внутренний и внешний контроль в организациях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория управления
  • 40 40 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 29.12.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КОНТРОЛЛИНГА 5
1.1. Виды: стратегический и оперативный 5
1.2. Разграничение стратегического и оперативного контроллинга 6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
2.1. Ошибки постановки контроллинга 11
2.2. Оперативный контроллинг в оптимизации затрат 18
2.3. Оперативный контроллинг плана продаж 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 40

Фрагмент для ознакомления

Для этого потребуются натуральные и стоимостные показатели I и IV кварталов 2014 года. Брать во внимание только I квартал 2015 года непоказательно, поскольку за год изменения могут быть довольно значительными вследствие многих факторов – торговых условий, цен реализации, покупателей, рынков сбыта и т. д. Анализ этих изменений будет очень трудоемок, а время для проверки планов всегда ограничено. Причем нужно учитывать, что на практике часто продажи в последнем квартале самые высокие по сравнению с другими периодами, ожидать аналогичных результатов в начале следующего не следует.Таблица 8. Анализ динамики продаж за I квартал 2015 годаНоменклатурныегруппыПо отношениюк I кварталу 2014 годаПо отношениюк IV кварталу 2014 годапо объему продаж, %по сумме продаж, %по объему продаж, %по сумме продаж, %Мясопродукты всего, в том числе:2,378,09-23,09-20,38ветчины4,6010,41-8,57-8,57деликатесы1,144,99-16,08-16,08полуфабрикаты0,538,91-41,75-41,75Кондит. изд. всего, в том числе:5,2611,89-20,91-21,99торты5,9513,89-26,60-26,60печенье5,6412,24-14,74-14,74конфеты4,6710,48-20,10-20,10Фр. и овощи всего, в том числе:2,989,09-10,22-2,23фрукты2,359,18-13,06-0,64овощи3,3610,74-11,52-11,52овощные салаты3,517,822,702,70Итого 8,49 -18,26Таблица № 9. Анализ структуры продаж по номенклатурным группамНоменклатурныегруппыI квартал2014IV квартал2014I квартал2015Отклонениеот I квартала 2014Отклонениеот IV квартала 2014Мясопродукты всего, в том числе:61,8764,7961,66-0,22-3,14ветчины25,1522,6425,610,462,97деликатесы18,8217,8518,53-0,290,68полуфабрикаты17,9024,3117,52-0,38-6,79Кондитер.изд. всего, в том числе:5,525,785,660,14-0,12торты1,571,781,620,05-0,16печенье1,311,281,350,040,07конфеты2,652,732,700,05-0,03Фр.-ты и овощи всего, в том числе:32,6029,4232,680,083,26фрукты12,8511,9012,80-0,050,90овощи14,7413,5414,820,091,28овощные салаты5,023,985,050,041,08Итого10010010000По таблицам № 8 и № 9 можно сделать вывод, что план продаж на I квартал 2015 года составлен на основе фактических данных аналогичного периода 2014 года – структура реализации соответствует I кварталу 2014 года с небольшими отклонениями, а также присутствует небольшой рост в сумме продаж за квартал (8,49%). Однако относительно IV квартала 2014 года в плане на 2015 год наблюдается существенный спад в объеме продаж и серьезные изменения в его структуре (особенно в группах «Мясопродукты» и «Фрукты и овощи»). Обусловлено это сезонностью спроса или является ошибкой планирования, следует выяснить у отдела продаж [8].Чтобы самостоятельно проверить, была ли учтена сезонность при планировании, нужно рассчитать прогнозный план, используя коэффициент сезонности, и сравнить его с заявленным планом продаж коммерческого отдела (см. таблицу 10. Анализ соответствия плана продаж сезонности спроса).Таблица 10. Анализ соответствия плана продаж сезонности спросаНоменклатурные группыКоэффициент сезонности за 3 годаПрогнозна I квартал 2015 годас учетом сезонностиПлан продажна I квартал 2015 годаОтклонениепо объемупо суммеОбъем, кгСумма, рубОбъем, кгСумма, руб.