Взаимоотношения Европейского союза и Молдавии с начала 21 века
Заказать уникальную дипломную работу- 93 93 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 16.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности развития интеграционных процессов в рамках Европейского Союза и их значение для ЕС 6
1.1 Основные черты европейской интеграции 6
1.2 Значение процессов расширения для Европейского Союза 20
Глава 2. Анализ особенностей отношений Молдавии с Европейским Союзом 31
2.1 Основные этапы развития отношений Молдавии и ЕС 31
2.2 Программы политических партий Молдавии и их отношение к европейской интеграции 37
Глава 3. Проблемы Приднестровья и Гагаузии в отношениях с ЕС 45
3.1 Национальные меньшинства Приднестровья и Гагаузии и их отношение к ЕС 45
3.2 Политика ЕС в отношении Приднестровья 63
Глава 4. Взаимоотношения Молдавии и Румынии 73
4.1 Оценка современного состояния отношений Молдавии и Румынии 73
4.2 Влияние членства Румынии в ЕС на отношения с Молдавией 78
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 89
Уже на раннем этапе согласования внутри Евросоюза эта инициатива была заблокирована целым рядом европейских стран, в первую очередь Германией.
Эта ситуация в очередной раз продемонстрировала ту весьма существенную разницу во внешнеполитических подходах европейских стран, которую ещё в 2003 г. обозначил тогдашний министр обороны США Д. Рамсфельд, сделав знаменитое заявление о «старой и новой» Европах.
В оппозиции к предложению А. Якобовица де Сегеды помимо Германии оказались страны Западной и Южной Европы, а в его поддержку высказались бывшие социалистические государства Восточной Европы (кроме Словакии) и некоторые страны Европейского Севера (Великобритания и др.). Таким образом, в данном случае раскол произошёл по линии отношений тех или иных государств с Россией и их готовности идти на конфликт с ней. Поскольку примерно половина стран ЕС к такому конфликту оказалась не готова, предложение было отвергнуто (верховный представитель ЕС по внешней политике Х. Солана также высказался против него). Кроме того, страны Южной Европы опасались, что ресурсы ЕС будут отвлечены от проблем Средиземноморья в пользу восточной периферии.
В дальнейшие годы ЕС сосредоточился на задачах укрепления своего политического влияния на Кишинёв и на экономической поддержке Молдавии. А в феврале 2011 г. поста спецпредставителя ЕС в Молдавии был упразднен.
Глава 4. Взаимоотношения Молдавии и Румынии
4.1 Оценка современного состояния отношений Молдавии и Румынии
Дипломатические отношения между Молдавией и Румынией были установлены еще до распада СССР, однако обмен дипломатическими представительствами произошел лишь в январе-феврале 1992 г. В 1993 г. состоялся официальный визит в Румынию первого президента Республики Молдова М. Снегура, а в 1996 г. – ответный визит румынского лидера И. Илиеску. После событий 7 апреля 2009 г., когда в результате массовых волнений в основном молодежи, проходивших под флагами Румынии и Евросоюза, ситуация в столице на время вышла из-под контроля официальных властей, когда были сожжены и разграблены здания резиденции президента и парламента, тогдашний президент В. Воронин обвинил в организации беспорядков Бухарест и антикоммунистическую оппозицию, ввел визовый режим на границе с соседним государством и выслал румынского посла и дипломатов. Тем не менее после прихода в 2009 г. к власти в Молдавии Либерально-демократического альянса дипломатические отношения между странами активизировались.
Настоящим прорывом принято считать подписанный в ноябре 2010 г. Договор о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи в пограничных вопросах. Документ носит технический характер и устанавливает порядок использования пограничной зоны.
Долгое время в Бухаресте отказывались ставить подпись под подобным документом. Прошлый президент Румынии Т. Бэсеску объяснял это нежеланием узаконить последствия Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г., в соответствии с которым в 1940 г. территория Молдавии отошла к СССР. Свою уступку Кишинёву Бухарест объяснил желанием поддержать коалицию молдавских либеральных партий, что, по словам Т. Бэсеску, «выбьет козыри в предвыборной борьбе у оппозиционной партии коммунистов», которая обвиняет нынешние власти в курсе на объединение Молдавии и Румынии.
Другим заметным признаком укрепления отношений двух стран является заключение Договора о сотрудничестве военно-воздушных сил. Документ предусматривает взаимный обмен информацией о полётах военных самолетов вблизи межгосударственной границы, обмен радиолокационной информацией о воздушной обстановке, взаимопомощь экипажам военных самолетов, терпящим бедствие, и участие в совместных действиях. По оценкам молдавских экспертов, такое укрепление отношений стран в военной сфере – еще один шаг Молдавии на пути к НАТО, так как Румыния является членом альянса.
С другой стороны, у части молдавских экспертов вызывают беспокойство возможные последствия подписания Кишиневом и Бухарестом в октябре 2009 г. Соглашения о малом трафике на границе, которое предполагает упрощенное ее пересечение гражданами Молдавии, проживающими в 50-километровой приграничной зоне, а главное – возможность «автоматически» считать их румынскими гражданами.
В настоящее время граждане Молдавии могут приобрести («восстановить») румынское гражданство, если они, их родители, бабушки и дедушки жили на румынской территории в период с 1918 по 1940 г., т.е. в годы румынской оккупации. Молдавское законодательство, как и румынское, не запрещает иметь двойное гражданство. Единственным ограничением для этого является румынский закон о гражданстве, который устанавливает лимит на количество рассматриваемых заявлений – не более 30 тыс. в год. По информации Министерства иностранных дел Румынии, не рассмотренными остаются более 500 тыс. заявлений от граждан Молдавии на получение румынского гражданства. Для того, чтобы их принять и зарегистрировать, учитывая действующий в стране закон, потребуется 12 лет. Однако законодательные нормы могут быть изменены, и такая возможность уже обсуждается в Румынии.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день румынское подданство имеют 300–800 тыс. граждан Республики Молдова. Так как официально ни Бухарест, ни Кишинев не сообщают точные данные о количестве румынских граждан в Молдавии, это становится предметом разного рода слухов и домыслов.
Среди действующих в Молдавии организаций, идеологией которых традиционно является сближение с Румынией, одной из самых значительных можно назвать Христианско-демократическую народную партию, возглавляемую Ю. Рошкой. Правда, после сделки, заключенной с ПКРМ в 2005 г., как политик этот лидер потерял свой вес и перешел в разряд маргиналов.
В Молдавии есть также партия, открыто выступающая за унионизм, - это Национал-либеральная партия В. Павличенко и А. Цэрану. Один из ее лозунгов – «Республика Молдова – второе румынское государство». Его разделяют также председатель Социал-либеральной партии О. Серебрян и Д. Гуцу, возглавляющий довольно маргинальную Национал-румынскую партию. Рейтинг этих партий молдавские аналитики оценивают в 2–3 %.
