Вопрос существования общественного мнения через призму идеологии как жизненного опыта

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социология общая
  • 11 11 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 13.01.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Динамичное, направляемое и хаотичное информационное воздействие виртуальной реальности на идеологию и индивидуальное сознание ведёт к тому, что оно начинает жить в значительной степени не в реальном мире, а в мире информационных фантомов. Даже повседневную, привычную и неопровержимую реальность, с которой оно сталкивается на каждом шагу, индивидуальное сознание начинает оценивать уже исходя в основном из опыта и системы ценностей, получаемых не от своего непосредственного окружения и личного опыта, но от комплекса существующих в обществе информационных технологий, в первую очередь средств массовой информации.
По сути дела, мифы по-прежнему, как и 200 и более лет назад продолжают и позволяют управлять формированием общественного мнения через призму идеологии как жизненного опыта, создавая и поддерживая у обывателя иллюзию самостоятельности. Когда он начинает задумываться над происходящим, выясняется, что у него есть своё мнение практически по всем вопросам, правда, на поверку оно часто оказывается инкорпорированным мнением других людей (авторитетных личностей, лидеров мнений и т.д.). Этот феномен Э. Фромм назвал псевдомышлением. Кроме того, новые рациональные знания, для того чтобы включиться в коллективную память общества, в т.н. общественное мнение должны быть трансформированы в зрительно узнаваемые цельные образы. Таким образом, расцвет рационализма ещё более усиливает потребность в мифе – социальном, национальном, политическом. А вопрос существования общественного мнения через призму идеологии как жизненного опыта остаётся, и всегда будет оставаться актуальным.
Часто (даже почти всегда) мы не имеем возможности судить об истинности-ложности данных о том или ином событии, полученных из СМИ или из уст знакомых, в силу отсутствия у нас всей полноты информации. Более того: в ходе продолжающейся информационной революции человек, живя по-прежнему в физическом мире, всё в большей степени воспринимает мир информационный и, следовательно, утрачивает критерий истины. А будучи лишены объективного критерия различения правды и лжи, мы можем только верить либо не верить в эту истинность/ложность. Именно по причине недостатка информации (не как некого факта с наперёд заданной оценкой, а как первичных данных – объекта интерпретации) мы вынуждены достраивать картину мира за счёт услужливо предложенных нам – нашим собственным воображением либо кем-то другим – мифологем. Так что общественное мнение складывается через призму идеологии как жизненного опыта.

Список источников и литературы
Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1989.- 616 с.
Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики. – М., 1993. – С.125-189.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. – М., 2005. – 356 с.
Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 399 с.
Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. - СПб.: Питер, 2007. – 288 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt (дата обращения 08.12.2015).
Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001. – 286 с.
Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. - М., 1991. - С.110-149.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.33. – С.215.
Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С.63-75.
Петухова С. Аудитория Интернета: вчера, сегодня, завтра… [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/fom-media/ss-15387281
Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/09.htm (дата обращения 08.12.2015).
Фархитдинова О. М. Комплекс виртуального человека (к проблеме социально-психологических характеристик личности эпохи компьютерных технологий) // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы. Т. 1. – Екатеринбург, 2002. - С. 240-249.
Фомичева И.Д. Современный капитал в поле СМИ // Медиаскоп. – 2015. - № 1. - С.7-13.
Хайдеггер М. Ницше и пустота. – М., 2006. – 322 с.
Цуладзе А. С. Политическая мифология. М., 2003. – 329 с.
Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_1093.html
Шелонаев С.И. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиа-агентов // Общество. Среда. Развитие. – 2011. - № 4. – С.81-90.
Эко У. Отсутствующая структура, Введение в семиологию. – СПб.: Петрополис, 1998. – 432 с.

Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики. – М., 1993. – С.125.
См.: Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С.29.
Weber M. Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World. — Pine Forge Press. 2004. — P. 172–176.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. – М., 2005. – С.56.
Бурдье П. Общественное мнение не существует // Там же.
Там же. - С.173.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. – М., 2005. – С.222.
Там же.
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.33. – С.215.
См.: Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/09.htm (дата обращения 08.12.2015).
Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt (дата обращения 08.12.2015).
Хайдеггер М. Ницше и пустота. – М., 2006. - С.277.
См.: Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. - СПб.: Питер, 2007; Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С.63-75.
См.: Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995. - С.103.
Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. – URL: http://scepsis.net/library/id_1093.html
Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. – URL: http://scepsis.net/library/id_1093.html
См. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1989.- 616 с. - С.69.
См.: Барт Р. Указ.соч. - С.91.
Барт Р. Указ.соч. - С.95.
См.: Барт Р. Указ соч. С.99-112.
Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001. - С.186.
См.: Барт Р. Указ. соч. - С.18.
Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. - М., 1991. - С.117.
См.: Барт Р. Указ.соч. - С.116 – 126.
См.: Эко У. Отсутствующая структура, Введение в семиологию. – СПб.: Петрополис, 1998. – 432 с. – С.108.
Там же. – С.56.
См.: Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики. – М., 1993. – С.55-56.
См.: Фомичева И.Д. Современный капитал в поле СМИ // Медиаскоп. – 2015. - № 1. - С.7.
Цит. по: Шелонаев С.И. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиа-агентов // Общество. Среда. Развитие. – 2011. - № 4. – С.81.
Петухова С. Аудитория Интернета: вчера, сегодня, завтра… [Электр. ресурс] / С. Петухова. Режим доступа: http://www.slideshare.net/fom-media/ss-15387281
Цит. по: Цуладзе А. С. Политическая мифология. М., 2003. - С. 20.
Термин М. К. Мамардашвили. См.: Там же.
Цуладзе А. Указ. соч. - С. 18–23.
См.: Фархитдинова О. М. Комплекс виртуального человека (к проблеме социально-психологических характеристик личности эпохи компьютерных технологий) // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы. Т. 1. – Екатеринбург, 2002. - С. 244.
См.: Цуладзе А. С. Указ. соч. - С. 25–26.