по объему, %по сумме, %Мясопродукты всего, в том числе:0,860,85941 207171 313 285915 000165 950 000-2,78-3,13ветчины0,930,91356 01769 479 351380 00072 200 0006,743,92деликатесы0,900,88273 95460 444 124275 00059 950 0000,38-0,82полуфабрикаты0,750,71311 23541 389 810260 00033 800 000-16,46-18,34Кондитерские изделия всего, в том числе:0,900,8682 06314 325 21884 00014 460 0002,360,94торты0,900,8623 5115 092 27924 0005 160 0002,081,33печенье0,910,8819 3681 673 72920 0001 700 0003,261,57конфеты0,890,8639 1847 559 21040 0007 600 0002,080,54Фрукты и овощи всего, в том числе:0,931,05462 59926 978 498485 00031 175 0004,8415,55фрукты0,870,99195 47414 640 372190 00015 200 000-2,803,82овощи0,900,93216 2976 071 998220 0006 600 0001,718,70овощные салаты1,311,2850 8286 266 12875 0009 375 00047,5649,61Итого–––212 617 001–211 585 000–-0,49Полученные данные свидетельствуют о том, что по некоторым группам товаров планируемые на I квартал 2015 года объемы продаж имеют существенные отклонения от сложившегося сезонного спроса за предыдущие периоды (особенно в ранее отмеченных группах «Мясопродукты» и «Фрукты и овощи»). Для обеспечения достоверности плана продаж потребуется запросить у коммерческой службы пояснения по выявленным отклонениям. Если у менеджеров нет соответствующих обоснований, необходимо выделить все расхождения и произвести должные корректировки.Следующим шагом оценки достоверности планируемого объема продаж будет проверка правильности прогноза по сбытовой структуре реализации. Для этого нужно сравнить планируемый объем реализации по следующим сегментам:направлению продаж;торговым менеджерам;покупателям.Сначала анализируется динамика продаж по наиболее крупной группе – направление продаж. Для этого прогноз на I квартал 2015 года сопоставляется с фактом аналогичного периода 2014 года. В рассматриваемом примере направления продаж разделены по следующим группам покупателей (см. таблицу 11. Анализ продаж по группам покупателей):сети – федеральные и местные розничные сети;город – покупатели, находящиеся в областном центре;область – покупатели, находящиеся в местном регионе;собственная торговая сеть – собственные магазины компании.Динамику реализации по направлениям можно рассматривать как в натуральном и стоимостном, так и в процентном соотношениях. Однако практичней использовать стоимостные и натуральные отклонения, так как их можно будет быстро разложить по составляющим – направлениям продаж и конкретным покупателям [15].Таблица 11. Анализ продаж по группам покупателейНоменклатурныегруппыI квартал 2014(направление «Город»)I квартал 2015(направление «Город»)Отклонение(направление «Город»)Объем,кгСумма,руб.Объем,кгСумма,руб.Объем,кгСумма,руб.Мясопродукты всего, в том числе:143 00724 563 652109 80019 914 000-33 207-4 649 652ветчины58 12410 462 40645 6008 664 000-12 524-1 798 406деликатесы43 5039 135 70633 0007 194 000-10 503-1 941 706полуфабрикаты41 3804 965 54031 2004 056 000-10 180-909 540Кондитерские изделия всего, в том числе:12 7682 067 83410 0801 735 200-2688-332 634торты3624724 8962880619 200-744-105 696печенье3029242 3302400204 000-629-38 330конфеты61141 100 6084800912 000-1314-188 608Фрукты и овощи всего, в том числе:75 3514 572 36158 2003 741 000-17 151-831 361фрукты29 7012 227 60822 8001 824 000-6901-403 608овощи34 057953 59526 400792 000-7657-161 595овощные салаты11 5931 391 15890001 125 000-2593-266 158Итого 31 203 847 25 390 200 -5 813 647По результатам анализа планов продаж в разрезе направлений отмечено существенное снижение объемов по номенклатурным группам «Мясопродукты» и «Фрукты и овощи» в направлении продаж «Город» и увеличение по этим же группам в направлении «Собственная торговая сеть». Существенность отклонений устанавливается каждой компанией самостоятельно и зависит от степени внутреннего контроля. В рассматриваемом примере существенными будут считаться отклонения свыше 10 процентов. Однако для группы «Кондитерские изделия» выявленные отклонения учитываться не будут, так как она имеет незначительный удельный вес в общей структуре продаж (см. таблицу 12. Анализ структуры годовых продаж по номенклатурным группам).Для дальнейшей оценки отклонений планы продаж необходимо проверить более детально по торговым менеджерам – за счет каких покупателей прогнозируется снижение объемов в направлении продаж «Город», чем обусловлено увеличение объемов по направлению «Собственная торговая сеть» – например, расширение ассортимента продукции, открытие новых магазинов и т. д.Заключительным этапом оценки планов продаж является проверка достоверности цен. Если у компании есть утвержденная на год ценовая политика, то план следует изучить на соответствие ей. В противном случае убедиться, что прогнозные цены реализации согласуются с действующими на момент составления планов [23]. Также необходимо определить, учтены ли планируемые изменения в ценах реализации, если таковые предполагались (см. таблицу 12. Анализ динамики цен по номенклатурным группам).