Природа человека и философия наслаждения в романе Шодерло де Лакто
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 13.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ПЛАН 2
Введение 3
1. Особенности природы человека во французском романтизме XVIII в. 4
2. Судьба романа Шодерло де Лакло “Опасные связи» и его героев 8
Заключение 14
Литература 16
Как уже указывалось, в развязке “Опасных связей” Шодерло не вознаграждает добродетель, но решительно карает порок, таким образом философия наслаждения утверждается.
Как считают некоторые исследователи его творчества, поединок Вальмона и Дансени, разоблачение маркизы вполне естественны, но последующее затем кажется уже чрезмерным. Речь идет об оспе, о которой указывалось в первом разделе данной работы, обезобразившей госпожу де Мертей и о решении Сесиль де Воланж уйти в монастырь. Как утверждают некоторые литературоведы, это даже не просто уступка приличиям и желание отвести от себя обвинение в безнравственности, а своего рода игра с читателем, сознательное пародирование традиционных нравоучительных развязок.
На сегодняшний день существует несколько киноверсий “Опасных связей”. Наиболее известные из них — фильм “Опасные связи” Стивена Фрирза (1988) и “Вальмон” Милоша Формана (1989). Есть и вариант экранизации романа, в которых действие переносится в современную Америку — это “Жестокие игры”, фильм, снятый Роджером Камблом по мотивам “Опасных связей”.
Экранизация Стивена Фрирза из всех трех наиболее близка смыслу оригинала. Несмотря на всю красоту фильма, а может быть, и благодаря ей, изысканной красоте костюмов и интерьеров, особому эстетическому ритмическому ряду построения сцен, дух романа Ш. Лакло передан особенно достоверно.
Особое место занимает кинокартина “Жестокие игры” Роджера Камбла. Это версия романа, в которой действие перенесено в наше время и разворачивается в Америке. Вполне возможно, что большинство молодых поклонников этого фильма воспринимают его как оригинальное произведение. Хотя на самом деле это самая упрощенная, самая жесткая и, пожалуй, самая далекая от христианской системы ценностей, о которых рассказывается в романе, экранизация “Опасных связей”.
Речь в этом фильме идет не о добре и зле, не о добродетели и пороке и даже не о неком бесчеловечном и жестком пари пресыщенных интеллектуалов, а о соревновании циничных американских подростков за право верховодить в престижной школе.
Если госпожа де Трувель полна искренней веры в христианские традиции, на которых основывается ее семейная жизнь, и поэтому маркизе и виконту, людям бесчестным, таким заманчивым представляется попрать ее идеалы, то героиня “Жестоких игр” Аннет не имеет ни высоких принципов, ни возвышенных идеалов. Целомудрие здесь не добродетель, а одно из правил здорового образа жизни девочки-подростка. Да, Аннет корчит забавные рожицы не совсем приличного толка, пытаясь развеселить Себастьяна Вальмона, то есть умеет посмеяться над собой, развеселить приятеля. Но думаю, и злодеи это делают ничуть не хуже. Здесь показаны разные природы человека.
Кэтрин (де Мертей) заключает пари со своим сводным братом Себастьяном (Вальмоном), призом в котором должна стать его роскошная машина. В финале Себастьян погибает, Кэтрин разоблачена и опозорена. А Аннет мчится по шоссе на дорогом автомобиле — она победила, ей никого не жаль.
Дважды в фильме упоминается о Боге. Первый раз Кэтрин говорит, что, когда видит соблазн, обращается к Богу и он помогает ей. Но это лицемерие: в большом кресте на шее Кэтрин хранит кокаин, который и поддерживает ее в трудные минуты. Второй раз эта же фраза звучит из уст Аннет, когда она застает в туалете посрамленную и уничтоженную Кэтрин. Но самого Бога, как это очевидно, нет ни в том, ни другом случае. Ш. Лакло, как будто, предвидя будущее, предостерегает нас:
«Как можно без содрогания помыслить о бедствиях, которые способна причинить хотя бы одна опасная связь! И скольких несчастий можно было бы избежать при большей рассудительности! Какая женщина не обратится в бегство при первых же словах обольстителя? Но эти запоздалые соображения приходят в голову лишь после того, как все уже случилось. И одна из самых важных, а также самых общепринятых истин не применяется в жизни, сметаемая вихрем наших неустойчивых нравов» [1, с.145].
