Теневая экономика («фиктивная», «серая» и «криминальная») и ее влияние на МЭО.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 11.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 5
ТЕОРИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1.Понятие теневой экономики 5
1.2.Классификация теневой экономики 7
1.3.Причины возникновения теневой экономики 12
ГЛАВА 2. 15
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 15
2.1. Теневая экономика в мире 15
2.2. Теневая экономика в РФ 20
2.3. Влияние теневой экономики на международные отношения 23
ГЛАВА 3. 27
ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ТАМОЖЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 27
3.1. Борьба с контрафактом 27
3.2.Недостоверное декларирование 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, осуществляется в официальных изданиях ФТС России и на официальном интернет- сайте www.customs.ru. Если при совершении таможенных операций таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя. Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом. По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза [1]. В заключение следует отметить, что позитивные результаты в борьбе против изготовления и распространения контрафактной продукции может дать выработка комплекса мер: повышение уровня знаний в вопросах защиты объектов интеллектуальной собственности среди работников таможенных органов, повышение качества проводимых досмотров, совершенствование законодательных вопросов. Большое значение имеет также тесное сотрудничество между правоохранительными и таможенными органами государств, заинтересованных в снижении уровня международного потока контрафактных товаров. Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур, например, создание единой международной информационной системы, которая будет способствовать обмену оперативно значимой информации и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами многих стран. Подтверждается важность более активного взаимодействия с правообладателями товарных знаков с целью получения от них необходимой информации и методических пособий, позволяющих выявлять контрафактную продукцию. Эта необходимость связана с тем, что отличить визуально контрафактную продукцию от оригинальной становится все труднее.3.2.Недостоверное декларированиеЭффективное управление внешней торговлей подразумевает под собой анализ и учет определенного комплекса факторов, способных кардинальным образом воздействовать на получаемые результаты. Наиболее распространенным фактором, от которого зависит динамика внешней торговли, являются различного рода риски. В случае создания условий, благоприятствующих торговле, упрощения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу, возрастает риск пропуска недостоверно задекларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства. Тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности таможенной службы страны требуют постоянного ее совершенствования и поиска оптимальных форм и механизмов осуществления своих функций.Недекларирование или недостоверное декларирование - это невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей и предметов [13].Согласно оценкам экспертов, основанным на исследовании практического опыта различных таможенных служб, стоимостные право- нарушения могут привести к сокращению на- логовых поступлений в бюджет государства на размер до 50%. Например, возможные потери России только от недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых из стран ЕС, в 2014 году составили 4,5 млрд долларов США. По данным таможенной службы Финляндии только при экспорте товаров из Финляндии в Россию потери таможенных доходов от использования «двойных» инвойсов достигают 500 млн евро в год [13].Бюджетные потери государства не являются единственным негативным последствием данного рода экономического правонарушения. Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров оказывает пагубное влияние на конкурентоспособность страны в целом, подрывая тем сам рыночный принцип справедливой конкуренции. В результате декларирования товаров по заниженным ценам на внутреннем рынке страны создается дисбаланс между дешевыми импортными товарами и дорогими товарами отечественного производства. Благодаря минимизации таможенных платежей за счет использования фиктивных контрактных цен, недобропорядочные импортеры получают ценовые конкурентные преимущества, что приводит к вытеснению с внутреннего рынка продукции российских заводов, во многом неспособной конкурировать с дешевым импортом. В конечном итоге сокращается выручка отечественных предприятий, снижаются объемы промышленного производства неконкурентоспособных товаров, сокращаются рабочие места в различных отраслях производства, замедляются темпы роста ВВП и диверсификации экономики.Как уже отмечалось ранее, сегодня нет единой методики оценки масштабов недостоверного декларирования товаров и их занижения таможенной стоимости. Однако можно выделить несколько методов оценки нелегального импорта, которые используются в различных государственных учреждениями и научных кругах: - метод опроса экспертов или экспертных оценок; - метод «зеркальной» статистки; - метод изучения и анализа внутреннего рынка и спроса. Использование первого метода – метода опроса экспертов – характерно для оценки нелегального импорта в отдельном сегменте торговли товарами. Здесь, как правило, экспертами могут выступать крупные импортеры, раз- личные ассоциации и профессиональные объединения, которые знакомы с правилами торговли данными товарами.