Обучение технике чтения на начальном этапе в средней школе
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 31.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы обучения технике чтения на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе 6
1.1. Основные понятия исследуемой темы 6
1.2. Особенности обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе 8
Глава 2. Обучение учащихся начальных классов технике чтения на уроках английского языка 14
2.1. Содержание обучения учащихся начальных классов технике чтения на уроках английского языка 14
2.2. Система упражнений по обучению учащихся начальной школы технике чтения 20
Заключение 32
Список литературы 34
Тип - рецептивно репродуктивное, устное.Форма исполнения - фронтальное, в группах.Инструкция: Назовизвук, которому этабуква соответствует.Наглядность - карточки с буквами.Пример 9Цель - формировать навыки установления и реализации фонемно-графемных соответствий.Тип - рецептивно репродуктивное, устно-письменное.Форма исполнения - индивидуальное.Инструкция: Напиши слово, проговаривая его.Наглядность - карточки с заданиями для письма.5. ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ НА УСТАНОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ГРАФЕМНО-ФОНЕМНЫХ СООТВЕТСТВИЙПример 10Цель - формировать навыки установления и реализации графемно-фонемных соответствий.Тип - рецептивно репродуктивное, устное.Форма исполнения - индивидуальное, фронтальное.Инструкция: Озвучь буквы: a, t, p, b, f, m, c, h, r.Наглядность - карточки с буквами.Пример 11Цель - совершенствование навыков установления графемно-фонемных соответствий.Тип - рецептивно репродуктивное, устное.Форма исполнения - фронтальное, индивидуальное.Инструкция: Прочитай слова самостоятельно вполголоса: cat, bat, rat, hat.Наглядность - карточки с заданиями для чтения.Пример 12Цель - формировать навыки установления и реализации графемно-фонемных соответствий.Тип - рецептивно репродуктивное, тренировочное, устное.Форма исполнения - фронтальная.Инструкция: Прочитай словосочетание.Наглядность - карточки с заданиями для чтения.Пример 13Цель - формировать навыки установления и реализации графемно-фонемных соответствий.Тип - рецептивное, устное.Форма исполнения - индивидуальная.Инструкция: Прочитай словосочетания и найди соответствующие рисунки.Наглядность - карточки с заданиями для чтения.Пример 14Цель - формировать навыки становления и реализации графемно-фонемных соответствий.Тип - рецептивное, устное.Форма исполнения - фронтальное, в парах.Инструкция: Прочитай предложения вместе с учителем.Наглядность - карточки с заданиями для чтения.6. ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ НА ОДНОВРЕМЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ГРАФЕМНО-ФОНЕМНЫХ И ФОНЕМНО-ГРАФЕМНЫХ СООТВЕТСТВИЙПример 15Цель - формировать навыки установления соответствий между графемами и фонемами.Тип - рецептивно репродуктивное, устно-письменное, с игровым элементом.Форма исполнения - в парах.Инструкция: Запиши слова, которые диктует твой одноклассник.Способ исполнения - на листе, который размещен на стене, записаны буквы. Один ученик из пары подходитк нему, запоминает буквы, возвращается к своему товарищу и диктует ему. Первый только читает,говорит и ходит от листа к своему товарищу, а второй - сидит и записывает. Затем ученики меняютсяролями.Наглядность - карточки с заданиями для чтения.Пример 16Цель - формировать навыки установления и реализации соответствий между графемами и фонемами.Тип - рецептивно репродуктивное, устно-письменное.Форма исполнения - в парах, индивидуально.Инструкция: Прочитай предложение, допиши нужное слово.Наглядность - карточки с заданиями для чтения.В конце экспериментального обучения учителем проводились контрольные срезы для определения уровня сформированности навыков техники чтения.В ходе исследования были выделены критерии оценки уровня сформированности навыков чтения слов, словосочетаний, предложений и групп предложений (микротекстов).Навыки чтения словоценивались по четырем критериям:критерий 1 -быстрая установка графемно-фонемных соответствий;критерий II -четкое применение правил чтения;критерий III -корректное употребление словесного ударения;критерий IV- точное понимание значения слова.В процессе тестирования ученики должны были прочитать слова и соединить эти слова с рисунками, которые иллюстрируют их значение;с помощью соединительных линий отнести к каждому слову букву, которая потерялась, прочитать слово и выполнить рисунок;прочитать пару слов и подчеркнуть слово, значение которого соответствует рисунку;прочитать строки слов, найти в каждом из них слово, которое, по определенным признакам, не относится к данной группе слов, и зачеркнуть его(oddmanout)и тому подобное.