Формирование личностных универсальных учебных действий у младших подростков на уроках литературы
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 08.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Понятие универсальных учебных действий и их место в педагогическом процессе 5
2. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий 10
3. Особенности учащихся младшего подросткового возраста 19
4. Общая характеристика литературы как школьного предмета 33
5. Способы формирования личностных УУД у детей-подростков 39
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Художественная литература содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который надо эффективно использовать для формирования личностных качеств учеников, которые в сложный период роста колеблются из-за моральных(отношения с родителями, однолетками, отношение к общественным обстоятельствам, внутренние противоречия и поиски) и мировоззренческих проблем(место человека в мире, выбор жизненного пути, осознания своего призвания, общественной позиции и тому подобное). Произведения художественной литературы должны помочь школьникам в процессе личностного становления и духовных исканий. Эстетическая действительность искусства слова заключается в том, что через приобщение к прекрасному оно способно вдохновить человека на обновление и улучшение жизни, дать моральную основу для выбора жизненной позиции. Художественная литература как вид искусства утверждает высокие гуманистические ценности, на удивление важные для юного поколения. Литература способна побуждать личность к одухотворению реальности, к поиску высокого морального содержания в жизни, к осмыслению себя(через культуру) в сложном и противоречивом мире [].Принципы литературного образованияИзучение литературы в школе должно основываться на дидактических, литературоведческих и методических принципах, среди которых общепринятыми являются традиционные, а именно: научность, историзм, связь обучения и воспитания, доступность, посильность, направленность на развитие ученика, личностный характер читательской деятельности, школьный анализ и интерпретация произведения, взаимодействие искусства и действительности в эстетическом сознании ученика, коммуникативность, репрезентативность, др. []Вместе с тем современные достижения ученых и методистов, опыт практической работы учителей-словесников убеждают в эффективности распространения рядом с традиционными и новых принципов литературного образования :1) ценностного подхода(в списке текстов для изучения должны быть такие, которые отвечают возрастным особенностям современных учеников, их моральным запросам и духовно-ценностным ориентациям в определенный период развития);2) нерепрессивного сознания, толерантности, мультикультурализма(обеспечение свободы в высказываниях, мышлении и творчестве учеников, формирования свободной в своих духовных запросах личности; воспитание толерантного отношения и уважения к достижениям разных народов, людей разных рас, культур и национальностей) []; 3) канонической «золотого» фонда классической литературы как основы литературного образования(в истории русской и мировой литературы есть произведения, проверенные временем и многими поколениями, потому в процессе перестройки системы литературного образования нужно сохранить этот «золотой» фонд классики(русской и других народов мира) для изучения учениками; в курсах русской и мировой литературы стоит особенное внимание уделить тем авторам, творчество которых вошло в «золотой» фонд национальной и мировой классики, подчеркнуть значимость их достижений);4) приближение преподавания литературы в школе к реалиям и проблемам нынешнего времени(расширение для текстуального изучения произведений XX - XXI веков(до 30 - 40 %), тесно связанных с современными проблемами жизни нашего общества, отечественной истории; кроме произведений для обязательного чтения, значительную часть литературных курсов(10 - 15 %) посвятить изучению литературы родного края, которая связана с особенностями развития, культурными традициями и проблемами отдельных регионов России)[];5) имманентности(в основу литературного образования должны быть положены имманентные законы развития литературы, то есть не социологические, идеологические или какие-то другие подходы, а собственно художественные закономерности развития литературы как искусства слова; вместе с тем не следует перегружать программу литературы теоретическими понятиями, в школе стоит применять лишь основы теории литературы и пользоваться терминами-понятиями, содержание которых является общеприемлемым, ведь целью литературного образования является воспитание духовно развитой личности, а не специалиста-филолога; между отдельными теоретическими понятиями, которые используются в пределах разных предметов литературного образования, должна существовать тесная связь и следующая) [];6) изучение литературы в контексте развития культуры и искусства(литература как искусство слова является важной составляющей духовной культуры человечества, потому полностью уместно рассматривать литературные произведения в контексте общего культурного движения на определенном этапе, в связках с живописью, музыкой, кино и других видов искусства; важным для формирования мировоззрения и общей культуры учеников является рассмотрение литературных произведений не только как самоценных текстов, но и в контексте отечественной и мировой культуры, истории, искусства, философской мысли, во взаимосвязях с другими текстами и художественными явлениями; культурологический принцип обеспечивает расширение кругозора учеников, определения места литературы среди других видов искусства и в духовной культуре народа и человечества) [];7) использование знания разных языков и переводов(изучение художественной литературы в общеобразовательных заведениях России осуществляется на основании оригинальных(русских или иноязычных) текстов, а также переводов(при изучении мировой литературы); работа с художественными текстами языком оригинала способствует лучшему пониманию произведений, а также