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. д. Список использованных источниковАбабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 2004Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2004. – 265 с.Бассаров Б. Проблемы психологии устойчивости личности. – Ашхабад Ылим, 2007Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. – М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 2004, 179 c.Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.Гринберг Дж. Управление стрессом. 7_е изд. — СПб.: Питер, 2004.Занюк С. С. «Психология мотивации», К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.СПб.: Речь, 2009Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» Спб Питер 2008г. 512с.Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний//Психология личности. Тексты. - М., 2002 Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: МГУ, 1993.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005Наследов А.Д. «Математические методы психологического исследования» – СПб: Речь, 2004Никифоров Г. С. «Психология менеджмента», Учебное пособие д / вузов, СПб.: СПбГУ, 2000Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2011, 576 с.Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748ХекхаузенX.. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец, под ред. Величковского Б.М.. М.: Педагогика, т.1, 2003Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.ПриложениеСводная таблица результатов исследования немчин№1 -работающие,2-уволившиесяЭлерса - мотивация к успехусопротивляемость стрессу1119182124223125104122245120661196711916812412912522101222511120512119321311981412410151257161222417120141811928191211220122422112424221251423122182412012251251012205222142321384220105220762222472154082182892173310218321121836122163013218421421131152183416219491721845182223919218462022582121549222184523217392421846252188
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 2004
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2004. – 265 с.
4. Бассаров Б. Проблемы психологии устойчивости личности. – Ашхабад Ылим, 2007
5. Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. – М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 2004, 179 c.
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
7. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7_е изд. — СПб.: Питер, 2004.
8. Занюк С. С. «Психология мотивации», К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.
9. Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.СПб.: Речь, 2009
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» Спб Питер 2008г. 512с.
12. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний//Психология личности. Тексты. - М., 2002
13. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: МГУ, 1993.
14. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005
15. Наследов А.Д. «Математические методы психологического исследования» – СПб: Речь, 2004
16. Никифоров Г. С. «Психология менеджмента», Учебное пособие д / вузов, СПб.: СПбГУ, 2000
17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2011, 576 с.
19. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
21. Хекхаузен X.. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец, под ред. Величковского Б.М.. М.: Педагогика, т.1, 2003
22. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы исследованы в главе 1 для изучения труда и развития личности работника?
В главе 1 исследованы различные теоретические подходы к изучению труда и развитию личности работника, включая анализ влияния стресса на здоровье человека, особенности личностной сферы сотрудников МЧС РФ и работников завода.
Какой эффект оказывает стресс на здоровье человека?
Стресс оказывает отрицательное влияние на здоровье человека. Он может привести к различным физическим и психологическим проблемам, таким как повышенное артериальное давление, бессонница, депрессия и др.
Какие особенности личностной сферы сотрудников МЧС РФ и работников завода?
Личностная сфера сотрудников МЧС РФ характеризуется особым стрессовым ситуациями, связанными с чрезвычайными ситуациями и спасательными операциями. У работников завода особенностью личностной сферы является присутствие монотонной работы и повышенного физического напряжения.
Как проходило исследование личностной сферы работников завода и сотрудников МЧС?
Исследование личностной сферы работников завода и сотрудников МЧС проводилось путем анализа опросных данных и интервью. Были изучены различные факторы, включая стрессовые ситуации, физическое и психическое здоровье, уровень удовлетворенности работой и др.
Какие выводы можно сделать по главе 2, в которой исследовалась личностная сфера работников завода и сотрудников МЧС?
По главе 2 можно сделать вывод, что личностная сфера работников завода и сотрудников МЧС имеет свои особенности, которые влияют на их труд и развитие. Важно учитывать эти особенности при формировании условий работы и организации мероприятий по развитию личности работника.
Какие теоретические подходы существуют к изучению труда и развитию личности работника?
Существуют различные теоретические подходы к изучению труда и развитию личности работника. Некоторые из них включают в себя понятия, такие как мотивация, самооценка, потребности, когнитивные процессы и т.д. Другие подходы фокусируются на социальных, психологических и организационных аспектах работы и их влиянии на развитие личности работника.
Как стресс влияет на здоровье человека?
Стресс может оказывать негативное влияние на здоровье человека. Он может вызывать физические, эмоциональные и психологические проблемы, такие как повышенное артериальное давление, проблемы с сердцем, тревога, депрессия и нарушения сна. Длительный стресс может также ослабить иммунную систему организма и повысить риск развития различных заболеваний.
Какие особенности личностной сферы сотрудников МЧС РФ?
Личностная сфера сотрудников МЧС РФ может иметь свои особенности из-за специфики их профессии. Это могут быть высокая стрессоустойчивость, чувство ответственности, готовность к риску, социальная сознательность и т.д. Также, у сотрудников МЧС РФ может быть развитыми коммуникативные навыки и способность работать в коллективе.
Какие особенности личностной сферы работников завода?
Личностная сфера работников завода может отличаться в зависимости от их профессиональной деятельности. Их особенности могут включать высокую работоспособность, терпение, умение работать с техническими устройствами, ответственность за качество продукции и т.д. Также, работники завода могут проявлять принадлежность к коллективу и готовность к сотрудничеству.
Как проходило исследование личностной сферы работников завода и сотрудников МЧС?
Исследование личностной сферы работников завода и сотрудников МЧС включало организацию и процедуру исследования, а также анализ и интерпретацию полученных результатов. Исследование могло проводиться с помощью опросников, интервью, психологических тестов и других методик. Результаты исследования помогли сделать выводы о характерных особенностях личностной сферы этих групп работников.