Заключение
Недавно в нью-йоркском музее Метрополитен открылась выставка, которую назвали по знаменитому роману Ш. Лакло "Опасные связи" [2, с.119].
С помощью костюмов, мебели и безделушек кураторы музея рассказывают о непревзойденной по элегантности предреволюционной Франции - эпохе Людовика XV и мадам Помпадур, легкомыслия и педантизма, безбожия и красоты, всеобщего закона и бездумной прихоти, т.е. эпохи философии наслаждения.
В музее, лишенные живительного контакта с телом, вещи эти стали немым антиквариатом. Разодетые манекены, наряженные в бесценные платья уникального Института костюма, разменяли большую парадную Историю на множество мелких историй - сплетен, анекдотов, романов, одним из которых и был написанный в далеком XVIII веке с экзистенциальной тревогой и экспрессионистской выразительностью роман Шадерло де Лакло "Опасные связи".
Этот роман так хорошо показал истинную природу человека, что до сих пор не дает покоя ни читателям, ни критикам, ни писателям и режиссерам. Два века спустя писатель Кристофер Хэмптон, опираясь на сюжет “Опасных связей”, написал пьесу, имевшую международный успех, а затем переделал её в киносценарий, получивший “Оскар”.
Итак, поставленная в работе цель достигнута. В результате анализа романа “Опасные связи” Шодерло де Лакло удалось добиться понимания описанной в нём природы человека и утверждения с этого времени философии просвещения в европейском обществе.
В данном случае стало понятно, каким образом автор ставит и решает проблемы морали в своем произведении. Он - не морализатор и не назидатель, а жёсткий финал – естественная расплата за тот образ жизни, который выбирают герои. Общая картина литературного стиля той эпохи делает понятным замысел автора. Оценка действий героев романа и должна вестись в контексте философии наслаждения, т.е. эпохи фривольного французского общества XVIII в.
Популярность романа, его многочисленные экранизации указывают на то, что проблемы, поднятые автором более 200 лет назад, остаются актуальными и сегодня. Это – пороки, предательство любви, корысть. Бесспорно, что эта книга занимает особое место в истории французской литературы.
Шодерло де Лакло заслуживает того, чтобы считаться классиком французской литературы ХVIII века. Даже одна написанная им книга все-таки даёт ему право на этот ранг. Он видимо понял истинную природу человека безо всяких прекрас.
Литература
Шодерло де Лакло. Опасные связи. Или письма собранные в одном частном кружке лиц и опубликованные господином Ш.де Л.в назидание некоторым другим. М.: Издательство "Терра", 1997. 312 с.
Генис А. Опасные связи // Звезда. 2005. № 4. С.118-122.
Ермилова Н. Два века «Опасных связей» // Нева. 2007. № 11. С.72-81.
Строев А. Писатель: мнимы больной или лекарь поневоле // НЛО. 2004. № 69. С.214-217.
Тюпа В.И. Коммуникативные стратегии теоретического дискурса // Электронный документ
16
1. Шодерло де Лакло. Опасные связи. Или письма собранные в одном частном кружке лиц и опубликованные господином Ш.де Л.в назидание некоторым другим. М.: Издательство "Терра", 1997. 312 с.
2. Генис А. Опасные связи // Звезда. 2005. № 4. С.118-122.
3. Ермилова Н. Два века «Опасных связей» // Нева. 2007. № 11. С.72-81.
4. Строев А. Писатель: мнимы больной или лекарь поневоле // НЛО. 2004. № 69. С.214-217.
5. Тюпа В.И. Коммуникативные стратегии теоретического дискурса // Электронный документ
Вопрос-ответ:
В чем заключаются особенности природы человека во французском романтизме XVIII века?
Во французском романтизме XVIII века природа человека представлялась чувственной, страстной и противоречивой. Герои проявляли интенсивные эмоции, стремление к наслаждению и самореализации. Часто в романтизме подчеркивается взаимосвязь между наслаждением и моральным разложением.
Какую судьбу имеет роман "Опасные связи" Шодерло де Лакло и его герои?