Недостатком этого метода является его применение к узкому кругу товаров и субъективность оценок экспертов, которые могут не совпадать данными статистического анализа. Поэтому для оценки степени недостоверности заявляемых таможенным органам сведений по импортным операциям научные учреждения и государственные органы наиболее часто используют метод «зеркальной» статистики. Суть метода «зеркальной» статистики заключается в сопоставлении данных таможенной статистики о российском импорте товаров с данными стран-партнеров об экспорте тех же товаров в Россию. Сопоставление позволяет рассматривать каждый отдельный товаропоток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. Расхождения в оценках сверх принятых допущений может указывать на несогласованность статистического учета в странах-партнерах, но чаще всего они свидетельствуют о нарушениях таможенного контроля и учета. Следует отметить, что метод «зеркальной» статистики часто используется научными учреждениями и государственными органами для оценки степени недостоверности заявляемых таможенным органам сведений по импортным и экспортным операциям. Однако, , к таким оценкам не следует относиться как к весьма точному и объективному показателю. Это связано не столько с погрешностями измерения в силу различий в методиках статистического учета в странах импорта и экспорта, сколько с вопросом о достоверности самих статистических данных в странах экспорта. Объясняется это тем, что экспорт по сравнению с импортом в большей степени упрощен, и существует большая вероятность отсутствия надлежащего со стороны таможенных органов контроля за достоверностью представляемой им ценовой информации. К тому же в большинстве странах мира отсутствуют экспортные пошлины и налоги. В связи с этим таможенная стоимость вывозимых товаров как налоговая база не определяется, а для целей статистики используется статистическая стоимость, приведенная к условиям ФОБ. Другим негативным фактором, влияющим на достоверность статистической информации при экспорте, является такое явление, как «лже-экспорт», практикуемый экспортерами во многих развитых и развивающихся странах с целью незаконного возмещения НДС. Кроме того, использование метода «зеркальной» статистики не позволит оценить недостоверное декларирование таможенной стоимости, когда в такой схеме участвуют экспортер и импортер.Метод изучения и анализа внутреннего рынка и спроса используется, например, ЦБ России при составлении платежного баланса страны. Данный метод заключается в том, что для отражения общей динамики размеров занижения таможенной стоимости и «челночной торговли» банком страны сопоставляются темпы роста отечественного производства потребительских товаров, официальный импорт и запасы в торгующих организациях. ЦБ России, используя данные Росстата и ФТС России, оценивает стоимость незарегистрированного ввоза потребительских товаров путем сравнения количества проданных через розничную торговлю товаров с объемами их внутреннего производства и официальным импортом. Расхождение между этими величинами составляет нерегистрируемый импорт конечных потребительских товаров. Недостатком этого метода являются ограничения по его использованию. В частности, применение этого метода возможно для оценки незарегистрированного импорта потребительских товаров. Для оценки нерегистрируемого импорта других товаров, включая инвестиционные товары, ЦБ России использует «зеркальную» статистику. Таким образом, возможность использования различных методов оценки объемов недостоверного декларирования таможенной стоимости позволяет определить эффективность принимаемых государством мер таможенного регулирования и контроля внешнеторговой деятельности. Сегодня масштабы этой проблемы требуют от государства принятия корректирующих мер по противодействию незаконному уклонению от уплаты таможенных платежей и содействию защите отечественного производства, создав тем самым равные конкурентные условия для участников хозяйственной деятельности. Системными мерами в эффективной борьбе с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием, являются, по мнению автора, реализация следующих мероприятий: - внедрение технологии предварительного информирования между таможенными органами о стоимости товаров риска; - создание системы контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, основанной на методах аудита и анализа рисков недостоверного декларирования; - автоматизация процедур контроля таможенной стоимости в процессе таможенного оформления с применением принципа выборочного контроля; - создание информационной базы данных цен на наиболее налогоемкие товары; - создание института, содействующего ускорению и повышению эффективности контроля таможенной стоимости на этапах предварительного и последующего контроля – института уполномоченных экономических операторов на основе оценки критериев их законопослушности; - организация тесного взаимодействия таможенных органов с налоговыми и другими контролирующими органами при проведении совместных проверочных мероприятий; - повышение качества аналитической работы таможенных органов по изучению обстоятельств и условий внешнеторговых сделок на предмет наличия факторов, влияющих на «искусственное» занижение цен товаров.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеневую экономику можно сравнить с преступностью, масштабы которой можно уменьшить, но ликвидировать ее вовсе практически невозможно. Современные трансформационные процессы, происходящие в росcийской экономике, не могут проводиться результативно и своевременно из-за негативного влияния со стороны теневой экономики. Уже стало очевидным, что на процесс рыночной трансформации негативно влияют уровень и объемы теневого сектора экономики, который способен восполнить дефицит в потребительском спросе поддельными, некачественными, а иногда опасными для жизни человека товарами и вообще деятельность теневого сектора экономики может совсем уничтожить экономическую систему.