Морально психологическая подготовка личного состава Советской Армии в годы Великой Отчечественной войне
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 02.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. История морально-психологического обеспечения боевых действий в годы ВОВ
2. Особенности влияния на современность
Заключение
Список использованных источников
С учетом опыта Великой Отечественной основными задачами морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в ходе операции являлись:
дальнейшее укрепление морального духа войск, повышение психологической устойчивости, дисциплинированности и боевой активности личного состава;
разъяснение личному составу конкретных задач операции, наиболее целесообразных способов и методов их решения, мобилизация воинов на безусловное выполнение боевого приказа;
развитие у воинов стремления к проявлению инициативы, мужества, отваги, героизма, высокой бдительности, взаимовыручки, способности стойко переносить все тяготы и лишения в походно-полевых условиях, находчивости в сложной и опасной для жизни ситуации;
мобилизация личного состава на грамотное и умелое применение боевой техники и вооружения, максимальное использование их боевых возможностей и поражающих факторов;
пропаганда боевого опыта, популяризация воинов, проявивших героические подвиги, умело использующих боевую технику и вооружение;
своевременное представление к поощрениям и боевым наградам отличившихся солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;
забота о своевременном материально-техническом, бытовом, медицинском обеспечении войск, питании, отдыхе и здоровье личного состава;
противодействие органов военного управления информационно-психологическому воздействию на личный состав.
В зависимости от этапов операции, конкретных боевых задач и сложившейся ситуации в организацию и содержание МПО вносились коррективы и уточнения.
Опыт боевых действий в Чечне свидетельствует, что решение стоящих задач, в целом успех организации морально-психологического обеспечения в бою, ее непрерывность и эффективность обусловливались рядом факторов, а именно: правильной расстановкой офицеров-воспитателей, боевого актива на различных этапах боя; твердым и постоянным знанием поставленных боевых задач перед частью, подразделением; личным примером смелости и отваги командиров всех степеней, их умением влиять на воинов в любой обстановке; систематической постановкой задач и инструктированием всех звеньев боевого актива и офицеров воспитательных структур по вопросам организации работы с воинами; постоянной информацией о морально-психологическом состоянии, дисциплине, настроениях личного состава, проводимой МПО боевыхдействий; широкой пропагандой боевых подвигов солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в ходе боевых действий; заботой о личном составе, его питании, отдыхе, материально-техническом обеспечении, своевременном поощрении отличившихся в бою; умением командиров и офицеров воспитательных структур организовать информационно-психологическое противоборство, работу с населением. Учитывая все это, командиры частей и подразделений, их заместители по воспитательной работе постоянно находились среди личного состава. Они информировали воинов о сложившейся обстановке, доводили до них сведения о характере обороны противника, разъясняли поставленную боевую задачу, необходимость быстрейшего разоружения дудаевских формирований, путем индивидуального воздействия поднимали дух воинов.
Среди оправдавших себя форм морально-психологического обеспечения боевых действий войск важное место занимали беседы, инструктирование, советы, товарищеская взаимопомощь, проведение коротких собраний, митингов (перед боем и в освобожденных районах, населенных пунктах), обмен опытом отличившихся в боях. Широкое распространение получило ежедневное боевое информирование. Используя паузы в ходе боевых действий, офицеры подразделений в форме непродолжительных бесед непосредственно во взводах, на блокпостах, огневых позициях сообщали личному составу данные о ходе боевых действий, сведения о противнике, разъясняли полученные боевые задачи, указывали наиболее целесообразные способы их выполнения.
Таким образом, все мероприятия, проводимые командованием частей и подразделений по морально-психологическому обеспечению боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чеченской Республике с учетом опыты Великой Победы, позволили более качественно выполнять поставленные задачи.
Основными целями морально-психологической подготовки деятельности войск являются:
поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности, организованности и дисциплины, высокой боеспособности частей и соединений;
формирование у военнослужащих морально-психологического состояния, необходимого для их эффективных действий по выполнению воинского долга в мирных условиях и в боевой обстановке;
достижение морально-психологического превосходства над агрессором, способности противостоять массированному информационно-психологическому воздействию на наши войска;
максимальное снижение боевых психических потерь, создание условий для быстрой реабилитации и возвращения в строй военнослужащих, получивших боевые психические травмы.
