Методика развития координации у борцов вольного стиля 11-13 лет

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 61 61 страница
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 04.01.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 7
1.1. Возрастные особенности развития координационных способностей 7
1.2. Особенности тренировочного процесса юных спортсменов 11-13 лет в вольной борьбе 13
1.3 Факторы, влияющие на развитие координационных способностей юных спортсменов 11-13 лет в вольной борьбе 20
Выводы по главе 32
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 36
3.2. Методика развития координационных способностей юных спортсменов 11-13 лет 37
3.3. Результаты контрольного эксперимента и их обсуждение 42
Выводы 45
Практические рекомендации 46
Список литературы 52
Приложения 58

Фрагмент для ознакомления

Расстояние 1-2м, 6-8 раз, 1-2 серии. Мяч посылают на разную высоту.11 Трое детей стоят на одной линии. 1 и 3 передают мяч на высоте плечевого пояса учащегося, находящегося между ними. Во время полета он приседает и поворачивается на 180 ° так, чтобы в момент передачи мяч не коснулся его. Расстояние 2,5-3м, 6-8 передач, 2 серии. Мяч посылают в разном темпе.12 Три спортсмена стоят на одной линии. Первый выполняет передачу второму, он вращается вокруг и передает мяч третьему. Получив мяч от 3, он снова вращается вокруг и передает мяч первому. Расстояние 2м. 5-6 раз, 2 серии. Мяч посылают в разном темпе.13 1 -й (вратарь) стоит в 2м от стены, спиной к ней. 2 - й и 3 -й по очереди бросают мяч в стену. 1 -й, в момент броска повернувшись к стене, пытается поймать мяч, отскочивший от стены, а поймав его, передает тому кто бросал. 5-6 раз, 1-2 серии. Мяч посылают на разную высоту.14 Трое детей встают по углам воображаемого треугольника в 3 м. У каждого по мячу. По команде все начинают одновременно передавать мячи друг другу по часовой стрелке (или наоборот). 5-6 раз, 1-2 серии. Мяч посылают на уровень груди.3.3. Результаты контрольного эксперимента и их обсуждениеБыло проведено повторное тестирование. Результаты представлены в таблице 3.Таблица 3Динамика изменений результатов тестирования спортсменов №Гимнастическая скамейка, баллыСтойка скоростного спуска, сГимнастический обручОщущение времени (10с) (30с)Контрольная группадопоследопоследопоследопоследопосле18946612,82,69,49,630,630,525635,950,93,43,29,39,53130,838948,163,12,82,610,210,23030,14101113,228,22,72,510,110,131,431,15121336,651,62,92,712,411,830,630,56101110,725,72,72,59,19,627,628,277,58,525402,62,48,68,728,328,988930452,72,59,29,428,528,9Среднее8,569,5630,6945,692,832,639,799,8629,7529,88Ошибка среднего2,092,0913,8313,830,250,251,180,911,421,06Экспериментальная группадопоследопоследопоследопоследопосле9101435,358,32,62101028,929,510711295232,410,510,130,830,5116,511,535582,92,111,81083532,412121659,382,32,6210,210,130,530,1131014,532,155,132,413,211,832,531,1149,513,525,948,93,22,51512,43532,81571230,253,232,415,312,23230,71661034,157,13,22,411,510,53130,4Среднее8,5012,8135,1158,112,942,2812,1923,1431,9630,94Ошибка среднего2,152,0210,2910,290,230,212,1034,302,161,13Рис. 1 Динамика изменений результатов тестирования спортсменов Повторное тестирование развития координационных способностей у детей двух групп свидетельствует о улучшении результатов по всем показателям как в экспериментальной, так и в контрольной группах.По результатам тестов мы видим, что у спортсменов экспериментальной группы показатели значительно улучшились, что говорит про эффективность рекомендуемой методики развития координации.ВыводыВ результате проведенного исследования установлено: 94,12% специалистов по борьбе считают, что существует проблема в двигательной деятельности борцов.Также 64,71% респондентов значимость воспитания координационных способностей у юных борцов по десятибалльной шкале оценили в 10 баллов.76,48% опрошенных считают необходимостью ввести в учебно-тренировочный процесс специальную подготовку по развитию координационных способностей.Наиболее рациональным этапом для развития координационных способностей является, по мнению респондентов, этап начальной спортивной подготовки - 82,35%, остальные этапы (начальной спортивной специализации и углубленного спортивного совершенствования) является продолжением в совершенствовании координационных способностей.