В Молдавии насчитывается более 1 тыс. неправительственных организаций (НПО), работающих в разных сферах (культуры, развития общества, экономики, СМИ, образования, медицины, науки и др.). Стоит отметить, что практически все НПО, основным источником доходов которых являются зарубежные гранты (а таких значительное большинство), получают материальную и техническую помощь от стран ЕС и США, что, естественно, влияет на деятельность их получателей и способствует популяризации идей о евроинтеграции и западных ценностей. В Молдавии также существуют НПО, ратующие за сближение Молдавии с Румынией. Среди них – Унионистское движение Молдавии (председатель И. Брату), Демократический форум румын Молдавии (председатель Н. Дабижа), Союз румын Бессарабии, Северной Буковины и Херцы (председатель Г. Вита).
В Молдавии при финансовой поддержке департамента по связям с румынами всего мира МИД Румынии и Унионистского союза писателей Молдавии осуществляется проект «Расширение трансграничного сотрудничества журналистов Молдовы и Румынии».
Усиление влияния Румынии в Молдавии особенно заметно в образовательной и культурной сферах. Серьёзных успехов в последнее время достиг Бухарест и на дипломатическом поприще. И во многом усиление позиций Румынии в Республике Молдова вызвано ослаблением позиций России в этом регионе в целом.
Однако, несмотря на активизацию двусторонних экономических связей, как торговый и инвестиционный партнер Молдавии Румыния все-таки не может тягаться с Россией. Румынский бизнес заинтересован в сближении двух стран лишь до определенного предела, так как ему выгодны преимущества более либерального молдавского экономического законодательства и отсутствие контроля со стороны ЕС.
Тем не менее, тот факт, что даже одна из самых бедных стран Европы – Румыния – проводит сегодня продуманную и эффективную политику в стране, где ее интересы пересекаются с интересами России, говорит не в российскую пользу.
Существующие тенденции в этнополитических отношениях Румынии и Молдавии можно охарактеризовать как осторожное сближение. Однако главными фактором, способствующим этому процессу, является не этническая и культурная близость молдаван и румын (что несомненно имеет место), а стремление Молдавии к политической и экономической интеграции с Западом, прежде всего с Евросоюзом. Привлекательность западного образа жизни и модели свободного либерального рынка на фоне тяжёлой социально-экономической ситуации и медленного развития или стагнации интеграционных процессов на территории СНГ заставляет молдаван смотреть на Запад, в том числе и в сторону Румынии, которая недавно стала его частью.
Внутри румынской политической и экономической элиты существуют разные настроения. Одни испытывают ностальгию по утраченному единству времён «Великой Румынии» и мечтают его восстановить. Другие, настроенные русофобски и ультралиберально, рассматривают укрепление румынского влияния в Молдавии в контексте американской и европейских доктрин распространения демократии и сдерживания геополитических амбиций России. В последнем случае речь идет даже не столько об интересах Румынии, как таковой, или понимаемых в либеральном ключе интересах Молдавии, сколько о геополитических интересах ЕС, США и НАТО.
Следует учитывать и то, что усиление прорумынских настроений в Молдавии стало возможным из-за внутренней политической слабости молдавской государственности и непосредственно молдованистского национального проекта. Это, а также все сказанное выше, убеждает, что румынизм и румынская национальная идентичность имеют все возможности утвердиться в Молдавии.
Характерным признаком современного унионизма является демократическо-либеральная форма его политического выражения (а не подчёркнуто этнонационалистическая, как это было во времена Народного фронта). Достаточно сказать, что деятели Альянса за европейскую интеграцию (название которого говорит само за себя) с их прорумынскими политическими взглядами являются к тому же декларированными либералами.
Стоит также отметить, что нынешняя ситуация в Молдавии несет в себе серьезный конфликтогенный потенциал, поскольку в ней возможно возникновение всех трех типов конфликтов – этнического, религиозного и социально-экономического, причем первые два непосредственно связаны с вопросом национальной и государственной идентичности молдаван.
Молдавия – многоэтничное государство. Кроме титульной нации здесь проживают также русские, украинцы, болгары и гагаузы. И в случае закрепления румынистской парадигмы проведение румынизации сверху и строительство гражданской нации на основе румыно-молдавского этноса еизбежно затронут другие народы республики. А значит, существующая сейчас возможность возникновения конфликтов на этнической и социально-политической почве сохранится и в будущем.
Что касается конфликта конфессионального, то сегодня в Молдавии, где подавляющее большинство населения составляют православные, внешне все спокойно. Однако противоречия между Бессарабской и Молдавской митрополиями все-таки существуют и, по всей видимости, сохранятся в будущем.
4.2 Влияние членства Румынии в ЕС на отношения с Молдавией
Несмотря на то, что Молдавия и Румыния до сих пор не подписали базовый политический договор о дружбе и сотрудничестве, между ними существуют довольно тесные культурные, социально-политические и экономические связи. Многие российские и молдавские эксперты объясняют отсутствие договора о дружбе и сотрудничестве между двумя республиками «имперскими» намерениями Румынии «поглотить» Республику Молдова. Эти опасения имеют под собой некоторые основания, которые убеждают в том, что молдавская государственность действительно находится под угрозой. К ним можно отнести усиление в Молдавии политических элит унионистской направленности и парламентских партий, ориентированных на более тесное сотрудничество с Румынией; массовое принятие молдавским населением румынского гражданства; острый открытый конфликт двух существующих на одной канонической территории епархий православной церкви – румынской и молдавской; провальную гуманитарную политику властей Молдавии, в результате которой в республике выросло целое поколение граждан, считающих себя румынами.
Не случайно и то, что молдавский парламент периодически возвращается к обсуждению вопроса о признании молдавского (государственного) языка румынским, а экс-исполняющий обязанности президента М. Гимпу в 2010 году выступал даже с заявлением об учреждении «дня советской оккупации».
Все это ведет к ухудшению отношений между Россией и Молдавией, которое происходит во многом за счет укрепления молдавско-румынских связей. Однако в Румынии политические элиты, бизнес-группы и население в целом по-разному относятся к перспективе поглощения Молдавии. Тем не менее усиление румынских позиций в соседней стране оценивается в Бухаресте положительно.
Так, Румыния настойчиво пытается заявить о себе как о поверенном Молдавии по вопросам вступления республики в Европейский Союз, что в общем позитивно воспринимается молдавской стороной, для которой евроинтеграция является по сути национальной идеей. Бухарест также стремится принять непосредственное участие в разрешении приднестровского конфликта, включившись в переговорный процесс на правах участника. Для Румынии более тесный диалог с Республикой Молдова – это и заявка на региональное лидерство, и более либеральный рынок для бизнеса, и громоотвод для определенных политических сил, а для некоторой части населения – признание Молдавии исконно румынской, «искусственно отделенной» территорией.