Идеи, лежащие в основе содержания морально-психологической подготовки, вытекают из требований Конституции Российской Федерации, законов нашего государства, военной присяги. Они пронизывают собой воинские уставы, приказы и директивы министра обороны, отражаются в приказах и распоряжениях командиров и начальников.
Содержание морально-психологической подготовки отражает функционирование в ней двух важнейших направлений: формирование у военнослужащих высоких духовно-нравственных установок, формирование и поддержание у них надежной психологической устойчивости, готовности к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки. Эти два направления тесно взаимосвязаны и представляют собой единый процесс укрепления у воинов морального духа, совершенствования их морально-боевых и психологических качеств.
В современных условиях роль морально-психологической подготовки возрастает. Это обусловлено, с одной стороны, глубокими изменениями, происшедшими в духовной сфере общества и армии, необходимостью укрепления морально-психологического потенциала Вооруженных Сил РФ на нынешнем непростом этапе их строительства, а с другой - дальнейшим расширением их функций и сфер применения. Выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объективно повышает значимость морально-психологической подготовки.
Исключительное значение морально-психологических свойств и качеств войска в достижении победы признавалось всеми выдающимися мыслителями, военными теоретиками и практиками. С течением времени роль морально-психологического фактора в бою возрастала.
Особенно высока зависимость хода боевых действий от морально-психологического состояния личного состава в настоящее время в связи с применением необычных, мощных средств поражения, большими нагрузками на военнослужащих, резким изменением обстановки, решаемых задач. Все это требует от офицеров постоянной оценки морально-психологического состояния подчиненных и работы по его укреплению.
Знание личности военнослужащего, ее особенностей - важнейшее условие укрепления морального духа в коллективе. Это подтверждено всей историей Российской армии. Так, в учебном пособии «Психологические основы воспитания солдата. Очерки военной педагогики», изданном в Санкт-Петербурге в 1907 году, отмечалось: изучение личности воина, прежде всего «нравственных качеств и внутреннего миросозерцания новобранца, с которыми он является на службу, и дальнейшее наблюдение за ним - вот исходная точка воспитательной работы офицера».
В своей практической работе офицеры исходят из требований документов, регламентирующих воинскую деятельность.
В Уставе внутренней службы записано, что командиры всех степеней «в мирное и военное время отвечают за воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава». Они также обязаны «знать деловые и морально-психологические качества подчиненных».
Согласно уставу заместители командиров по воспитательной работе от полка до роты отвечают за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава и обязаны знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, реа-лизовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата в воинских коллективах, проводить индивидуальную работу с военнослужащими и докладывать командирам о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава.
Уставные обязанности и практика работы обязывают также всех офицеров лично проводить мероприятия воспитательной работы в целях изучения настроений военнослужащих.
Изучение и оценка морально-психологического состояния включают в себя два этапа: первый - сбор и обобщение данных о морально-психологическом состоянии; второй - анализ имеющихся данных, подготовка выводов, итоговая оценка состояния психики и сознания, прогнозирование их возможного изменения.
Войсковая практика подсказывает, что для сбора необходимой информации могут использоваться беседы с младшими командирами, опросы сержантов и солдат, наблюдение за конкретным воинским коллективом или военнослужащим в процессе службы, тестирование. С этой целью анализируются независимые характеристики, документальные источники, изучаются формальная и неформальная структура воинских коллективов.
Укрепление морально-психологического состояния личного состава - это процесс воздействия командиров на подчиненных в целях оказания им помощи и содействия в повышении степени нравственной стойкости, уровня психологической закалки, качества военно-профессиональной подготовки и условий военной службы. Это важное направление деятельности всех офицеров в мирное и военное время.
Укрепление морально-психологического состояния военнослужащих включает в себя организацию морально-психологической подготовки и организацию морально-психологического обеспечения деятельности войск.
Морально-психологическое состояние солдат и сержантов, в конечном счете, зависит от целенаправленной работы по его формированию. Дело это ответственное, требует от командира глубоких теоретических знаний и практического опыта.
