Положение женщин в Древней Греции(сравнить разные полисы)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 21 21 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.01.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Семья и супруги в древности и античном мире 5
1.1 Истоки и суть семейной традиции 5
1.2 Особенности семейных отношений в Афинах и Спарте 10
Глава 2. Положение женщины в обществе греческой Классики 13
2.1 Права и возможности женщины в древних Афинах 13
2.2 Права и возможности женщины в древней Спарте 16
Заключение 19
Библиографический список 20

Фрагмент для ознакомления

Их права и свободы в отдельных областях были ниже, чем у мужчин, но в других даже их превосходили. Больше всего о быте женщин в Спарте нам известно из афинских источников. Среди современников-афинян, и греческих философов позднего периода существовало две точки зрения на Спарту и ее устройство. Их называют «лаконофилами» или «лаконофобами». Одни критиковали Афины и отмечали, что устройство Спарты в чем-то более совершенно, другие, наоборот, обращали критику на саму Спарту, ставя Афины в пример. Среди критиков спартанских традиций представлен Аристотель, также косвенно спартанцев критикует в своих произведениях Еврипид. Защитники Спарты – лаконофилы – Плутарх, Ксенофонт.В одной из статей Ю. В. Андреев пишет о спартанской гинекократии.Гинекократия – семейная и социальная власть женщин, противоположность андрократии Афин.Аристотель писал, что гинекократия в Спарте возникла из-за того, что мужчины слишком предавались военному делу и спортивным тренировкам, забыв о насущных проблемах общества.(Аристотель, Политика, 2)С детства положение девочки в спартанской семье было таким е прочным, как и мальчика. Девочки носили похожую одежду, не скрывали фигуру, занимались спортом и практиковались в состязаниях и единоборствах. Аристотель презрительно относился к этим порядкам, называя их «постыдными». Обычно сторонник Спарты Плутарх здесь также критикует устоявшиеся порядки, говоря, что спартанские девушки мужеподобны и похотливы, ссылаясь на Андромаху Еврипида.Спартанцы утверждали, что только сильная и здоровая женщина может родить и вырастить здоровое потомство. Девушки в Спарте появлялись на людях без сопровождения, могли открыто вступать в диалог даже с незнакомыми мужчинами, что, по мнению афинян, было признаком их распущенности. Однако, тот же Плутарх, описывая жизнь Спарты, утверждают, что девушки оставались сдержанными, целомудренными, хранили себя до свадьбы, и даже в брачных отношениях сохраняли примерную стыдливость.(Плутарх, Моралии, 3, Изречения спартанских женщин)Удивительно то, что жена в Спарте не была собственностью мужчины, не было и обратных явлений. Плутарх пишет, что спартанское общество стремилось «вытравить пустую бабью ревность» и «заводить здоровое потомство от достойных»Среди спартанцев было принято воспитывать детей, даже если они не были зачаты в супружеских отношениях. Вопрос о зачатии «на стороне» обязательно обсуждался с мужем, и его мнение учитывалось, однако он не имел права отдать прямой приказ или запрет.Женщины в спартанском обществе освобождались от «постыдного» женского труда, например, ткачества или готовки, а должны были наравне с мужчинами развивать тело и дух в упражнениях, беседе и философствовании.В целом спартанцы были слабо ориентированы на научное и гуманитарное развитие. В Афинах эти сферы были центральными в обществе, в Спарте же носили дополнительный, почти факультативный характер. Основой общества оставалось соревнование, спорт, военная подготовка, и женщины здесь участвовали наравне с мужчинами.Аристотель и Плутарх отмечали, что женщины в Спарте принимали заметное участие в управлении всем обществом. «Богатства Лаконии по большей части находились в руках женщин». (Аристотель, Политика, 2)Женщины в Спарте могли иметь свой дом и владеть земельным наделом, а также собственными деньгами и рабами. Девушку замуж принято было выдавать без приданого.Важно отметить, что женщины в Спарте не становились прямо старейшинами или военачальниками, но с учетом того, что именно управляли семейными финансами и наделами, часто оставались вдовами в молодом возрасте (из-за войн) их воспринимали как серьезную политическую силу. Они могли состоять в свободных отношениях с несколькими мужчинами, открыто или тайно ими манипулировать, финансировать политиков, оказывать им покровительство и давать советы.В этом плане положение женщин было даже выгоднее, чем у мужчин.Можно сказать, что женщины в спартанском обществе были полноценными гражданами, в чем-то формально ограниченными, но реально они имели большую власть, права и возможности.ЗаключениеПосле формирования полисной системы общество Древней Греции стало невероятно разнообразно. Модели общественных и политических отношений у каждого полиса были особенными и самобытными. Самыми значимыми полисами классической Греции были Афины и Спарта. Они, по сути, представляли противоположность друг друга и боролись за центральное влияние.Несмотря на то, что традиции семейных и меж половых отношений в Афинах и Спарте исходят из одного корня, они были совершенно не схожими. Несмотря на патриархальное прошлое греческой архаики, спартанцы дали по закону и традиции очень много свободы своим семьям, и их женщины стали полноценными гражданами. Они занимались спортом и беседовали наравне с мужчинами, а не воспринимались как «полурабыни». Ситуация в Афинах была обратной. Женщины не имели прав и свобод, полностью подчиняясь жестким общественным нормам. Они были обязаны служить и угождать мужу, а цель их жизни – рождение наследника и не больше.Исходя из этого, сильно различалась и семейная жизнь. Современники пишут, что семьи в Спарте отличались распущенностью, нестабильностью, но в них была ответственность перед супругами и детьми, а также взаимное уважение. В Афинах жена была человеком второго сорта. Женщин воспринимали как глупых и ненадежных созданий, и даже высмеивали в театральных комедиях. Женщина не покидала дома, не занималась спортом, хобби, не имела общественной жизни, отчего становилась неинтересна собственному мужу.Причины этих различий кроются в разных установках на развитие общества. Для общества Спарты цель – здоровье, сила, военная мощь, даже в ущерб культурному развитию. Для общества Афин – комфорт, процветание, благоденствие мужской аристократии, развитая наука и культура.Библиографический списокИсточникиАристотель.Политика. – М.: АСТ, 2008 – 400 с.Еврипид. Собрание в одном томе. (пер. Анненский, И.) - М.: Альфа-книга, 2013 – 1136 с.Плутарх.Моралии: Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс,1999.- 1120 с.Аристофан.Лисистрата. – М.: Азбука, 2013 – 320 с.Литература Айвазова С.Г. Словарь гендерных терминов -  М.:Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты":Информация XXI век, 2002. — 256 с.Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб.:Алетейя, 2004 – 642 с.АндреевЮ.В. Спартанская гинекократия // Женщина в античном мире. - Москва - "Наука". – 1995 с. 117-123 Бузескул В. История афинской демократии – М. Гуманитарная Академия – 2003 – 480 с.Бюттен А. Классическая Греция / Пер. с фр. — М., 2006. — 384 с.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – М. – Алетейя – 1994. – 672 с. (переизд.)Грант М. КлассическаяГреция – М. – Терра – 1998 – 336 с.ДюрантВ. Жизнь Греции – М. – Крон-Пресс – 1997 – 704 с.Печатнова Л. Г. Спарта: Миф и реальность. — М., 2013. — 384 с.Строгецкий В. М. Афины и Спарта: Борьба за гегемонию в Греции в 5 в. до н. э.: 478—431 гг. до н. э. — СПб., 2008. — 296 с.СтройковД. И. К вопросу об участии женщин в принятии политических решений в Спарте классического и эллинистического периодов // Научные ведомости, выпуск 15, 2010 – стр. 11-15.