Другим интересным и малоизученным аспектом внешней политики Румынии является ее работа с молдавскими гражданами, проживающими за пределами страны, с целью вовлечения их в сферу своего влияния.
Молдавский фактор играет особую роль во внутренней политике Румынии. В румынской элите и в обществе в целом можно выделить несколько групп, по-разному относящихся к данной проблеме.
Первая группа – это политики, выходцы из прежней элиты эпохи Н. Чаушеску, прежде всего партийной верхушки и органов государственной безопасности. Тайная полиция Н. Чаушеску, которая была одной из наиболее эффективных и мощных в социалистическом блоке, и после своего упразднения остаётся серьёзным фактором во внутренней и внешней политике страны (речь идёт о сохранившихся связях и наработанных теневых схемах).
Созданный после «революции» 1989 г. класс крупных собственников формировался во многом за счёт выходцев из партийной номенклатуры и лиц, связанных с органами госбезопасности. То же самое можно сказать и о политическом классе новой Румынии. Примечательно, что прошлый президент Т. Бэсеску, занимавший свой пост до декабря 2014 года, не избежал обвинений в работе на Секуритате. Представители этой группы традиционно воспринимают Молдавию (Бессарабию) как утраченную румынскую провинцию, как ребёнка, временно оторванного от «страны-матери». Во многом это является продолжением чаушисткой линии в отношении Бессарабии и отражением не столько некого «антирусизма», сколько свойственного румынской политической культуре национализма, получившего серьёзный импульс именно во времена Н. Чаушеску.
Современная политическая элита во многом продолжает националистический курс Н. Чаушеску, во всяком случае по отношению к Молдавии.
Независимо от того, как представители этого класса, составляющего основу всех политических партий, относятся к России, их настрой на воссоединение с Молдавией является бесспорным.
Вторая группа – это представители космополитической интеллигенции, многие из которых сотрудничают с западными неправительственными организациями, цель которых – содействовать продвижению демократии в странах Восточной Европы (например, Фонд Сороса). Эта группа рьяно поддерживает все, что связано с Западом, и отличается ярым русофобством. Для этой части интеллигенции бессарабский вопрос важен именно в контексте противостояния России и пророссийским тенденциям в Молдавии. Поэтому призывы к объединению у них обязательно сочетаются с поддержкой наиболее прозападных и либеральных сил в этой республике.
Однако крайнее западничество зачастую приводит некоторых представителей этой части интеллигенции к отрицанию унионистских стремлений, молдаване становятся тогда «кэгэбистами», «советской деревенщиной» и т.п.
Среди сетевых структур, объединяющих представителей прозападной интеллигенции, стоит назвать Группу за социальный диалог и Гражданский альянс.
Особым унионизмом отличаются румыны Трансильвании, которые обладают обостренным национальным чувством из-за исторически сложившихся непростых отношений с венграми.
Молдавский фактор во внутренней политике Румынии начал играть более заметную роль с момента прихода к власти в 2005 г. предыдущего президента Т. Бэсеску. Возглавляемая им Демократическо-либеральная партия в борьбе с социал-демократами попыталась привлечь на свою сторону консервативно-патриотический электорат и даже сыграть на свойственных румынскому обществу националистических настроениях. Для того, чтобы отмежеваться от обвинений в антивенгерских настроениях (присущих, например, партии «Великая Румыния»), мешающих интеграции в европейские структуры, а также не потерять потенциального союзника в лице влиятельной партии венгерского меньшинства – Демократического объединения венгров Румынии (UDMR) – Т. Бэсеску и те, кто определял его политическую стратегию, должны были обратиться к другому задевающему национальные чувства румын вопросу – бессарабскому, который послужил к тому же и своеобразным громоотводом, отвлекающим население от внутренних проблем.
Типичным примером такой манипуляции стала проунионистская речь представителя Румынии на сессии Генеральной Ассамблеи ООН еще в октябре 2010 г., т.е. в то самое время, когда Бухарест сотрясали массовые выступления противников режима Т. Бэсеску, недовольных экономической политикой правительства, возглавляемого его соратником по партии Э. Бокой. Напомним, что к выступлениям крестьян, рабочих, пенсионеров и бюджетников присоединились тогда и сотрудники полиции, т.е. те, кто должен был оппозиционные митинги разгонять.
В 2007 г. была принята Стратегия национальной безопасности Румынии, в которой отношения с Молдавией рассматривались как приоритетные. Их основой признавался принцип «один народ – два государства».
Однако проунионисткая риторика Т. Бэсеску во многом определялась чисто внутриполитическими причинами. Кроме Т. Бэсеску вопрос о присоединении Бессарабии или объединении с Республикой Молдова открыто поднимается только партией «Великая Румыния». Вместе с тем тема интеграции двух «румынских государств» или хотя бы обсуждение «бессарабского вопроса» в качестве отдельной проблемы не встречается ни в одном официальном документе этой партии, равно как и в документах других крупных политических партий. Среди социал-демократов за увеличение румынского влияния в Молдавии открыто выступал известный поэт и политический деятель, уроженец города Бельцы (Молдавия) А. Паунеску, однако его персональная позиция никогда не рассматривалась как позиция всей партии.
Нынешний президент Румынии Клаус Йоханнис в рамках официального визита в Молдавию в феврале 2015 года особо отметил, что его страна будет оказывать всевозможную помощь своему молдавскому соседу в вопросах евроинтеграции. Так, он заявил: «В Румынии и у других европейских партнеров существуют большие ожидания и надежды относительно европейского пути Молдавии, в пользу которого граждане страны высказались на парламентских выборах в ноябре 2014 года. Хочу заверить как молдавских, так и румынских граждан: Румыния сделает все возможное для поддержки Молдавии на ее европейском пути. Волю граждан необходимо уважать».
Румынский фактор во внутренней политике Молдавии также необходимо осветить. Так, в ходе переписи 2004 г. 76,1% населения Молдавии назвали себя молдаванами и только 2,2% – румынами.
При этом, согласно исследованию Института публичной политики РМ, 63% населения республики ориентировано на вступление в ЕС, причем среди молдаван 68,5% ответили на этот вопрос положительно (среди всех других национальностей – меньше 50%). Наибольший энтузиазм в этом вопросе проявляет молодежь – 73% «за».