Роман "Опасные связи" Шодерло де Лакло стал одним из важнейших произведений французской литературы XVIII века. Он рассказывает о сложных взаимоотношениях героев, их интригах, обмане, мстительности и предательстве. Герои романа сталкиваются с тяжелыми последствиями своих поступков и несчастными исходами своих романтических связей.
Какая философия наслаждения отражается в романе Шодерло де Лакло "Опасные связи"?
Философия наслаждения, представленная в романе "Опасные связи" Шодерло де Лакло, утверждается через различные ситуации и поступки героев. В произведении ярко выражены темы страсти, сексуальности, эмоциональной зависимости и морального разложения. Шодерло де Лакло подчеркивает, что наслаждение часто ведет к пагубным последствиям и несправедливому окончанию для героев.
Какое значение имеет поединок между Вальмоном и Дансени в романе "Опасные связи" Шодерло де Лакло?
Поединок между Вальмоном и Дансени в романе "Опасные связи" Шодерло де Лакло является кульминацией их страстной взаимной привязанности и борьбы за власть над другими героями. Этот поединок символизирует конфликт между разумом и чувствами, между добром и злом, между долгом и наслаждением. Он также является своеобразным препятствием для осуществления наслаждения в романе и показывает пагубность горячих страстей.
Какие особенности природы человека были характерны для французского романтизма XVIII века?
В романтизме XVIII века французкой литературы особенно прослеживалась идея индивидуализма и эгоизма, которые считались неотъемлемыми частями природы человека. Протагонисты романов этого времени часто были представлены как чувственные и стремящиеся к наслаждению личности, которые безжалостно использовали других для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о последствиях.
Что из себя представляет роман Шодерло де Лакло "Опасные связи" и кто его герои?
Роман "Опасные связи" Шодерло де Лакло - это сатирическое произведение, которое описывает разрушительную игру интриг и манипуляций среди французской знати. Главные герои романа - маркиза де Мертейюи и Виконт де Вальмон, известные проводники порока и разрушения. Они используют свои знания и манипуляции, чтобы удовлетворить свои собственные эгоистические желания и навредить другим.
Как раскрывается философия наслаждения в романе "Опасные связи" Шодерло де Лакло?
Философия наслаждения в романе "Опасные связи" Шодерло де Лакло прослеживается через поведение главных героев - маркизы де Мертейюи и Виконта де Вальмон. Они наслаждаются своей властью и способностью манипулировать другими, удовлетворяя свои эгоистические желания. Однако, в конечном итоге, эта философия приносит им разрушение и кару.
Почему роман Шодерло де Лакло "Опасные связи" считается опасным?
Роман "Опасные связи" Шодерло де Лакло считается опасным, так как он описывает крайне аморальные и разрушительные действия главных героев. Это произведение можно рассматривать как предостережение от пустого блеска высшего общества и напоминание о том, что эгоизм и жажду власти могут привести только к гибели и несчастью.
Какие особенности природы человека раскрываются во французском романтизме XVIII века?
Во французском романтизме XVIII века раскрываются различные особенности природы человека, такие как страсть, эмоциональность, нравственная амбивалентность и непредсказуемость поведения. В романе "Опасные связи" Шодерло де Лакло также исследуется сложность человеческих отношений и психологические мотивы героев.
Какой судьбой обладает роман Шодерло де Лакло "Опасные связи" и его герои?
Роман "Опасные связи" Шодерло де Лакло имеет сложную и печальную судьбу. Несмотря на свою популярность и значимость, он также вызывал негативные отзывы со стороны церкви и моралистов того времени. Герои романа, такие как Вальмон и Дансени, представляют различные нравственные аспекты, их поступки и судьбы служат для исследования философии наслаждения и нравственности.
Какая философия наслаждения присутствует в романе Шодерло де Лакло "Опасные связи"?
В романе "Опасные связи" Шодерло де Лакло представлена философия наслаждения, которая заключается в том, что добродетель не приводит к вознаграждению, а порок решительно карается. Присутствует идея о том, что человек может достигнуть наивысшего удовольствия через сексуальные и эмоциональные манипуляции, а также игры власти и контроля над другими людьми.