Источники
1. Аристотель. Политика. – М.: АСТ, 2008 – 400 с.
2. Еврипид. Собрание в одном томе. (пер. Анненский, И.) - М.: Альфа-книга, 2013 – 1136 с.
3. Плутарх. Моралии: Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 1120 с.
4. Аристофан. Лисистрата. – М.: Азбука, 2013 – 320 с.
Литература
1. Айвазова С. Г. Словарь гендерных терминов - М.: Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты": Информация XXI век, 2002. — 256 с.
2. Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб.: Алетейя, 2004 – 642 с.
3. Андреев Ю. В. Спартанская гинекократия // Женщина в античном мире. - Москва - "Наука". – 1995 с. 117-123
4. Бузескул В. История афинской демократии – М. Гуманитарная Академия – 2003 – 480 с.
5. Бюттен А. Классическая Греция / Пер. с фр. — М., 2006. — 384 с.
6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.
7. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – М. – Алетейя – 1994. – 672 с. (переизд.)
8. Грант М. Классическая Греция – М. – Терра – 1998 – 336 с.
9. Дюрант В. Жизнь Греции – М. – Крон-Пресс – 1997 – 704 с.
10. Печатнова Л. Г. Спарта: Миф и реальность. — М., 2013. — 384 с.
11. Строгецкий В. М. Афины и Спарта: Борьба за гегемонию в Греции в 5 в. до н. э.: 478—431 гг. до н. э. — СПб., 2008. — 296 с.
12. Стройков Д. И. К вопросу об участии женщин в принятии политических решений в Спарте классического и эллинистического периодов // Научные ведомости, выпуск 15, 2010 – стр. 11-15.