Навыки чтения словосочетанийоценивались по трем критериям:критерий 1- корректное употребление фразового ударения;критерий II -корректное употребление словесного ударения;критерий III -точное соотнесение прочитанного с его значением.В процессе тестирования ученики должны были прочитать словосочетания и обозначить рисунок, содержание которого соответствует значению прочитанного словосочетания;прочитать словосочетания и выполнить или раскрасить рисунок;пользуясь образцом, образуя, например, не менее трех словосочетаний с помощью слов в скобках (например,аapple (orange, red, blue, big, green, small)прочитать словосочетания и зачеркнуть те из них, которые не имеют смысла (например,a small elephant, a pink dog, a big lemon,aglass of breadetc.)и тому подобное.Навыки чтения предложенийоценивались по четырем критериям:критерий 1- синтагматическое членение предложения;критерий II-прогнозирование языкового материала;критерий III- корректное интонирования предложений по типу высказывания;критерий IV -точное понимание прочитанного предложения.В процессе тестирования ученики должны были прочитать предложения и определить, кому из предложенных героев могут принадлежать эти высказывания;прочитать предложение с пропущенными словам, варианты которых подаются в скобках(например,An elephant is(a bird / an animal))прочитать предложение иперевести на их родной язык и тому подобное.Количественный анализ результатов показал, что у учащихся ЭГ общий уровень успеваемости был вышечем результаты учащихся КГ.Все ученики ЭГ овладели навыками чтения и достигли высоких результатов - научились читать слова, словосочетания и предложения.В КГ только 50% учеников научились хорошо читать на английском языке, 30% учащихся достигли среднего уровня сформированности навыков чтения и 20% остались на низком уровне.Таким образом, результаты контрольных срезов показали заметную разницу знаний учащихся контрольной и экспериментальной групп, убедительно свидетельствует о положительном влиянии предложенной технологии обучения чтению и пониманию англоязычных текстов на начальном этапе.ЗаключениеДанное исследование было посвящено формированию навыков и умений механизма чтения на английском языке на начальном этапе в общеобразовательной школе.Объектом исследования был механизм чтения и понимания англоязычных текстов на начальном этапе.Предметом исследования был процесс обучения технике чтения на начальном этапе на английском языке.Навыками техники чтения выступают следующие операции: узнавание и сопоставление букв;перекодирование букв в звуки речи;перекодировка сочетаний букв в звукомоторные комплексы;узнавание зафиксированных в компетенции чтеца слов;корректное применение словесного ударения;объединение слов в наименьшие структурные отрезки - словосочетания - на основе грамматических признаков;их воспроизведение вслух и про себя по правилам употребления фразового ударения;объединение слов и словосочетаний в сложные структурные отрезки - предложения - на основе грамматических признаков;их воспроизведение вслух и про себя по правилам использования логического ударения и интонации.На основе анализа методической, психологической и лингвистической литературы по проблеме исследования была выдвинута гипотеза о том, что обучение технике чтения на начальном этапе на английском языке будет более эффективным, если в процессе работы применять такие средства обучения, как:-иллюстрацию, которая содержит художественные и графические элементы для презентации, объяснения и систематизации учебного материала;-интегративные упражнения, в которых формирование навыков техники чтения переплетается с формированием лексических и грамматических навыков устной и письменной речи.Для решения вышеуказанной проблемы и проверки гипотезы было проведено научное исследование и методический эксперимент, который включал экспериментальное обучение.Экспериментальное обучение было на протяжении 16 недель.В конце экспериментального обучения учителем проводились контрольные срезы для определения уровня сформированности навыков техники чтения.Результаты контрольных срезов показали заметную разницу знаний учащихся контрольной и экспериментальной групп, что убедительно свидетельствует о положительном влиянии предложенной технологии обучения чтению и пониманию англоязычных текстов на начальном этапе.Список литературыАртемов В. А. Психология обучения иностранным языкам: Учеб. Пособие. - М .: Просвещение, 1969. - 279 с.Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М., 1970. - 250 с.Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М., 1970. - 230 с.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка. - М .: Русский язык, 1983. - 348 с.Ветохов А. Понять каждого. (Учет возрастных психологических особенностей учащихся при обучении иностранному языку) // Иностранные языки в школе.