Таблица 12. Анализ динамики цен по номенклатурным группамНоменклатурные группыЦена реализации, в руб. за 1 кгI квартал 2015/I квартал 2014, %I квартал 2015/IV квартал 2014, %I кв.2014II кв.2014III кв.2014IV кв.2014I кв.2015II кв.2015III кв.2015IV кв.2015Мясопродукты всего, в том числе: ветчины180,00180,00190,00190,00190,00190,00200,00200,005,560,00деликатесы210,00210,00218,00218,00218,00218,00223,00223,003,810,00полуфабрикаты120,00120,00130,00130,00130,00130,00135,00135,008,330,00Кондитерские изделия всего, в том числеторты200,00200,00215,00215,00215,00215,00215,00220,007,500,00печенье80,0080,0085,0085,0085,0085,0085,0090,006,250,00конфеты180,00180,00190,00190,00190,00190,00190,00200,005,560,00Фрукты и овощи всего, в том числе:фрукты75,0060,0060,0070,0080,0070,0075,0075,006,6714,29овощи28,0025,0025,0030,0030,0028,0025,0030,007,140,00овощные салаты120,00125,00125,00125,00125,00120,00120,00125,004,170,00Из данных таблицы 12 видно, что структура изменения цен учитывает сложившуюся сезонность спроса. В I квартале 2015 года наблюдается рост цен по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и сохраняется на уровне IV квартала 2014 года. За исключением группы «Фрукты и овощи», где цену на фрукты планируется увеличить на 14,29 процента. Чем обусловлены эти прогнозы, следует уточнить у отдела продаж.Кроме того, важно проверить соблюдение в планах продаж утвержденной ценовой матрицы по направлениям реализации продукции (см. табл. 13. Анализ динамики цен по направлениям продаж).Таблица 13. Анализ динамики цен по направлениям продаж в I кв. 2015 года, руб./кгНоменклатурные группыСетиГородОбластьСобственная торговая сетьСредняя ценаМясопродукты всего, в том числе: ветчины190,00190,00190,00190,00190,00деликатесы218,00218,00218,00218,00218,00полуфабрикаты130,00130,00130,00130,00130,00Кондитерские изделия всего, в том числе:     торты215,00215,00215,00215,00215,00печенье85,0085,0085,0085,0085,00конфеты190,00190,00190,00190,00190,00Фрукты и овощи всего, в том числе:     фрукты80,0080,0080,0080,0080,00овощи30,0030,0030,0030,0030,00овощные салаты125,00125,00125,00125,00125,00В ходе анализа выявлено, что план продаж на I квартал 2015 года составлялся без учета различий в отпускных ценах по направлениям реализации и требует корректировки в этой части:сети – базовая цена с наценкой 3 процента;город – базовая цена с наценкой 8 процентов;область – базовая цена с наценкой 10 процентов;собственная торговая сеть – базовая цена с наценкой 5 процентов.При анализе изменений цен реализации рекомендуется также проверить, учитывалась ли эластичность спроса. На практике довольно часто влияние этого фактора при составлении планов продаж не принимается во внимание, что приводит к снижению их реалистичности. В рассматриваемом примере коэффициент эластичности спроса равен 0,8. Это означает, что изменение цены реализации в группе «Фрукты» на 14,29 процента (см. таблицу: Анализ динамики цен по номенклатурным группам) должно привести к снижению объема реализации этой группы в натуральном выражении на 11,43 процента. Еще 2,43 процента снижения произойдет за счет коэффициента сезонности (разница между отношением объема продаж IV квартала к годовому и отношением объема I квартала к годовому). Общее снижение реализации фруктов в I квартале 2015 года прогнозируется на уровне 13,86 процента от объемов IV квартала 2014 года. В плане продаж на I квартал 2015 года предусмотрено снижение объема реализации на 13,06 процента (см. таблицу: Анализ динамики продаж по номенклатурным группам). Отклонение расчетных и плановых данных в 0,8 процента можно считать незначительным и допустимым для признания этого параметра планирования достоверным[11].Приведём пример оценки вероятности получения компанией запланированного дохода от продаж оперативным контроллингом: перед специалистами финансовой службы торгового дома поставили задачу проверить план продаж, подготовленный коммерческим департаментом, и убедиться в реальности запланированного валового дохода. Им нужно было проверить цены закупки товара, скидки и бонусы покупателям, учесть инфляцию (все в рамках I квартала 2015 года).