Организация работы зала самообслуживания в аптеке с открытой выкладкой товара в аптеках аптечной сети

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика здравоохранения
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.01.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение


Введение 3
1. Аптека самообслуживания, как одна из организационных форм общедоступной аптеки 4
1.1 Проблемы и преимущества открытой формы лекарственного обслуживания населения 4
1.2 Опыт работы аптек самообслуживания в России и за рубежом 10
2 Организация работы зала самообслуживания в аптеке с открытой выкладкой товара 12
2.1 Характеристика аптеки «Классика» 12
2.2. Организация торгового пространства 14
2.3 Ассортимент товаров в открытой выкладке аптеки 18
2.4 Организация рабочего места в зале самообслуживания 21
Заключение 24

Фрагмент для ознакомления

9Подсветка витрин. Способом выделить товар является подсветка, которая должна привлекать внимание посетителя, но не слепить его. При выкладке товара учитывается зона его размещения: горячая, теплая, холодная, ледяная и зона адаптации. «Горячая» зона располагается по правой стороне в начале покупательского потока. В этой зоне необходимо располагать товары с высоким оборотом, товары высокого импульсивного спроса.«Теплая» зона расположена в центральной части торгового зала в середине потока. В ней лучше расположить товары импульсивного спроса и высокодоходные позиции (например, товары для детей). «Холодная» зона находится дальше всего от входа. В этой зонедолжны стоять товары, имеющие небольшой, но стабильный спрос в аптеке.Торговое пространство в аптеке «Классика» используется эффективно.2.3 Анализ ассортимента товаров в открытой выкладке аптекиПри формировании ассортимента аптечное учреждение должнопервоочередно ориентироваться на потребителей товаров и их потребности в определенных свойствах товаров, ане на товары. Аптека, в которой представлен полный перечень товаров, разрешенных к продаже в аптечном предприятии, является идеальной для потребителя, в этом случае ни один посетитель не уходил бы к конкуренту в поиске нужного товара. К сожалению, такая ситуация нереальна. В компании принято положение об ассортиментной политике. Ассортиментной политикой называют деятельность, которая направлена на создание оптимального ассортиментного портфеля для решения экономических и социальных задач аптечного предприятия.Цели ассортиментной политики: Увеличить объем продаж за счет оптимизации структуры ассортимента; Осуществлять контроль оборачиваемости товарных запасов в разрезе ассортимента; Стандартизировать товарное предложения; Постоянно оптимизировать товарное предложение в соответствии с конъюктурными сдвигами на рынке; Оптимизировать товарные запасы; Расширять ценовой диапазон предлагаемых товаров в рамках одного МНН. Задачи ассортиментной политики: Формировать ассортиментный портфель;Анализировать ассортимент;Обновлять ассортимент;Осуществлять контроль товарных запасов.Функции ассортиментной политики: максимизация получаемой прибыли (коммерческая); обеспечение лекарственными средствами, наличие обязательного ассортимента (социальная). Открытые залы аптек руководствуются следующими основными принципами:1) создать и поддержать матрицу обязательного нелекарственного ассортимента с учетом категорий аптечных учреждений, численности людей, проживающих в населенном пункте, наличие в нем стационара.2) обновлять ассортиментный ряд с учетом спроса, экономической эффективности, стабильности потребления товаров.3) формировать конкурентные цены на товары матрицы обязательного ассортимента за счет централизованного закупа.4) сокращать суммарные затраты, направленные на содержание запасов, достаточных для безотказной реализации. Матрица обязательного ассортимента – это минимальное количество коммерческих единиц, которые должны быть постоянно в торговых объектах. С помощью программного продукта контролируется состояние товарного остатка в точке розничной торговли, устанавливаются определенные параметры, при отклонении от которых формируется заказ. В расчет заказа заложен принцип создания резервного запаса с учетом среднемесячной скорости реализации товара, при достижении остатка товара менее чем(равно) 4 дня формируется заявка для пополнения на последующие дни (до 11 дней с учетом резервных дней).Максимальный и минимальный запас в днях являются настраиваемыми параметрами. Для изучения широты, полноты и глубины товарного ассортимента группы товаров в аптеке «Классика» возьмем за пример «Витамины».Рисунок Ассортимент группы товаров «Витамины»Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:Кш = Гф / Гн(2)где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.Кш = 38/ 26 =1,46Полученный коэффициент, равный 1,46 говорит о том, что ассортимент в аптеке широкий, что может служить косвенным показателем насыщенности рынка.Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:Кг = Рф / Рн(3)где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.