Воспитание координационных способностей играют важную роль в учебно-тренировочном процессе юных борцов.Выявлено, что 94, 12% тренеров акцентируют особое внимание на развитии координационных способностей у юных борцов и только 5,88% респондентов акцентируют внимание.По мнению тренеров наиболее рациональным средством для развития координационных способностей у юных борцов есть подвижные игры (88,23%).Повторное тестирование развития координационных способностей у детей двух групп свидетельствует о улучшении результатов по всем показателям как в экспериментальной, так и в контрольной группах. По результатам тестов мы видим, что у спортсменов экспериментальной группы показатели значительно улучшились, что говорит про эффективность рекомендуемой методики развития координации.Практические рекомендацииВ качестве средств развития КС можно использовать различные двигательные действия (физические упражнения), если они отвечают следующим требованиям:•связаны с преодолением координационных трудностей;•требуют от исполнителя правильности, скорости, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий;•являются новыми и необычными для исполнителя;•хотя и являются привычными, но выполняются при изменении самих движений и двигательных действий или условий.Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, называются координационными.Координационные упражнения должны выполнять такие функции:1.Базовая функция - формирование фундаментальных координационных способностей в период их ускоренного развития с целью создания широкого координационного базиса для дальнейшего двигательного совершенствования.2.Подготовительная функция - формирование и совершенствование координационных способностей, соответствующих каждому из этапов двигательного обучения с помощью специально подготовительных упражнений.3.Функция стабилизации, то есть совершенствование координационных способностей в фазе стабилизации двигательного обучения с помощью варьирования навыков.4.Развивающая функция - улучшение возможностей усовершенствования координационных способностей с помощью специфического содержания того или иного вида спорта.5.Функция гармонизации, предусматривающий одновременное совершенствование координационных способностей.Предлагаем комплекс методических приемов для совершенствования координационных способностей разбить на две группы:1.Изменение способа выполнения упражнения: направления движения, силовых усилий, темпа движений, объема движений, ритма движений, исходного и конечного положения, зеркальное выполнение упражнения.2.Изменение условий выполнения движения при сохранении его образа: условия, которые постоянно меняются, постоянная смена упражнений, предварительная нагрузка;предварительное раздражение вестибулярного аппарата, дополнительные задания во время выполнения упражнения, комбинирования с другими упражнениями.Упражнения на развитие координационных способностей требуют повышенного внимания и точности движений.Несмотря на это, их целесообразно применять в первой половине занятия, когда спортсмен еще внимательный и собранный.Не следует их выполнять в большом количестве и длительными сериями: такие упражнения быстро утомляют нервную систему и перестают производить тренировочный эффект.Наиболее широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют общеподготовительные упражнения, одновременно охватывающие основные группы мышц.Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в условиях, которые постоянно изменяются при различных положениях тела и его частей, элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и т.п.), упражнения в равновесии.Для совершенствования способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность, внезапно менять обстановку высокоэффективным средством являются подвижные и спортивные игры, кросс и передвижения на лыжах по пересеченной местности.Наряду с повышением общего уровня координационного подготовленности у юных борцов целесообразно развивать те КС, которые позволят добиваться высоких спортивных результатов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.