Современная экономика нуждается в трансформационных преобразованиях, при этом обязательными условиями этих преобразований является сокращение объемов теневой экономики, так как деятельность теневой экономики негативно влияет на экономическую систему государства, в следствии этого тормозится выполнение государственных программ социально-экономического роста. Таким образом, возникает необходимостьразработки и совершенствования международных инструментов противодействия теневойэкономике.К числу основных мероприятий, направленных на повышениеэффективности международного противодействия теневой экономике, относится разработкаединых методологических подходов к идентификации объекта воздействия.К числу прочих мероприятий теоретико-методологического характера, направленных наповышение эффективности международногосотрудничества по противодействию теневойэкономике, относятся гармонизация норм национального законодательства в соответствии спринятыми международными нормами.Кроме того, предлагается создать международный наблюдательный совет, наделенныйполномочиями по регулированию деятельностинациональных органов власти по противодействию теневой деятельности.Основными направлениями повышения эффективности международного сотрудничествав части противодействия теневой экономической деятельности должны стать гармонизацияналоговой нагрузки между странами, снижениеналоговой конкуренции, введение иных нормналогового права, перенос налогового бременина имущество, потребление и финансовые операции, введение норм регулирования трансфертных цен, разработка методов совместного расследования экономических правонарушений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫТаможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 02.10.2012).Информация о социально-экономическом положении России — 2013. Январь. 2014 [Электронный ресурс]. URL:http:// www.gks.ru/bgd/free/B13_00Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность: [текст] [Электронный ресурс] / А.К. Бекряшев. – М., 2009. – 459 с. – Режим доступа: http://www.sta.gov.ua/control/uk/index. Горячих К. Теневая экономика — 40% российского ВВП. Как этим воспользоваться инвестору? // Forbes. — 2012. —18 июля.Дегтярев А., Маликов Р. Российский бизнес в условиях «экономики отката» //Общество и экономика. – 2009. – № 3. – С. 53–62.Елисеева И. Теневая экономика в хозяйстве страны: вопросы методологии и измерения // Экономика и управление. – 2007. – № 1. – С. 11–15.Качелин М. Международно-правовое противостояние отмыванию денежных средств // Государственная служба. - 2010. - № 2. - С. 109-111.Латов Ю. В. Теневая экономика: учебное пособие для вузов/ Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев; под ред. В. А. Кикотя, Г. М. Казиахмедова; Моск. ун-т МВД России. - М.: Норма, 2006. - 335 с. Мациевский Н. С. Теневая экономика. Анализ и оценки // Известия Томского политехнического университета. —2010. — Т. 316. — № 6. — С. 22-29.Рябушкин Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю.Чурилова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 142 с.Статья vadim-galkin.ru [Электронный ресурс] // Контрабанда и контрафакт (Часть 4). Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом. URL: http://vadim-galkin.ru/politics/customs/role-of-customs/. Статья Lib.Ru [Электронный ресурс] // Таможенные органы в борьбе с контрафактом в России и за рубежом. URL: http://world.lib.ru/p/palej_t_l/tamozhennueorganivborbeskontrafactomvrossiiizarubezhom.shtml.Elgin C., Oztunali O. Shadow economies all around the world. Model-based estimates, Department of Economics, Bogazici University, May 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.voxeu.org/article/shadow-economies-around-world-model-basedestimates.Kar D., Freitas S. Russia. Illicit Financial Flows and the Underground Economy. — Global Financial Integrity, 2013. — 70 p.Schneider F. The Shadow Economy in Europe, 2013 [Электронныйресурс] / F. Schneider, A. Kearney. - Режимдоступа: https://www.atkearney.com/financial-institutions/featured-article/-/asset_publisher/ j8IucAqMqEhB / content / the-shadow-economy-in-europe-2013/10192
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012).
3. Информация о социально-экономическом положении России — 2013. Январь. 2014 [Электронный ресурс]. URL:http:// www.gks.ru/bgd/free/B13_00
4. Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность: [текст] [Электронный ресурс] / А.К. Бекряшев. – М., 2009. – 459 с. – Режим доступа: http://www.sta.gov.ua/control/uk/index.
5. Горячих К. Теневая экономика — 40% российского ВВП. Как этим воспользоваться инвестору? // Forbes. — 2012. —18 июля.
6. Дегтярев А., Маликов Р. Российский бизнес в условиях «экономики отката» //Общество и экономика. – 2009. – № 3. – С. 53–62.
7. Елисеева И. Теневая экономика в хозяйстве страны: вопросы методологии и измерения // Экономика и управление. – 2007. – № 1. – С. 11–15.
8. Качелин М. Международно-правовое противостояние отмыванию денежных средств // Государственная служба. - 2010. - № 2. - С. 109-111.
9. Латов Ю. В. Теневая экономика: учебное пособие для вузов/ Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев; под ред. В. А. Кикотя, Г. М. Казиахмедова; Моск. ун-т МВД России. - М.: Норма, 2006. - 335 с.