На вопрос «Какая страна должна быть главным стратегическим партнером Республики Молдова?» 50,4% опрошенных выбрали вариант «Российская Федерация», 25% – «Евросоюз» и 8,7% – «Румыния». Однако среди молдаван Россию выбрали лишь 44%, а ЕС и Румынию – 28,8% и 10,1% соответственно. Еще меньше поддержала партнерство с Россией молодежь (39,3%), зато в этой возрастной группе больше была доля отдавших голоса за ЕС (35%) и Румынию (14%). В целом среди молодежи общее число сторонников румыно-европейского вектора превышает число сторонников России.
Аналогичная тенденция наблюдается среди молдавских избирателей в поддержке тех или иных политических партий. Так, партию коммунистов (ПКРМ) в основном поддерживают люди пенсионного возраста и сельские жители; партии либерально-демократического толка – молодежь и горожане.
В настоящее время наибольшее влияние в республике имеют ПКРМ, ЛДПМ, ДП, ЛП, которые выступают за присоединение к Евросоюзу. ЛДПМ и ЛП имеют тесные контакты с румынской политической элитой и бизнесом. Лидеры ЛП, бывший исполняющий обязанности президента М. Гимпу (брат известного униониста и диссидента Г. Гимпу) и его племянник, мэр Кишинева Д. Киртоаке, тоже всегда считались активными унионистами. Вероятно, М. Гимпу не смог в полной мере раскрыть свои унионистские взгляды на президентском посту, поскольку в Молдавии курс на объединение с Румынией не столь уж популярен (не более 13%).
С другой стороны, в республике все большую поддержку встречает идея вступления в ЕС, и именно в деле евроинтеграции Бухарест стремится активно играть для Молдавии роль старшего брата и покровителя.
Так как Кишинев не находит однозначной поддержки своему скорейшему присоединению к Евросоюзу, он вынужден искать точки опоры среди стран-членов, и Румыния как ближайший сосед, имеющий родственную историю и культуру, готова помочь Молдавии в этом вопросе.
Заключение
В целом, становление Европейского Союза связано, прежде всего, с процессами европейской интеграции, которые взяли свое начало еще после окончания Второй мировой войны. Они были обусловлены закономерностями экономического развития и инициированы политическими решениями, приятными на уровне руководства ведущих держав европейского континента.
За многочисленные годы, прошедшие с момента заявления Р. Шумана в 1950 году, который стал инициатором централизованной организации производства угля и стали во Франции и Федеративной Республики Германии, что в результате привело к учреждению ЕОУС, были учреждены Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли, приняты решения об углублении интеграции, приняты новые страны-члены. Все эти процессы и сформировали ЕС таким, каким можем видеть его в сегодняшние дни. Евросоюз союз является одним из ведущих акторов мирового сообщества, его влияние очень сильно как в политике, так и в экономике.
Расширение Европейского Союза является важным процессом развития европейской интеграции. Однако последние расширения Евросоюза (в частности, принятие таких стран как Болгария и Румыния в 2009 г. и Хорватии в 2013 г.) стало в большей мере политическими шагами, чем экономическими, так как до настоящего времени страны Восточной Европы серьезно уступают другим членам Евросоюза. Вопрос присоединения Молдавии к ЕС также рассматривается в данном ключе.
Проведенный анализ показал, что базовым документом, который положил начало отношениям Молдавии и ЕС, стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу в 1998 году. В дальнейшем сотрудничество с молдавской стороной Евросоюз строил сначала по линии «Европейской политики соседства», в последствии переросшей в «Восточное партнерство».
Одним из ключевых аспектов отношений ЕС и Молдавии являются финансовые и экономические рычаги, которые помогают Евросоюзу в реализации его политических задач. Молдавия получает от ЕС очень ощутимую поддержку как в виде прямой финансовой помощи, так и в форме торговых льгот.
В настоящем исследовании сделан вывод о том, что закрепление экономической зависимости Молдавии от ЕС рассматривается этой организацией в качестве основы для политического доминирования в будущем.
Самым важным на данный момент событием в отношениях Молдавии и ЕС стало подписание в 2014 году Соглашения об ассоциации, которая стало результатом как молдавской внутренней политики, так и политики самого Евросоюза.
В самой Молдавии отношение к европейской интеграции может быть охарактеризовано как неоднозначное. С одной стороны, в 2009 году к власти пришел альянс партий, который даже в своем названии закрепил стремление к интеграции в ЕС. Подобные внешнеполитические приоритеты остались неизменными на протяжении всех последующих лет и свойственны нынешнему правительству.
Воспринимая ЕС как наиболее влиятельную внешнюю силу, политический класс Молдавии еще после 2003 г. считал приоритетом отношения с ЕС, а не взаимодействие в рамках постсоветского пространства.
Ориентация Молдавии на ЕС имеет определенные преимущества для этой страны, среди них были выделены такие факторы как активизация политики ЕС в отношении Молдавии, возросшая зависимостью молдавского политического класса от ЕС, неучастие Украины в евразийских интеграционных структурах и др. Все эти политические факторы сдерживают интерес Молдавии к процессам интеграции на евразийском пространстве.
Однако в Молдавии все-таки есть силы, которые выступают против подключения к европейской интеграции и развитию более тесных отношений с Россией и Евразийским экономическим союзом. В данном случае речь идет о национальных меньшинствах, проживающих в Приднестровье и Гагаузии.
Вопрос Приднестровья всегда занимал особое место в отношениях Молдавии и Европейского Союза. С 2003 года ЕС стал активным участником процесса урегулирования приднестровского конфликта, начал использовать санкционные инструменты против руководства Приднестровья. С 2005 по 2011 г. в ЕС действовала должность специального представителя ЕС по Молдавии.
В целом политика ЕС в данном вопросе может быть сегодня охарактеризована как укрепление экономического, политического и социального влияния, организация различных долгосрочных программ и т.п.
В настоящее время остается не совсем ясным вопрос о последствиях для Приднестровья торговой и визовой либерализации между ЕС и Молдавией и шире – о том, как будут соотноситься в политике ЕС цели воссоединения Молдавии и Приднестровья и в то же время интеграции Молдавии с Евросоюзом.
Наконец, особым вопросом в контексте интеграции Молдавии в ЕС являются молдавско-румынские отношения. У этих двух государств исторически сложились тесные связи. Власти Румынии, которая в 2009 году уже стала членом ЕС, полностью поддерживают стремления Молдавии к евроинтеграции. Также уже давно ведутся разговоры об идеях унионизма, однако официальная позиция Молдавии предполагает вступление в ЕС «через Брюссель», а не «через Бухарест».
Список использованных источников и литературы
Андриевский A. Русскоязычные Молдовы: свои или чужие // URL: http://ava.md/analytics-commentary/024837-russkoyazichnie-moldovi-svoi-ili-chuzhie.html
Беликова Ю.В., Бовдунов А.Л. Молдавия – Румыния: перспективы сближения // Проблемы национальной безопасности. 2011. №2(7). С. 70-86.