Наиболее значимыми КС для борьбы есть такие способности: к реагированию (позволяют быстро и точно выполнять целостное, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем)), дифференциации параметров движений (обусловливают высокую точность и экономичность пространственных (амплитуда движения в суставах), силовых (состояние тонуса в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство времени выполнения) характеристик движений, ориентации (точное определение, своевременная смена положения тела и осуществления движения в нужном направлении), согласования (сочетание отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации).Воспитание КС у юных борцов, прежде всего, связано с симметричностью движений правой и левой руки, равномерностью усилий.По мере спортивного совершенствования производятся тонкие дифференцировки в мышечных ощущениях, достигается их точность и экономичность.Сложная структура действий выдвигает требования к совершенствованию и вариативности двигательных навыков спортсмена, которые зависят от уровня его координационного подготовленности.Одним из факторов оптимизации обучения и совершенствования техники является применение оптимальных утяжелений движения, которые способствуют выработке межмышечной координации, необходимой для рациональной организации динамических акцентов координационной структуры движений.Полученные им экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что применение метода дополнительной мобилизации анализаторов при оптимально подобранном весе отягощений позволяет ускорить процесс обучения и совершенствования техники.Одним из главных проявлений координационных способностей является способность к произвольному расслаблению мышц. Для развития КС спортсменов в научной и методической литературе предлагается целый ряд методов и методических приемов.Одними из первых методов следует назвать традиционные практические методы: метод обучения двигательным действиям в целом, который используется во время многократного повторения упражнений, несложных по своей координационной структуре, и метод обучения двигательным действиям по частям, что применяется в изучении упражнений, сложных по своей структуре.Во время разучивания упражнения по частям и в целом используется метод подводящих упражнений.Такие упражнения по своей структуре соответствуют двигательным действиям или их отдельным элементам.Для развития координационных способностей учащихся и юных спортсменов особое значение следует придавать игровому и соревновательному методам для совершенствования всех видов координационных способностей.Использование этих методов положительно влияет на эмоциональность занятий и комплексное развитие координационных способностей.В течение учебно-тренировочного процесса игры следует разнообразить и постепенно усложнять, все действия юных спортсменов при этом регламентируются определенными правилами, что также постепенно усложняются. На одном занятии детям следует предлагать 2-4 подвижные игры или эстафеты, в зависимости от задачи конкретного тренировочного занятия.Совершенствуя координационные способности, соревнования и игры проводятся в упрощенных и осложненных условиях.Упрощенные условия: уменьшение продолжительности работы, упрощения техники выполнения упражнений, использование облегченных приборов. Осложненные условия: спортивные и подвижные игры на площадках уменьшенных размеров и с большим количеством игроков, дополнительные утяжеления.Одним из самых действенных методов развития различных видов координационных способностей является метод круговой тренировки. Комплекс должен состоять из 4-6 упражнений, которые влияют на развитие различных координационных способностей.Тренировочное задание состоит из 2-4-разового повторения определенного комплекса за точно определенное время.При этом в одном случае 2-4 раза выполняется одно упражнение, а затем в том же режиме 2-е, 3-е и т. д., А во втором случае на каждой станции выполняется один подход.В таком варианте весь комплекс (все станции) повторялся несколько раз, в зависимости от задачи конкретного занятия.Средствами при круговом тренировке должны быть хорошо усвоенные координационные упражнения.Тот же комплекс упражнений рекомендуется применять в течение 4-6 недель при жестком соблюдении принципа прогрессирующей нагрузки.Итак, методами развития координационных способностей борцов являются:1.Метод осложнения ранее усвоенных упражнений.Осложнения достигаются изменениями исходных положений, включением дополнительных движений.2.Метод двустороннего усвоения упражнений.Предлагается выполнение упражнений в левую и правую стороны, левой и правой рукой, ногой и т.3.