Экспертные технологии и их использование в практике управления.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 16.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Классификация экспертных технологий 3
2. Порядок процедур экспертных оценок 5
3. Роль и место экспертных систем в управлении 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Другие специалисты, наоборот, полагают, что превалирующее значение должна иметь фактографическая информация (таблицы с обобщёнными количественными экспертными оценками, показателями согласованности мнений экспертов и др., диаграммы, графики, гистограммы). В целом, необходимо сочетание обоих подходов при подготовке итогового документа. Роль и место экспертных систем в управленииЭкспертные системы (ЭС) – это яркое и быстро прогрессирующее направление в области искусственного интеллекта (ИИ). Причиной повышенного интереса, который ЭС вызывают к себе на протяжении всего своего существования, является возможность их применения к решению задач из самых различных областей человеческой деятельности.ЭС – это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов. Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека, к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.Сегодня нет четкого определения термина «экспертная система». Наиболее общее определение: ЭС – это искусственная система, способная в данной предметной области эффективно заменить эксперта-человека. Экспертными могут называться автоматизированные информационные системы, ориентированные на решение задач в определенной предметной области с достаточным качеством.ЭС предназначены для того, чтобы сделать доступными сочетания знаний, опыта, навыков и интуиции квалифицированных специалистов. ВМетодологическими основаниями экспертной деятельности являются: - деятельностный подход, выражающийся в требованиях конкретности, прогнозирования, целеполагания, корректирования, управления, оценивания, контроля и др.; - аксиологический подход, связанный с понятиями позиционности, объективности, практической значимости, диагностичности и др.; - герменевтический подход, связанный с понятиями субъектной соотнесенности, пониманием автора, ценностно-смысловыми ориентациями и др.; - средовой подход, связанный с пониманием системы влияний и условий развития личности, а также с определением возможностей этих влияний на формирование личности по заданному или новому образцу; - диалектический метод, обусловливающий требования обоснованности, системности, целостности, комплексности, фундаментальности и др. [Информационные технологии 2011: 46–48].Экспертные системы способны в сложной ситуации дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку), помогающую специалисту (в нашем случае учителю) принять обоснованное решение. Над созданием этих систем работают опытные специалисты высокой квалификации (эксперты) в данной предметной области.Необходимо правильно понимать реальные возможности применения подобных систем. Безусловно, далеко не все проблемы могут быть решены с помощью экспертных оценок, хотя корректное использование экспертных технологий во многих случаях остается единственным способом подготовки и принятия обоснованных решений. Экспертные системы включают в себя следующие подсистемы: база знаний, механизм вывода информации, интеллектуальный интерфейс и подсистема пояснений. Рассмотрим эти подсистемы подробнее. База знаний в данном случае содержит формальное описание знаний экспертов, представленное в виде набора фактов и правил.Механизм вывода информации, или решатель, — это блок, представляющий собой программу, реализующую прямую или обратную цепочку рассуждений в качестве общей стратегии построения вывода.С помощью интеллектуального интерфейса экспертная система задает вопросы пользователю и отображает сделанные выводы, представляя их обычно в символьном виде. Основное преимущество экспертных систем перед человеком-экспертом – отсутствие субъективного подхода, который может быть присущ некоторым экспертам.ЗаключениеВ настоящей работе основное внимание было уделено «традиционным» экспертным опросам, основанным на анкетировании специалистов. При этом не только информационное наполнение моделей, но и само их построение во многом зависят от экспертных знаний. В связи с этим актуализируется задача эффективного комплексирования экспертных методов и методов моделирования. Кроме того, существенное внимание следует обратить на проведение так называемых дистанционных или сетевых экспертиз. Современные системы связи позволяют в настоящее время организовать качественное взаимодействие между экспертами независимо от их географической удалённости друг от друга. Использование Интернета и интернет-технологий может помочь формированию сетевых экспертных сообществ в различных областях профессиональной деятельности. Также следует подчеркнуть, что именно информационные технологии способны изменять и совершенствовать стиль и методы экспертных оценок. Создание программных продуктов и автоматизированных систем способствует повышению уровня информационной и методической поддержки экспертизы.Список используемой литературыАбаев Л. Анализ экспертной информации: методы и технологии / Лев Абаев. [Б. м.] :PalmariumAcademicPublishing, 2012. 156 сАникин. Б. А. Высший менеджмент для руководителей: учеб.пособие для вузов / Б. А. Аникин. — М.: ИНФРА-М, 2006.— 144с.Белоусов В. Л. Менеджмент: практика управления научными исследованиями. М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009.Волков В.И. Методология комплексной экспертизы инвестиционных программ и проектов. Моногр. В 2 ч. М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2010.Губанов Д. А., Коргин Н. А., Новиков Д. А., Райков А. Н. Сетевая экспертиза / Д. А. Губанов, Н. А. Коргин, Д. А. Новиков, А. Н. Райков ; под ред. Д. А. Новикова, А. Н. Райкова. 2-е изд. М. : Эгвес, 2011. 166 с.Информационные технологии: учеб. / под ред. В. В. Трофимова. М.: Юрайт, 2011. 624 с.Мартемьянов, Ю.Ф. Экспертные методы принятия решений : учеб.пособие / Ю.Ф. Мартемьянов, Т.Я. Лазарева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 80 сСидельников Ю.В. Системный анализ экспертного прогнозирования. – М.: МАИ, 2007. – 453 сЭлти Д., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры. М.: Финансы и статистика, 1987. 191 с.Экспертные технологии в управлении: учеб. Пособие. М.: Дело, 2012.