Геополитический анализ и мониторинг // Геополитика. 2010. №1. Сентябрь. С. 75-79.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2011.
Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под. ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М., 2003.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 2004.
ЕС пообещал выделить на модернизацию Молдавии 130 млн евро // URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2014/09/01/1310326.html
Захарова Н.В. Расширение Европейского Союза на Восток: проблемы и последствия // Проблемы современной экономики. 2008. №2 (26).
Ивашкина И. народ свое слово сказал // Молдово-приднестровский регион. 2014. Апрель. №1–2(16–17). С. 30-31.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2012. №4. С. 3-14.
Кишинев стремится развивать отношения с Россией вне зависимости от курса Молдавии на евроинтеграцию // URL: http://www.ng.ru/cis/2014-11-19/7_moldavia.html
Компетенция ЕС и основные направления деятельности // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
Ларионов Д.А.Основные проблемы развития экономики Европейского Союза. М., 2004.
Левченко М. Молдову досрочно покидают сразу три дипломата // URL: http://ru.rfi.fr/evropa/20140715-moldovu-dosrochno-pokidayut-srazu-tri-diplomata/
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
На долгосрочную программу развития Гагаузии выделят 12 млн. евро // URL: http://gagauzianews.md/index.php?newsid=109
Отношения Молдавии и Румынии переживают ренессанс // URL: http://www.dw.com/ru/%D0% D1%81/a-18280365
Первый канал о подписании Молдовой Соглашения об ассоциации // URL: http://point.md/ru/novosti/politika/quotpervij-kanalquot-o-podpisanii-moldovoj-soglasheniya-ob-associacii
Подписан договор о вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года // URL: http://www.rg.ru/2005/04/26/strany-anons.html
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия // URL: http://idetperformance.com/fundamentalnye-problemy-razvitiya-ekonomiki-es/537-rasshirenie-evrosoyuza-scenarij-problemy.html
Республика Молдова. Страновой обзор // URL: http://www.kaznexinvest.kz/napr/analytics/export/cr/moldova_2013.pdf
Румыния и Молдавия подписали договор о границе // URL: http://www.vz.ru/news/2010/11/8/445646.html
Соцопрос: В парламент Молдавии проходят 6 партий, самый популярный политик — премьер Лянкэ // URL: http://www.regnum.ru/news/1867626.html
Тарасов И. Фиксируем тенденцию. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
Территория заговора // URL: http://newsmaker.md/rus/novosti/territoriya-zagovora
Тодуа З. Молдавия на перепутье // URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2014-10-13/11_moldavia.html
Указ о дне советской оккупации отменён в Молдове по требованию правящей коалиции – Лупу // URL: http://www.newsmoldova.ru/newsline/20100628/188035442.html
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2010.
Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 2007.
Ядуха В. Геополитическая плодожорка // URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2014/09/09/1313366.html
Berbeca V. Influence of Ethnic Minorities on State’s Foreign Policy // Moldova’s Foreign Policy Statewatch. 2011. September.
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Całus K. Gagauzia: Growing Separatism in Moldova? // URL: http://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2014-03-10/gagauzia-growing-separatism-moldova
Comerţul exterior al Republicii Moldova în anul 2013 // URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/comert_exterior/serii_infraanuale/Com_ Ext_2011_2013.zip
Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee, the Committee of the regions and the European Central Bank. 5 years of an enlarged EU. Economic achievements and challenges // // URL: http://eeas.europa.eu
Delegation of the European Union to Moldova. EU-Moldova Relations: Deliverables // URL: http://eeas.europa.eu/delegations/moldova/eu_moldova/political_relations/eu_mold ova_relations_deliverables/index_en.htm
Enlargement policy // European Commission // URL: http://ec.europa.eu/enlargement/policy/from-6-to-28-members/index_en.htm
EU/Moldova Action Plan // URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/action_plans/moldova_enp_ap_final_en.pdf
European Commission - Enlargement - Phare // URL: http://ec.europa.eu/enlargement/policy/glossary/terms/phare_en.htm
European Union GDP Share of World Statistics // URL: http://www.economywatch.com
European Union, Imports from Moldova: European Union, Trade with Moldova // URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113419.pdf
Eurostat // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/introduction
Horbowski T. Questions About Moldovan «Success Story» // URL: http://eastbook.eu/en/2012/02/country-en/moldova-en/questions-about-moldovan-success-story/
Institute for Public Policy. Barometer of Public Opinion // URL: http://ipp.md/lib.php?l=ro&idc=156
Kaplan R.D. Why Moldova Urgently Matters // URL: http://www.stratfor.com/sample/weekly/why-moldova-urgently-matters
Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:21998A0624%2801%29:EN:HTML
Polish-Swedish Proposal. Eastern Partnership. June 2008 // URL: http://www.enpi-info.eu/library/sites/default/files/at-tachments/Polish-Swedish%20Proposal.pdf
Popescu N. The EU in Moldova – Settling conflicts in the neighbourhood. European Union Institute for Security Studies // URL: http://www.iss.europa.eu/publications/detail/article/the-eu-in-moldova-settling-conflicts-in-the-neighbourhood/
Prina F. What Next for Moldova’s Minorities after Crimea? // URL: http://www.ecmi.de/uploads/tx_lfpubdb/Brief_33.pdf
Prohnițchi V. Strategic Comparison of Moldova’s Integration Options: Deep and Comprehensive Economic Integration with the EU Versus the Accession to the Russia -Belarus-Kazakhstan Customs Union // Economic Analysis and Forecast Paper. 2012. №3.
Scheffers B. Tempering expectations: EU involvement with the Transdniestrian conflict // Security and Human Rights. 2010. № 4. Р.295-299.
Siddi M., Gaweda B. Bystander in its neighbourhood? The European Union’s involvement in protracted conflicts in the post-Soviet space : IEP Policy Papers on Eastern Europe and Central Asia // URL: http://www.iep-berlin.de/fileadmin/website/09_Publikationen/Sonstige/SIDDI_GAWEDA_Bystander_in_its_neighbourhood_May2012.pdf
Socor V. Angela Merkel Opens a European Perspective for Moldova // URL: http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews[tt_news]=39802
Statement by the Russian Ministry of Foreign Affairs regarding accusations of Russia’s violation of its obligations under the Budapest Memorandum of 5 December 1994 // URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/B173CC77483EDEB944257CAF004E64C1
Strategie de Securutate Naţionalǎ a României. Bucureşti, 2007 // URL: http://www.presidency.ro/static/ordine/SSNR/SSNR.pdf
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm
Views of National Minorities // Pew Research Center Global Attitudes Project // URL: http://www.pewglobal.org/2011/12/05/chapter-5-nationalism-in-russia/
Widening the European Dialogue in Moldova. Sociological Survey. Results // URL: http://www.cepolicy.org/sites/cepolicy.org/files/attachments/survey_results.pdf
Zabarah D. A. Nation and Statehood in Moldova. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2011.