Изменение, усиление противодействия спортсменов в парных и групповых упражнениях.4.Изменение пространственных границ.В знакомых упражнениях и играх меняются пределы площадки, длина дистанции, количество игроков.5.Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т.д.).6.Упражнения на переключение в технических приемах и тактических действиях.Другим направлением развития КС юных спортсменов является использование физических упражнений для совершенствования элементов сенсомоторики и идеомоторика.Идеомоторный компонент развивают путем подбора средств в соответствии с теоретическими положениями о программируемой и регуляторной его функциями, которые обеспечиваются символическим, образным и действенным мышлением. Влияние на Идеомоторный компонент КС осуществляется через выполнение двигательных действий и упражнений по словесному описанию тренера, зеркальное выполнение упражнений, выполнение знакомых движений в незнакомых сочетаниях, выполнение известных технических приемов в необычных и незнакомых (осложненных) условиях (изменение места проведения занятий), использование упражнений и подвижных игр для тренировки произвольного внимания, развития двигательной памяти.Применение элементов идеомоторной тренировки - еще один путь воздействия на Идеомоторный компонент механизма КС юных борцов.«Прокрутка» мысленно, визуальное воспроизведение движений способствует возникновению тех физиологических процессов, которые характерны для реального исполнения, но с меньшей интенсивностью.Стабилизаторами хранения и устойчивости точных зон параметров психомоторики у спортсменов есть механизмы идеомоторного тренинга.Идеомоторная тренировка предусматривает воссоздание мысленно движений в точном соответствии с основными характеристиками технических элементов, концентрировании внимания на выполнении конкретных элементов действий.При этом обращают внимание на общие параметры двигательного действия - основные положения, траекторию, темп и ритм движений, максимальную активность одних мышечных групп при максимальном расслаблении других, последовательность движений, технику отдельных элементов двигательного действия.К тому же применение элементов идеомоторной тренировки способствует развитию способности к произвольному расслаблению мышц.Сенсомоторный компонент КС юных борцов развивают с учетом регуляторной и компесанторнои функции сенсорных реакций и сенсомоторных координации путем подбора упражнений, способствующих активизации функционального состояния сенсорных систем, каналов как внешнего (зрительная, слуховая, тактильная), так и внутреннего (вестибулярная, проприоцептивная) обратной связи и ускорению перехода на программный, более совершенный механизм управления движениями, путем целенаправленного воздействия на такие функции сенсорных систем: кинестетическую чувствительность, точность глазомера, вестибулярную устойчивость и тактильную чувствительность.Список литературыБелов А. С. Сравнительная оценка факторов, определяющих точность движений спортсменов в специальных заданиях и экспериментальное обоснование методики их совершенствования. Автореферат, М.,1972Авдеев Ю.В., Воробьев В.А., Тараканов Б.И. Структура и динамика спортивно-технических показателей соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов-юниоров вольного стиля // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры и докторантуры. - Вып. 13. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - С. 92-103.Алиханов И. И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. - [2-е изд. перераб., дополн.]. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 304 с.Алиханов И.И. Биомеханические основы техники спортивной борьбы // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 12. - С. 8-10.Бальсевич В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - М., 2008. - № 5. - С. 57-62.Бекетов В.А. На ковре—юные борцы. - К.: Здоровья, 1990. - 160 с.Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.Бойко В. Ф. Физическая подготовка борцов / В. Ф. Бойко, Г. В. Данько. - Киев : Олимп. лит., 2004. - 224 с.Бойченко С. Д. Теоретические и методические основы специализированной подготовки в единоборствах на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физ. воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физ. культуры” / С. Д. Бойченко. - Минск, 1993. - 70 с.Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев.: Здоровье, 2009. - 232 сВолков В.Л. Вольная борьба: комплексная оценка базовой подготовленности. Состояние здоровья, физическая подготовленность, функциональные возможности, психофизиологическое состояние. - К.: Нора-принт, 2000. - 64 с.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Волков Л. В. - М : Олимп. лит., 2002. - 296 с.Воробьев В. А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / В. А. Воробьев - СПб., 2011. - 51 с.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - 3-є изд. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.Келлер В. С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов: [ учеб. пособие. для ИФК ] / С. Келлер, В. Н. Платонов. - Л.: УСА, 1992. - 283 с.Кожарский В., Сорокин Н. Техника классической борьбы: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1972, 271 с.Козетов И. И. Формирование оптимальной структуры координационных способностей у школьников 7-9 лет: Автореферат дисс. канд.. наук по физ. восп. и спорта: 24.00.02. - М., 2001Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности / Д. Л. Костилл. - К., 1997. - 160 с.Крючков А. С. Конституционально-ориентированная технология физического воспитания мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет на предварительном этапе в дзюдо : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / А. С. Крючков. - М., 2009. - 24 с.Латышев С. Борьба в партере. Научно-методические основы совершенствования специальной силовой подготовки в партере борцов вольного стиля: Метод. рекомендации - Донецк: ДГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2003. - 60 с.Лях В. Развитие координационных способностей в школьном возрасте / Лях В. / / Физкультура в школе . - 2007 . - № 5 . - С. 25-28 ., Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 1. - С. 48-50Лях В.И. Координационно - двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 50-60.Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11. - С. 17-20Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодёжи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна. //Теория и практика физической культуры 1996, № 11 с. 20-25.Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях. - Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 44-46Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты DOCX: [учебник для ин-тов физ. культуры] / Л. П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991, с.543Матовая М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека / М. А. Матовая / / Вопросы психологии. - 1987. - 180 сМиндиашвили Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С- ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1996. - 35 с.Миндиашвили Д.Г., Подливаев Б.А. Вольная борьба. История, события, люди. Монография.М.: Советский спорт, 2007. - 360 с.Набатникова М. Я. Основы подготовки юных спортсменов / Набатникова М. Я. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 277 с.Назаренко Л. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, № 2 с. 4-9.Нелюбин В.В., Карелин А.А. Этапные изменения правил соревнований и их влияние на различные методические аспекты подготовки борцов // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры. - Вып. 11. - С Пб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - С. 142-146.Никитушкин В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : [монография] / Никитушкин В. Г. - М. : Физ. культура, 2010. - 240 с.Платонов В. Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования : учеб . пособие . / В. Платонов , М. М. Булатова . - М. , 2002Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов // Общая теория и ее практические приложения. - Киев : Олимп. лит., - 2004. - 808 с.Платонов В.Н., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - К.: Олимпийская литература, 1995. - 320 с.Приймаков А.А., Коленков А.В., Данько Т.Г., Осипенко А.А. Текущий и оперативный контроль функциональной подготовленности борцов высшей квалификации на предсоревновательном этапе подготовки // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство: Материалы международной электронной научной конференции. - X.: ХГАДИ, 2005. - С. 274-278.Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.П. Купцова. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 424 с.Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.