10. Мациевский Н. С. Теневая экономика. Анализ и оценки // Известия Томского политехнического университета. —2010. — Т. 316. — № 6. — С. 22-29.
11. Рябушкин Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю.Чурилова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 142 с.
12. Статья vadim-galkin.ru [Электронный ресурс] // Контрабанда и контрафакт (Часть 4). Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом. URL: http://vadim-galkin.ru/politics/customs/role-of-customs/.
13. Статья Lib.Ru [Электронный ресурс] // Таможенные органы в борьбе с контрафактом в России и за рубежом. URL: http://world.lib.ru/p/palej_t_l/tamozhennueorganivborbeskontrafactomvrossiiizarubezhom.shtml.
14. Elgin C., Oztunali O. Shadow economies all around the world. Model-based estimates, Department of Economics, Bogazici University, May 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.voxeu.org/article/shadow-economies-around-world-model-basedestimates.
15. Kar D., Freitas S. Russia. Illicit Financial Flows and the Underground Economy. — Global Financial Integrity, 2013. — 70 p.
16. Schneider F. The Shadow Economy in Europe, 2013 [Электронный ресурс] / F. Schneider, A. Kearney. - Режим доступа: https://www.atkearney.com/financial-institutions/featured-article/-/asset_publisher/ j8IucAqMqEhB / content / the-shadow-economy-in-europe-2013/10192
Вопрос-ответ:
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это неофициальная экономическая деятельность, которая не подвергается официальному контролю и не учитывается в статистике. Она включает в себя фиктивную, серую и криминальную экономику.
Как классифицируется теневая экономика?
Теневая экономика может быть классифицирована на фиктивную, серую и криминальную экономику. Фиктивная экономика - это создание фиктивных предприятий или расходов для уклонения от налогов. Серая экономика - это неофициальная экономическая деятельность, которая не подвергается официальной регистрации и контролю. Криминальная экономика - это незаконная деятельность, такая как контрабанда, незаконная торговля наркотиками и оружием.
Какие причины приводят к возникновению теневой экономики?
Причины возникновения теневой экономики могут быть различными. Одной из основных причин является высокая налоговая нагрузка, которая приводит к уклонению от уплаты налогов. Другой причиной может быть сложная бюрократическая система, которая создает препятствия для официального бизнеса. Также низкая социальная защита и нестабильность экономики могут быть причинами возникновения теневой экономики.
Как теневая экономика влияет на международные отношения?
Теневая экономика может оказывать негативное влияние на международные отношения. Она способна создавать неравенство в экономических возможностях между странами и приводить к незаконной торговле и контрабанде товаров. Это может нарушать правила международной торговли и вызывать конфликты между странами.
Как теневая экономика влияет на таможенные международные отношения?
Теневая экономика может оказывать значительное влияние на таможенные международные отношения. Она способна приводить к контрабанде товаров через границы, что создает проблемы для таможенных служб. Также теневая экономика может приводить к недекларации товаров и уклонению от уплаты таможенных пошлин, что влияет на бюджет страны и нарушает правила международной торговли.
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это сектор экономики, который не официально регистрируется и не учитывается в официальной статистике. Эта экономическая деятельность происходит вне правовых и налоговых рамок, часто связана с незаконными или фиктивными операциями.
Как классифицируется теневая экономика?
Теневая экономика может быть классифицирована по различным признакам. Один из основных подходов - разделение на фиктивную, серую и криминальную экономику. Фиктивная экономика включает в себя фальшивые организации и операции, которые создаются для уклонения от уплаты налогов. Серая экономика включает официально зарегистрированные предприятия и операции, которые происходят вне официального учета. Криминальная экономика связана с незаконными операциями, такими как торговля наркотиками или оружием.
Какие причины возникновения теневой экономики?
Возникновение теневой экономики обусловлено различными факторами. Одной из причин является высокий уровень налогов и регулирования, который может стимулировать предпринимателей и граждан искать способы уклонения от уплаты налогов и соблюдения законов. Другой причиной может быть неэффективность правовой системы, которая не гарантирует справедливость и защиту прав субъектов экономики. Также неравномерность развития регионов или стран может приводить к возникновению теневой экономики, поскольку некоторые регионы могут испытывать недостаток в законных экономических возможностях.
Какая теневая экономика существует в РФ?
В Российской Федерации существует фиктивная, серая и криминальная экономика. Фиктивная экономика включает в себя создание фальшивых предприятий и операций для уклонения от уплаты налогов. Серая экономика включает неофициальные операции, которые происходят вне официального учета. Криминальная экономика связана с незаконными операциями, такими как контрабанда или мошенничество.
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это неофициальная сфера хозяйственной деятельности, которая не учитывается в официальной статистике и не оформлена правовыми формами.