развитию речевых компетенций учеников; знание общих основ теории и практики перевода, достижений русской переводческой школы и других переводческих школ обеспечивает адекватное восприятие учениками художественных произведений не родной для них литературы); 8) компаративности(сопоставление этапов, фактов, явлений, особенностей художественных произведений русской и мировой литературы и литератур других национальностей, которые проживают в России, позволяет раскрыть общие закономерности литературного процесса и в то же время неповторимое своеобразие произведений разных народов);9) диалогизма(литературное образование актуализирует развитие связного вещания школьников, а также связки читатель - автор, читатель - герой, читатель - текст; принцип диалогизма способствует формированию читательских компетенций, умений и навыков культурного читателя, который не только овладевает содержанием художественных произведений, а умеет выразить собственное мнение относительно прочитанного, обосновать свою позицию, дать оценку персонажам и событиям произведения, передать в слове свои эмоции и чувства под воздействием чтения)[];10) целостного подхода к изучению художественных произведений(литературное произведение - произведение целостное, так же, как являются целостными произведения других видов искусств(картины, скульптуры, музыкальные произведения, кинофильмы и тому подобное); работа с фрагментами текста не дает полного представления о произведении как целостность, о единстве содержания и формы, а соответственно не может вызывать и соответствующие эмоции и чувства; в связи с этим нужно ввести к школьным программам из предметов, которые обеспечивают литературное образование, ученики смогут прочитать полностью, имея возможность усвоить их именно как произведения искусства; при заключении школьных хрестоматий следует отказаться от практики представления текстовых фрагментов с переводами содержания; только целостное художественное произведение дает возможность получить целостное эстетическое и эмоциональное впечатление, побуждать работу мысли и воображения, воспитать культурного и вдумчивого читателя)[].5. Способы формирования личностных УУД у детей-подростковЛичностные УУД являются фундаментом для построения ценностно-смысловой ориентации учеников (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях []. По отношению к учебной деятельности обычно выделяют два вида действий:действие смыслообразования, т.е. установление учениками связей между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть, между результатом учения, и тем, что пробуждает деятельность, мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о значении и смысле обучения. Кроме того, он должен уметь найти ответ на данный поставленный вопрос;действие нравственно-этической оценки усваиваемого материала, на основе социальных и личностных ценностей, которые обеспечивают личностный нравственный выбор.Личностные универсальные учебные действия отображают систему ценностных направленийучащегося, его позиционировании в мире и в окружающей социальной среде[].Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий [11:154]:участие в проектах;творческие задания;зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;самооценка события, происшествия;дневники достижений.Современному учителю целесообразно применять и вариативно использовать всевозможные технологии обучения для конструированияпроцесса обучения школьников так, чтобы развивать у каждого из учащихся интерес и стремление к учебе, а также сформировать у ребенка набор универсальных учебных действий, позволяющих ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности [].Технология проблемного диалогаТехнология проблемного диалога способна стимулировать мотивацию учения; повышать познавательный интерес; формировать самостоятельность и убеждения.На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее интересными и педагогически ценными в данном случае являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»[]. Так, например, учеников просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий.Технология продуктивного чтенияФормирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения) []. Выделяем этапы работы с текстом на уроках:до начала чтенияв процессе чтенияпосле чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором)[].Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий [].На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные), формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).Технология оценивания учебных успеховТехнология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями []. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя [].Информационно-коммуникационная технологияИспользование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.Таким образом, для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. На уроке литературы формирование ЛУУД особенно важные, поскольку данный вид УУД формирует чувствительного ко всему прекрасному индивида. Именно с помощью эмоционального, чувственного восприятия школьник осознает глубинность и замысел текста, перенимает модели поведения, интерпретирует, таким образом обогащая свой внутренний мир. Кроме того, сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.Заключение1. Обучение - сложный и многогранный процесс взаимодействия учителя и учеников, в результате чего должны развязываться такие задания: ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, методами самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивается их интеллектуальное развитие, формируется научное мировоззрение. В этом процессе стоит четко выделять ведущие функции учителя и ученика. Обучение как специфическая форма познания объективной действительности, предыдущего опыта поколений опирается на общие законы познания : от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.2. Изучение литературы в средней школе требует тонкого и осторожного отношения к искусству слова. Специфические методики изучения учебных дисциплин, которые обеспечивают литературное образование, должны основываться, прежде всего, на понимании законов словесности. Осознанию собственно художественных особенностей литературы должны способствовать и достижения современной педагогической науки. Формирование личности средствами литературы только тогда может быть осуществлено эффективно, когда не литературу будут «подтягивать»к потребностям личности, а когда ученик шаг за шагом будет идти к вершинам поэзии и прозы, когда духовный рост через приобщение к искусству станет для него важной жизненной потребностью. Литературу следует не изучать пассивно как сугубо информативный источник, а вдумчиво и постепенно познавать как искусство, которое может стать добрым спутником на всю жизнь. 3. Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Для непосредственного формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие участие в проектах, разнообразные творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие прекрасного, самооценка события, происшествия и др. Формирование ЛУУД на уроках литературы создание проблемных ситуаций, продуктивное чтение, технологию оценивания учебных успехов, разнообразные инновационные технологии.Список использованной литературыАбрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.Абрамович Г.Л. Предмет и назначение искусства и литературы / / Теория литературы Основные проблемы в историческом освещении-М, 1962-Т 1Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова — М., 2010.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Метод. Основы. — М.: Педагогика, 1977. — 254 с.Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток / Р. Байярд, Д. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа: 31.05.2013.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. -399 с.Божович Л. И. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 1995. - 210 с.Божович Л. И. Личность и ееформирование в детскомвозрасте. Психологическиеисследования / Божович Л. И. - М. : Педагогика, 1968.-464 с.Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выгодский // Собрание сочинений : в 4 т. / под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984. – т. 4.Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выгодский. – Собрание сочинений.- М., 1983. – т. 3.Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. -М» 1972.-423 с.Запорожец А. В. Избранные психологические труды в двух томах. В 2-х т. - М., 1986.Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. -М. :УРАО, 1999.-176 с.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. 570 с.Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина.- СПб.: КАРО,2014. -176с.Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.Шумилин Е. А. Психологическиеособенностиличностистаршеклассника / Шумилин Е. А. - М. : Педагогика, 1979. - 152 с.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.-М., 1995.-219 с.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.
2. Абрамович Г.Л. Предмет и назначение искусства и литературы / / Теория литературы Основные проблемы в историческом освещении-М, 1962-Т 1
3. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.
4. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова — М., 2010.
6. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Метод. Основы. — М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
7. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток / Р. Байярд, Д. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
8. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа: 31.05.2013.
9. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. -399 с.
10. Божович Л. И. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 1995. - 210 с.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования / Божович Л. И. - М. : Педагогика, 1968.-464 с.
12. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.
13. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
14. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
15. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выгодский // Собрание сочинений : в 4 т. / под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
16. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выгодский. – Собрание сочинений.- М., 1983. – т. 3.
17. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. -М» 1972.-423 с.
18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в двух томах. В 2-х т. - М., 1986.
19. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
20. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
21. Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/
22. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.
23. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. -М. :УРАО, 1999.-176 с.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.
25. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.
26. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.
27. Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. 570 с.
28. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.
29. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
30. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
31. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина.- СПб.: КАРО,2014. -176с.
32. Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.
33. Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.
35. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Шумилин Е. А. - М. : Педагогика, 1979. - 152 с.
36. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.-М., 1995.-219 с.
Вопрос-ответ:
Какие универсальные учебные действия формируются у младших подростков на уроках литературы?
У младших подростков на уроках литературы формируются такие универсальные учебные действия, как анализ текста, оценка произведения, сравнение и сопоставление текстов, их интерпретация и пересказ. Также развиваются навыки самостоятельного чтения, выделения главного и деталей в тексте, умение строить связное высказывание по прочитанному материалу.
Какое место занимают универсальные учебные действия в педагогическом процессе?