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Ларионов Д.А.Основные проблемы развития экономики Европейского Союза. М., 2004. С. 33.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 2004.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Т Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134ам же.
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Там же.
Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 2007.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2011. С. 54.
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 2004. С. 29.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2012. №4. С. 3-14.
Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2011. С. 36.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2012. №4. С. 3-14.
Компетенция ЕС и основные направления деятельности // Энциклопедия Кругосвет // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
Компетенция ЕС и основные направления деятельности // Энциклопедия Кругосвет // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
Тарасов И. Фиксируем тенденцию. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2007. Том 5. №3 (15) // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
Там же.
Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под. ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М., 2003. С. 112.
Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия // URL: http://idetperformance.com/fundamentalnye-problemy-razvitiya-ekonomiki-es/537-rasshirenie-evrosoyuza-scenarij-problemy.html
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994. С. 54.
European Commission - Enlargement - Phare // URL: http://ec.europa.eu/enlargement/policy/glossary/terms/phare_en.htm
Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 2004. С. 61.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2010. С. 39.
Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под. ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М., 2003. С. 62.
Там же.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2010. С. 41.
Там же.
Подписан договор о вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года // URL: http://www.rg.ru/2005/04/26/strany-anons.html
Подписан договор о вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года // URL: http://www.rg.ru/2005/04/26/strany-anons.html
Enlargement policy // European Commission // URL: http://ec.europa.eu/enlargement/policy/from-6-to-28-members/index_en.htm
Agenda 2000: for a stronger and wider Union.
Eurostat // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/introduction
European Union GDP Share of World Statistics // URL: http://www.economywatch.com
Eurostat // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/introduction
Там же.
Eurostat // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/introduction
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2010. С. 78.
Eurostat // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/introduction
Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee, the Committee of the regions and the European Central Bank. 5 years of an enlarged EU. Economic achievements and challenges. P. 20
Захарова Н.В. Расширение Европейского Союза на Восток: проблемы и последствия // Проблемы современной экономики. 2008. №2 (26).
Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee, the Committee of the regions and the European Central Bank. 5 years of an enlarged EU. Economic achievements and challenges. P. 20
EU/Moldova Action Plan // URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/action_plans/moldova_enp_ap_final_en.pdf
Там же.
Polish-Swedish Proposal. Eastern Partnership. June 2008 // URL: http://www.enpi-info.eu/library/sites/default/files/at-tachments/Polish-Swedish%20Proposal.pdf
European Union, Imports from Moldova: European Union, Trade with Moldova // URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113419.pdf
Socor V. Angela Merkel Opens a European Perspective for Moldova // URL: http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews[tt_news]=39802
Ядуха В. Геополитическая плодожорка // URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2014/09/09/1313366.html
ЕС пообещал выделить на модернизацию Молдавии 130 млн евро // URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2014/09/01/1310326.html
Кишинев стремится развивать отношения с Россией вне зависимости от курса Молдавии на евроинтеграцию // URL: http://www.ng.ru/cis/2014-11-19/7_moldavia.html
Тодуа З. Молдавия на перепутье // URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2014-10-13/11_moldavia.html
Соцопрос: В парламент Молдавии проходят 6 партий, самый популярный политик — премьер Лянкэ // URL: http://www.regnum.ru/news/1867626.html
Республика Молдова. Страновой обзор // URL: http://www.kaznexinvest.kz/napr/analytics/export/cr/moldova_2013.pdf
Institute for Public Policy. Barometer of Public Opinion // URL: http://ipp.md/lib.php?l=ro&idc=156
Ивашкина И. народ свое слово сказал // Молдово-приднестровский регион. 2014. Апрель. №1–2(16–17). С. 30-31.
См.: Całus K. Gagauzia: Growing Separatism in Moldova? // URL: http://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2014-03-10/gagauzia-growing-separatism-moldova
Views of National Minorities // Pew Research Center Global Attitudes Project // URL: http://www.pewglobal.org/2011/12/05/chapter-5-nationalism-in-russia/
Widening the European Dialogue in Moldova. Sociological Survey. Results // URL: http://www.cepolicy.org/sites/cepolicy.org/files/attachments/survey_results.pdf
Первый канал о подписании Молдовой Соглашения об ассоциации // URL: http://point.md/ru/novosti/politika/quotpervij-kanalquot-o-podpisanii-moldovoj-soglasheniya-ob-associacii
Całus K. Gagauzia: Growing Separatism in Moldova? // URL: http://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2014-03-10/gagauzia-growing-separatism-moldova
Андриевский A. Русскоязычные Молдовы: свои или чужие // URL: http://ava.md/analytics-commentary/024837-russkoyazichnie-moldovi-svoi-ili-chuzhie.html
Delegation of the European Union to Moldova. EU-Moldova Relations: Deliverables // URL: http://eeas.europa.eu/delegations/moldova/eu_moldova/political_relations/eu_mold ova_relations_deliverables/index_en.htm
Comerţul exterior al Republicii Moldova în anul 2013 // URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/comert_exterior/serii_infraanuale/Com_ Ext_2011_2013.zip
Prina F. What Next for Moldova’s Minorities after Crimea? // URL: http://www.ecmi.de/uploads/tx_lfpubdb/Brief_33.pdf
На долгосрочную программу развития Гагаузии выделят 12 млн. евро // URL: http://gagauzianews.md/index.php?newsid=109
Horbowski T. Questions About Moldovan «Success Story» // URL: http://eastbook.eu/en/2012/02/country-en/moldova-en/questions-about-moldovan-success-story/
См.: Horbowski T. Questions About Moldovan «Success Story» // URL: http://eastbook.eu/en/2012/02/country-en/moldova-en/questions-about-moldovan-success-story/
Berbeca V. Influence of Ethnic Minorities on State’s Foreign Policy // Moldova’s Foreign Policy Statewatch. 2011. September. P. 2.
Kaplan R.D. Why Moldova Urgently Matters // URL: http://www.stratfor.com/sample/weekly/why-moldova-urgently-matters
Statement by the Russian Ministry of Foreign Affairs regarding accusations of Russia’s violation of its obligations under the Budapest Memorandum of 5 December 1994 // URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/B173CC77483EDEB944257CAF004E64C1
Территория заговора // URL: http://newsmaker.md/rus/novosti/territoriya-zagovora
Prohnițchi V. Strategic Comparison of Moldova’s Integration Options: Deep and Comprehensive Economic Integration with the EU Versus the Accession to the Russia -Belarus-Kazakhstan Customs Union // Economic Analysis and Forecast Paper. 2012. №3.