- 2004. - №1. - С.136-144.Ветохов А.М. Пути повышения результативности обучения аудированию иноязычной речи в школе // Иностранные языки. - 2003. - № 2. - С.7-9.Вишневский А.И. Деятельность учащихся на уроке иностранного языка. - М., 1989. - 223 с.Вишневский А.И. Справочник учителя иностранного языка. - М., 1982. - 152 с.Волошан Г.М. Психолого-педагогические условия обучения младших школьников иностранному языку // Английский язык и литература. - 2003. - №13 (23) .- С.1-5Выготский Л.С. Мышление и речь / Под ред. Д.Б. Эльконина: Собр. соч. в 6 томах. - Т. 2. - М .: Педагогика, 1982. - 502 с.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.- М.: АРКТ, 2000.- 165с.Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Метод.пособие. - М .: Айрис-пресс, 2004. - 240с.Гапонова С.В. Планирование грамматического этапа урока иностранного языка в средней школе // Иностранные языки. - 1997. - № 3. - С. 6-10.Гапонова С.В. Современные методы преподавания иностранных языков за рубежом // Иностранные языки. - 1997. - № 4. - С. 24-30.Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М .: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. - М .: Прогресс, 1985. С. 217-237.Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М., Учпедгиз, 1947. - 222 с.Гуманкова А. Углубляясь в мир сказки // Иностранные языки в школе. - 2003. - №1. - С.100-103.Гурвич П. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. - Владимир, 1980. - 103 с.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985. - 160 с.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М .: Просвещение, 1991. - 222 с.Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М .: Рус. язык, 1989. - 221 с.Зимняя И.А. Психология обучения письменной речи // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 176 - 178.Зимняя И.А., Ильина Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка // Иностр. я из.в школе. - 1985. - № 4. - С. 25-30.Колкер Я.М., Устинова Е.С. Роль родного языка в обучении иностранному // Иностр. яз.в школе. - 2004. - № 2. - С. 20-28.Коломинова А.А. Содержание социо-культурного аспекта обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки. - 2004. - № 2. - С. 50-53.Конышева А.В. Современные методы обучения англ. языку // 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2005. 176с.Костева Н.Н. Лингвометодические основы обучения иностранных учащихся письменной речи. - АКД. - ЛГУ, 1989. - 16 с.Красильникова В.С., Чайникова Т.Н. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников (использование приема коллажирования) // Иностр. яз.в школе. - 1993. - № 1. - С. 11-17.Крючков Г. Гуманистический подход в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе - 2003 - № 1 - с. 6-10Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе // Иностранные языки в школе.- 2005.-№5.-С.49-57.Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М .: Просвещение, 1969. - 214 с.Лурия А.Р. Речь и мышление. - М .: Изд-во МГУ, 1975. - 120 с.Львов М.Р. Вопросы теории речевой деятельности // Иностр. яз.в школе. - 1985. - № 6. - С.83-88.Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков.- М .: Высш.школа, 1981.- 159с.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез.Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М .: Высш. школа, 1982. - 373 с.Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях: Учебник / Коллектив авторов под руководящим. С.Ю. Николаевой. - М .: Ленвит, 1999. - 32 0 с.Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях в структурно-логических схемах и таблицах: Учеб. пособие / Составители С.Ю. Николаева, С.В.Панова и др. - М .: Ленвит, 2004. - 208с. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностр. яз.в школе. - 1987. - № 6. - С.20-26.Николаева С.Ю. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в средних учебных заведениях // Иностранные языки. - 1996. - № 4. - С.14-17.Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. - М .: Просвещение, 1967. - 504 с.Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителей. - М .: Просвещение, 1988. - 224 с.Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1991. - 288 с.Ellis G., Brewster J. The Storytelling Handbook for Primary teachers, m London: Penguin Books. - В 1991, 110 p.Lado R. Language teaching. A Scientific Approach. - New York: Me Graw Hill, 1964.-104 p.Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1986. - 142 p.Richards JC, Rodgers TC Approaches and methods in language teaching: a description and analysis. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991. - 1 71
1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам: Учеб. Пособие. - М .: Просвещение, 1969. - 279 с.
