Теория

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 12 12 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 16.01.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

Из этого основного естественного закона Гоббс, прибегая к дедукции, выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми.Науку о естественных законах он характеризует как единственную и истинную философию морали, как науку о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни.Гоббс отмечает неточность применения названия закон к предписаниям разума, каковыми являются формулируемые им «естественные законы». «Ибо,— продолжает он,— эти предписания являются лишь заключениями или теоремами в отношении того, что ведет к сохранению и защите человеческой жизни, между тем как закон в собственном смысле означает предписание того, кто по праву повелевает другими. Однако, если мы рассматриваем эти самые теоремы как возвещенные богом, повелевающим но праву всем, тогда они правильно названы законами».Наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая общая власть, согласно гоббсовской договорной теории возникновения государства, может быть установлена лишь путем сосредоточения всей власти и всей силы в одном человеке или собрании людей, сводящих все воли участников договора в единую волю. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство (civitas).В гражданском состоянии речь собственно может идти лишь о свободе государства, а не частных лиц. Цель гражданских законов как раз и состоит в том, чтобы «ограничить свободу отдельных людей». В этом вопросе отчетливо проявляется основной смысл гоббсовского различения права (естественного) и закона (гражданского, положительного). «Ибо право,— подчеркивает Гоббс,— есть свобода, именно та свобода, которую оставляет нам гражданский закон. Гражданский же закон есть обязательство и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет нам естественное право. Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в целях предупреждения нападения на себя напасть на всякого подозрительного соседа. Гражданский же закон лишает нас этой свободы во всех тех случаях, где защита закона обеспечивает безопасность».Относительно проблемы соотношения, различия права и закона, государства и права Томас Гоббс являлся представителем этатизма.Согласно этатистской концепции, государство занимает более высокое и важное положение по сравнению с правом, государство является источником права, использует право в качестве инструмента своей политики. Сторонники философии этатизма полагают, что государство для блага своих граждан имеет право оказывать вмешательство во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство организует всю экономику - от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда, оно должно вступать в борьбу с ленью и расточительством, следить за тем, чтобы молодые люди вступали в брак и имели много детей. Государство также занимается устроительством церквей, управлением системой образования и т.д. То есть, государство оказывает активное и даже тотальное вторжение во все сферы жизни общества. Сторонники этатистского подхода считают, что все сферы приватного, непосредственно не входящие в сферу публичной власти, суть явления низшего (по сравнению с государством) порядка. Ни одна из них не выступает в качестве носителя политического единства, но каждая порознь и все вместе так или иначе способствуют его подрыву. Соответственно, государство вынуждено вступать с ними в конфронтацию, заниматься их укрощением, удерживать их в рамках политической целостности. Для того чтобы справиться с подобной задачей, оно обязано думать о том, чтобы сохранить свою мощь. Именно в этом и заключается главный интерес государства. Согласно данной теории, государство предшествует праву, порождает право. Исходя из данного подхода, право является совокупностью норм (велений, установлений, приказов государства), благодаря которым государственная власть руководит обществом. В качестве основания права выступает государственная власть, которая в свою очередь основывается на силе.Очевидно, что жизнь современного общества невозможна без права. Здесь можно говорить о существовании объективной потребности в защите государством социальных прав граждан, в том, чтобы оно покровительствовало культуре и образованию. В то же время следует сказать о наличии объективных пределов такого вмешательства. Это обстоятельство как раз не учитывается в теории и практике этатизма, в соответствии с которым право рассматривается в качестве продукта государственной деятельности, как его (государства) следствие.Истоки идеи этатизма следует искать в эпохе абсолютизма. Первоначально их обосновал Х. Вольф, а затем их развитием занимался Фихте. ЗаключениеСуть концепции естественного состояния Томаса Гоббса заключается в следующем.По естественному праву люди являются равными и свободными. У каждого человека есть право на все, каждый человек сам судит свои поступки. Страх смерти является стимулом для разума человека, вследствие этого страха человек приступает к поиску надежных средств для того, чтобы сохранить свою жизнь. Здесь уже используются не только индивидуальные возможности. В связи с этим разум человека начинает процесс формулирования естественных законов, неких требований истинного разума. Поэтому-то различие между правом (jus) и законом (lex), по мнению Гоббса, заключается в том, что «право состоит в свободе делать или не делать», закон же выполняет определяющую и обязывающую функцию. В отношении одной вещи можно говорить о несовместимости обязательства и права, а точнее, закона и права. Таким образом, права и закон выступают в качестве правомочия и обязанности. Именно это следует из концепции естественных законов Томаса Гоббса.Список литературыГоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989.//http://grachev62.narod.ru/hobbes/content.htmГоббс Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине//Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1989./Электронный ресурс//http://lib.ololo.cc/a/3973Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. Козлихин И.Ю. Политико-правовые учения Томаса Гоббса// Известия вузов. Правоведение. 1998, № 4. http://law.edu.ru/magazine/Нерсесянц В.С. Право и закон.// http://www.adhdportal.com/book_2677_chapter_1_ANNOTAIJA.html

1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989.//http://grachev62.narod.ru/hobbes/content.htm
2. Гоббс Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине//Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1989./Электронный ресурс//http://lib.ololo.cc/a/3973
3. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3.
4. Козлихин И.Ю. Политико-правовые учения Томаса Гоббса// Известия вузов. Правоведение. 1998, № 4. http://law.edu.ru/magazine/
5. Нерсесянц В.С. Право и закон.// http://www.adhdportal.com/book_2677_chapter_1_ANNOTAIJA.html

Вопрос-ответ:

Какие законы Гоббс вывел из основного естественного закона?

Гоббс прибегая к дедукции выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми.

Как Гоббс характеризует науку о естественных законах?

Гоббс характеризует науку о естественных законах как единственную и истинную философию морали, как науку о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни.

Какие неточности отмечает Гоббс в применении названия "закон"?

Гоббс отмечает неточность применения названия "закон" к предписаниям разума, которые являются формулируемыми.

Какие еще естественные законы выведены Гоббсом?

Гоббс вывел целый ряд других естественных законов, которые конкретизируют правило поиска гражданского мира между людьми.

Как Гоббс описывает науку о естественных законах?

Гоббс описывает науку о естественных законах как единственную и истинную философию морали, которая занимается изучением добра и зла в человеческих поступках и в общественной жизни.

Какие естественные законы выводит Гоббс?

Гоббс выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми.

Как Гоббс характеризует науку о естественных законах?

Гоббс характеризует науку о естественных законах как единственную и истинную философию морали, как науку о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни.

Как Гоббс отмечает неточность применения названия "закон"?

Гоббс отмечает неточность применения названия "закон" к предписаниям разума, которые являются формулируемыми.

Какая наука описывает естественные законы?

Наука о естественных законах описывает единственную и истинную философию морали, науку о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни, по словам Гоббса.