Защита прав граждан в области информационного права.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основы правового регулирования и защиты прав граждан в сфере информационного права 5
1.1. Информация как объект правового регулирования 5
1.2. Защита прав граждан на открытость и доступность информации 8
2. Актуальные и практические вопросы защиты прав граждан в области информации 11
2.1. Защита прав граждан в области информации на примере ЖКХ 11
2.2. Право на защиту детей от вредной для них информации 14
Заключение 20
Библиография 22
Традиции не имеют документальной фиксации, они локальны и изменяемы. На этот факт однозначно указывается в самом тексте проекта Концепции: «... в случае «отрицания семейных ценностей» необходимо уточнение, какие именно ценности имеются в виду. Учитывая полиэтнический и поликультурный состав РФ, необходимо понимать, что семейные ценности у представителей разных этнических групп будут различными... Поэтому экспертиза сайта должна проводиться с учетом этнокультурного компонента». Как последнее предложение вообще может быть реализовано?Например, многоженство отрицается православной семейной традицией и не разрешается Семейным кодексом РФ, однако в Северо-Кавказском регионе, особенно после вооруженных конфликтов, унесших жизни большей части мужчин, многоженство фактически имеет место. Более того, это явление присуще региону исторически и соответствует религиозным канонам ислама. Именно поэтому со стороны Чеченской Республики неоднократно в адрес Государственной Думы России поступали предложения о легализации многоженства или о предоставлении субъектам Российской Федерации полномочий по самоопределению в данном вопросе. Будет ли демонстрация митинга в поддержку такой законодательной инициативы посягать на традиционную для Центральной России модель семьи и семейные отношения? Безусловно. Есть и противоположный вариант дискриминации традиционных семейных ценностей. Статья 2 Семейного кодекса РФ признает равными права супруга и супруги в семье. В европейской части России все чаще встречаются семьи, в которых супруга (а не супруг) занимается заработком денежных средств семейного бюджета. Муж в таком случае становится «домохозяином», выполняет исторически присущие женщине функции уборки, приготовления пищи и воспитания малолетних детей. Вместе с тем подобная ситуация нарушает традиционно патриархальную модель семьи, которая распространена на всей территории России. Для наглядности приведем гипотетический пример. Супруг-домохозяин публикует в социальной сети сообщение: «Ради моей любимой я готов хоть всю жизнь провести на кухне, лишь бы она была счастлива. Мужчина должен обеспечивать семью не столько деньгами, сколько вниманием». Как такое совершенно безобидное сообщение может быть истолковано ярыми приверженцами традиционного «домостроя»? Очевидно, что они укажут на опасность такой информации для их детей, так как она посягает на традиционный уклад их семей. Налицо правовой парадокс: в едином и открытом информационном пространстве государства, законодательно закрепившего равенство прав супругов (родителей), юридическая ответственность устанавливается за отрицание (дискредитацию) традиционной модели семьи, которая не совпадает с действующими правовыми установлениями и носит субъективно-локальный характер.Допущение подобных архаизмов в современном праве, на наш взгляд, неприемлемо. В случае исключения неприемлемых трактовок сведений, отрицающих семейные ценности, в их составе останется информация: оправдывающая заключение однополых браков и воспитание детей в таких семьях; оправдывающая аборты; оправдывающая уклонение от выполнения обязанностей родителей и злоупотребление родительскими правами; оправдывающая отказ взять своего ребенка из родильного дома, иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; оправдывающая жестокое обращение с детьми.Табуирование подобных сведений в полной мере соответствует ч. 3 ст. 1 (брачный союз только между мужчиной и женщиной) и ст. 69 Семейного кодекса РФ (основания лишения родительских прав). Итак, текст ФЗ о защите детей следует конкретизировать. Оптимальным решением, как нам представляется, является раскрытие термина «информация, отрицающая семейные ценности» в ст. 2 рассматриваемого Закона.Как уже было сказано ранее, установление правила поведения без адекватной ответственности за его нарушение является безуспешным. Из приведенной выше трактовки информации, отрицающей семейные ценности, можно заключить, что в случае распространения таковой духовно-культурному развитию ребенка может быть причинен существенный ущерб. Это, в свою очередь, позволяет предположить возможность ужесточения ответственности за подобное деяние. ЗаключениеВ Российской Федерации в условиях реализации политики по развитию информационного общества вопросы обеспечения информационной безопасности, включая психологическую ее составляющую, приобретают все большую значимость. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации в качестве одной из основ развития информационного общества в России закрепляет принцип обеспечения национальной безопасности в информационной сфере. Вторая группа деструктивных действий в отношении информации, выделяемая в Законе об информации, включает неправомерный доступ к информации, ее копирование, предоставление и распространение. В качестве третьего компонента защиты информации называется реализация права на доступ к информации. Он выступает прямой противоположностью предыдущего, поскольку здесь критически важным является доступ к определенной информации, ограничение или блокирование которого может иметь негативные последствия для пользователей. В итоге имеется классическая структурная триада безопасности информации «конфиденциальность - целостность - доступность», которая является общепризнанной в мире.По итогам работы можно сделать следующие выводы и предложения, а прежде следует отметить и новаторство законодательства, обеспечивающего информационно-психологическую безопасность детей. Именно этим фактором зачастую обусловлено наличие лексико-юридических неточностей в тексте ФЗ о защите детей. Совершенствование нормативного регулирования в рассматриваемой сфере - процесс длительный и трудоемкий. Желая внести собственную толику в дело обеспечения информационно-психологической безопасности несовершеннолетних, предлагаем внести следующие изменения в действующее российское законодательство:1. Изменить формулировку п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и изложить ее в следующей редакции: «1) побуждающая детей к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;».2. Дополнить главу 6 КоАП РФ статьей, предусматривающей ответственность за оборот среди несовершеннолетних информации, побуждающей к причинению вреда своему здоровью или самоубийству. Этот состав должен рассматриваться как специальный по отношению к ст. 6.17 КоАП РФ и предусматривать более тяжелое наказание.3. Дополнить ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» частью 2, предусматривающей ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетнего путем целенаправленного систематического оборота (передачи или распространения) информации, побуждающей к причинению вреда своему здоровью или самоубийству.4. Дополнить ст. 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определением: «... информация, отрицающая семейные ценности, - информация, оправдывающая заключение однополых браков и воспитание детей в таких семьях, аборты, уклонение от выполнения обязанностей родителей и злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, отказ взять своего ребенка из родильного дома, иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций».5. Ужесточить административную ответственность за распространение среди детей информации, отрицающей семейные ценности. Реализация этого предложения может быть осуществлена как путем введения новеллы в главу 6 КоАП РФ, так и путем дополнения новой частью ст. 6.21 КоАП РФ.БиблиографияКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001,Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Российская газета, N 1, 12.01.2005.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996.Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, N 25, 13.02.2009.Федеральный закон от 07.06.2013 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, N 124, 11.06.2013.Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета, N 263, 23.11.2011.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, N 165, 29.07.2006.Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 48,Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, N 30 (часть II), ст. 4107.Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, N 171, 05.08.2005.Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» // Российская газета, N 222, 01.10.2010.Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // Российская газета, N 115, 01.06.2006.Приказ Минкомсвязи России от 27.06.2013 N 149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования» // Российская газета, N 187, 23.08.2013.Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, N 3, 2008.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. 16.02.2008.Бачило И.Л. Административно-правовая ответственность в информационной сфере // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005. Долгополов А.А., Белоконь А.В. О роли информации в организации деятельности органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2008. N 3. Ибрагимов К.Х. Правовые проблемы многоженства в Чечне: история и современность // История государства и права. 2012. N 9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; Отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2013. Серебренникова А.В. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации (ст. 140 УК РФ) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. N 3. Соловьев В.С. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией (по материалам Центрального федерального округа): дисс. ... к.ю.н. Воронеж, 2013. Черепанова Ю.Е. Информация как объект административно-правового регулирования // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (22 марта 2012 г.): В 2 ч. Ч. 1. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета МВД России, 2012.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001,
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Российская газета, N 1, 12.01.2005.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, N 25, 13.02.2009.
7. Федеральный закон от 07.06.2013 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, N 124, 11.06.2013.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета, N 263, 23.11.2011.
9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, N 165, 29.07.2006.
10. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 48,
11. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, N 30 (часть II), ст. 4107.
12. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, N 171, 05.08.2005.
13. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» // Российская газета, N 222, 01.10.2010.
14. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // Российская газета, N 115, 01.06.2006.
15. Приказ Минкомсвязи России от 27.06.2013 N 149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования» // Российская газета, N 187, 23.08.2013.
16. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, N 3, 2008.
17. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. 16.02.2008.
18. Бачило И.Л. Административно-правовая ответственность в информационной сфере // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005.
19. Долгополов А.А., Белоконь А.В. О роли информации в организации деятельности органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2008. N 3.
20. Ибрагимов К.Х. Правовые проблемы многоженства в Чечне: история и современность // История государства и права. 2012. N 9.
21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; Отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
22. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2013.
23. Серебренникова А.В. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации (ст. 140 УК РФ) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. N 3.
24. Соловьев В.С. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией (по материалам Центрального федерального округа): дисс. ... к.ю.н. Воронеж, 2013.
25. Черепанова Ю.Е. Информация как объект административно-правового регулирования // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (22 марта 2012 г.): В 2 ч. Ч. 1. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета МВД России, 2012.
Вопрос-ответ:
Какие основы правового регулирования и защиты прав граждан в сфере информационного права?
Основы правового регулирования и защиты прав граждан в сфере информационного права включают в себя законы и нормативные акты, которые определяют права и обязанности граждан в отношении информации, а также механизмы защиты этих прав.
Что такое информация и каким образом она является объектом правового регулирования?
Информация - это сведения или сообщения, которые могут быть представлены в любой форме (письменной, устной, графической, электронной и т.д.). Она является объектом правового регулирования, так как ее распространение и использование могут влиять на права и интересы граждан.
Каким образом защищаются права граждан на открытость и доступность информации?
Права граждан на открытость и доступность информации защищаются через установление прозрачности в государственных органах и общественных организациях, создание механизмов предоставления информации и возможность обжалования решений о доступе к ней.
Какие актуальные и практические вопросы стоят перед защитой прав граждан в области информации?
Актуальные и практические вопросы защиты прав граждан в области информации включают в себя проблемы доступа к информации в жилищно-коммунальном хозяйстве, защиту детей от вредной информации и проблемы информационной безопасности.
Каким образом защищаются права граждан в области информации на примере жилищно-коммунального хозяйства?
Права граждан в области информации в жилищно-коммунальном хозяйстве защищаются при помощи разработки и введения системы прозрачности и открытости работы жилищно-коммунальных предприятий, предоставления доступной информации о расходах и тарифах, а также возможностью обжалования решений в суде.
Какие основы правового регулирования и защиты прав граждан в области информационного права существуют?
Основы правового регулирования и защиты прав граждан в области информационного права определяются законодательством, включая Конституцию РФ, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и другие соответствующие нормативно-правовые акты.
Что является объектом правового регулирования в области информационного права?
Объектом правового регулирования в области информационного права является информация, в том числе информационные ресурсы, информационно-телекоммуникационные сети и системы, информационные технологии, программы для ЭВМ и базы данных.
Как осуществляется защита прав граждан на открытость и доступность информации?
Защита прав граждан на открытость и доступность информации осуществляется путем гарантирования свободного доступа к информации, обеспечения конфиденциальности информации, защиты прав на информационные ресурсы, а также предотвращения и регулирования недобросовестной конкуренции и незаконной рекламы.
Какие актуальные и практические вопросы возникают при защите прав граждан в области информации на примере ЖКХ?
Актуальные и практические вопросы защиты прав граждан в области информации на примере ЖКХ включают вопросы доступа граждан к информации о состоянии и качестве коммунальных услуг, вопросы своевременной и достоверной информации о расходах на ЖКХ, а также вопросы защиты прав граждан на конфиденциальность информации о персональных данных.
Какое право обеспечивает защиту детей от вредной для них информации?
Право на защиту детей от вредной для них информации обеспечивает возможность контроля и ограничения доступа детей к информации, содержащей элементы насилия, ненормативную лексику, сексуальные материалы, а также другие материалы, создающие опасность для психологического или физического развития ребенка.