Туманян Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Ч. 3. Кн. 12. Система упражнений / Г. С. Туманян, В. В. Г ожин. - М. : Сов. спорт, 2001. - 80 с.Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Кн. 3:Методика подготовки: Учебное пособие: В 4 кн. - М.: Советский спорт, 1998. - 398 с.Тупеев Ю. В. Повышение эффективности процесса обучения базовой технике двигательных действий борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки с использованием компьютерных технологий / Ю. В. Тупеев, В. Ф. Бойко - Х. : ХХПІ, 2010. - № 8. - С. 96-100.Угольникова О.А. Содержание физической и функциональной подготовки женщин борцов вольного стиля в годичном тренировочном цикле: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С- Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2004. - 23 с.Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта : учеб. пособ. для ин-тов и техникумов физ. культуры / Филин В. П. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: 2-е издание, исправленное и дополненное / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: АСАDEMA, 2003. - 251 с.Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 сЧочарай З.Ю. Техническая подготовка в единоборствах: Учебное пособие. - М.: Европейский университет, 2003. - 216 с.Шарипов А.Ф., Малков О. Б. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах: Монография.- М.:”Физкультура и Спорт”, 2007. - 218с.Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. - М.: Высшая школа, 1997. - 189 с.ПриложенияПриложение 1Режим работы, наполняемость учебных групп по вольной борьбе (мужчины) и требования к спортивной подготовленности учащихся ДЮСШ, СДЮШР и ШВСМГодобучениеВозрастспортсменов,летКоличествоТребования к спортивной подготовленностиучащихся в группеучебных часов в неделюГруппа начальной подготовки1-й10-12126Выполнение контрольных нормативовБолее 1 года108Группы предварительной базовой подготовки1-й12-16812II юн. разряд2-й814I юн. разряд3-й618III разрядБолее 3 лет620II разрядГруппы специализированной базовой подготовки1-й16-19624I разряд2-й626I разряд - 50% КМСБолее 2 лет528КМС - 50% МСГруппы подготовки к высшим достижениямВесь срок19 и старше432МСПриложение 2Таблица 2Основные характеристики структуры многолетней подготовки юных борцов (от 7-8 до 17-18 лет) [8]ЭтапподготовкиВозраст,летЦелевые установки и основная направленность тренировочного процессаОсновные средства подготовкиОсновныеметодытренировкиОбъемнагрузокч / годПредварительнойспортивнойподготовкиОт 7-8 до 9-10Укрепление здоровья тех, кто занимается; гармоничное развитие всех органов и систем организма; воспитание трудолюбия и интереса к занятиям борьбой; обеспечение всесторонней физической подготовленности; овладение основами техники различных физических упражненийОбщеразвивающие и гимнастические упражнения, подвижные игры, эстафеты, бег, прыжки, метания, элементарные формы борьбыРавномерный;игровой;повторныйОт 156 до 208НачальнойспортивнойспециализацииОт 10-11 до 12-13Обеспечение всесторонней общей и специальной физической подготовленности юных борцов; овладение основами техники и тактики выбранного вида борьбы; приобретение соревновательного опыта; создание предпосылок для углубленной специализированной подготовки в избранном виде борьбыОбщеразвивающие и акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, спортивные и подвижные игры, эстафеты, элементарные формы борьбы, соревновательные упражненияРавномерный;игровой;повторный;соревновательный;сменныйОт 312 до 468Углубленной тренировки в избранном виде борьбыОт 13-14 до 17-18Обеспечение общей и специальной физической подготовленности с преимущественным развитием важнейших для выбранного вида борьбы физических качеств; усовершенствования в технике и тактике борьбы, развитие волевых и нравственных качеств личности юных борцов; способных переносить большие психические и физические нагрузки в процессе тренировочной и соревнования деятельности; комплексное совершенствование различных аспектов подготовленности юных борцовАкробатические и гимнастические упражнения, упражнения с отягощениями, на тренажерах, спортивные игры, кроссовая подготовка, специально-подготовительные упражнения, соревновательные упражнения, тренировочные и контрольные поединкиПовторный;интервальный;соревновательный;равномерный;переменный;игровой;От 624 до 1248