Кг = 84/75=1,12Полученный коэффициент, равный 1,12 говорит о том, что в аптекепредставлен широкий ассортимент различных разновидностей витаминов.2.4 Организация рабочего места в зале самообслуживанияПовышение конкурентоспособности аптеки в результате повышения качества обслуживания потребителей в значительной степени зависит от конкурентоспособности ее сотрудников. Интеллектуальный потенциал персонала, уровень и качество полученного профессионального образования, приобретенный опыт, знания и умения определяют конкурентоспособность персонала.В настоящее времянаблюдается ужесточение требований потребителей к квалификации аптечных работников, в связи с чем возрастает роль повышение их квалификации, возникает необходимостьполучения персоналом, имеющим фармацевтическое образование, дополнительной квалификации, которая позволит ему ориентироваться в современных условиях рыночных отношений, а также обучение поведению в сфере услуг ориентированному на клиентов. Провизоры и фармацевты, которые осуществляют отпуск товаров аптечного ассортимента непосредственно взаимодействуют с покупателями, а потому они должны иметь не только отличные профессиональные знания и высокий уровень компетентности, но и уметь наблюдать, задавать целенаправленные вопросы и быстро фиксировать необходимые сведения; как можно полнее отвечать на вопросы покупателей и удовлетворять их потребности. Для установления эмоциональной связи с покупателем необходимо иметь внутреннюю расположенность к людям. Если в аптечном учреждении создаются комфортные условия труда и необходимая рабочая атмосфера, то уверенность сотрудников в том, что их ценят и о них заботятся, растет. Степень удовлетворенности покупателей качеством обслуживания напрямую зависит от уровня мотивации аптечных работников.В настоящее время в кадровой политике аптечной сети особое внимание уделяется планированию карьеры сотрудников, что служит основой для разработки внутрифирменных программ по их обучению и развитию, а также позволяет персоналу аптеки эффективнее самореализовываться. Формирование кадрового резерва является частью планирования. В торговом зале аптеки «Классика» одновременно работают три специалиста: провизор и фармацевт находятся на кассах, консультант работает с покупателями в зале. Всего в открытом формате работает 1 консультант с фармацевтическим образованием.Продавец-консультант выполняет следующие функции:отслеживает наличие достаточного количества товара в торговом зале и пополняет егопри необходимости;консультирует покупателей по ассортименту товаров, их потребительским свойствам и особенностям;стимулирует продажу определенных видов товара, обращая внимание покупателей на заданный товар, размещает заданный товарна просматриваемых местах;осуществляет помощь в приемке товара;подготавливает товар к продаже;участвует в инвентаризации;контролирует сроки реализации товаров и в случае обнаружения товаров с истекшими сроками реализации, убирает товар с места продажи и сообщает об этом руководству;участвует в занятиях для повышения уровня знаний по свойствам и особенностям продукции, мерчандайзингу товаров;сообщает руководству аптеки обо всех внештатных ситуациях в своей работе. ЗаключениеВ первой главе былрассмотрен опыт работы аптек самообслуживания в России, обозначены проблемы и преимущества открытой формы лекарственного обслуживания населения,определены этапы организации работы зала самообслуживания. Анализ торгового пространства зала самообслуживания показал, что торговое оборудование в зале открытой выкладки товара размещено рационально. Принципы выкладки товара носят смешанный характер: по торговой марке и по потребительским свойствам. В зале самообслуживания из лекарственных средств безрецептурного отпуска представлены витамины. В зале хорошо представлена парафармация, обладающая яркой и привлекающей внимание упаковкой, которая может повлиять на решение о покупке. Замечено, что решение о покупке витаминов или различных БАД принимаются человеком самостоятельно изачастую спонтанно. Предложения для улучшения работы зала самообслуживания в аптеке «Классика»: организовать посещение консультантом тренингов, направленных на повышение мастерства продаж и поведения при работе с клиентами, обеспечить место для хранения вещей в виде специальных ящиках, которые закрываются на ключ, обеспечить посетителей аптеки специальными корзинами для покупок, рассмотреть возможность расширения ассортимента свободной выкладки за счет лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецептов.Список использованных источниковФЗ от 12.04.2010г №61 «Об обращении лекарственных средств» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»Багирова В.Л. Управление и экономика фармации: учебник / БагироваВ.Л..- М.: ОАО «Издательства «Медицина», 2004.-720с.;Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для мед. И фармац.вузов и мед.специалистов.-М.: ГЭОТАР-Медия, 2005.-607с.Клочкова М.С.: Мерчандайзинг. - М.: Дашков и К, 2009.-268с.Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации: учебник для студентов обуч. По специальностям 040500 «Фармация».- М.: ACADEMIA, 2004с.-446с.Сысоева С.В.: Мерчандайзинг. - СПб.: Питер, 2009.-256с.http://to.bl.by/articles/78274.php - Портал Бизнес. Онлайнwww.pharmax.ru - информационный портал для провизоров и фармацевтов.www.provizor.ru - информационно-аналитическое издание, фармацевтический рынок, обзор новостей фармации. Онлайн журнал «Провизор»