Содержанием работы по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих непосредственно в части (подразделении) может быть: повышение психолого-педагогической компетентности офицеров; практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения; формирование у каждого воина стремления к качественному овладению своей специальностью; изучение уровня подготовки военнослужащих войск противника, их тактики действий, техники и вооружения; изучение нравов и обычаев местного населения; информирование о природно-климатических условиях региона и порядке действий личного состава в них; личный пример командиров и активистов; забота о быте военнослужащих; непрерывное руководство подчиненными, отдача четких команд и указаний, призывы к личному составу; воздействие на коллектив и личность в целях формирования привычек уставного поведения; формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической совместимости военнослужащих; формирование и активизация у воинов широких социальных мотивов деятельности; обучение применению медикаментозных средств и др.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Таким образом, морально-психологическое обеспечение деятельности войск представляет собой сложное и многогранное явление. Его следует рассматривать как систему, функционирование которой осуществляется путем взаимодействия ее различных слагаемых. С помощью этой системы достигается такое положение, когда уровень морально-психологического состояния военнослужащих наиболее полно соответствует масштабам и сложности стоящих перед ними задач и, следовательно, гарантирует достижение успеха в учебе, службе и бою.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, разгром фашистской Германии и ее военной машины продемонстрировали всему миру не только преимущества отечественных вооружения и техники, но и эффективность системы воспитательной работы на фронте и в тылу. Она с честью выдержала испытания военных лет и превзошла в итоге по действенности систему идеологической и морально-психологической подготовки армии врага. Взять все самое ценное из этого опыта, подумать, как лучше его применить в современной воспитательной работе с военнослужащими - насущная задача сегодняшнего времени.
Список использованных источников
Майоров В. Разведка уходит в ночь : [методика проведения тактико-строевого занятия по теме: «Отделение в засаде» ; по опыту минувших войн и вооруж. конфликтов] // Арм. сб. — 2012. — № 2. — C. 19—21.
Некрасов В.Ф. Аппарат ЦК КПСС в погонах и без. Некоторые вопросы обороны, госбезопасности, правоохранительной деятельности в ЦК КПСС (40-е—начало 90-х годов ХХ века) / Владимир Некрасов. — М. : Кучково поле, 2010. — 383 с.
Травников С.А., Руцкий А.Г. Некоторые проблемы защиты информации в системе управления войсками // Воен. мысль. — 2012. — № 2. — С. 24—29.
Фомин В.А. Некоторые аспекты морально-психологической подготовки воинов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Воен. мысль. — 2012. — № 2. — С. 41— 48.
Чекинов С.Г., Богданов С.А. Стратегическое сдерживание и национальная безопасность России на современном этапе // Воен. мысль. — 2012. — № 3. — С. 11—20.
Чекинов С.Г., Богданов С.А. Стратегическое сдерживание и национальная безопасность России на современном этапе // Воен. мысль. — 2012. — № 3. — С. 11—20.
Травников С.А., Руцкий А.Г. Некоторые проблемы защиты информации в системе управления войсками // Воен. мысль. — 2012. — № 2. — С. 24—29.
Майоров В. Разведка уходит в ночь : [методика проведения тактико-строевого занятия по теме: «Отделение в засаде» ; по опыту минувших войн и вооруж. конфликтов] // Арм. сб. — 2012. — № 2. — C. 19—21.
Некрасов В.Ф. Аппарат ЦК КПСС в погонах и без. Некоторые вопросы обороны, госбезопасности, правоохранительной деятельности в ЦК КПСС (40-е—начало 90-х годов ХХ века) / Владимир Некрасов. — М. : Кучково поле, 2010. — 383 с.
Фомин В.А. Некоторые аспекты морально-психологической подготовки воинов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Воен. мысль. — 2012. — № 2. — С. 41— 48.
2
4
2. Некрасов В.Ф. Аппарат ЦК КПСС в погонах и без. Некоторые вопросы обороны, госбезопасности, правоохранительной деятельности в ЦК КПСС (40-е—начало 90-х годов ХХ века) / Владимир Некрасов. — М. : Кучково поле, 2010. — 383 с.
3. Травников С.А., Руцкий А.Г. Некоторые проблемы защиты информации в системе управления войсками // Воен. мысль. — 2012. — № 2. — С. 24—29.
4. Фомин В.А. Некоторые аспекты морально-психологической подготовки воинов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Воен. мысль. — 2012. — № 2. — С. 41— 48.
5. Чекинов С.Г., Богданов С.А. Стратегическое сдерживание и национальная безопасность России на современном этапе // Воен. мысль. — 2012. — № 3. — С. 11—20.