Чтобы оценить достоверность планирования доходов от реализации, финансисты сопоставили прогнозные данные на I квартал 2015 года и фактические за аналогичный период прошлого года (см. таблицы 14 и 15), а затем на их основе сформировали аналитическую таблицу (см. таблицу 16. Анализ динамики валового дохода).Таблица 14. Валовой доход от продаж в I квартале 2014 года, руб.НоменклатурныегруппыПродажиПокупнаястоимостьтоваровБонусыи скидкиот поставщиковТранспорт.расходына доставкуот поставщиковБонусыи скидки, предоставленныепокупателямВаловой доходот продаж(гр. 2 – гр. 3 + гр. 4 – гр. 5 – гр. 6)Мясопрод.153 522 827115 142 1203 241 5002 302 8424 235 00035 084 364Кондит.изд.12 923 9627 108 179153 500106 623368 0005 494 660Фрукты и овощи28 577 25424 290 666350 000607 267242 0003 787 321Итого продажи195 024 043146 540 9653 745 0003 016 7324 845 00044 366 346Таблица 15. Прогноз валового дохода от продаж на I квартал 2015 года, руб.НоменклатурныегруппыПродажиПокупнаястоимостьтоваровБонусыи скидкиот поставщиковТранспортныерасходына доставкуот поставщиковБонусыи скидки, предоставленныепокупателямВаловой доходот продаж(гр. 2 – гр. 3 + гр. 4 – гр. 5 – гр. 6)Мясопрод.165 950 000121 143 5003 500 0002 786 3014 950 00040 570 200Кондит.изд.14 460 0008 097 600200 00080 976450 0006 031 424Фр. и овощи31 175 00028 057 500300 000561 150300 0002 556 350Итого продажи211 585 000157 298 6004 000 0003 428 4275 700 00049 157 974Таблица 16. Анализ динамики валового доходаНоменклатурные группыЗакупочная стоимость товаров к продажам, %Бонусы и скидкиот поставщиковк закупочнойстоимости, %Транспортные расходына доставкук покупной стоимости, %Бонусы и скидкипокупателям к продажам, %Валовой доходот продаж к продажам, %2014 год2015 годОтклонение2014 год2015 годОтклонение2014 год2015 годОтклонение2014 год2015 годОтклонение2014 год2015 годОтклонениеМясопрод.75,0073,00-2,002,822,890,072,0079,6177,612,762,980,2222,8524,451,59Конд.изд.55,0056,001,002,162,470,311,5040,4938,992,853,110,2642,5241,71-0,80Фр. и овощи85,0090,005,001,441,07-0,372,50187,05184,550,850,960,1213,258,20-5,05Итого 75,1474,34-0,802,562,54-0,012,0685,7183,652,482,690,2122,7523,230,48По данным таблицы № 16, доход в I квартале 2015 года по сравнению с 2014 годом должен увеличиться на 0,48 процента от объема реализации. Но, как выяснили специалисты финансовой службы, этот рост произойдет только за счет товаров группы «Мясопродукты», по двум же другим группам доходность реализации уменьшится (особенно резко по фруктам и овощам). Более того, в коммерческом департаменте почему-то заложили в прогноз уменьшение покупной стоимости в группе «Мясопродукты» на 2 процента от общего объема продаж, а это, учитывая инфляционные процессы, маловероятно. Следовательно, понадобится проанализировать договоры с поставщиками мясопродуктов, действующие в I квартале 2015 года. В случае если закупочные цены не соответствуют планам, их следует скорректировать по договорным ценам закупки. У остальных показателей, влияющих на валовой доход, отклонения от прошлогоднего уровня незначительны и могут быть признаны достоверными.Вывод по пункту 2.3.: это решение поможет финансовому директору своевременно найти и устранить ошибки в плане продаж, представленном коммерческой службой. Для этого понадобится убедиться в обоснованности прогнозных объемов реализации, отсутствии серьезных расхождений с динамикой продаж прошлых периодов, а также проверить отпускные цены на соответствие ценовой политике компании.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, отметим что проведённая работа (особенно, практическая часть – глава № 2) подтверждает, что контроллинг как инструмент управления предприятиемпостепенно превращается в основного поставщика информации для руководителей. Поэтому так важно для правильной постановки системы контроллинга понимать его сущность, в котором глобальное управление, реализуемое стратегическим контроллингом, дополняется более «тонким» управлением в рамках оперативного контроллинга.В работе рассмотрены функционал и инструментарий внутреннего и внешнего контроля максимально подробно, с использованием табличного представления финансовой информации. Качественно раскрыли ошибки постановки контроллинга, затем самостоятельно провели оперативный контроллинг в оптимизации затрат и плана продаж.