1. Белов А. С. Сравнительная оценка факторов, определяющих точность движений спортсменов в специальных заданиях и экспериментальное обоснование методики их совершенствования. Автореферат, М.,1972
2. Авдеев Ю.В., Воробьев В.А., Тараканов Б.И. Структура и динамика спортивно-технических показателей соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов-юниоров вольного стиля // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры и докторантуры. - Вып. 13. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - С. 92-103.
3. Алиханов И. И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. - [2-е изд. перераб., дополн.]. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 304 с.
4. Алиханов И.И. Биомеханические основы техники спортивной борьбы // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 12. - С. 8-10.
5. Бальсевич В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - М., 2008. - № 5. - С. 57-62.
6. Бекетов В.А. На ковре—юные борцы. - К.: Здоровья, 1990. - 160 с.
7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
8. Бойко В. Ф. Физическая подготовка борцов / В. Ф. Бойко, Г. В. Данько. - Киев : Олимп. лит., 2004. - 224 с.
9. Бойченко С. Д. Теоретические и методические основы специализированной подготовки в единоборствах на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физ. воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физ. культуры” / С. Д. Бойченко. - Минск, 1993. - 70 с.
10. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев.: Здоровье, 2009. - 232 с
11. Волков В.Л. Вольная борьба: комплексная оценка базовой подготовленности. Состояние здоровья, физическая подготовленность, функциональные возможности, психофизиологическое состояние. - К.: Нора-принт, 2000. - 64 с.
12. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Волков Л. В. - М : Олимп. лит., 2002. - 296 с.
13. Воробьев В. А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / В. А. Воробьев - СПб., 2011. - 51 с.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - 3-є изд. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.
15. Келлер В. С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов: [ учеб. пособие. для ИФК ] / С. Келлер, В. Н. Платонов. - Л.: УСА, 1992. - 283 с.
16. Кожарский В., Сорокин Н. Техника классической борьбы: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1972, 271 с.
17. Козетов И. И. Формирование оптимальной структуры координационных способностей у школьников 7-9 лет: Автореферат дисс. канд.. наук по физ. восп. и спорта: 24.00.02. - М., 2001
18. Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности / Д. Л. Костилл. - К., 1997. - 160 с.
19. Крючков А. С. Конституционально-ориентированная технология физического воспитания мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет на предварительном этапе в дзюдо : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры” / А. С. Крючков. - М., 2009. - 24 с.
20. Латышев С. Борьба в партере. Научно-методические основы совершенствования специальной силовой подготовки в партере борцов вольного стиля: Метод. рекомендации - Донецк: ДГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2003. - 60 с.
21. Лях В. Развитие координационных способностей в школьном возрасте / Лях В. / / Физкультура в школе . - 2007 . - № 5 . - С. 25-28 .,
22. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 1. - С. 48-50
23. Лях В.И. Координационно - двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 50-60.
24. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11. - С. 17-20
25. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодёжи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна. //Теория и практика физической культуры 1996, № 11 с. 20-25.
26. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях. - Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 44-46
27. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты DOCX: [учебник для ин-тов физ. культуры] / Л. П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991, с.543
29. Матовая М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека / М. А. Матовая / / Вопросы психологии. - 1987. - 180 с
30. Миндиашвили Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С- ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1996. - 35 с.
31. Миндиашвили Д.Г., Подливаев Б.А. Вольная борьба. История, события, люди. Монография.М.: Советский спорт, 2007. - 360 с.
32. Набатникова М. Я. Основы подготовки юных спортсменов / Набатникова М. Я. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 277 с.
33. Назаренко Л. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, № 2 с. 4-9.
34. Нелюбин В.В., Карелин А.А. Этапные изменения правил соревнований и их влияние на различные методические аспекты подготовки борцов // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры. - Вып. 11. - С Пб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - С. 142-146.
35. Никитушкин В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : [монография] / Никитушкин В. Г. - М. : Физ. культура, 2010. - 240 с.
36. Платонов В. Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования : учеб . пособие . / В. Платонов , М. М. Булатова . - М. , 2002
37. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов // Общая теория и ее практические приложения. - Киев : Олимп. лит., - 2004. - 808 с.
38. Платонов В.Н., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - К.: Олимпийская литература, 1995. - 320 с.
39. Приймаков А.А., Коленков А.В., Данько Т.Г., Осипенко А.А. Текущий и оперативный контроль функциональной подготовленности борцов высшей квалификации на предсоревновательном этапе подготовки // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство: Материалы международной электронной научной конференции. - X.: ХГАДИ, 2005. - С. 274-278.
40. Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.П. Купцова. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 424 с.
41. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
42. Туманян Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Ч. 3. Кн. 12. Система упражнений / Г. С. Туманян, В. В. Г ожин. - М. : Сов. спорт, 2001. - 80 с.
43. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Кн. 3:Методика подготовки: Учебное пособие: В 4 кн. - М.: Советский спорт, 1998. - 398 с.
44. Тупеев Ю. В. Повышение эффективности процесса обучения базовой технике двигательных действий борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки с использованием компьютерных технологий / Ю. В. Тупеев, В. Ф. Бойко - Х. : ХХПІ, 2010. - № 8. - С. 96-100.
45. Угольникова О.А. Содержание физической и функциональной подготовки женщин борцов вольного стиля в годичном тренировочном цикле: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С- Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2004. - 23 с.
46. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта : учеб. пособ. для ин-тов и техникумов физ. культуры / Филин В. П. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
47. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: 2-е издание, исправленное и дополненное / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: АСАDEMA, 2003. - 251 с.
48. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с
49. Чочарай З.Ю. Техническая подготовка в единоборствах: Учебное пособие. - М.: Европейский университет, 2003. - 216 с.
50. Шарипов А.Ф., Малков О. Б. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах: Монография.- М.:”Физкультура и Спорт”, 2007. - 218с.
51. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. - М.: Высшая школа, 1997. - 189 с.