Вопрос-ответ:
Какова история морально-психологического обеспечения боевых действий в годы Великой Отечественной войны?
История морально-психологического обеспечения вооруженных сил в годы Великой Отечественной войны включает различные меры и методы, направленные на поддержание и укрепление боевого духа, патриотической мотивации, психологической устойчивости среди личного состава. Важными элементами этой подготовки были политическая и идеологическая работа, проведение культурно-массовых мероприятий, психологическое обучение и тренировки, организация коммуникаций и связи.
Какие были особенности влияния морально-психологического обеспечения войск ВОВ на современность?
Особенности морально-психологического обеспечения войск ВОВ оказали значительное влияние на современность. Этот опыт позволил разработать и внедрить различные методы и подходы в области психологической поддержки боевых действий, а также улучшить обучение и тренировку военнослужащих. История Великой Отечественной войны продолжает быть важным источником для изучения и анализа, влияя на современную психологию и военную науку.
Какие задачи были ставлены перед морально-психологическим обеспечением боевой подготовки войск в ходе операции Великой Отечественной войны?
Одной из основных задач морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в ходе операции Великой Отечественной войны было укрепление морального духа войск. Также важными задачами были повышение психологической устойчивости, поддержание дисциплины, формирование патриотической мотивации и воинственности среди личного состава. На этапах Великой Отечественной войны эти задачи становились все более актуальными и требовали проведения соответствующих мероприятий и программ.
Как происходила морально-психологическая подготовка личного состава Советской Армии в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны морально-психологическая подготовка личного состава Советской Армии проводилась через различные методы и мероприятия. Это включало политическую работу среди войск, проведение политических лекций и бесед, организацию культурно-массовой работы, пропаганду военной победы и государственной идеологии, а также укрепление духовно-нравственной составляющей солдата. Особое внимание уделялось воспитанию патриотических чувств и пропаганде героических поступков. Все это было направлено на поднятие боевого духа, морального настроя и психологической устойчивости солдат.
Какую историю имеет морально-психологическое обеспечение боевых действий в годы Великой Отечественной войны?
Морально-психологическое обеспечение боевых действий в годы Великой Отечественной войны имеет долгую и богатую историю. Еще до начала войны Советская Армия разрабатывала систему работы с личным составом, включающую в себя как общие подходы, так и конкретные методы. Опыт боевых действий позволил постепенно совершенствовать эту систему. На протяжении всего конфликта проводились различные мероприятия по поднятию морального духа войск, воспитанию патриотических чувств и поддержанию психологической устойчивости.
Какими были основные задачи морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в годы Великой Отечественной войны?
Основными задачами морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в годы Великой Отечественной войны были укрепление морального духа войск и повышение их психологической устойчивости и дисциплинированности.
Какова была история морально-психологического обеспечения боевых действий в годы Великой Отечественной войны?
История морально-психологического обеспечения боевых действий в годы Великой Отечественной войны включала в себя разработку специальных методов и приемов работы с военнослужащими, проведение политической и идеологической работы, создание пропагандистских материалов и многое другое. Это позволяло подготовить войска к бою и повысить их боеспособность.
Какие особенности влияния морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в годы Великой Отечественной войны оказались актуальными и на современность?
Особенности влияния морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в годы Великой Отечественной войны, такие как работа с моральным духом военнослужащих, повышение их психологической устойчивости и дисциплинированности, оказались актуальными и на современность. В современных военных конфликтах также важно иметь войска с высоким уровнем морального духа и психологической устойчивости, что способствует успешной боевой подготовке и выполнению поставленных задач.
Какие методы и приемы применялись при морально-психологическом обеспечении боевой подготовки войск в годы Великой Отечественной войны?
Для обеспечения морально-психологической подготовки войск в годы Великой Отечественной войны применялись различные методы и приемы, включая политическую и идеологическую работу с военнослужащими, создание патриотической атмосферы, пропаганду побед, поддержку боевого духа, проведение воспитательных мероприятий и многое другое.
Какими были основные задачи морально-психологического обеспечения военных действий в годы Великой Отечественной войны?
Основными задачами морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в годы Великой Отечественной войны были укрепление морального духа войск и повышение психологической устойчивости и дисциплинированности солдат.