Наша работа может быть использована для подготовки к внедрению оперативного контроллинга в компании, с учётом раскрытых нами ошибок контроллинга, которые в итоге могут сделать эту систему неэффективной. Курсовая работа пригодятся предприятиям, планирующим усовершенствовать свой управленческий учет. В наших решениях раскрыты основные ошибки постановки оперативного контроллинга, а также предложены способы их избежать. Проанализированы подробно и качественно программы по управлению затратами. Содержание работы позволит разработать эффективный план оптимизации затрат большинству предприятий. Пошаговый порядок действий при разработке плана сокращения затрат и плана продаж, примеры плана оптимизации издержек, анкеты для выявления носителей затрат – все это сильные стороны нашей работы, как и простой пошаговый алгоритм проверки плана продаж, подробные примеры с расчетами. С помощью нашей работы можно усовершенствовать процесс планирования в части касающейсявнутреннего и внешнего контроля продаж.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИБезукладова, Е.Ю. Контроллинг: учебное пособие / Е.Ю. Безукладова. - СПб.: СПбГТИ(ТУ) ИК «Синтез», 2007. – 104 с.Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 226 с.Вахрушева, О.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / О.Б. Вахрушева. - М.: Дашков и К, 2012. - 252 c.Дайле, Альбрехт. Практика контроллинга: Пер. с нем./ А. Дайле; под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 335 с.Друри Управленческий и производственный учет. Вводный курс, 5-е издание: Пер. с англ. – М.: Юнити-Дана ,2012. – 738 с.Ивашкевич В. Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу: Учеб. пособие по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит"/ В. Б. Ивашкевич. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 192 с.:Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Магистр, Инфра-М, 2011. - 576 с.Каверина О.Д. Управленческий учет: теория и практика: учебник для бакалавров / О. Д. Каверина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 488 с.Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2014. -314 с.Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юнити-дана, 2012. - 352 с.Керимов, В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / В.Э. Керимов. - М.: Дашков и К, 2012. - 484 c.Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. – M.: OOO «ТК Велби», 2010. – 424 с.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. -3-е изд.- М.: Проспект, 2014. -1104 с.Контроллинг / А.М. Карминский, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.Контроллинг: учебник для вузов по направлению 220700 "Организация и управление наукоемкими производствами", спец. 220701 "Менеджмент высоких технологий" / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова; Под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. - 2-е изд., дораб. - М.: Финансы и статистика; М.: ИНФРА-М, 2009. - 335 с.: ил.Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: Пер с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 269 с.Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика.- М.: Омега-Л, 2008. - 179сКраюхин Г.А. Управление затратами на предприятии. – СПб: Питер, 2011. – 592с.Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие – 2- е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Альфа-пресс», 2013. - 672 с.Управленческий учет: Учебник для вузов/ Е.Ю. Воронов.- М.: Юрайт,2011. – 551 с.Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга: пер. с нем. - М.: Омега-Л, 2010. – 127 с.Хан Д. Планирование и контроль: стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича – М.: Финансы и статистика, 2005 – 320 с.Шешукова Т.Г. Теория и практика контроллинга: учебное пособие для вузов / Т.Г. Шешукова, Е.Л. Гуляева.- М.: Финансы и статистика, 2011. – 173 с.Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл, Э. МакЛейни; Пер. с англ. В. Ионов. - М.: Альпина Пабл., 2012. - 648 c.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Безукладова, Е.Ю. Контроллинг: учебное пособие / Е.Ю. Безукладова. - СПб.: СПбГТИ(ТУ) ИК «Синтез», 2007. – 104 с.
2. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 226 с.
3. Вахрушева, О.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / О.Б. Вахрушева. - М.: Дашков и К, 2012. - 252 c.
4. Дайле, Альбрехт. Практика контроллинга: Пер. с нем./ А. Дайле; под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 335 с.
