Социальная организация первобытного строя
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 13.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Общая характеристика первобытнообщинного строя
2. Правовое регулирование социальной организации первобытного общества
Заключение
Библиографический список
В юридической литературе под ритуалом понимается правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуала не имеет особого значения, в то время, как особое внимание уделяется его форме. В древности, ритуалами сопровождались многие события жизни людей первобытного общества. До наше времени дошли исторические сведения о существовании таких ритуалов как проводы соплеменников на охоту, преподнесение даров вождям, вступление в должность вождя и т.п. Обряды составляли особую группу ритуальных действий.Обряд представляет собой правило поведения, которое заключается в выполнении некоторых символических действий. Проводя различия между ритуалом и обрядом, необходимо отметить, что последний имеет определенные воспитательные (идеологические) цели и оказывает весомое влияние на человеческую психику. Обычай, в котором заложен нравственный характер, в юриспруденции получил название нравов. Как правило, в данных обычаях выражается психология определенных социальных групп. Чаще всего, в нравах отражаются пережитки прошлого в области морали. Используя правовые, культурные, организационные и иные меры, прогрессивное общество ведет с неприемлемыми, устаревшими нравами своеобразную борьбу. Традиции также являются разновидностью обычаев, которые представляют собой элементы культурного и социального наследия человечества, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в определенных обществах, социальных группах и классах в течении длительного времени. Преемственность в развитии общества, а также бережное отношение к истории своего государства и народа является основой жизненности традиций.Рассматривая вопрос о нормах морали, необходимо отметить, что в юриспруденции под данным социальным явлением понимаются правила поведения, которые являются производными от представлений народа о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливом и несправедливом. Моральные нормы предписывают людям особенности их поведения в соответствии с данными представлениями и формируются, а также воспроизводятся практически ежедневно, в рамках человеческого общежития. Общество, при помощи морали, оценивает не только практические действия людей, но также и их побуждения, мотивы и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в человеке способности относительно самостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Данная способность выражается в таких понятиях, как честь, совесть, чувство собственного достоинства. Моральные требования, предъявляемые к людям, а также контроль за их исполнением осуществляется в основном посредством духовного воздействия через чувство долга, а также через оценку и самооценку поступков человека.Говоря о санкциях, необходимо отметить, что за нарушение моральных норм предусмотрено укорение совести, а также переживании нарушителем за содеянное чувства вины. Вместе с тем, за нарушение общепризнанных моральных норм возможно также и осуждение со стороны общества человека.ЗаключениеИтак, анализ изложенного материала позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.- род был основной формой социальной организации. Он отличался в производстве и управлении последовательным коллективизмом и уравнительным распределением совместно добытых благ.- в догосударственный период особенностью социальной власти являлось то, что она входила в саму жизнедеятельность людей, при этом выражая и обеспечивая социально-экономическое единство как рода, так и племени. Прежде всего, это обусловлено низкой производительностью труда и несовершенством орудий. Этим, собственно и предопределялась необходимость совместного проживания, общественная собственность на средства производства, а также равенство при распределении продуктов.- социальное регулирование общественных отношений требовало развитого сознания, способности оценивать, формулировать и обобщать наиболее рациональные варианты поведения в виде общеобязательных образцов. К основным разновидностям социальных норм являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.Для социальной власти родовой организации характерен ряд особенностей.Власть носила общественный характер. Она исходила в целом от всего общества (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода). Власть строилась по кровнородственному принципу, т.е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения. Библиографический списокШерстобитов А.Е. От первобытного строя к государству. [текст] /Шерстобитов А.Е. // М., Монография, 1993 г.;Алексеев В.П. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История» [текст] / В.П. Алексеев, А.П. Першиц. – М.: Высш. шк., 2001. – 318 с.;Алексеев В.П. Становление человечества [текст] / В.П. Алексеев. М.: Политиздат, 1984. – 462 с.;Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины[текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 368 с.;Венгерова А.И. Теория государства и права. [текст] Учебник для ВУЗов, М:, Просвещение, 1995 г.;Лев Евгеньевич Куббель, «Очерки потестарно-политической этнографии» [текст]/ / Л.Е. Куббель. – М.: Наука, 1988. – 272 с.Полное собрание сочинений т. 39 «О государстве». К. Маркс., Ф. Энгельс. // Маркс, Энгельс. – М: 1978 г.;Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: [текст]/ Матузов Н.И., Малько А.В. // Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г.Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов/: [текст]/ В.Г. Графский. – М.: Норма, 2000.
2. Алексеев В.П. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История» [текст] / В.П. Алексеев, А.П. Першиц. – М.: Высш. шк., 2001. – 318 с.;
3. Алексеев В.П. Становление человечества [текст] / В.П. Алексеев. М.: Политиздат, 1984. – 462 с.;
4. Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины [текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 368 с.;
5. Венгерова А.И. Теория государства и права. [текст] Учебник для ВУЗов, М:, Просвещение, 1995 г.;
6. Лев Евгеньевич Куббель, «Очерки потестарно-политической этнографии» [текст]/ / Л.Е. Куббель. – М.: Наука, 1988. – 272 с.
7. Полное собрание сочинений т. 39 «О государстве». К. Маркс., Ф. Энгельс. // Маркс, Энгельс. – М: 1978 г.;
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: [текст]/ Матузов Н.И., Малько А.В. // Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г.
9. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов/: [текст]/ В.Г. Графский. – М.: Норма, 2000.
Вопрос-ответ:
Что такое первобытнообщинный строй?
Первобытнообщинный строй - это социальная организация первобытного общества, основанная на коллективной собственности и равенстве его членов.
Какое правовое регулирование присутствовало в первобытном обществе?
В первобытном обществе существовало привычное право, основанное на обычаях и традициях. Нормы этого права регулировали социальные отношения, включая вопросы собственности, брака, наследования и т.д.
Какие характеристики присущи первобытнообщинному строю?
Первобытнообщинный строй характеризуется отсутствием частной собственности, коллективной владением землей и примитивными формами производства. Также в нем присутствует равенство между членами общины и коллективные формы принятия решений.
Какие события жизни сопровождались ритуалами в древности?
В древности ритуалами сопровождались такие события, как рождение, брак, похороны, охота, праздники, религиозные обряды и т.д.
Чем отличается ритуал от обычая?
Ритуал - это формальное правило поведения, выполнение которого осуществляется в строго заданной заранее форме. В отличие от ритуала, обычай - это неформальное правило поведения, основанное на привычке или установившейся практике.
Какое правовое регулирование существует в первобытном обществе?
В первобытном обществе правовые нормы регулировали отношения между его членами. Эти нормы были основаны на общепринятых традициях и ритуалах. Например, решение конфликта между двумя членами общины могло быть принято на основе совета старших или в соответствии с общепринятыми ритуалами. Однако, в первобытном обществе не существовало формального законодательства и централизованной системы права, как в современном обществе.
Какие формы ритуалов были характерны для древности?
В древности ритуалами сопровождались многие события жизни, такие как рождение, брак, смерть и т.д. Основное внимание в древности уделялось форме ритуала, а не его содержанию. Сама форма ритуала была строго заданной заранее и требовала строго заданного поведения. Например, в ритуале бракосочетания могли быть заданы определенные жесты, слова и позы, которые должны были быть выполняются точно по заданной форме. Содержание ритуала могло быть различным в разных общностях, но форма оставалась неизменной.