Универсальные учебные действия занимают важное место в педагогическом процессе. Они являются важным инструментом для развития личности и формирования компетенций учеников. Умения анализировать тексты, принимать решения, самостоятельно мыслить и работать с информацией являются неотъемлемой частью учебной деятельности и помогают ученикам успешно усваивать учебный материал.
Как формируются личностные универсальные учебные действия у младших подростков?
Личностные универсальные учебные действия у младших подростков формируются через активную познавательную деятельность, разнообразные задания, повышение мотивации к обучению и развитие творческого мышления. Учащимся предоставляются возможности для самостоятельного выбора литературных произведений и выражения собственного мнения о них. Также важным элементом формирования личностных УУД является обратная связь и позитивная оценка деятельности учащихся.
Какие особенности характерны для учащихся младшего подросткового возраста?
Учащиеся младшего подросткового возраста имеют свои особенности, которые нужно учитывать при формировании личностных УУД на уроках литературы. В этом возрасте дети активно развивают свои мыслительные способности, но могут быть непоседливыми и несосредоточенными. Они стремятся к самостоятельности и выражению своей индивидуальности, но могут испытывать неуверенность и сомнения в своих силах. Важно создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы ученики чувствовали себя комфортно на уроке и были готовы к активной учебной деятельности.
Какие универсальные учебные действия формируются у младших подростков на уроках литературы?
У младших подростков на уроках литературы формируются следующие универсальные учебные действия: анализ произведений, интерпретация текста, сравнение литературных произведений, выражение своего мнения, поиск информации в тексте, осмысление моральных и этических проблем, развитие критического мышления.
Какое место занимают универсальные учебные действия в педагогическом процессе?
Универсальные учебные действия занимают важное место в педагогическом процессе. Они помогают развивать у детей умение самостоятельно учиться, анализировать информацию, применять знания в разных ситуациях. Эти действия являются основой для успеха в учебе и позволяют детям развивать свои интеллектуальные и личностные способности.
Какие особенности формирования личностных универсальных учебных действий существуют?
Особенности формирования личностных универсальных учебных действий заключаются в том, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, которые нужно учитывать при их формировании. Также важно учитывать возрастные и психологические особенности детей, чтобы создать комфортные условия для их развития. Формирование личностных универсальных учебных действий должно быть системным и основываться на постепенном развитии навыков и умений.
Какие особенности характерны для учащихся младшего подросткового возраста?
Учащиеся младшего подросткового возраста обладают особыми особенностями и потребностями. Они находятся на стыке детства и юности, и их психологическое состояние и отношение к учебе могут меняться скачком. Дети этого возраста активно исследуют и осваивают мир, именно в этот период происходит формирование их ценностных ориентаций и мировоззрения. Важно учитывать эти особенности при организации уроков литературы.
Что такое универсальные учебные действия и какое место они занимают в педагогическом процессе?
Универсальные учебные действия (УУД) - это способности учеников к активной деятельности в процессе обучения. Они включают в себя такие навыки, как анализировать, сравнивать, систематизировать информацию, умение высказывать свое мнение, работать в группе и многое другое. УУД играют важную роль в педагогическом процессе, так как они способствуют формированию интеллектуальных и личностных качеств учащихся, а также развитию их творческого потенциала.
Какие есть особенности формирования личностных универсальных учебных действий?
Формирование личностных универсальных учебных действий (ЛУУД) основано на индивидуальном подходе к каждому ученику. В процессе обучения необходимо учитывать его интересы, потребности, способности и развивать его самостоятельность, ответственность, решительность и другие личностные качества. Формирование ЛУУД также связано с развитием эмоциональной сферы и этических норм учеников, а также формированием их гражданской позиции и активной жизненной позиции.
Какие особенности характерны для учащихся младшего подросткового возраста?
Учащиеся младшего подросткового возраста (10-14 лет) находятся на стыке детства и юношества, их психологические особенности требуют особого внимания со стороны педагогов. В этом возрасте ребята активно формируют свою личность, развивают свои интересы и мотивацию к обучению. Они нуждаются в поддержке и воодушевлении со стороны учителя, а также в создании условий для самостоятельной работы и творческого самовыражения. Учащиеся этого возраста сильно зависимы от своих сверстников, поэтому важно учитывать их социальные и коммуникативные потребности.