2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М., 1970. - 250 с.
3. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М., 1970. - 230 с.
4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка. - М .: Русский язык, 1983. - 348 с.
5. Ветохов А. Понять каждого. (Учет возрастных психологических особенностей учащихся при обучении иностранному языку) // Иностранные языки в школе.- 2004. - №1. - С.136-144.
6. Ветохов А.М. Пути повышения результативности обучения аудированию иноязычной речи в школе // Иностранные языки. - 2003. - № 2. - С.7-9.
7. Вишневский А.И. Деятельность учащихся на уроке иностранного языка. - М., 1989. - 223 с.
8. Вишневский А.И. Справочник учителя иностранного языка. - М., 1982. - 152 с.
9. Волошан Г.М. Психолого-педагогические условия обучения младших школьников иностранному языку // Английский язык и литература. - 2003. - №13 (23) .- С.1-5
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Под ред. Д.Б. Эльконина: Собр. соч. в 6 томах. - Т. 2. - М .: Педагогика, 1982. - 502 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.- М.: АРКТ, 2000.- 165с.
12. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Метод.пособие. - М .: Айрис-пресс, 2004. - 240с.
13. Гапонова С.В. Планирование грамматического этапа урока иностранного языка в средней школе // Иностранные языки. - 1997. - № 3. - С. 6-10.
14. Гапонова С.В. Современные методы преподавания иностранных языков за рубежом // Иностранные языки. - 1997. - № 4. - С. 24-30.
15. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М .: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
16. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. - М .: Прогресс, 1985. С. 217-237.
17. Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М., Учпедгиз, 1947. - 222 с.
18. Гуманкова А. Углубляясь в мир сказки // Иностранные языки в школе. - 2003. - №1. - С.100-103.
19. Гурвич П. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. - Владимир, 1980. - 103 с.
20. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985. - 160 с.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М .: Просвещение, 1991. - 222 с.
22. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М .: Рус. язык, 1989. - 221 с.
23. Зимняя И.А. Психология обучения письменной речи // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 176 - 178.
24. Зимняя И.А., Ильина Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка // Иностр. я из. в школе. - 1985. - № 4. - С. 25-30.
25. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Роль родного языка в обучении иностранному // Иностр. яз. в школе. - 2004. - № 2. - С. 20-28.
26. Коломинова А.А. Содержание социо-культурного аспекта обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки. - 2004. - № 2. - С. 50-53.
27. Конышева А.В. Современные методы обучения англ. языку // 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2005. 176с.
28. Костева Н.Н. Лингвометодические основы обучения иностранных учащихся письменной речи. - АКД. - ЛГУ, 1989. - 16 с.
29. Красильникова В.С., Чайникова Т.Н. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников (использование приема коллажирования) // Иностр. яз. в школе. - 1993. - № 1. - С. 11-17.