10

Список источников и литературы
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1989.- 616 с.
2. Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики. – М., 1993. – С.125-189.
3. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. – М., 2005. – 356 с.
4. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 399 с.
5. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. - СПб.: Питер, 2007. – 288 с.
6. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt (дата обращения 08.12.2015).
7. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001. – 286 с.
8. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. - М., 1991. - С.110-149.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.33. – С.215.
10. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С.63-75.
11. Петухова С. Аудитория Интернета: вчера, сегодня, завтра… [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/fom-media/ss-15387281
12. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yurpsy.by.ru/biblio/socpsy/09.htm (дата обращения 08.12.2015).
13. Фархитдинова О. М. Комплекс виртуального человека (к проблеме социально-психологических характеристик личности эпохи компьютерных технологий) // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы. Т. 1. – Екатеринбург, 2002. - С. 240-249.
14. Фомичева И.Д. Современный капитал в поле СМИ // Медиаскоп. – 2015. - № 1. - С.7-13.
15. Хайдеггер М. Ницше и пустота. – М., 2006. – 322 с.
16. Цуладзе А. С. Политическая мифология. М., 2003. – 329 с.
17. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_1093.html
18. Шелонаев С.И. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиа-агентов // Общество. Среда. Развитие. – 2011. - № 4. – С.81-90.
19. Эко У. Отсутствующая структура, Введение в семиологию. – СПб.: Петрополис, 1998. – 432 с.

Вопрос-ответ:

Как влияет информационное воздействие виртуальной реальности на идеологию и индивидуальное сознание?

Информационное воздействие виртуальной реальности может значительно изменять идеологию и индивидуальное сознание. Оно создает динамичное и направляемое информационное пространство, которое может заменить реальный мир и стать основой для формирования взглядов и ценностей. Люди, проводящие много времени в виртуальной реальности, могут начать оценивать даже повседневную реальность исходя из информационных фантомов, что может привести к искажению восприятия.

Какое влияние виртуальная реальность оказывает на общественное мнение?

Виртуальная реальность может существенно влиять на общественное мнение. Люди могут получать информацию, формировать свои взгляды и общаться в виртуальных пространствах, что может создавать псевдообщества с собственными идеологиями и ценностями. При этом, виртуальная реальность дает возможность динамично направлять и контролировать информацию, идеологические взгляды и мнения, что может искажать общественное мнение и вовлекать людей в неконтролируемые процессы.

Может ли информационное воздействие виртуальной реальности заменить реальный мир?

Да, информационное воздействие виртуальной реальности может заменить реальный мир для некоторых людей. Проводя много времени в виртуальной реальности, они начинают воспринимать ее как реальный мир, делая из информационных фантомов основу своего существования. Это может привести к искажению восприятия реальности и оценке ее уже исходя из виртуальных представлений и идеологий.

Какие последствия может иметь существование общественного мнения, основанного на виртуальной реальности?

Существование общественного мнения, основанного на виртуальной реальности, может иметь серьезные последствия. Люди, ориентируясь на информационные фантомы и идеологии, которые существуют в виртуальной реальности, могут формировать нереалистичные взгляды и ценности. Это может привести к разобщению общества, искажению фактов, конфликтам и потере связи с реальностью, что в конечном итоге может негативно сказаться на системе ценностей и объективности оценки происходящих событий.

Как влияет виртуальная реальность на идеологию и индивидуальное сознание?

Виртуальная реальность динамично и хаотично воздействует на идеологию и индивидуальное сознание. Она создает информационные фантомы, в результате чего человек начинает жить не только в реальном мире, но и в мире виртуальных впечатлений.

Может ли виртуальная реальность изменить восприятие реальности?

Да, виртуальная реальность может изменить восприятие реальности. Информационное воздействие виртуальной реальности на идеологию и индивидуальное сознание может привести к тому, что человек начнет оценивать даже привычную реальность исходя из впечатлений, полученных в виртуальном мире.

Можно ли считать виртуальную реальность фантомом информации?

Виртуальная реальность может быть рассмотрена как один из фантомов информации. Динамичное и направляемое информационное воздействие виртуальной реальности создает иллюзию существования альтернативной реальности, которая не всегда соответствует реальности.

Может ли влияние виртуальной реальности привести к отказу от реального мира?

Влияние виртуальной реальности может вызывать у некоторых людей желание уйти от реального мира и проводить большую часть времени в виртуальных пространствах. Однако, это зависит от индивидуального сознания и идеологии каждого человека.

Какую роль играет информационное воздействие в виртуальной реальности на индивидуальное сознание?

Информационное воздействие виртуальной реальности играет значительную роль в формировании индивидуального сознания. Человек начинает оценивать реальность исходя из информации и впечатлений, полученных в виртуальном мире, что может изменить его восприятие и понимание реальной жизни.