Список использованных источников

1 ФЗ от 12.04.2010г №61 «Об обращении лекарственных средств»
2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»
3 Багирова В.Л. Управление и экономика фармации: учебник / БагироваВ.Л..- М.: ОАО «Издательства «Медицина», 2004.-720с.;
4 Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для мед. И фармац.вузов и мед.специалистов.-М.: ГЭОТАР-Медия, 2005.-607с.
5 Клочкова М.С.: Мерчандайзинг. - М.: Дашков и К, 2009.-268с.
6 Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации: учебник для студентов обуч. По специальностям 040500 «Фармация».- М.: ACADEMIA, 2004с.-446с.
7 Сысоева С.В.: Мерчандайзинг. - СПб.: Питер, 2009.-256с.
8 http://to.bl.by/articles/78274.php - Портал Бизнес. Онлайн
9 www.pharmax.ru - информационный портал для провизоров и фармацевтов.
10 www.provizor.ru - информационно-аналитическое издание, фармацевтический рынок, обзор новостей фармации. Онлайн журнал «Провизор»

Вопрос-ответ:

Какие преимущества есть у организации работы зала самообслуживания в аптеке?

Организация работы зала самообслуживания в аптеке позволяет клиентам самостоятельно выбирать и брать лекарства, экономя время на ожидание в очереди. Это также способствует повышению эффективности работы аптеки и увеличению числа обслуживаемых покупателей.

Какие проблемы могут возникнуть при открытой форме лекарственного обслуживания населения?

Одной из проблем может быть необходимость внимательного контроля за выкладкой и поддержанием порядка на полках, а также управление кражами и несанкционированным использованием товара. Кроме того, возможны проблемы с расстановкой товара по категориям и обеспечением клиентов наличием нужных лекарств.

Какие преимущества имеет аптека самообслуживания?

Аптеки самообслуживания позволяют клиентам удобно и быстро выбирать и покупать нужное им лекарство. Также они создают возможность доступа к широкому ассортименту продуктов без ожидания в очереди и прошивания рецепта. В таких аптеках клиенты также могут получить консультацию фармацевта или задать вопросы через интерактивный терминал.

Есть ли опыт работы аптек самообслуживания за рубежом?

Да, в разных странах есть опыт работы аптек самообслуживания. Например, в США и Великобритании такие аптеки популярны и предоставляют широкий выбор лекарств и других медицинских товаров. Они успешно функционируют и имеют специальную систему контроля краж и доступа к определенным категориям товаров.

Что такое аптека Классика?

Аптека Классика - это одна из форм аптек самообслуживания. Она предлагает клиентам широкий выбор лекарственных препаратов и других медицинских товаров на открытых полках. Клиенты могут самостоятельно выбирать и брать нужные товары без помощи продавцов. В аптеке Классика также может быть наличие интерактивного терминала для получения консультаций.

Какие преимущества есть у самообслуживания в аптеке?

Самообслуживание в аптеке имеет несколько преимуществ. Во-первых, это экономия времени, так как покупатель сам может выбирать и покупать товары без необходимости ожидать помощи продавца. Во-вторых, самообслуживание позволяет покупателям свободно перемещаться по залу и рассмотреть все предложенные товары. Кроме того, это формат аптеки, который обеспечивает большую прозрачность и удобство для покупателей.

Какие преимущества и недостатки есть у открытой выкладки товара в аптеке?

Открытая выкладка товара в аптеке имеет свои преимущества. Во-первых, это позволяет покупателям свободно рассматривать и выбирать товары без необходимости просить продавца достать их. Во-вторых, открытая выкладка создает большую прозрачность и доверие к продукции. Однако, недостатками открытой выкладки могут быть возможность кражи и необходимость постоянного контроля со стороны персонала.

Каков опыт работы аптек самообслуживания в России и за рубежом?

Опыт работы аптек самообслуживания в России и за рубежом различается. В России такие аптеки появились несколько лет назад и пока представлены не во всех регионах. Однако, они активно развиваются и показывают положительные результаты. За рубежом самообслуживание в аптеках уже давно практикуется и давно стало обычным форматом. Опыт работы в зарубежных аптеках может быть полезным для развития данной формы обслуживания и в России.

Как организована работа зала самообслуживания в аптеке?

Организация работы зала самообслуживания в аптеке с открытой выкладкой товара может включать несколько этапов. В первую очередь, необходимо качественно обустроить торговое пространство, обеспечить удобство и доступность для покупателей. Затем, необходимо организовать выкладку и расположение товаров таким образом, чтобы было удобно и легко их находить. Также, необходимо обучить персонал, который будет контролировать зал и помогать покупателям при необходимости.