5. Друри Управленческий и производственный учет. Вводный курс, 5-е издание: Пер. с англ. – М.: Юнити-Дана ,2012. – 738 с.
6. Ивашкевич В. Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу: Учеб. пособие по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит"/ В. Б. Ивашкевич. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 192 с.:
7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Магистр, Инфра-М, 2011. - 576 с.
8. Каверина О.Д. Управленческий учет: теория и практика: учебник для бакалавров / О. Д. Каверина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 488 с.
9. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2014. -314 с.
10. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юнити-дана, 2012. - 352 с.
11. Керимов, В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / В.Э. Керимов. - М.: Дашков и К, 2012. - 484 c.
12. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. – M.: OOO «ТК Велби», 2010. – 424 с.
13. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. -3-е изд.- М.: Проспект, 2014. -1104 с.
14. Контроллинг / А.М. Карминский, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
15. Контроллинг: учебник для вузов по направлению 220700 "Организация и управление наукоемкими производствами", спец. 220701 "Менеджмент высоких технологий" / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова; Под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. - 2-е изд., дораб. - М.: Финансы и статистика; М.: ИНФРА-М, 2009. - 335 с.: ил.
16. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: Пер с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 269 с.
17. Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика.- М.: Омега-Л, 2008. - 179с
18. Краюхин Г.А. Управление затратами на предприятии. – СПб: Питер, 2011. – 592с.
19. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие – 2- е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Альфа-пресс», 2013. - 672 с.
20. Управленческий учет: Учебник для вузов/ Е.Ю. Воронов.- М.: Юрайт,2011. – 551 с.
21. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга: пер. с нем. - М.: Омега-Л, 2010. – 127 с.
22. Хан Д. Планирование и контроль: стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича – М.: Финансы и статистика, 2005 – 320 с.
23. Шешукова Т.Г. Теория и практика контроллинга: учебное пособие для вузов / Т.Г. Шешукова, Е.Л. Гуляева.- М.: Финансы и статистика, 2011. – 173 с.
24. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл, Э. МакЛейни; Пер. с англ. В. Ионов. - М.: Альпина Пабл., 2012. - 648 c.

Человек, внутренний и внешний мир

повышенный интерес, который проявляется в последнее время к проблемам общечеловеческим, ценностям, интересам, является естественной и закономерен Однако он ни в коей мере (не означает, что в мире реально существует "человек планетарный", вне времени и пространства, помимо конкретно-исторических общественных условий. Любая историческая эпоха, всякое национальное общество имеет свое особое социальное лицо, и человек — тоже. В конце концов, он, кстати, общественный субъект, своего рода "ансамбль" или, говоря словами К. Маркса, "продукт общественных отношений"^
Что это конкретно означает? Прежде всего то, что [человек развивается и изменяется в процессе онтогенеза и филогенеза, в ходе истории, вместе с обществом. В результате, помимо естественных индивидуальных различий отдельных людей, (оИй выступают типичными представителями общественной среды, в которой живут, или взятых в совокупности общественных отношений и связей (экономических, политических, культурных и др.). Далее, каждый человек индивидуализирует существующие общественные отношения, т. е. они находят свое специфическое преломление в его сознании и чувственно-предмет деятельности. В конце концов, человек не только объект, но и субъект общественных отношений, он способен активно влиять на них, "производить общество", делать его сферой проявления и реализации собственной сущности. Другими словами, эволюция человека — следствие эволюции общества) и одновременно в человеке следует искать причины перемен во всех общественных делах.
40

В последней ситуации необходимо подчеркнуть специально, ибо в нашей философской теории длительное время детерминация сущности человека системой общественных отношений трактовалась односторонне, в духе неотвратимого, "железного" закона, где по существу человеку не оставалось места для социального творчества. В метафизической интерпретации человек и общество ставились в такие условия, когда первый лишь выполнял роль ретранслятора второго. Формационная теория была приспособлена для схематичного объяснения, что происходит в истории смена способов производства материальных благ, хотя его главный смысл и результат —т раскрытие всемирно-исторического процесса движения человека по пути свободы, к себе, или самодвижение его сущности.)
Вдохновленный искусственные проблемы "диалектики базы и надстройки", мы упустили процессы действительной "обратной связи" человека и общества, личностное измерение любого социального явления и действия, глубоко ход развития человеческой индивидуальности, становящейся личности. Стало обычным, когда сама личность отождествлялась с индивидуализмом, чтобы выбрать между общественной природой человека .'социальному становлению личности.^