Zabarah D. A. Nation and Statehood in Moldova. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2011.
Левченко М. Молдову досрочно покидают сразу три дипломата // URL: http://ru.rfi.fr/evropa/20140715-moldovu-dosrochno-pokidayut-srazu-tri-diplomata/
Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:21998A0624%2801%29:EN:HTML
Popescu N. The EU in Moldova – Settling conflicts in the neighbourhood. European Union Institute for Security Studies // URL: http://www.iss.europa.eu/publications/detail/article/the-eu-in-moldova-settling-conflicts-in-the-neighbourhood/
Siddi M., Gaweda B. Bystander in its neighbourhood? The European Union’s involvement in protracted conflicts in the post-Soviet space : IEP Policy Papers on Eastern Europe and Central Asia // URL: http://www.iep-berlin.de/fileadmin/website/09_Publikationen/Sonstige/SIDDI_GAWEDA_Bystander_in_its_neighbourhood_May2012.pdf
Там же.
Scheffers B. Tempering expectations: EU involvement with the Transdniestrian conflict // Security and Human Rights. 2010. № 4. Р. 297.
Румыния и Молдавия подписали договор о границе // URL: http://www.vz.ru/news/2010/11/8/445646.html
Беликова Ю.В., Бовдунов А.Л. Молдавия – Румыния: перспективы сближения // Проблемы национальной безопасности. 2011. №2(7). С. 70.
Указ о дне советской оккупации отменён в Молдове по требованию правящей коалиции – Лупу // URL: http://www.newsmoldova.ru/newsline/20100628/188035442.html
Геополитический анализ и мониторинг // Геополитика. 2010. №1. Сентябрь. С. 77.
Strategie de Securutate Naţionalǎ a României. Bucureşti, 2007 // URL: http://www.presidency.ro/static/ordine/SSNR/SSNR.pdf
Отношения Молдавии и Румынии переживают ренессанс // URL: http://www.dw.com/ru/%D0% D1%81/a-18280365
См.: Беликова Ю.В., Бовдунов А.Л. Молдавия – Румыния: перспективы сближения // Проблемы национальной безопасности. 2011. №2(7). С. 74.
См.: Беликова Ю.В., Бовдунов А.Л. Молдавия – Румыния: перспективы сближения // Проблемы национальной безопасности. 2011. №2(7). С. 74.
2
1. Андриевский A. Русскоязычные Молдовы: свои или чужие // URL: http://ava.md/analytics-commentary/024837-russkoyazichnie-moldovi-svoi-ili-chuzhie.html
2. Беликова Ю.В., Бовдунов А.Л. Молдавия – Румыния: перспективы сближения // Проблемы национальной безопасности. 2011. №2(7). С. 70-86.
3. Геополитический анализ и мониторинг // Геополитика. 2010. №1. Сентябрь. С. 75-79.
4. Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
5. Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
6. Европейский Союз на пороге XXI века. М., 2011.
7. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под. ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М., 2003.
8. Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 2004.
9. ЕС пообещал выделить на модернизацию Молдавии 130 млн евро // URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2014/09/01/1310326.html
10. Захарова Н.В. Расширение Европейского Союза на Восток: проблемы и последствия // Проблемы современной экономики. 2008. №2 (26).
11. Ивашкина И. народ свое слово сказал // Молдово-приднестровский регион. 2014. Апрель. №1–2(16–17). С. 30-31.
12. Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2012. №4. С. 3-14.
13. Кишинев стремится развивать отношения с Россией вне зависимости от курса Молдавии на евроинтеграцию // URL: http://www.ng.ru/cis/2014-11-19/7_moldavia.html
14. Компетенция ЕС и основные направления деятельности // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
15. Ларионов Д.А.Основные проблемы развития экономики Европейского Союза. М., 2004.
16. Левченко М. Молдову досрочно покидают сразу три дипломата // URL: http://ru.rfi.fr/evropa/20140715-moldovu-dosrochno-pokidayut-srazu-tri-diplomata/
17. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
18. На долгосрочную программу развития Гагаузии выделят 12 млн. евро // URL: http://gagauzianews.md/index.php?newsid=109
19. Отношения Молдавии и Румынии переживают ренессанс // URL: http://www.dw.com/ru/%D0% D1%81/a-18280365
20. Первый канал о подписании Молдовой Соглашения об ассоциации // URL: http://point.md/ru/novosti/politika/quotpervij-kanalquot-o-podpisanii-moldovoj-soglasheniya-ob-associacii
21. Подписан договор о вступлении Болгарии и Румынии в Евросоюз с 1 января 2007 года // URL: http://www.rg.ru/2005/04/26/strany-anons.html
22. Представительство Европейской комиссии в России // URL: http://www.delrus.cec.eu.int
23. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия // URL: http://idetperformance.com/fundamentalnye-problemy-razvitiya-ekonomiki-es/537-rasshirenie-evrosoyuza-scenarij-problemy.html
24. Республика Молдова. Страновой обзор // URL: http://www.kaznexinvest.kz/napr/analytics/export/cr/moldova_2013.pdf
25. Румыния и Молдавия подписали договор о границе // URL: http://www.vz.ru/news/2010/11/8/445646.html
26. Соцопрос: В парламент Молдавии проходят 6 партий, самый популярный политик — премьер Лянкэ // URL: http://www.regnum.ru/news/1867626.html
27. Тарасов И. Фиксируем тенденцию. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
28. Территория заговора // URL: http://newsmaker.md/rus/novosti/territoriya-zagovora
29. Тодуа З. Молдавия на перепутье // URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2014-10-13/11_moldavia.html
30. Указ о дне советской оккупации отменён в Молдове по требованию правящей коалиции – Лупу // URL: http://www.newsmoldova.ru/newsline/20100628/188035442.html
31. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2010.
32. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 2007.
33. Ядуха В. Геополитическая плодожорка // URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2014/09/09/1313366.html
34. Berbeca V. Influence of Ethnic Minorities on State’s Foreign Policy // Moldova’s Foreign Policy Statewatch. 2011. September.
35. Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
36. Całus K. Gagauzia: Growing Separatism in Moldova? // URL: http://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2014-03-10/gagauzia-growing-separatism-moldova
37. Comerţul exterior al Republicii Moldova în anul 2013 // URL: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/comert_exterior/serii_infraanuale/Com_ Ext_2011_2013.zip
38. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee, the Committee of the regions and the European Central Bank. 5 years of an enlarged EU. Economic achievements and challenges // // URL: http://eeas.europa.eu
39. Delegation of the European Union to Moldova. EU-Moldova Relations: Deliverables // URL: http://eeas.europa.eu/delegations/moldova/eu_moldova/political_relations/eu_mold ova_relations_deliverables/index_en.htm
40. Enlargement policy // European Commission // URL: http://ec.europa.eu/enlargement/policy/from-6-to-28-members/index_en.htm
41. EU/Moldova Action Plan // URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/action_plans/moldova_enp_ap_final_en.pdf
42. European Commission - Enlargement - Phare // URL: http://ec.europa.eu/enlargement/policy/glossary/terms/phare_en.htm
43. European Union GDP Share of World Statistics // URL: http://www.economywatch.com
44. European Union, Imports from Moldova: European Union, Trade with Moldova // URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113419.pdf
45. Eurostat // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/introduction
46. Horbowski T. Questions About Moldovan «Success Story» // URL: http://eastbook.eu/en/2012/02/country-en/moldova-en/questions-about-moldovan-success-story/
47. Institute for Public Policy. Barometer of Public Opinion // URL: http://ipp.md/lib.php?l=ro&idc=156
48. Kaplan R.D. Why Moldova Urgently Matters // URL: http://www.stratfor.com/sample/weekly/why-moldova-urgently-matters
49. Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:21998A0624%2801%29:EN:HTML
50. Polish-Swedish Proposal. Eastern Partnership. June 2008 // URL: http://www.enpi-info.eu/library/sites/default/files/at-tachments/Polish-Swedish%20Proposal.pdf
51. Popescu N. The EU in Moldova – Settling conflicts in the neighbourhood. European Union Institute for Security Studies // URL: http://www.iss.europa.eu/publications/detail/article/the-eu-in-moldova-settling-conflicts-in-the-neighbourhood/
52. Prina F. What Next for Moldova’s Minorities after Crimea? // URL: http://www.ecmi.de/uploads/tx_lfpubdb/Brief_33.pdf
53. Prohnițchi V. Strategic Comparison of Moldova’s Integration Options: Deep and Comprehensive Economic Integration with the EU Versus the Accession to the Russia -Belarus-Kazakhstan Customs Union // Economic Analysis and Forecast Paper. 2012. №3.
54. Scheffers B. Tempering expectations: EU involvement with the Transdniestrian conflict // Security and Human Rights. 2010. № 4. Р.295-299.
55. Siddi M., Gaweda B. Bystander in its neighbourhood? The European Union’s involvement in protracted conflicts in the post-Soviet space : IEP Policy Papers on Eastern Europe and Central Asia // URL: http://www.iep-berlin.de/fileadmin/website/09_Publikationen/Sonstige/SIDDI_GAWEDA_Bystander_in_its_neighbourhood_May2012.pdf
56. Socor V. Angela Merkel Opens a European Perspective for Moldova // URL: http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews[tt_news]=39802
57. Statement by the Russian Ministry of Foreign Affairs regarding accusations of Russia’s violation of its obligations under the Budapest Memorandum of 5 December 1994 // URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/B173CC77483EDEB944257CAF004E64C1
58. Strategie de Securutate Naţionalǎ a României. Bucureşti, 2007 // URL: http://www.presidency.ro/static/ordine/SSNR/SSNR.pdf
59. The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
60. Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
61. Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm
62. Views of National Minorities // Pew Research Center Global Attitudes Project // URL: http://www.pewglobal.org/2011/12/05/chapter-5-nationalism-in-russia/
63. Widening the European Dialogue in Moldova. Sociological Survey. Results // URL: http://www.cepolicy.org/sites/cepolicy.org/files/attachments/survey_results.pdf
64. Zabarah D. A. Nation and Statehood in Moldova. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2011.
Вопрос-ответ:
Какие основные черты европейской интеграции?
Основные черты европейской интеграции включают создание единого внутреннего рынка, свободу перемещения товаров, услуг, капитала и людей, и политическое объединение стран-членов.
Какое значение имеют процессы расширения для Европейского Союза?
Процессы расширения играют важную роль для Европейского Союза, поскольку позволяют ему укреплять свою политическую и экономическую силу, повышать свою международную репутацию и стимулировать экономический рост и развитие в регионах, включаемых в состав ЕС.
Какие основные этапы развития отношений Молдавии и Европейского Союза?
Основные этапы развития отношений Молдавии и Европейского Союза включают подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1994 году, начало переговоров о создании зоны свободной торговли в 2008 году, подписание Соглашения об ассоциации в 2014 году и вступление в силу Договора об ассоциации и ЕС в 2016 году.
Какие программы политических партий Молдавии связаны с европейской интеграцией?
Несколько политических партий Молдавии, включая Партию действия и солидарности, Партию «Шор», Партию единой Европы и др., выступают за европейскую интеграцию и стремятся к укреплению отношений Молдавии с Европейским Союзом.
Какие основные программы политических партий Молдавии связаны с европейской интеграцией?
Одной из основных программ политических партий Молдавии, связанных с европейской интеграцией, является программа Партии действия и солидарности, которая предлагает углубить сотрудничество с ЕС, провести экономические реформы в соответствии с европейскими стандартами и обеспечить прозрачность и эффективность государственного управления.
Какие основные черты европейской интеграции были важны для Европейского Союза?
Основные черты европейской интеграции, важные для Европейского Союза, включают создание общего рынка, свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей, а также гармонизацию правовых и экономических политик между странами-членами.
Какие процессы расширения имеют значение для Европейского Союза?
Процессы расширения важны для Европейского Союза, так как они позволяют увеличить его влияние и ресурсы, а также возможность создания более стабильной и прочной экономической и политической системы.
Какие основные этапы развития отношений Молдавии и ЕС можно выделить?
Основные этапы развития отношений Молдавии и Европейского Союза включают подписание Соглашения о ассоциации в 2014 году, вступление в силу этого соглашения в 2016 году, а также поэтапное выполнение Молдавией обязательств, предусмотренных этим соглашением.
Какие программы политических партий Молдавии связаны с европейской интеграцией?
Среди программ политических партий Молдавии, связанных с европейской интеграцией, можно выделить программу "Проевропейская платформа "Достойная Молдова" и программу "Европейская интеграция во имя процветания Молдовы", представленную блоком "Акция и Солидарность". Эти программы поддерживают укрепление отношений Молдавии с Европейским Союзом и активную интеграцию в европейские структуры.
Какое значение имеют интеграционные процессы для Европейского Союза?
Интеграционные процессы имеют большое значение для Европейского Союза, так как они способствуют укреплению его экономической и политической позиции, а также созданию единого пространства с общими правилами и стандартами для всех стран-членов.