30. Крючков Г. Гуманистический подход в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе - 2003 - № 1 - с. 6-10
31. Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе // Иностранные языки в школе.- 2005.-№5.-С.49-57.
32. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М .: Просвещение, 1969. - 214 с.
33. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М .: Изд-во МГУ, 1975. - 120 с.
34. Львов М.Р. Вопросы теории речевой деятельности // Иностр. яз. в школе. - 1985. - № 6. - С.83-88.
35. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков.- М .: Высш.школа, 1981.- 159с.
36. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез.Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М .: Высш. школа, 1982. - 373 с.
37. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях: Учебник / Коллектив авторов под руководящим. С.Ю. Николаевой. - М .: Ленвит, 1999. - 32 0 с.
38. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях в структурно-логических схемах и таблицах: Учеб. пособие / Составители С.Ю. Николаева, С.В.Панова и др. - М .: Ленвит, 2004. - 208с.
39. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностр. яз. в школе. - 1987. - № 6. - С.20-26.
40. Николаева С.Ю. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в средних учебных заведениях // Иностранные языки. - 1996. - № 4. - С.14-17.
41. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. - М .: Просвещение, 1967. - 504 с.
42. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителей. - М .: Просвещение, 1988. - 224 с.
43. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1991. - 288 с.
44. Ellis G., Brewster J. The Storytelling Handbook for Primary teachers, m London: Penguin Books. - В 1991, 110 p.
45. Lado R. Language teaching. A Scientific Approach. - New York: Me Graw Hill, 1964.-104 p.
46. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1986. - 142 p.
47. Richards JC, Rodgers TC Approaches and methods in language teaching: a description and analysis. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991. - 1 71
Вопрос-ответ:
Что такое техника чтения на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе?
Техника чтения на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе - это методика обучения учащихся чтению на уроках английского языка, которая включает в себя основные понятия и принципы чтения, а также специфические особенности и техники, применяемые на данном этапе обучения.
Какие основные понятия включает в себя обучение технике чтения на начальном этапе изучения иностранного языка?
Обучение технике чтения на начальном этапе изучения иностранного языка включает в себя такие основные понятия, как звукопись, чтение по слогам, чтение по словам, чтение по предложениям, чтение с пониманием основной информации и чтение с пониманием деталей.
Какие особенности имеет обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе?
Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе имеет такие особенности, как развитие навыков фонетического анализа, использование картинок и иллюстраций для визуальной поддержки, обучение чтению с компромиссом между дословным переводом и целостным пониманием, а также индивидуальный подход к каждому ученику.
Как проводится обучение учащихся начальных классов технике чтения на уроках английского языка?
Обучение учащихся начальных классов технике чтения на уроках английского языка проводится через различные упражнения и задания, которые основываются на чтении текстов, использовании словарей и учебных материалов, а также дополнительных учебных пособий. Учителя активно используют ролевые игры, групповую и индивидуальную работу, чтобы максимально развить навыки чтения учеников.
Где можно получить более подробную информацию об обучении технике чтения на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе?
Более подробную информацию об обучении технике чтения на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе можно получить из специализированных учебников и методической литературы, а также обратившись к опытным педагогам и преподавателям английского языка.
Какие основные понятия связаны с обучением технике чтения на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе?
Основными понятиями обучения технике чтения на начальном этапе являются развитие навыков чтения, формирование лексического запаса и понимание основных грамматических конструкций.
Какие особенности существуют при обучении чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в средней школе?
Особенности обучения чтению на начальном этапе включают использование адаптированных текстов, активное использование словарей и развитие умения сканировать тексты для поиска информации.
Как происходит обучение учащихся начальных классов технике чтения на уроках английского языка?
На уроках английского языка в начальных классах обучение технике чтения происходит через чтение адаптированных текстов, использование визуальных средств поддержки (иллюстрации, схемы) и активное участие учащихся в обсуждении содержания прочитанных текстов.