1. Абаев Л. Анализ экспертной информации: методы и технологии / Лев Абаев. [Б. м.] : Palmarium Academic Publishing, 2012. 156 с
2. Аникин. Б. А. Высший менеджмент для руководителей: учеб. пособие для вузов / Б. А. Аникин. — М.: ИНФРА-М, 2006.— 144с.
3. Белоусов В. Л. Менеджмент: практика управления научными исследованиями. М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009.
4. Волков В.И. Методология комплексной экспертизы инвестиционных программ и проектов. Моногр. В 2 ч. М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2010.
5. Губанов Д. А., Коргин Н. А., Новиков Д. А., Райков А. Н. Сетевая экспертиза / Д. А. Губанов, Н. А. Коргин, Д. А. Новиков, А. Н. Райков ; под ред. Д. А. Новикова, А. Н. Райкова. 2-е изд. М. : Эгвес, 2011. 166 с.
6. Информационные технологии: учеб. / под ред. В. В. Трофимова. М.: Юрайт, 2011. 624 с.
7. Мартемьянов, Ю.Ф. Экспертные методы принятия решений : учеб. пособие / Ю.Ф. Мартемьянов, Т.Я. Лазарева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 80 с
8. Сидельников Ю.В. Системный анализ экспертного прогнозирования. – М.: МАИ, 2007. – 453 с
9. Элти Д., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры. М.: Финансы и статистика, 1987. 191 с.
10. Экспертные технологии в управлении: учеб. Пособие. М.: Дело, 2012.
Вопрос-ответ:
Какие существуют классификации экспертных технологий?
Существует несколько классификаций экспертных технологий. Одна из них основывается на виде знаний, которые используются в системе: правила, эвристики, алгоритмы и т.д. Другая классификация опирается на степень формализации знаний: формальные и неформальные системы. Еще одна классификация основана на типе задач и областях применения экспертных технологий: диагностика, прогнозирование, планирование и др.
Каков порядок процедур экспертных оценок?
Подготовка исходных данных, выбор экспертов, проведение экспертных оценок, агрегирование оценок, анализ результатов. Подготовка исходных данных включает сбор и систематизацию информации, которая будет использоваться экспертами для оценки. Выбор экспертов осуществляется на основе их профессиональных квалификаций и опыта работы. Проведение экспертных оценок включает задание вопросов, сбор ответов и обсуждение результатов. Агрегирование оценок происходит путем усреднения или взвешивания ответов экспертов. Анализ результатов включает оценку достоверности и согласованности оценок, а также выявление причин расхождений во мнениях.
Какую роль играют экспертные системы в управлении?
Экспертные системы используются для решения сложных проблем управления, когда требуется большой объем знаний и опыта. Они позволяют автоматизировать процесс принятия решений, увеличивая его эффективность и скорость. Экспертные системы могут быть использованы в различных областях управления, таких как финансы, производство, маркетинг и др. Они помогают выявлять проблемы, прогнозировать результаты, оптимизировать процессы и принимать правильные решения на основе экспертных знаний.
На что следует обратить внимание при выборе экспертных технологий для управления?
При выборе экспертных технологий для управления следует обратить внимание на следующие факторы: тип задачи, которую необходимо решить; доступность и качество исходных данных; возможности интеграции с другими системами управления; удобство использования и обучения персонала; технические требования и стоимость реализации системы. Также важно провести анализ и оценку эффективности экспертных технологий на основе их применения в схожих проектах или организациях.
Какие существуют классификации экспертных технологий?
Существует несколько классификаций экспертных технологий. Одна из них основывается на разделении на основе типа знаний, таких как правила, эвристики и моделирование. Другая классификация основана на различных формах проявления экспертизы, таких как экспертные системы, экспертные модели и экспертные базы данных.
Какие процедуры включает порядок экспертных оценок?
Порядок процедур экспертных оценок включает несколько этапов. Они включают подготовку и обучение экспертов, сбор и агрегацию экспертных мнений, анализ и интерпретацию результатов, и заключаются в предоставлении финальных рекомендаций или прогнозов.
Какую роль и место занимают экспертные системы в управлении?
Экспертные системы играют важную роль в управлении. Они позволяют автоматизировать процессы принятия решений на основе знаний опытных специалистов. Экспертные системы обладают большим объемом информации и могут быстро и точно анализировать сложные ситуации, что делает их незаменимыми инструментами в управлении.
Какие методы используются для сбора экспертных оценок?
Для сбора экспертных оценок применяются различные методы. Одним из них является анкетирование экспертов, когда им предлагается заполнить определенные вопросники или таблицы. Также используется метод интервью, когда эксперты отвечают на вопросы непосредственно во время беседы. Кроме того, существуют методы группового обсуждения, когда эксперты вместе обсуждают и обобщают свои мнения.
Какие явления и данные могут использоваться для экспертных оценок?
Для экспертных оценок могут использоваться различные явления и данные. Например, можно анализировать фактографическую информацию, такую как таблицы с обобщенными количественными показателями. Также можно использовать согласованность мнений разных экспертов, представленную в виде графиков или гистограмм. Важно выбрать наиболее подходящие данные для конкретной задачи и метода экспертного оценивания.