Вопрос-ответ:

Какие возрастные особенности влияют на развитие координационных способностей у юных спортсменов в вольной борьбе?

В возрасте 11-13 лет происходит активное развитие координационных способностей у детей. Их нервная система становится более сформированной, появляется большая моторная активность и улучшается осознание собственного тела. Влияет также период полового созревания, который может вести к неравномерному развитию физических и координационных способностей.

Какие особенности тренировочного процесса у юных спортсменов в вольной борьбе в возрасте 11-13 лет?

Тренировочный процесс для юных спортсменов в вольной борьбе в этом возрасте должен быть направлен на развитие координационных способностей. Это включает в себя выполнение специальных упражнений для тренировки равновесия, гибкости и взаимодействия мышц и суставов. Также важно использовать игровые элементы и соревнования для развития тактической и технической координации.

Какие факторы оказывают влияние на развитие координационных способностей у юных спортсменов в вольной борьбе в возрасте 11-13 лет?

На развитие координационных способностей у детей в вольной борьбе в этом возрасте влияют различные факторы. В первую очередь это генетические предпосылки. Также важным является систематичная и правильная тренировка, соответствующая возрастным и физиологическим особенностям спортсменов. Другие факторы, такие как питание, отдых и мотивация, также могут оказывать влияние на развитие координационных способностей.

Какие методы исследования были использованы в данном исследовании?

Для исследования развития координации у юных спортсменов в вольной борьбе были использованы различные методы. Одним из них было наблюдение за тренировками и соревнованиями детей. Также были проведены тесты на координацию, включающие выполнение определенных физических упражнений. Исследование также включало беседы с тренерами и анализ соответствующей литературы.

Какие возрастные особенности развития координационных способностей у юных спортсменов?

Возрастные особенности развития координационных способностей у юных спортсменов в вольной борьбе связаны с ростом и развитием организма, формированием нервной системы и мышц. В этом возрасте ребенок активно развивает свои координационные способности, осваивает базовые движения и навыки, необходимые для успешной практики борьбы.

Какие особенности тренировочного процесса у юных спортсменов в вольной борьбе?

Тренировочный процесс у юных спортсменов в вольной борьбе должен учитывать их возрастные особенности и нервно-мышечное развитие. Тренировки должны быть построены с учетом разнообразных упражнений, направленных на развитие координации движений и укрепление мышц. Также важно обеспечить регулярные отдыхи и восстановление организма после тренировок.

Какие факторы влияют на развитие координационных способностей у юных спортсменов в вольной борьбе?

На развитие координационных способностей юных спортсменов в вольной борьбе влияют различные факторы. Это генетическая предрасположенность, регулярность тренировок, правильное питание, наличие квалифицированных тренеров и подходящего спортивного оборудования. Также важно учитывать психологическую составляющую и мотивацию спортсмена.

Какие методы и организация исследования использовались в данном исследовании?

В данном исследовании были использованы методы анализа литературных источников, изучение педагогического опыта, наблюдение и анкетирование спортсменов и тренеров. Исследование было организовано с участием группы юных спортсменов в вольной борьбе в возрасте 11-13 лет.

Какие выводы были сделаны по данной главе?

В данной главе были сделаны следующие выводы: возрастные особенности влияют на развитие координационных способностей у юных борцов, тренировочный процесс должен быть адаптирован к возрасту спортсменов, на развитие координации влияют различные факторы, для исследования использовались различные методы и организация исследования проводилась с участием группы юных спортсменов в вольной борьбе.

Какие возрастные особенности влияют на развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля?

В возрасте от 11 до 13 лет у детей происходит активное развитие центральной нервной системы, что способствует более высокому уровню координации движений. Также в этом возрасте можно формировать основы координационных навыков, что позволяет развивать их эффективно и быстро.