Вопрос-ответ:

Каково положение женщин в Древней Греции?

Положение женщин в Древней Греции было в значительной мере ограничено. Они были лишены многих прав и свобод, которые присущи современным женщинам. Их права и возможности в отдельных областях были ниже, чем у мужчин.

Какие особенности семейных отношений были в Афинах и Спарте?

В Афинах и Спарте семейные отношения имели свои особенности. В Афинах женщина была подчинена мужу и не имела права управлять имуществом. В Спарте женщины имели больший статус и свободы. Они могли заниматься образованием и спортом, но все равно были подчинены мужчинам.

Какие права и возможности имели женщины в древних Афинах?

В древних Афинах женщины имели ограниченные права и возможности. Они не могли управлять имуществом, не имели права голоса в политических вопросах и не могли участвовать в общественной жизни. Однако, им предоставлялось право на образование и они могли принимать участие в религиозных церемониях.

Что можно сказать о положении женщин в древней Спарте?

В древней Спарте женщины имели более высокий статус и больше свобод, чем в других греческих полисах. Они могли заниматься физическими упражнениями и спортом, получали образование, и имеются свидетельства о том, что они играли активную роль в общественной жизни Спарты. Однако, даже в Спарте женщины были подчинены мужчинам и не имели политических прав.

Какие возможности имели женщины в древней Греции в разных областях?

Возможности женщин в древней Греции в разных областях варьировались. Например, они могли заниматься ремеслами, торговлей, образованием и религиозными церемониями. Однако, в других областях их возможности были ограничены. Например, женщины не имели права голоса в политических вопросах и не могли управлять имуществом.

Каково положение женщин в Древней Греции?

Положение женщин в Древней Греции было общественно ограниченным. Их права и свободы в различных областях были значительно ниже, чем у мужчин. В некоторых полисах, таких как Афины и Спарта, положение женщин имело свои особенности.

Каковы истоки и суть семейной традиции в Древней Греции?

Истоки и суть семейной традиции в Древней Греции имели своеобразные особенности. Семья считалась базовой единицей общества и древнегреческой политики. Однако женщина в семье играла второстепенную роль и была подчинена мужу.

Какие были права и возможности женщин в древних Афинах?

В древних Афинах женщины имели ограниченные права и возможности. Они не имели политического права голоса и не могли участвовать в политической жизни. Однако некоторые женщины из знатных семей могли получить образование и заниматься культурной деятельностью.

Какие были права и возможности женщин в древней Спарте?

В древней Спарте положение женщин было относительно свободным по сравнению с другими полисами. Они имели больше прав и возможностей. Женщины в Спарте могли получить образование, заниматься спортом и даже владеть собственностью. Они участвовали в общественной жизни и имели большую свободу передвижения.

Какие были особенности положения женщины в обществе греческой Классики?

В обществе греческой Классики положение женщины было ограниченным. Они не имели политических прав и свобод, их роль была в значительной степени связана с домашними обязанностями и воспитанием детей. Однако в Спарте женщины имели более свободное положение по сравнению с Афинами.

Каково положение женщин в Древней Греции?

Положение женщин в Древней Греции было довольно сложным и зависело от полиса, в котором они жили. В Афинах и Спарте, двух главных городах-государствах Греции, существовали различия в правах и возможностях женщин. В целом, права женщин в Греции были ограничены, и они не имели полноценных гражданских прав, таких как участие в политической жизни и право на образование.